программа дополнительного образования "Почемучки"
рабочая программа по теме

Ракутова Анна Георгиевна

Экологическое воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_ekologii_pochemuchka.doc385.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

дополнительного образования

по экологическому воспитанию детей

«Почемучка»

Руководитель:

Воспитатель Ракутова А.Г.

Пояснительная записка

Люди, научившиеся

наблюдениям и опытам,

приобретают способность

сами ставить вопросы и

получать на них ответы,

оказываясь на более высоком

умственном и нравственном

уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел.

(К.Е.Тимирязев)

   Психологи давно бьют тревогу: на школьных уроках, от класса к классу дети перестают задавать вопросы. Дошкольный возраст называют возрастом «почемучек».

   Можно ли повлиять на качество детского вопроса? Это проблема, относящаяся к числу сложнейших в современном дошкольном образовании. В качестве одного из возможных путей ее разрешения выбрано детское экспериментирование.

   Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил А.С. Выготский. Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя живое наблюдение, опыты проводимые ребенком. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта; знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно всегда являются  более осознанными и прочными. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие  его предметы и явления.

    Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой, начинает овладеть основополагающими культурными формами упорядочения опыта.

        Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, не просто помогает, но  и побуждает  детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, обогащая память, активизируя мыслительные процессы, активный словарь, стимулируя личностное развитие. Важная особенность детского экспериментирования состоит в том, что в нем имеют место две противоречивые тенденции: преобразования раскрывают перед ребенком новые стороны свойств и объектов, а новые знания рождают новые вопросы.

          В игровой форме дошкольник делает первые шаги по освоению экспериментального метода. При помощи поэтапных, специально подобранных упражнений, наглядных средств у детей формируется диалектическое  мышление, развивается собственный познавательный опыт в обобщенном виде, складываются предпосылки таких качеств как сообразительность, критичность, пытливость, инициатива. Трудно заранее предсказать, что и как делать, несомненно одно: нестандартный подход к выполнению игр, заданий детьми. Из вышеизложенного следует вывод, что выполнение специальных упражнений, игр, серии опытов и экспериментов, представленных в программе «Почемучка», может существенно повлиять на содержание детского вопроса.        

        Программа может быть реализована в рамках дополнительной услуги, в индивидуальной работе с детьми в домашних условиях.

       Целью программы является популяризация экспериментальной деятельности для детей и в семейном воспитании.

         Задачи:

  1. Развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе экспериментирования (переход от предметно-практического действия к образно-символическому);
  2. Расширение кругозора (введение знаний о природном и социальном мире).

Календарный план

месяцы

10

11

12

1

2

3

4

5

8

8

8

8

8

8

8

8

Учебный план

№ п/п

разделы

1 год

2 год

3 год

4 год

Кол-во занятий

Время одного занятия

Кол-во занятий

Время одного занятия

Кол-во занятий

Время одного занятия

Кол-во занятий

Время одного занятия

1

Живая природа

20

15

20

20

20

25

20

30

2

Нежная природа

20

15

20

20

20

25

20

30

3

Человек. Рукотворный мир свойства материалов

16

15

16

20

16

25

10

30

4

Человек. Рукотворный мир преобразование

8

15

8

20

8

25

8

30

Всего занятий

64

64

64

64

Всего занятий в курсе

256

Учебно-тематический план

1 год обучения младшая группа

от 3 до 4 лет

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1

Вода

10

Узнаем какая вода

2

Изготовление цветных льдинок

2

Превращение воды в лед

2

Испарение воды в разных условиях (конденсация пара)

