«Развитие познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»
материал

Андреева Инна Николаевна

Актуальность. Современный этап культурно-исторического развития общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания объективного мира, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Особое значение здесь приобретает стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые предметы, стратегии поведения и деятельности. Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства.

Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать, а для этого ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-педагогическая практика «Эволюция предмета»

на тему:  «Развитие познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»

 Актуальность. Современный этап культурно-исторического развития общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на новые уровни познания объективного мира, изменением социального устройства и возникновением качественно новых видов деятельности в ранее неизвестных областях. Особое значение здесь приобретает стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые предметы, стратегии поведения и деятельности. Это активное познавательное отношение к действительности должно формироваться с детства.

Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать, а для этого ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком.

Цель  – формировать восприятие целостной картины мира у детей дошкольного возраста через создание и использование многообразной деятельности музея (формирование представлений об истории создания предметного мира).

Задачи:

  1. Учить детей видеть предметы и явления окружающего мира в их развитии (прошлое, настоящее, будущее предмета).
  2. Развивать умение рассматривать окружающие предметы во взаимосвязях и взаимозависимостях («человек – предмет», «ребенок – предмет»).
  3. Развивать способность прогнозировать будущее предметов.
  4. Расширять представления детей о профессиях.
  5. Воспитывать у детей бережное отношение к предметам окружающего мира.

 

 

Ресурсы практики

Материально-техническая база:

  • детские энциклопедии;
  • серия наглядно-дидактических пособий «Расскажите детям»;
  • схемы-карточки;
  • демонстрационный материал «Истории обычных вещей»;
  • мультимедийные презентации;
  • дидактические настольно-печатные игры;
  • атрибуты, игрушки для игр-путешествий;
  • мини-выставки детских коллекций;
  • мини-выставки одного предмета;
  • компьютер, проектор;
  • пластилин, кубики, цветная бумага, ножницы, клей, кисточки, краски, карандаши.

Программно-методическое обеспечение:

  • ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
  • Рыжова, Н. А. Мини-музей в детском саду / Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данокова. – М. : Линка – Пресс, 2008.
  • Дыбина О. В. «Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов» / О. В. Дыбина. – М. : Сфера, 2015.
  • Перспективный план совместной работы с детьми дошкольного возраста по теме «Эволюция предмета».
  • Конспекты игр-путешествий с детьми дошкольного возраста.
  • Сценарии развлечений для детей дошкольного возраста.
  • Материалы интернет – сайта «Музея одного предмета».

Материалы по работе с родителями:

  • устный журнал «Играем, изучаем, познаем...» (памятки, консультации);
  • тематическая выставка для родителей.

Реализация

1. Использование педагогических технологий:

  • музейная педагогика;
  • проектная деятельность;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-коммуникативная деятельность;
  • мультимедийная деятельность.

2. Организация воспитательно-образовательного процесса в следующих формах:

познавательно-эстетическая деятельность:

  • выставки репродукций картин известных художников, в том числе художников чувашского края;
  • посещение музеев, встречи с местными художниками;
  • опыты, экспериментирование;
  • рассматривание отдельных произведений или специально подобранных серий картин, скульптур, иллюстраций;
  • экскурсии;

речевая деятельность:

  • беседы по картинам;
  • составление мини-рассказов;
  • сказки, легенды, рассказы, мифы;

художественно-продуктивная деятельность:

  • изготовление скульптур, эстампов, коллективных панно;
  • изобразительная деятельность, в том числе с использованием нетрадиционных техник;
  • мини-выставки детских работ;

игровая деятельность:

  • игровые проблемные ситуации, разыгрывание исторических ситуаций;
  • интеллектуальные викторины;
  • ролевые игры.

3. Работа с семьей:

направления:

  • педагогическое просвещение родителей, оказание практической помощи в вопросах воспитания;
  • вовлечение родителей в совместную активную деятельность с детьми и педагогом;

формы работы с родителями:

  • выставки;
  • проектная деятельность;
  • проведение тематических дней;
  • создание мини-музея;
  • детско-родительский клуб «День в музее».

