Формирование у старших дошкольников познавательного интереса к покорителям космоса
презентация к уроку по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

Сивкова Евгения Тимофеевна

Как формировать у старших дошкольников познавательный интерес к покорителям космоса

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование у старших дошкольников познавательного интереса к покорителям космоса Выполнила воспитатель: Сивкова Евгения Тимофеевна

Слайд 2

В требованиях ФГОС « С оциально-коммуникативное развитие » : - усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; Развитие социально-эмоционального интеллекта, сопереживания; Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, основ безопасного поведения в социуме. «Познавательное развитие » : -формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира ; о малой Родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традиций, о планете Земля как общем доме для людей, об особенностях ее природы многообразии стран и народов мира.

Слайд 3

Ведущие методы и приемы: -эвристическая беседа; -рассказ-сказка с постановкой физического опыта; -экспериментирование и опыты; -игра-фантазирование; -игра – экспедиция; -виртуальные экскурсии; -интерактивные путешествия; -чтение детской энциклопедии; - использование интерактивной доски .

Слайд 4

Предварительная работа беседа с детьми о Космосе и космонавтах; внесение и рассматривание детской энциклопедии «Космос»; наблюдение за игровой деятельностью детей.

Слайд 5

Формировать интерес к людям, осваивающим и покоряющим Космос Что такое Космос и в связи с чем люди стали его осваивать? Как появилась такая сфера человекознания , как Космонавтика? I этап:

Слайд 6

Ведущие методы на этом этапе: вводные беседы : «Тайны безграничного пространства», «Первые в Космосе»; эвристические беседы : «Зачем люди осваивали космос?», «Что думали древние люди о Солнце?», «Как устроен наш Звездный дом?», «Луна-спутник Земли», «Почему Земля скучает без Луны?», « Кто отломил у Луны кусочек?»; рассматривание карты «Звездное небо»; рассказ воспитателя «Аэроплан, или Птицеподобная летательная машина»; чтение книги Г. Майорова «Игры и рассказы о Космосе».

Слайд 7

II этап: Формировать устойчивый интерес к обобщенному образу человека- покорителя Космоса через показ творческого союза трех выдающихся личностей: К.Э. Циолковского, С.П. Королева, Ю.А. Гагарина.

Слайд 8

К.Э.Циолковский Познавательные и эвристические беседы : «Почему К.Э. Циолковского называют «отцом» космонавтики?», «К.Э. Циолковский – великий ученый», «Важные изобретения человечества», «Великие идеи великого ученого», «Почему ракета так устроена?», «Почему ракета летает?». Экспериментирование: «В гостях у госпожи Вселенной, Короля Космоса, Царицы Астрономии», «Крылья для Икара». Виртуальная экскурсия: « Мир неразгаданных планет», «Загадки Галактики» в еликий ученый, «отец» космонавтики

Слайд 9

С.П. Королев Познавательные беседы : «Детство Сергея Королева», « С.П.Королев-главный конструктор», «Первый полет человека в Космос». Виртуальная экскурсия: «По космическому кораблю» Продуктивная деятельность : Конструирование «Построим ракету», «Шлем космонавта», и т.д. известный изобретатель и конструктор космических аппаратов

Слайд 10

Ю.А.Гагарин Познавательные и эвристические беседы: «Детство Юры Гагарина», «Мечты Юры Гагарина», «Что такое невесомость?», «Кто такой космонавт?», «Первый полет человека в Космос», «Чьи идеи, кто воплотил?». Виртуальная экскурсия: « Глубины Вселенной » Продуктивная деятельность: Конструирование «Костюмы космонавтов», «Баллоны с кислородом», «Наушники», «Чемоданчик с питанием космонавта» Первый космонавт, летчик-испытатель

Слайд 11

III этап: рассказ ребенка «Почему я хочу стать космонавтом?», «Что было бы, если бы ты попал в Космос?» рассказ-сказка с постановкой физического опыта «О чем молчит Большая Медведица» экспериментирование «Магнит рисует млечный путь», конструирование из плоских и объемных деталей «Спутник Земли», рисование «Лунный пейзаж», «Как люди осваивали Космос?», совместная творческая работа взрослых с детьми «Ракета будущего», коллективная работа «Семья планет», изготовление альбома «Мир космонавтики», развлечение «По ту сторону звезд, или где заканчивается Вселенная» совместная работа с родителями «Что интересного узнали о космонавтах, изобретателях, Космосе?» Развивать у детей желание и стремление заниматься изобретательской деятельностью.