2

Игры с водой

2

2

Воздух

12

Что в пакетике

2

Игры с соломинкой

2

Игры с воздушным шариком и с соломинкой

2

Надувание мыльных пузырей

3

Ветер по морю гуляет

3

3

Свет. Цвет

4

Что в коробке

2

Волшебная кисточка

2

4

Вес. Притяжение

3

Легкий- тяжелый

3

5

Звук

5

Что звучит

3

Музыка или шум

2

6

Теплота

8

Горячо-холодно

3

Чудесный мешочек

3

Это теплее

2

7

Человек

8

Веселые человечки играют

1

Нарисуем свой портрет

2

Починим игрушку

2

Наши помощники

3

8

Свойства материалов

12

Бумага. Ее качество и свойства

2

Древесина. Ее качество и свойства

2

Ткань. Ее качество и свойства

2

Глина

2

Песок

2

Камешки

2

9

Такие разные

2

Живут зернышки

1

Похожи непохожи

1

Учебно-тематический план

2 год обучения средняя группа

от 4 до 5 лет

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1

Вода

6

Окрашивание воды

2

Изготовление цветных льдинок

2

Взаимодействие воды и снега

2

2

Воздух

10

Надувание напальчника

1

Поиск воздуха

2

Загадочные пузырьки

2

Надувание мыльных пузырей

2

Пузырьки-спасатели

1

Морской бой

2

3

Песок. Глина. Камни.

7

Почему песок хорошо сыплется?

2

Посадим дерево

1

Ветерок

1

Где вода?

1

Волшебный материал

1

Песочный город

1

4

Свет. Цвет

5

Когда это бывает?

1

Свет вокруг нас

1

Волшебные лучи

Волшебная кисточка

1

Волшебный круг

1

Тени

Раскрасим радугу

1

5

Волшебный магнит

2

Волшебная рукавичка

1

Магнитный театр

Мы фокусники

1

6

Вес. Притяжение

2

Угадай-ка

2

7

Звук

4

Почему все звучит?

2

Откуда берется голосок?

2

8

Теплота

6

Где быстрее?

2

Как согреть руки?

2

Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

2

9

Человек

2

Носарий

1

Умный нос

Язык-помощник

1

Вкусовые зоны языка

10

Свойства материалов

10

Стекло, его качество и свойства

2

Металл

2

Резина

2

Пластмасса

2

Бумага

2

11

Животные организмы: рост, потребности, размножение

1

У кого какие детки?

1

12

Особенности сезонов

6

Почему тает снег?

1

Где быстрее наступит весна?

1

Где снег не тает?

1

Где будут первые проталины?

1

Зачем зайчику другая шуба?

1

Как звери меняют шубку?

Из чего птицы строят гнезда?

1

13

Приспособление животных организмов к окружающей среде

3

Зачем утке и лягушке лапки?

1

Почему птицы могут летать?

1

Как спрятаться бабочкам?

1

Учебно-тематический план

3 год обучения старшая группа

от 5 до 6 лет

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1

Живая природа

8

Может ли растение дышать?

1

Есть ли у растения органы дыхания?

1

Нужен ли корешкам воздух?

1

Что выделяет растение?

1

Во всех листьях есть питание?

1

С водой и без воды

1

На свету и в темноте

1

В тепле и в холоде

1

2

Строение, значение, функции,

видоизменения частей растения

10

Для чего корешки?

1

Как увидеть движение воды через корешки?

1

Вершки-корешки

Растение-насос

1

Живой кусочек

Что внутри?

1

Вверх к листочкам

Выпрямившийся стебель

1

Как по стебелькам

1

По-разному

1

Запасливые стебли

1

За светом

1

Испарение влаги с листьев растений

1

3

Характерные особенности факторов

внешней среды (экосистемы)

3

Что есть в почве?

1

Как листья становятся питанием для растений?

1

Где цветы лучше растут?

1

4

Многообразие живых организмов

как приспособление к окружающей среде

4

Как легче плавать?

1

Почему говорят «как с гуся вода»?

1

Как устроены перья у птиц?

1

Почему у водоплавающих птиц такой клюв?

1

5

Вода

3

Помощница вода

1

Умная галка

1

Какие свойства?

1

6

Воздух

4

Где теплее?

1

Ветер в комнате «Живая змейка»

1

Подводная лодка

1

Упрямый воздух(1)

1

7

Песок, глина, камни

2

Могут ли животные жить в земле?

1

Наверх!

1

8

Свет, цвет

3

Уличные тени

1

Изготовление солнечных часов

1

Световой луч

1

9

Магниты, магнетизм

3

Мы- фокусники

1

Притягиваются- не притягиваются

1

Магнитные силы

1

10

Электричество

3

Волшебный шарик

1

Волшебники

1

Чудо-прическа

1

11

Вес, притяжение

2

Почему все падает на землю?

1

Две пробки

1

12

Звук

3

Как распространяется звук?

1

Где живет эхо?

1

Почему мишутка пищал?

1

теплота

2

Твердые -жидкие

1

Вкусный опыт

1

13

Земля, космос

2

На орбите

1

Прямо или по кругу?

