Организация и осуществление процесса развития у старших дошкольников познавательного интереса к предметному миру средствами дидактической игры
консультация по окружающему миру (старшая группа)
Организация и осуществление процесса развития у старших дошкольников познавательного интереса к предметному миру средствами дидактической игры
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и осуществление процесса развития у старших дошкольников познавательного интереса к предметному миру средствами дидактической игры
Успешное решение проблемы формирования познавательного интереса в практике дошкольного образования позволяет преодолеть инерцию репродуктивных форм обучения и вовлечь ребенка в активное, деятельное познание предметного мира. Многими исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование познавательного интереса требует целенаправленной работы с детьми с соблюдением определенных условий в процессе организации дидактических с предметным наполнением.
Работа по ознакомлению детей с предметным миром в старшей группе проводится в несколько этапов. Вначале необходимо познакомить детей с разнообразным миром предметов, которые их окружают. При знакомстве детей с предметами рукотворного мира необходимо выстраивать с дошкольниками временные и логические цепочки. Здесь помогут следующие дидактические игры: «Когда это было?», «Что было раньше?», «Разложи по порядку». На этом этапе выясняется с детьми, какие предметы созданы природой, а какие являются рукотворными. Можно использовать в работе с дошкольниками макеты окружающей действительности. В процессе работы с макетом рекомендуется использовать такие дидактические игры, как «Найди место предмета», «Кто где живет?». Игра «Из чего сделано?» помогает понять происхождение предметов, созданных человеком. Игры проводятся на основе предметной деятельности, иллюстративного материала и в качестве словесных игр.
Следующий этап работы - развитие у детей интереса к ознакомлению со свойствами предметов. Здесь чаще всего используются игры с предметами, а позже настольно-печатные игры. Причем, одна и та же игра используется в разных вариантах. Вначале дети тактильно обследуют предметы и классифицируют их по определенным признакам, а потом та же самая игра проводится как настольно-печатная. Это такие игры, как «Подбери по цвету», «Найди такой же формы», «Твердый – мягкий», «Кому что надо для работы?». И уже как более высокий уровень – словесная игра без опоры на наглядность: «Теремок», «Угадай, что загадал», «Опиши предмет».
Большое значение на этом этапе принадлежит художественному слову: стихам («Головной убор гор», «Спор мебели»), загадкам, пословицам о различных предметах (острым топором камня не перерубишь, лишь топор иступишь; у кольца нет конца; не все золото, что блестит). Художественное слово обычно предшествует игре и является заинтересовывающим моментом для дальнейшей познавательной деятельности.
Знакомясь со свойствами предметов, дети учатся называть различные определения (большое красное платье, круглый мягкий шарик), перечислять действия с предметами (бросать, стучать, катить, резать, мять), подбирать различные формы одного и того же слова (мяч - мячик, заяц – зайчонок, зайчишка), что способствует развитию речи. Развитию познавательного интереса способствует такая игра, как «Изобретатели», когда дети должны использовать предмет не по назначению: как можно стиральной машиной или компьютером собрать пыль или постирать пылесосо.
Последний этап работы – это самостоятельная организация детьми игры. Дети объединяются для игр в «Лото», «Домино», вместе собирают «Пазлы». Здесь важная роль принадлежит не только познавательному развитию дошкольников но и социальному– умению подчиниться выбору большинства ведущего игры, умению общаться во время игры и, конечно же, выполнять правила.
Этапы работы не всегда идут в определенном порядке. Иногда на основе знакомого предмета дети приходят к первоисточнику или при проведении самостоятельных игр приобретаются новые знания. Так, в группе во время свободной деятельности детей, воспитатель предлагает разнообразный, периодически обновляемый дидактический и познавательный материал, игры, пособия, которые доступны, понятны и соответствуют возрастным возможностям и интересам детей. Новые игры и занимательные материалы поясняются воспитателем, а уже знакомые, ранее используемые в игровой деятельности, используются детьми самостоятельно.
Таким образом, используя дидактические игры, педагог активизирует деятельность детей с игрушками, пособиями, материалами в предметно-пространственной среде группы, тем самым повышая их познавательный интерес, формируя любознательность и активность дошкольников, устойчивый познавательный интерес.
Вывод.
Педагогические условия, способствующие формированию познавательного интереса к предметному миру у дошкольников средствами дидактической игры, это:
- обогащение эмоционально-чувственного опыта детей яркими впечатлениями о предметном мире до знакомства с игровыми действиями;
- наличие образца-ориентира в проявлении познавательного интереса к предметному миру в процессе организации игры;
- расширение и углубление опыта детей (когнитивный, действенно-практический и эмоциональный) знаниями и представлениями о предметном мире;
- организация разнообразной самостоятельной практической деятельности детей по овладению предметным миром, через игру в том числе.
Как видим, дидактическая игра является неотъемлемой частью воспитательного и образовательного процесса в детском саду, которая содействует развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний. Дидактическая игра дает возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач на материале ознакомления с предметным миром и этим стимулирует развитие познавательного интереса у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников познавательного интереса к предметному миру средствами информационно-коммуникационных технологий
ИКТ в непосредственно-образовательной деятельности выступает как средство лучшего усвоения программного материала и активизации познавательного интереса у дошкольников, потому, что восприятие дошкольн...

Доклад "Дидактические игры, направленные на формирование познавательного интереса к предметному миру у детей старшего дошкольного возраста"
Материал к семинару из опыта работы по ознакомлению с предметным миром...

Формирование у старших дошкольников познавательного интереса к архитектуре Санкт – Петербурга средствами дидактических игр в дополнительном образовании.
Дополнительное образование является специфической системой построения дополнительного (к базовому) образовательного пространства развития ребенка и решает не только утилитарные задачи, но позволяет ра...

Формирование познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье отражены задачи, этапы работы по данному вопросу...

«Развитие познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»
Актуальность. Современный этап культурно-исторического развития общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания объективного мира, изменением социально...

Презентация РАЗВИТИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИСТОРИИ ПРЕДМЕТНОГО МИРА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проектная деятельность — эффективное средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира. Она предполагает самостоятельное выпо...

Обобщение педагогического опыта. Презентация на педсовете на тему: «Развитие у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности»
Эффективная организация проектной деятельности включает в себя создание условий, способствующих активному вовлечению детей в исследовательский процесс. Воспитатели могут использовать разнообразн...