Слайд 12

При организации выше представленной работы необходимо акцентировать внимание на следующих аспектах: Космос как источник познания творческого начала в личности человека. Творческая личность человека-покорителя Космоса выступает в качестве положительного примера, к которому может стремиться и подражать в своей жизни и деятельности дошкольник. Организация познавательной деятельности, побуждающей детей к развитию творчества, воображения, формированию практических навыков, проявлению изобретательства пройдет через включение детей в эвристические и познавательные беседы, решение логических и проблемных ситуаций, деятельность опытов и экспериментирования. Ориентация на творческую личность (Циолковского, Королева и Гагарина) проявится в высказываниях детей быть похожими на первого космонавта нашей Родины, полететь в Космос, желании стать изобретателем, покорителем Вселенной.

Слайд 13

По материалам статьи Кожохарь С.В. «Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения» №2 /2015



Предварительный просмотр:

Формирование у старших дошкольников познавательного интереса к покорителям космоса.

В требованиях ФГОС  

образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» предполагает :

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;

Развитие социально-эмоционального интеллекта, сопереживания;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, основ безопасного поведения в социуме.

Образовательная область  «Познавательное образование » предполагает:

-формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира ; о малой Родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традиций, о планете Земля как общем доме для людей, об особенностях ее природы многообразии стран и народов мира.

Утвержденный стандарт не ограничивает возможности педагога самостоятельно выбирать эффективные методы и приемы.

По-прежнему наряду с традиционными методами в качестве ведущих предпочтительны такие методы, как:

-эвристическая беседа;

 -рассказ-сказка с постановкой физического опыта;

-экспериментирование и опыты;

-игра-фантазирование;

-игра – экспедиция;

-виртуальные экскурсии;

-интерактивные путешествия;

-чтение детской энциклопедии;

- использование интерактивной доски.

Для того, чтобы занятия были интересны детям, воспитатель прежде всего сам должен заранее познакомиться с книгами о космонавтике, прочитать воспоминания о К.Э. Циолковском, С.П. Королеве, Ю.А. Гагарине, их жизни и творчестве. При этом некоторые отрывки могут быть зачитаны (или пересказаны ) детям из книг серии ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей).

Предварительная работа может включать следующие методы:

- беседа с детьми о Космосе и космонавтах;

- внесение и рассматривание детской энциклопедии «Космос»;

-наблюдение за игровой деятельностью детей.

Работу по формированию интереса к людям, осваивающим и покоряющим Космос, нужно проводить поэтапно:

                                                            I этап:

Формировать у старших дошкольников познавательный  интерес к тому, что такое Космос и в связи с чем люди стали его осваивать;  Как появилась такая сфера  человекознания , как Космонавтика.

Ведущие методы на этом этапе:

- вводные беседы: «Тайны безграничного пространства», «Первые в Космосе»;

- эвристические беседы: «Зачем люди осваивали космос?», «Что думали древние люди о Солнце?», «Как устроен наш Звездный дом?», «Луна-спутник Земли»,  «Почему Земля скучает без Луны?», « Кто отломил у Луны кусочек?»;

- рассматривание карты «Звездное небо»;

- рассказ воспитателя «Аэроплан, или Птицеподобная летательная машина»;

- чтение книги Г. Майорова  «Игры и рассказы о Космосе».

                                                  II этап:

Формировать устойчивый интерес к обобщенному образу человека- покорителя Космоса через показ творческого союза трех выдающихся личностей:К.Э. Циолковского, С.П. Королева и Ю.А. Гагарина.

                                  Знакомство с Циолковским 

направляется на раскрытие привлекательности образа человека-творца.  Циолковский – великий ученый, «отец» космонавтики . Важно дать детям целостное представление о нем, рассказать ,начиная с его детских лет, о годах становления его личности и деятельности, раскрыть деловые и личностные качества.  

Поэтому нужно использовать познавательные и эвристические беседы: «Почему К.Э. Циолковского называют «отцом» космонавтики?», «К.Э. Циолковский – великий ученый», «Важные изобретения человечества», «Великие идеи великого ученого», «Почему ракета так устроена?», «Почему ракета летает?».

Для развития логического мышления, воображения и фантазии провести экспериментирование «В гостях у госпожи Вселенной, Короля Космоса, Царицы Астрономии»,  «Крылья для Икара».

Можно провести виртуальную экскурсию « Мир неразгаданных планет», «Загадки Галактики».

В изодеятельности  можно дать детям возможность передавать в своих рисунках, поделках характерные особенности космического корабля, лунохода, роботов, людей в скафандрах.

                                  Знакомство с Королевым

Королев- известный изобретатель и конструктор космических аппаратов. Рассказать о его деятельности-дело непростое. Это непрерывное творчество, поиск идей и решений, это труд над проектами новых образцов техники. Все свои силы он посвятил развитию ракетной техники, осуществляя мечты Циолковского о космических полетах. Для раскрытия целостного образа этого творческого человека можно использовать:

Познавательные беседы «Детство Сергея Королева», «С.П.Королев-главный конструктор», «Первый полет человека в Космос».