1

Человек

3

Сколько ушей?

1

Проверим слух

1

Наши помощники-глаза

1

14

Человек. Рукотворный мир.

Преобразование

6

Разноцветные сосульки

1

Реактивный самолет

1

Парусные гонки

1

Горнолыжник

Согреем Заюшкину избушку

1

Термометр

Теневой театр

1

Построим город из песка

1

15

Человек. Рукотворный мир.

Свойства материалов

3

Родственники стекла

1

Мир бумаги

1

Мир ткани

1

Учебно-тематический план

4 год обучения подготовительная группа

от 6 до 7 лет

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1

Живая природа

10

Кому лучше?

1

Как быстрее?

1

Где лучше расти?

1

Зеленые фигурки

1

Почему цветы осенью вянут?

1

Лабиринт

В погоне за светом

1

Что нужно для питания растениям?

1

Что потом?

1

Фабрика питания

Дышат ли рыбы?

1

У кого какие клювы?

1

2

Строение, значение, функции,

видоизменения частей растения

11

Почему меньше?

1

Бережливые растения

1

Что чувствуешь?

1

Что изменилось?

1

Где цветы?

1

Как пчелки переносят пыльцу?

1

Помоги растению

1

Кто поможет?

1

Зачем им крылышки?

1

Зачем одуванчику «парашютики»?

1

Зачем репейнику крючки?

1

3

Характерные особенности

факторов внешней среды (экосистемы)

4

Что у нас под ногами?

1

Где дольше?

1

Хватает ли света?

1

Где растения быстрее получат воду?

1

4

Многообразие живых организмов

как приспособление к окружающей среде

4

Кто ест водоросли?

1

Кто чистит аквариум?

1

Вода-это хорошо или плохо?

1

Где растут грибы?

1

5

Вода

3

Куда делась вода?

1

Откуда берется вода?

1

Водяная мельница

1

6

Воздух

5

Упрямый воздух(2)

1

Сухой из воды ( 1 вариант-салфетка в стакане)

1

Сухой из воды ( 2 вариант-флажок на бруске)

Что быстрее?

1

Фоку «Почему не выливается»?

1

Самодельный термометр

1

7

Песок, глина, камни

2

Могут ли животные жить в земле?

1

Наверх!

1

8

Свет, цвет

2

Теневой театр

1

Живые тени

Разные отражения

Двойное отражение

1

Солнечные «зайчики»

9

Магниты, магнетизм

3

Необычная скрепка

1

Два магнита

1

Как увидеть магнитные силы?

1

10

Электричество

2

Как увидеть и услышать электричество?

1

Волшебные шары

«Вертушка»

1

11

Вес, притяжение

1

Почему все падает на землю?

1

Две пробки

12

Звук

2

Как появляется песенка?

1

Как сделать звук громче?

Коробочка с секретом

1

Почему не слышно?

13

Теплота

1

Чем похожи?

1

Как измерить тепло?

14

Земля, космос

2

Приплюснутый шар

1

Темный космос

1

Вращающаяся Земля

15

Человек

1

Большой- маленький

1

Проверка зрения

Если не видишь

16

Человек. Рукотворный мир.

Преобразование

9

Изобретаем прибор для вскапывания почвы

1

Удивительные плоды

1

Защитим себя от солнца

1

Озеро

1

Саванна

1

Пустыня

1

Тайга

1

Тундра

1

Лиственный лес

1

17

Человек. Рукотворный мир.

Свойства материалов

2

Родственники стекла

1

Мир бумаги

1

Мир ткани

В детском экспериментировании используется наблюдение, размышление, выдвижение гипотез, замеры, элементы математики, условные заместители, эталоны, символизация, планирование, моделирование, исследования в зависимости от этапа реализации программы.

 

Методические рекомендации.

   Детское экспериментирование- это необычные интересные занятия.

Цель экспериментальной деятельности - углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов исследования, отстаивать свою версию, обобщать результаты опытов.

   Дополнительная программа  «Почемучка» рассчитана на 4 года и включает в себя 64 занятия продолжительностью:

2 младшая группа - 15 мин.

Средняя группа - 20 мин.

Старшая группа - 25 мин.

Подготовительная группа - 30 мин.

