Проект : "Кому нужна зима?" для средней группы
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Воинова (Васильева) Мария Владимировна

К пятилетнему возрасту ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания об окружающей его природе. Одна из задач перед воспитателем в этот период – это заложить первые ориентиры в мире природы, обеспечить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы в определённое время года (в данном случае – зимой) .

Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Данный проект даёт детям возможность в течение двух недель работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

У детей в этом возрасте ещё недостаточно сформированы представления о явлениях природы, чувствах любви и бережного отношения к ней, умения любоваться красотами природы, так же невысокий уровень экологической культуры. Поэтому воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, наблюдать природу, видеть её красоту. Исходя из этого можно предположить, что данный проект позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. А так же расширить знания детей о зимних развлечениях и зимних видах спорта.

Проект «Кому нужна зима?» развивает активность, самостоятельность, умение работать в коллективе, расширяет и укрепляет связь детей с природой, развивает бережное отношение к природе в зимний период, знакомит детей с зимними праздниками, забавами.

Учитывая особенности детей данного возраста, за основу в работе над экологическим воспитанием была выбрана проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komu_nuzhna_zima.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «КОМУ НУЖНА ЗИМА?»

Паспорт проекта «Кому нужна зима?»

Автор:

Цель:

Формирование знаний у детей 4-5 лет о живой и неживой природе в зимний период.

Задачи:

Расширять и углублять знания детей о зимнем времени года.
Формировать знания о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.
Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.

Сроки и этапы реализации:

I. Подготовительный этап (1-я неделя февраля)

Постановка цели, задач.
Изучение методической литературы.

II. Разработка проекта (2-3-я неделя февраля)

Подбор методической литературы.
Выбор форм работы с детьми и родителями.
Выбор основных мероприятий.
Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
Определение и формулировка ожидаемых результатов.

III. Внедрение проекта (4-я неделя февраля)

Проведение бесед, опытов, поисково-исследовательской деятельности с детьми при участии родителей.
Составление памяток, рекомендаций для родителей.
Оформление буклетов, листовок.
Родительское собрание «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников 4-5 лет».

IV. Итоговый этап (март)

Фотоальбом «Познавать интересно».
Книги рассказов детей «Приметы зимы», «Кому нужна зима?».
Информационные диски для родителей «Опыты и эксперименты с детьми зимой», «Развиваем кругозор ребенка», «Познавательное общение. Что и как? А главное – когда?»

Перечень основных мероприятий:

Разработка памяток, рекомендаций для родителей.
Оформление буклетов, листовок для родителей.
Создание условий в группе и на игровом участке.
Разработка конспектов мероприятий.
Родительское собрание.

Исполнители проекта и основные участники:

Воспитатели группы, дети, родители (лица, их заменяющие).

Ожидаемые результаты:

Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период.
Воспитание бережного отношения к природе.
Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
Усиление ресурсного обеспечения группы.

Актуальность проекта:

В 4-5 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.

Объем и содержание работы:

Направления деятельности

Содержание деятельности

Ресурсы

Исполнители

Сроки реализации

Наблюдения с детьми

Птицы зимой

Кормушка, корм

Воспитатели, дети

2-я неделя февраля

Деревья

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

2-я неделя февраля

«Где зимуют почки?

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

2-я неделя февраля

Деревья и кустарники

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

3-я неделя февраля

Участок нашей группы

Участок группы

Воспитатели, дети

3-я неделя февраля

«Зачем нам зима?»

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

2-я неделя февраля

Опыты, эксперименты, поиск

«Где прячутся листья?»

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

2-я неделя февраля

«Насекомые зимой»

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

2-я неделя февраля

«Какой бывает снег?»

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

3-я неделя февраля

«Снег - вода - лед»

Тазик, банка, марля (или бинт), формочки

Воспитатели, дети

4-я неделя февраля

Чтение произведений

«Я знаю, что нужно придумать» А. Барто

Книга /произведение

Воспитатели, дети

2-я неделя февраля

 

Направления деятельности

Содержание деятельности

Ресурсы

Исполнители

Сроки реализации

 

«Поет зима, аукает…» С. Есенин

Книга /произведение

Воспитатели, дети

2-я неделя февраля

«Зима» И. Су-риков

Книга /произведение

Воспитатели, дети

3-я неделя февраля

«Где зимуют почки?» Н. Павлова.