Виртуальная экскурсия «По космическому кораблю»

С целью развития конструктивных навыков, проводить конструирование «Построим ракету», «Шлем космонавта», и т.д.

                                   Знакомство с Гагариным

Он - один из плеяды специалистов по ракетам и космонавтике, которого воспитал Королев. Это летчик-испытатель  с наличием опыта исследовательской работы, глубокими знаниями в различных областях науки и техники,  с безукоризненным здоровьем,силой воли.

Раскрытию привлекательности образа первого космонавта помогут познавательные и эвристические беседы: «Детство Юры Гагарина», «Мечты Юры Гагарина», «Что такое невесомость?», «Кто такой космонавт?», «Первый полет человека в Космос», «Чьи идеи, кто воплотил?».

Виртуальная экскурсия «Глубины Вселенной»

Конструирование: «Наушники», «Костюмы космонавтов», «Баллоны с кислородом», «Чемоданчик с питанием космонавта»

                                                     III этап

Развивать у детей желание и стремление заниматься изобретательской деятельностью

Можно использовать такие методы как:

- рассказ ребенка «Когда я полечу в Космос», «Почему я хочу стать космонавтом?», «Что было бы, если бы ты попал в Космос?»

- рассказ-сказка с постановкой физического опыта «О чем молчит Большая Медведица»

- экспериментирование «Магнит рисует млечный путь»,

- конструирование из плоских и объемных деталей «Спутник Земли»,

- рисование «Лунный пейзаж»,  «Как люди осваивали Космос?»,

- совместная творческая работа взрослых с детьми «Ракета будущего»,

- коллективная работа «Семья планет»,

- изготовление альбома «Мир космонавтики»,

- развлечение «По ту сторону звезд, или где заканчивается Вселенная»

- совместная работа с родителями «Что интересного узнали о космонавтах, изобретателях, Космосе?»

Несомненным стимулом к собственной творческой деятельности станет организация уголка «Космонавтики» в группе, где можно собрать различные игры, задачи, книги на космическую тематику, а девизом должны стать слова: «Играй! Думай! Делай!»

При организации выше представленной работы необходимо акцентировать внимание на следующих аспектах:

  1. Космос как источник познания творческого начала в личности человека.
  2. Творческая личность человека-покорителя Космоса выступает в качестве положительного примера, к которому может стремиться и подражать в своей жизни и деятельности дошкольник.
  3. Организация познавательной деятельности, побуждающей детей к развитию творчества, воображения, формированию практических навыков, проявлению изобретательства пройдет через включение детей в эвристические и познавательные беседы, решение логических и проблемных ситуаций, деятельность опытов и экспериментирования.
  4. Ориентация на творческую личность (Циолковского, Королева и Гагарина) проявится в высказываниях детей быть похожими на первого космонавта нашей Родины, полететь в Космос, желании стать изобретателем, покорителем Вселенной.

Рассматриваемая сегодня нами проблема формирования  старших дошкольников познавательного интереса к покорителям Космоса не теряет своей актуальности.

Мы горды тем, что великая честь открыть людям дорогу к другим мирам выпала на долю нашего соотечественника К.Э. Циолковского. И блестящий его продолжатель С.П. Королев за месяц до запуска первого искусственного спутника Земли говорил, что идеи и труды Циолковского скоро привлекут к себе еще большее внимание, и этим он был абсолютно прав!

Меньше, чем через 4 года мир был удивлен и потрясен неслыханным событием: Юрий Алексеевия Гагарин совершил облет Земли на космическом корабле «Восток».

День этот и имя человека, который первым разорвал цепи земного притяжения, навсегда вошли  в память человечества!

По материалам статьи Кожохарь С.В.  «Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения»  №2 /2015

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани» воспитатель Сахно Н.И. МБДОУ №41 «Подснежник» ст.Анапская

Цель: Повысить  профессиональную  компетентность педагогов по  вопросу формирования у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани. Материал: слайды...

Формирование у дошкольников познавательного интереса к предметному миру средствами информационно-коммуникационных технологий

ИКТ в непосредственно-образовательной деятельности выступает как средство лучшего усвоения программного материала и активизации познавательного интереса у дошкольников, потому, что восприятие дошкольн...

Формирование у старших дошкольников познавательного интереса к архитектуре Санкт – Петербурга средствами дидактических игр в дополнительном образовании.

Дополнительное образование является специфической системой построения дополнительного (к базовому) образовательного пространства развития ребенка и решает не только утилитарные задачи, но позволяет ра...

Тема опыта: «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине в процессе реализации проекта с региональным компонентом»

Тема опыта:  «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к  малой родине в процессе реализации проекта  с региональным компонентом»Автор опыта: Чупрова Наталья Александр...