Занятия ведутся с октября по май, 2 раза в неделю в форме игровых упражнений, элементарных опытов, экспериментов с группой детей 8-12 человек.

      Для работы по программе необходимо иметь экспериментальную лабораторию, оснащенную специальным оборудованием: наборами различных баночек, воронками, пипетками, трубочками, резиновыми  грушами, детским микроскопом, также необходимы коллекции -камней, стекла, тканей, бумаги. Для проведения исследований - карточка с символическим изображением, алгоритмы действий, папка исследования, альбом для зарисовки результатов опытов, карточка «живая - неживая» природа, бумага разного цвета и плотности.

       Перед началом освоения программы с детьми проводится короткая беседа для выявления уровня познавательной активности.

       Прежде чем приступить к экспериментированию, необходимо  придерживаться структурно-логической схемы:

  1. Выбираем объект исследования
  2. Подбираем оборудование
  3. Уточняем каким будет эксперимент - кратковременным или долговременным
  4. Определяем, для чего проводится опыт (прогнозируем результат)
  5. Закрепляем последовательность действий
  6. Вспоминаем правила безопасности
  7. Проводим эксперимент
  8. Фиксируем результаты на карточках или в альбоме
  9. Анализируем результаты (совпадают ли ожидаемые результаты  с реальными; какой момент опыта был самым интересным, в чем испытывали затруднения)
  10. Домашнее задание.

      На каждом этапе обучения новому способу мыслительной деятельности ребенку необходимы меры помощи для придания уверенности в собственных силах: на начальном этапе обучения -осознание проблемы, проявление любопытства, поиск ответов на многочисленные детские вопросы с помощью взрослого.

  1.  1-й этап - формирование задачи и продумывание методики проведения эксперимента. В начале отвечают на вопрос взрослого «Как это сделать?» до продумывания отдельных деталей.
  2.  2-й этап - выслушивание инструкций и рекомендаций. Выполняют инструкции, содержащие одновременно 2-4 поручения.
  3.  3-й этап - прогнозирование результатов. Высказывают предположения «Что получится в результате опыта?», строят простейшие гипотезы.
  4.  4-й этап - выполнение работы. Работают под непосредственным контролем воспитателя, в простейших случаях под скрытым контролем.
  5.  5-й этап - наблюдение результатов. Воспитатель привлекает внимание только к самым важным предметам.
  6.  6-й этап - фиксирование  результатов, сбор коллекций, использование графических способов наблюдений, освоение способов моделирования.
  7.  7-й этап - анализ полученных данных  и словесный отчет об увиденном. Нужна постоянная помощь воспитателя и моральная поддержка, поощрение.
  8.  8-й этап - формирование выводов по просьбе и при поддержке взрослого.  Формируют выводы во всех проводимых экспериментах.

      В играх, практических действиях, предложенных программой, детей привлекает необычность  постановки задачи (догадайся, сравни, найди) и способов ее подачи (просьба о помощи, использование сказочных персонажей).

        Начинать следует с наиболее доступных детскому пониманию экспериментов, таких как «Прокати шарик», «Шарик-путешественник», «Послушная водичка», когда дети называют причины простейших наблюдений и результата  опытов.

        В старшем возрасте следует усложнить задачи эксперимента, ввести циклические наблюдения, способы моделирования. Темы берутся различные:

«Упрямое растение», «Хитрые семена», «Сухая и влажная почва», «Проращивание картошки в разных условиях». В результате проведения таких экспериментов дети могут самостоятельно проанализировать  результат, запоминают, что после каждого опыта необходимо сделать вывод.

      Помимо практических экспериментов очень важно использовать игры  на развитие отдельных процессов мышления.

     Например:

- на развитие наблюдательности, концентрации внимания («Не ошибись», «Будь внимательней», «Четвертый лишний»);

- умение рассуждать, делать вывод («Угадай, какой предмет задан», «Хорошо- плохо», «На что похоже?»);

- развитие умения устанавливать закономерности («Верно ли», «Что было бы, если?»);

- умение находить в отличающихся друг от друга объектах общие свойства, качества («Оглянись вокруг», «Мои друзья», «Отгадай материал»);

- нахождение ресурсов системы, т.е. как по-новому можно использовать определенный объект («Лжезагадки», «Лжезадачи», лабиринты, головоломки, познавательные сказки…).