Книга /произведение

Воспитатели, дети

2-я неделя февраля

«Лес зимой» В. Бианки.

Книга /произведение

Воспитатели, дети

2-я неделя февраля

«Под снегом на лугу» Н. Павлова

Книга /произведение

Воспитатели, дети

3-я неделя февраля

«Снег - что это такое?» З. Трофимова.

Книга /произведение

Воспитатели, дети

4-я неделя февраля

Рассматривание иллюстраций, картин

Серия «Зимние забавы»

Набор ил-люстраций

Воспитатели, дети

2-я неделя февраля

Серия «Зимние праздники»

Набор иллюстраций

Воспитатели, дети

2-я неделя февраля

Серия «Звери зимой»

Набор иллюстраций

Воспитатели, дети

3-я неделя февраля

Серия «Художники о зиме»

Набор иллюстраций

Воспитатели, дети

4-я неделя февраля

Беседы

«Зима и дети. Зимние забавы»

Картины, иллюстрации

Воспитатели, дети

2-я неделя февраля

«Если б не было зимы…»

 

Воспитатели, дети

2-я неделя февраля

«Зачем людям зима?»

Картины, иллюстрации

Воспитатели, дети

3-я неделя февраля

«Зима в лесу»

Картины, иллюстрации

Воспитатели, дети

4-я неделя февраля

Музыкальные произведения (слушание)

«Зимняя сказка»

аудиозапись

Воспитатели, дети

2-я неделя февраля

«Кабы не было зимы..»

аудиозапись

Воспитатели, дети

3-я неделя февраля

 

Направления деятельности

Содержание деятельности

Ресурсы

Исполнители

Сроки реализации

 

«Весёлая зима»

аудиозапись

Воспитатели, дети

4-я неделя февраля

«Новогодний ветер»

аудиозапись

Воспитатели, дети

2-я неделя февраля

Раз морозною зимой»

аудиозапись

Воспитатели, дети

3-я неделя февраля

«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского

аудиозапись

Воспитатели, дети, муз. руководитель

4-я неделя февраля

Творческие деятельность / задания

Творческое домашнее задание «Кому нужна зима?» /беседа-размышление/

 

Воспитатели, дети, родители

2-я неделя февраля

Запись рассказов «Приметы зимы»

план рассказа

Воспитатели, дети, родители

3-я неделя февраля

Запись рассказов «Кому нужна зима?»

план рассказа

Воспитатели, дети, родители

4-я неделя февраля

Рисуем дома с мамой «Зима»

 

Воспитатели, дети, родители

3-я неделя февраля

Рисуем дома с мамой «Кому нужна зима?»

 

Воспитатели, дети, родители

4-я неделя февраля

Информационный материал для родителей

Консультация «Поисково-исследовательская деятельность детей 4-5 лет»

 

Воспитатели, родители

4-я неделя февраля

Буклет «Опыты и эксперименты с детьми дома»

 

Воспитатели, родители

3-я неделя февраля

 

Направления деятельности

Содержание деятельности

Ресурсы

Исполнители

Сроки реализации

 

Рекомендации для родителей «Как оборудовать комнату юного исследователя»

 

Воспитатели, родители

2-я неделя февраля

 

Информационный диск «Опыты и эксперименты с детьми зимой»

 

Воспитатели, родители

4-я неделя февраля

 

Информационный диск «Развиваем кругозор ребенка»

 

Воспитатели, родители

4-я неделя февраля

 

Информационный диск «Познавательное общение. Что и как? А главное - когда?»

 

Воспитатели, дети, родители

4-я неделя февраля

Результаты реализации проекта:

Расширение кругозора детей.
Повышение процента детей с высоким и средним уровнем знаний об окружающем по теме «Зима».
Привлечение большего количества родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
Усиление ресурсного обеспечения микрокабинета групп.