Календарный план реализации

Этапы работы

Наименование мероприятий

Период реализации

Подготовительный этап

Изучение методической литературы, опыта работы других педагогов по данной проблеме

сентябрь 2020

Обогащение предметно-развивающей среды для формирования и активизации познавательной сферы дошкольников

в течение года

Определение содержания и структуры   игр-путешествий   и бесед

сентябрь 2020

Разработка        перспективного плана   совместной работы с детьми дошкольного возраста

октябрь 2020

Подбор дидактических игр

сентябрь 2020

Подбор диагностического материала

сентябрь 2020

Диагностика выявления уровня знаний    детей об истории происхождения предмета

сентябрь 2020

Анкетирование родителей

октябрь 2020

Основной этап.

Организация мини-выставки для родителей и педагогов познавательных детских книг и пособий

октябрь 2020

Оформление и обновление атрибутов и пособий к играм

в течение года

Составление конспектов игр-путешествий по ознакомлению  детей с предметами быта

по перспективному плану

Подборка альбомов и демонстрационного материала:

«История обычных вещей»

в течение года

Работа с детьми:

  • «Из чего мы сделаны»
  • «Назови одним словом»
  • «Вещи, которые нас окружают» «Эволюция окружающих нас вещей»
  • «Вокруг света» и др.
  • чтение и рассматривание детских энциклопедий
  • серия «Окружающий мир» К. Нефедовой
  • обсуждение пословиц и поговорок о труде и предметах быта
  • просмотр презентаций и мультфильмов о предметах старины;

в соответствии с перспективным планом

Основной этап.

  • целевые экскурсии по зданию и территории детского сада
  • изготовление пособий и атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Магазин», «Ателье», «Мастерская», «В гостях у бабушки и дедушки»
  • оформление памятки для информационного стенда «Правила поведения в музее»
  • организация     и     оформление
  • мини-музея «Одного предмета»

в течение года

Работа  с родителями:

  • вечер развлечений «Веселая ярмарка чудес»
  • оформление мини-музея «Моя коллекция детства»

март 2021

апрель 2021

Заключительный этап

Презентация результатов проекта «Эволюция предмета»

май 2021

Анализ проделанной работы, подведение итогов, результатов реализации проекта

май 2021

Повторная диагностика по выявлению уровня представлений воспитанников об истории создания предметного мира

май 2021

Повторный опрос родителей воспитанников

май 2021


9. Ожидаемые результаты

  1. Дети научились видеть предметы и явления окружающего мира в их развитии.
  2. Сформировано умение рассматривать окружающие предметы во взаимосвязях и взаимозависимостях.
  3. Дети способны прогнозировать будущее предметов.
  4. Дети имеют достаточно глубокие представления о мире профессий.
  5. Дети в повседневной жизни показывают бережное отношение

к предметам окружающего мира.

Анализ реализации

Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. И если мы говорим, что у ребёнка нет никаких интересов, значит, пока его внутренний мир беден, впечатления случайны, поверхностны. А это зависит от взрослых, не сумевших вовремя направить внимание ребёнка на те предметы и явления окружающего, которые захватили бы его ум и воображение. Воспитатель формирует и направляет детские интересы, расширяет и углубляет их, старается придать им устойчивость, действенность, нравственную направленность. Здоровый, нормальный ребёнок интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения. Однажды мне в руки попались картинки старинных вещей, прообразов современных вещей, я показала их детям и они заинтересовались тем, как эти вещи выглядят сейчас. Я решила помочь детям узнать историю возникновения различных вещей.

Именно поэтому мы начали работу по ознакомлению детей с историей развития предметов быта, с целью раскрытия перед детьми дошкольного возраста удивительного рукотворного мира, мира творческой деятельности человека. Показывая ребёнку, как человек изменял предметы, делал их удобными в использовании, мы как бы отправляемся в прошлое и мысленно переносимся в быт и жизнь людей прошлых веков.

Благодаря средствам музейной педагогики в группе возможно построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности.

Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Появилась возможность «погружения» детей в новую для них предметно-информативную среду; возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослым; возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т.д.).