    В таких играх дети учатся рассуждать, делать выводы, доказывать и обосновывать свой ответ, а значит, учатся говорить и говорить правильно.

     В экспериментировании можно широко использовать игры - ТРИЗ на основе литературных текстов, цель которых, снижение шаблонности мышления. Решая разные задачи, встающие перед персонажами, дети учатся рассуждать, нестандартно мыслить.

     Детям предлагаются интригующие эксперименты от героев сказок К.Чуковского. События, происходящие с ними  - отправной момент для интересной  познавательно-исследовательской деятельности.

Серия опытов

-«Остров в океане» (по сказке «Доктор Айболит»);

- «На свету и в темноте» (по сказке «Краденое солнце») помогает определить факторы  внешней среды, необходимые для жизни человека

- «Упрямый воздух» (по сказке «Тараканище») - обнаружить, что воздух при сжатии обладает силой, может двигать предметы.

- «Звери в воде» (по сказке «Айболит»): выявить особенности передачи звука на расстоянии.

- «Почему комар пищит» (по сказке «Тараканище»). Обсудить сказочные виды транспорта.

     Эти и подобные упражнения эксперименты активизируют мышление, воздействуют на эмоции детей: ребенок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного решения, одобрения педагогам, а главное - от самостоятельности в решении задачи.

      Устанавливая причинно - следственные связи между явлениями природы, дошкольники учатся рассуждать, доказывать, используя необходимую терминологию, обогащается словарный запас, что является важным показателем для успешного обучения в школе.

Диагностические задания

Уровня познавательной активности дошкольников

Младшая группа 1 год обучения

показатели

Диагностический материал

Диагностическое задание

Выявление умения действовать с предлагаемой пиктограммой

Вещи, выполненные из разных материалов: бумаги, древесины, ткани, глины.

Алгоритм описания свойства материала

Рассказывать о свойствах материала или предмета

Бумага- рвется, мнется, режется, горит, она белая, гладкая, прочная, тонкая; древесина -прочная, шершавая, горит; ткань- мнется, тянется, режется ножницами, намокает;

глина- мягкая, пластичная, размокает в воде, можно лепить.

Выявление умения устанавливать взаимосвязи объектов рукотворного мира или живой природы

Картинки объектов рукотворного мира: пенек, табурет, стул, кресло; набор картинок живой природы  (яйцо, цыпленок, курица)

Найди картинки, определили, какие вещи сделаны руками человека; я буду давать тебе  картинки, а ты будешь мне говорить, к какой большой картинке(человек, природа) ее положить.

Разложить картинки, что сначала, что потом. Из предложенных картинок одна из изображенных предметов  лишний.

Выявление знаний об органах чувств и их назначением:

глаза - смотреть,

уши - слышать,

нос - определять запах,

язык - определять вкус,

пальцы - определять форму, структуру поверхности, с охраной органов чувств

«Чудесная коробочка» (с дырочками), в коробочке находится лимон; коробочка с бубном, и чудесный мешочек с яблоком, мешочек с сахаром, непрозрачный чайник с водой.

Узнать предметы(лимон, бубен, яблоко и др.) с помощью разных органов чувств. Как вы узнали, что в коробочке спрятался лимон? Как изменится вкус воды с сахаром и без него? Что было бы, если у человека не было помощников (органов чувств). Как их сохранить?

Средняя группа 2-й год обучения

Выявление умения в выполнении последовательных действий (проведение опытов) в соответствии  с моделями

Модель «Таинственные картинки», цветные стекла, цветные карандаши, рабочие листы

Детям предлагается посмотреть вокруг себя и назвать, какой цвет они видят, подсчитать, сколько цветов назвали. Воспитатель: известно, что черепаха видит все только зеленым. 1.Хотели бы вы посмотреть на все вокруг только глазами черепахи?

  1. Какого цвета стеклышки надо взять?
  2. Как это можно сделать? Что видите? Какими бы еще хотели увидеть мир? Как получить цвета, если у нас нет нужных стеклышек? (наложив стекло одно на другое). Дети зарисовывают «таинственные картинки» на рабочем листе.

Выявление умения анализировать, выявлять существенные признаки вещества, материалов, предметов.