Защита проекта:

Фотоальбом «Познавать интересно».
Книги рассказов детей «Приметы зимы», «Кому нужна зима?».
Информационные диски для родителей «Опыты и эксперименты с детьми зимой», «Развиваем кругозор ребенка», «Познавательное общение. Что и как? А главное – когда?»

Актуальность:

К пятилетнему возрасту ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания об окружающей его природе. Одна из задач перед воспитателем в этот период – это заложить первые ориентиры в мире природы, обеспечить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы в определённое время года (в данном случае – зимой) .

Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Данный проект даёт детям возможность в течение двух недель работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.

Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

У детей в этом возрасте ещё недостаточно сформированы представления о явлениях природы, чувствах любви и бережного отношения к ней, умения любоваться красотами природы, так же невысокий уровень экологической культуры. Поэтому воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них, наблюдать природу, видеть её красоту. Исходя из этого можно предположить, что данный проект позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года. А так же расширить знания детей о зимних развлечениях и зимних видах спорта.

Проект «Здравствуй, гостья-зима» развивает активность, самостоятельность, умение работать в коллективе, расширяет и укрепляет связь детей с природой, развивает бережное отношение к природе в зимний период, знакомит детей с зимними праздниками, забавами.

Учитывая особенности детей данного возраста, за основу в работе над экологическим воспитанием была выбрана проектная деятельность.

Художественно – эстетическое развитие.

Рисование «Зимнее дерево».

Лепка «Снежинка».

Социально – коммуникативное развитие. Наблюдение за трудом взрослых (дворника) на улице зимой, принятие посильного участия в трудовом процессе.

Физическое развитие. Подвижные игры

«Два мороза», «Зайка беленький сидит», «Снежинки».

4-я неделя января.

Познавательное развитие. Наблюдение за живой природой: деревьями и кустами, птицами, животным миром.

Беседы - рассуждения: «Пришел мороз – береги ухо и нос», «Какая погода бывает зимой? », «Как звери готовятся к зиме? »

Речевое развитие. Чтение художественной литературы: И. Суриков «Белый снег пушистый… », А Аким «Первый снег», русские народные сказки: «Зимовье зверей», «Заяц - хваста», «Два мороза».

Художественно – эстетическое развитие.

Рисование «Варежка»

Аппликация «Снеговик»

Социально – коммуникативное развитие. Сюжетно – ролевые игры «Зимние забавы», «Саночки» (учить детей общению в коллективе) .

Посильный труд на участке детского сада, уход за растениями и животными (птицами) – подсыпка снега под корни деревьев, класть корм в кормушки для птиц.

Физическое развитие. Подвижные игры: «Два Мороза», «Самолеты», «Кот и мыши», «Зайка беленький сидит».

Игровое упражнение «Лыжники», «Саночки».

Результаты проекта: Организация выставки детских работ «Чудо – Зима»;

Организация прогулки «Зимушка – зима» с включением подвижных игр и игровых упражнений на зимнюю тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Кому нужна зима"

Проектная деятельность...

Социокультурный проект "Кому нужна зима?"

Социокультурный проект    «Кому нужна зима?»...

Проект «КОМУ НУЖНА ВЕСНА?»

В 3-4 года ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и в...

Проект "Кому нужна зима"

Проект "Кому нужна зима" для детей средней группы...

Исследовательский проект "Зачем нужна вода?" средняя группа

Исследовательский проект "Зачем нужна вода?", для средне группы.Наш проект знакомит детей в интересной и увлекательной форме с таким компонентом природы, как вода. Важно научить детей бережн...

План-карта проекта «Зачем нужна математика?» (средняя группа)

План-карта проекта «Зачем нужна математика?»(средняя группа)...

Познавательно-исследовательский проект "Кому нужна вода?" в старшей группе

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста и направлен на получение и углубление знаний и представлений детей о значении воды в жизни живых существ и здоровья людей....