Подобранный нами дидактический материал на три блока:

I блок – информационный. Включает материал, благодаря которому ребенок получает информацию об истории создания и изменения человеком предметов;

II блок – логический. Включает дидактические игры на установление логической последовательности изменения человеком предметов (развитие способности устанавливать причинно-следственные связи между потребностями человека и совершенствованием создаваемых им предметов);

III блок – блок преобразования. Включает в себя творческое преобразование предметов  окружающего мира.

Специально организованная деятельность в мини-музее проводится 2 раза в неделю и включает различные формы и методы работы с детьми (индивидуальную деятельность, совместную деятельность).

В работе используются игры, которые проводятся не только на этапе ознакомления с новым материалом, но и на этапах закрепления, повторения, обобщения.

Для формирования представлений о создании и изменении предметов человеком нами были выделены три группы предметов:

1. Предметы, облегчающие труд в быту: пылесос, утюг,

2. Предметы, удовлетворяющие потребности, необходимые для жизни человека (посуда): ложка, тарелка, вилка

3. Предметы, облегчающие труд на производстве: часы, телефон

Для того чтобы дети получили информацию об истории предметов, мы используем игры-путешествия и оформление мини-музеев одного предмета.

Выбор тем для путешествий в прошлое предметов, конечно же, зависит от возраста и возможности показать те или иные предметы. В этой работе мне помогают родители, бабушки и дедушки воспитанников. Они приносят  некоторые сохранившиеся от старых времён вещи и предметы, помогают в оформлении уголков старины в группе.

В результате проведения цикла мероприятий, дети проявили желание участвовать в драматизации тех сценок из прошлой жизни, повысился уровень знаний воспитанников о происхождении предметов окружающего быта.

Таким образом, подводя предварительный итог, можно сказать, что создание мини-музея в группе детского сада является одним из эффективных средств развития познавательного интереса к предметному миру.

11. Перспективы на будущее

Данную проблему нельзя считать до конца изученной. В перспективе  будет иметь дальнейшее развитие, и охватывать детей подготовительной группы.

12. Список литературы

  1. Веракса, H. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве / Н. Е. Веракса, А. У. Веракса. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
  2. Денисенкова, Н. Ваш ребенок познает мир / Н. Денисенкова // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 1. – С. 100-106.
  3. Дыбина О. В. «Что было до...: Игры-путешествия в прошлое предметов» / О. В. Дыбина. – М. : Сфера, 2015.
  4. Дыбина,   О.   В.   Предметный   мир   как   источник   познания   социальной действительности / О. В. Дыбина. – Самара : Волга, 1997.
  5. Дыбина, О. В. Ребенок и окружающий мир / О. В. Дыбина. – М. : Мозаика-Синтез, 2005.
  6. Мацкевич, Л. Историческое познание и музей / Л. Мацкевич // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 5. – С.61-63.
  7. Морозова, А. Н. Музейная педагогика : из опыта методической работы / А. Н. Морозова, О. В. Мельникова. – М. : Сфера, 2006.
  8. Наугольных, И. Р. Развивающие технологии в детском саду, или Как вырастить почемучек / И. Р. Наугольных // Дошкольная педагогика. – 2008. – №11. – С. 18-20.
  9. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
  10. Пастухова, И. О. Детский сад и музей / И. О. Пастухова // Управление ДОУ. - 2007. - №2. - С. 102-107.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательного интереса к предметному миру у детей раннего возраста

Презентация. Предметная деятельность в раннем возрасте....

Педагогический проект: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»

Особенно важно уже в дошкольном возрасте поддержать и направить интерес ребенка к людям разных национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии традиции и культуры. Со...

Проект на тему "Создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики».

Представленный материал поможет создать действенную развивающую  предметную среду, способствующую развитию познавательных  и  творческих способностей  у детей дошкольного возраста ...

Презентация Этнокультурное образование детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики

Музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Это особая форма работы с детьми и родителями, это способ «погружения» детей в информативную, новую и необычн...

Перспективный план работы с воспитанниками 5 - 6 лет В рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Социокультурное воспитание детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики»

Перспективный план работы с детьми старшей группы «Непоседы» 5 - 6 лет. В рамках реализации региональной инновационной площадки по теме «Социокультурное воспитание детей дошколь...