Игра «чудесный мешочек». В мешочке лежат предметы, изготовленные из разных материалов: металла (гайки, скрепки, шурупы); резины (игрушки, трубки, ленты); пластмассы (стаканчики, игрушки). Алгоритм описания свойства материала

Детям предлагается достать предмет из мешочка, узнать, определить его качественные характеристики (структура поверхности, цвет, толщина) и свойства (теплопроводность, ковкость, блеск - металл; плотность, упругость, эластичность-резина; гибкость, плотность, плавление-пластмасса), используя алгоритм описания свойства материала

Выявление представлений о прошлом, настоящем и будущем, взаимосвязи и взаимозависимости, понимание, что такое функция

Набор картинок, наглядно представляющих рост и различие живых организмов

Разложить картинки так, чтобы было видно, как растет и развивается растение, насекомое, птица.

Выявление представлений о свойствах почв, песка, земли, глины

Коллекция «Почвы» (песок, земля, глина). Алгоритм описания свойства материала.

Посмотри внимательно и найди сходство (отличие). Расскажи, с чем можно играть? Лепить? Можно ли сухим песком рисовать? Покажи почву не сыпучую, сухую. Покажи почву влажную. Найди почву, из которой можно лепить? Почву, в которой есть воздух?

Выявление, кого и что относят к живому и неживому

Дидактическая игра «Разложи картинки на живое и неживое».

Картинки: рыба, собака, бабочка, дерево, человек, травянистое растение, машина, кукла, шар, тарелка.

Разложи картинки на живое и неживое. Что изображено на этих картинках? Назови, почему ты решил, что это (не) живое?

Выявление умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр -экспериментов

Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки подсолнуха, кабачков, мелкие камешки (и др.предметы для рассматривания) рабочие листы, цветные карандаши

Дети рассматривают предметы.

Что это? Из чего состоит? Для чего нужна? Как лучше видно- глазами или с помощью этого стеклышка? В чем секрет стеклышка? Предмет-помощник название «лупа». Для чего нужна лупа? Где взрослые используют лупы? Предложить нарисовать предметы большие и маленькие.

Старшая группа 3-й год обучения

Выявление умений действовать в соответствии с моделями

Картинки: собака, кошка, дерево, цветок; картинки с изображением модулей.

Дидактическая игра «Дай каждому то, что ему надо для жизни»

Выкладываются модули(картинки) тепло – костер, солнце – свет, земля – место обитания, тарелка – пища; дом, гнездо – место пребывания, капельки – вода, пузырьки – воздух, костер- заштрихованное тепло. Почему заштрихованное тепло? Солнце это свет? Почему? Выбери, что нужно птице (кошке) для жизни.

Выявление умения анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия

Коллекция «металлы», вещи, изготовленные из пластмассы (пенопласт, оргстекло, целлулоид, полиэтилен);  ткани (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж) Картинки «Из чего сделано».

Рассмотрите виды ткани. Назовите наиболее яркие их различия (по цвету, структуре, поверхности). Также предлагается назвать отличие металлов (алюминий, сталь, жесть, серебро, медь, бронза, серебро) картинки перепутались. Разложи по группам: что из металла, бумаги, что из ткани?

Выявление умения анализировать объекты, предметы и явления окружающего мира, их внутренние и внешние связи, противоречивость их свойств

Набор картинок: деревья, плоды, семена; схематическое изображение явлений природы

Рассмотри картинку и подбери предмет, подходящий по смыслу: елка – шишка, яблоня – яблоко, вода – иней, изморозь, дождь, снег, лед.

Игра «Наоборот»

Солнце – луна, огонь – вода, зима- лето.

Выявление умений детей ценить жизненные проявления каждого индивида природы

Дидактическая игра «Найди различие и сходство двух растений». Картинки: цветы, яблоки, деревья, овощи.

Две сюжетные картинки

Вопросы по картинкам: чем различаются цветы, яблоки? Чем они похожи? Различаются? Определить, что изменилось, пока ты закрывал глаза?

Подготовительная группа 4-й год обучения

Выявление умения самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа

Схемы опытов «Сколько ложек песка в стакане», «измерение времени делами», «рекордный вес», «могучая скорлупа», «кто сломал мою большую ложку», «не просто капля», рабочие листы

Воспитатель предлагает выбрать схемы экспериментов для самостоятельного проведения в лаборатории, выбрать необходимый материал, записывать и зарисовывать результаты экспериментов.

После проведения опытов дети рассказывают о том, какого результата достигли.

Выявления умения составлять алгоритм (в соответствии с целью), определяя оборудование и действие с ним

Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.

«Фильтрование воды»: очистить замутненную крахмалом воду. Дети самостоятельно составляют алгоритм действий: сделать очистительное устройство фильтр (из песка, тряпочки, промокательной бумаги). Дети выясняют, какой фильтр лучше очищает воду

Выявление умения определять, анализировать структуру, свойства, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов.

Картина «Радуга», цветные бумажные полоски ( в соответствии с цветом радуги).

Рассматриваем картинку «Радуга». Вспомнить стихотворение о радуге: через речку прыг да скок, перекинулся мосток, подружила берега семицветная дуга. Отчего в небе бывает радуга? В какое время мы чаще всего ее видим? При какой погоде? Назовите цвета радуги, разложите солнечный луч.

Выявление умения самостоятельно (на основе моделей) проводить опыты с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ)

Схема опыта «Образование снежинок», мнемотаблицу «Приключение капельки».

Детям предлагается рассказать, как образуются снежинки. Далее самостоятельно рассмотреть схему, заполнить мнемотаблицу «Путешествие капельки» и по памяти зарисовать ее или заполнить недостающие квадраты мнемотаблицу

Выявление умения анализировать объект, определять его в системе взаимосвязей и взаимообусловленностей (строение, функционирование, назначение, существование во времени и пространстве).

Два одинаковых пакета: в одном - вата, в другом - крупа, чашечные весы, рабочие листы, карандаши.

Измерение двух пакетиков по весу; взяв в правую и левую руку. Какое свойство предметов имеем мы ввиду, когда говорим «легче», «тяжелее». Какой прибор поможет нам сравнить предметы по массе? Измерение веса пакетов с помощью весов. Как уровнять вес пакетов? Дети на рабочих листах отмечают, что легче (тяжелее).

Выявление, кого и что дети относят к живому и неживому

Дидактическая игра «Разложи картинки на живое и неживое»: муравей, птица, лягушка, куст, человек, дерево, самолет, кукла, машина, мяч.

Разложи картинки на живое и неживое? Что изображено на этих картинках? Назови. Почему ты решил, что то (не) живое?

Экспресс- диагностика уровня развития познавательной активности

- Почему снег искрится и сверкает на солнце.

-Почему днем из комнаты через окно видно все, что происходит на улице, а с улицы трудно разобрать, что находится в комнате.

-Почему колеса делают круглыми, а не квадратными.

-Почему снежной зимой катаются на санках, а не на велосипеде.

-Когда балерина становится волчком.

- Почему ткань, которая состоит из отдельных нитей, не рассыпается.

-Врачи рекомендуют перевязывать раны бинтами. С чем это связано.

-Зачем воздушному змею длинный веревочный хвост.

-Почему звучит толстый веревочный хвост.

-Удается ли вскипятить воду в бумажном стаканчике.

-Почему веер делают из бумаги.

- Можно ли видеть сквозь клочок обычной непрозрачной бумаги.

- Почему на лесных дорогах лужи высыхают дольше, чем на полевых.

-Почему нельзя слепить снежок при очень низкой температуре.

- Где водоплавающим птицам (уткам, гусям) осенью теплее - на воде или  на  земле.

- Как и почему изменяются показания градусника, кончик которого обмотан ватой, смоченной водой комнатной температуры.

- Зачем в водопроводной трубе под раковиной есть изгиб.

-Можно ли найти выход из длинного темного подвала, если у вас с собою нет  никаких приборов.

- Какие преимущества имеет соломенная крыша перед железной.

- Почему пузырьки воздуха уплывают в одну сторону от трубки.

- Почему, всплывая, пузырьки увеличиваются в размере.

- Сырой  или кипяченой водой лучше поливать комнатные растения.

-Где комнатное белье сохнет быстрее.

-Почему воздух, который высоко над землей всегда холоднее, чем возле нее.

- Как всплывает в хорошо просаленной воде куриное яйцо: острым концом вверх или вниз.

- Может ли курица снести яичко золотое, как говорилось в сказке.

- Можно ли толкнуть яйцо так, чтобы оно покатилось по прямой линии.

-Почему человека попавшего под сильный дождь, сравнивают с мокрой курицей.

- Что нужно сделать, чтобы гвозди отделялись от магнита без затруднений и не пачкали руки.

- Как отделить медные шляпки от железных.

- Почему лед трещит.

- Откуда в сосульках свет.

-Что мешает велосипеду катиться бесконечно.

-Что изучает наука трибология.

- Почему на велосипеде легче ездить по асфальту, чем по песку.

- Почему изнашивается обувь.

-Почему стираются шины автомобилей.

-Как можно уменьшить трение.

- Почему в сырую погоду происходит больше аварий.

- Что было бы, если бы трение исчезло вовсе.

- Перечисли полезные свойства вредного трения.

-Почему утюг гладит.

-Зачем в доме розетки.

Диагностика познавательной деятельности детей

№ п/п

Ф.И.

ребенка

Умственные действия

Мыслитель-ный анализ

Интел-лектуальная рефлексия

Поиско-

вое планирова-ние

         Диагностический лист

«Развитие основных умений и навыков

в экспериментальной деятельности»

Критерии

1

Задает вопросы

2

Экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи

3

Использует наглядные модели и символы, заместитель

4

Работает по правилам и инструкциям(самоконтроль)

5

Решает проблемные задачи

6

Умеет классифицировать и обобщать признаки

7

Умеет пользоваться приборами-помощниками в играх-экспериментах

Диагностика знаний детей о свойствах материалов

материал

Имена детей

примечание

Ткань

Бумага

Глина

Дерево

Стекло

Резина

Пластмасса

Металл

словарь

Тест для родителей

Уважаемые родители!

Вы сможете сами приблизительно оценить уровень

развития познания своих детей

  1. Владеет ли ребенок основными понятиями: большой, малый, в, из?
  2. Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например: вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут?
  3. Может ли малыш предположить результат опыта?
  4. Может ли удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
  5. Самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы взрослому, экспериментирует)?
  6. Достаточно успешно овладевает сообщаемыми воспитателем сведениями об окружающем?

     

        

Литература:

  1. Богданец Т. Песок. Глина. Камни. Физика для малышей //Дошкольное воспитание 2003-№9
  2. Ван Клив Дж. 200 экспериментов: Пер с анг.-М. Джон Уайли энд Санз,1995
  3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом  (Занимательные опыты и эксперименты для дошкольника). М: ТЦ Сфера,2005г.
  4. Дыбина О.В. Рукотворный мир  (сценарии игр-занятий для дошкольника). М: ТЦ Сфера,2002г.
  5. Детский сад со всех сторон // № 41-42 ноябрь 2001, № 17 –июнь 2007, № 34-декабрь 2007г.
  6. Ефимовский  Е.С.  Мудрые науки - без назидания и скуки: Карусель изобретений - СПб: Тит «Комета»,1994г.
  7. Згурская Л. Знакомим с окружающим миром // журнал «Дошкольное воспитание № 7-09
  8. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду М: Творческий центр,2004г.
  9. Комлева И. Дети экспериментируют? Да!//журнал Дошкольное воспитание № 12-05г.
  10. Комаренко О. Птицы и нефть.// Журнал «Обруч» № 4-2000г.
  11. Казаева А. Лабораторная работа// журнал «Ранее развитие» №2-06г.
  12. Ликум А. Все обо всем: Популярная энциклопедия для дошкольника Пер. с англ.- М: ТКО АСТ,1994г.
  13. Молчанова И.М. Клуб исследователей природы// «Справочник старшего воспитателя ДОУ» №6-09
  14. Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой//Дошкольное воспитание: 2000-№7,№9,№10
  15. Рыжова Н. Наблюдение. Экспериментирование.// «Дошкольное воспитание», №5-08 г.
  16. Рыжова Н. Как воспитать Эйнштейна//Обруч 2004-№5 с25-28
  17. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младшего школьника. Изд. «Учебная литература»,2006г.
  18. Шатилина Г.З. Детское экспериментирование возраста «почемучек»// Начальная школа до и после…2003-№10
  19. Шут Н.Л. Школа магнитных игр//  «Книжки, нотки и игрушки», 2004-№11 с.60
  20. Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов: пузырек воздуха С-П: Творческий центр «Сфера»,2009г.
  21. Шапиро А.И. Бумага или секреты знакомых предметов. АНО «Агентство образовательного сотрудничества»,2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...