Игровые задания и проблемные ситуации
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Игровые приемы помогают воспитателю сделать процесс обучения занимательным, соответствующим возрастным особенностям дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_zadaniya_i_problemnye_situatsii.docx36.71 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые задания и  проблемные ситуации

Игровое задание «Посади жучка на цветок»

Цель: Упражнение детей в счете предметов.

- Сосчитай лепестки на цветке и точки на спинке божьей коровки и посади божью коровку на соответствующий цветок.

Усложнение

Божья коровка выбрала этот цветок. Найди, что общего у этого цветка и жучка (количество точек на спинке и лепестков на цветке одинаково). Это поможет тебе рассадить других божьих коровок.

Дидактическая игра с природным материалом

Цель: Развивать умение определять на ощупь предметы, называть их. 

Развивать мышление, сообразительность. Закреплять и расширять пространственные представления.

В гости к ребятам приходит сказочный герой и приносит с собой чудесный мешочек. В нем – чернослив, желуди, сухарики, ракушки, катушки, шишки. Это все рассматривается. Предлагается детям встать в круг и достать из мешочка по одному предмету, определив на ощупь, что это. Затем предлагается детям собраться в группы (шишки, ракушки и т.д.)

Сосчитать, сколько получилось групп (6). Затем, сколько в каждой группе предметов.

Потом предложить сгруппироваться в 2 группы: 
- Слева от меня встают дети, у которых предметы несъедобные, а справа – съедобные.

В конце можно предложить составить узоры из природного материала.

Усложнение

Определение названий предметов и их свойств на ощупь, группировка материалов по сходству признаков, ориентировка в пространстве.

Материал: чудесный мешочек с набором предметов (чернослив, ракушки, желуди, катушки, шишки, сухарики), 10 коробок.

Ход игры:
- Догадайтесь, что лежит в мешочке, не открывая его. Как это сделать? (ощупать предметы, использовать игру «Да - нет»,...)

Предлагается:
- Выбрать по одному предмету на ощупь, называя его свойства: чернослив (липкий, мягкий, похож на круг, ...),  желудь ( твердый, ...), ракушка (...), катушка (...), шишка (...).
- Разделиться на группы так, чтобы в каждой группе были одинаковые предметы, сосчитать, сколько коробок нужно приготовить, если в каждой коробке должны лежать только одинаковые предметы, сколько предметов будет лежать в каждой коробке?
- Догадаться, по каким признакам модно разделить предметы на две группы (съедобное – несъедобное; природный материал –рукотворный)

- Встать слева от воспитателя обладателей съедобного. Справа – несъедобного; кого больше, меньше, как доказать?

Задание с использованием природного материала

В три корзины разложила одинаковое количество шишек, цветов, листьев. И собираясь на бал, дала Золушке наказ: выложить три дорожки, ведущие в сад. Но выложить нужно так, чтобы дорожка из шишек была длиннее, чем из листьев, а дорожка из цветов была короче, чем из шишек, но длиннее, чем из листьев.

Усложнение

Цель: Освоение отношений транзитивности Золушка получила записку от феи: «Я приготовила тебе равное количество цветов, шишек, листьев и разложила их в три корзины. Если хочешь попасть на бал, выложи три дорожки в сад: дорожка из шишек должна быть длиннее, чем из листьев, а дорожка из цветов – короче, чем из шишек, но длиннее,чем из листьев». Помогите Золушке. Проверьте свое решение и объясните ей, как поступить.

Игровое задание

Развитие логического мышления, знаний о месте обитания животных, рыб

Игровое задание

Картинки

– Кого я встретил в лесу?
– Выбери свой маршрут (расположить карточки всевозможными способами) Например:

Игровое задание

Игровое задание

Дополнительные задания:
- найди, что здесь напутано и исправь. Объясни, почему ты так думаешь.

- Спроси меня (Катю, Васю) о месте лягушки (белки,...) в это ряду картинок

Игровое задание «Бабочки и цветы»

На полу на небольшом расстоянии друг от друга, один ряд под другим

лежат цветы. Их столько же, сколько детей в группе.
Дети воображают себя бабочками.
– Сколько бабочек?
- Много.
- Полетели бабочки.

Дети, размахивая руками - «крылышками» «летают «по группе.
По сигналу «бабочки садятся на цветочки», каждый ребенок должен встать около цветочка.
Уточнить:
- На этом цветочке – бабочка, на этом цветочке – бабочка…
Чего больше, а чего меньше, цветов или бабочек?
Поровну: сколько цветочков, столько и бабочек.

- Отдохнули «бабочки» и снова полетели.
Во время игры надо положить еще 1-2 цветочка, чтобы получилось не поровну, а потом спросить у детей, чего больше: цветочков или бабочек.

Усложнение

- Что будет, если я уберу лишние цветы? 
- Давайте проверим.

Игровое задание

          Цыпленок с гусеницей играли на лужайке и увидели красивую полянку из цветов, похожую на ковер. И вот сегодня они у нас в гостях. Мы украсим комнату разными цветами. У цветка есть серединка и лепестки. Воспитатель показывает круги – это серединка, а лепестки к ним подберем. Девочки берут все треугольные лепестки, а мальчики – круглые фигуры. Составляют цветки. Какой формы лепестки у цветка девочек? У мальчиков? Затем воспитатель раскладывает серединки разного цвета и предлагает мальчикам взять треугольные лепестки, а девочкам – круглые. Рассмотреть цветки, и назвать еще раз их форму и цвет.

          Дети сидят полукругом, воспитатель при помощи куклы производит действия, по которым дети определяют части суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается – это утро; обедает – это день и т.д.

          Воспитатель называет действия, например, кукла умывается – предлагает ребенку сделать это действие и назвать часть суток, соответствующую этому действию. Воспитатель показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток это происходит. Затем перемешивает картинки и просит разложить их в порядке следования действий в течение суток. 

Игры – имитации состояний природы.

          Дети изображают, как кружатся листья, раскачиваются деревья, солнышко восходит – цветок тянется к нему и улыбается; солнышко садится – цветок засыпает и закрывает лепестки.

Участие в образных играх – имитациях позволяет пережить разнообразные эмоции, а также увидеть, как другие дети и воспитатель передают эмоциональное и физическое состояние изображаемого образа. Это способствует эмоциональному развитию каждого ребенка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.

Игры – имитации также являются эффективным методом эмоциональной разгрузки дошкольников, переключения их внимания, расширения впечатлений.  Воспитатель может проводить такие игры с желающими детьми ежедневно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной проблемно – игровой и практической ситуации

Конспект образовательной проблемно – игровой и практической ситуации в старшей группе с учетом ФГТ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Детей надо учить играть: показывать и объяснять наиболее целесообразные и экономичные игровые приемы, эффективные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. Использование игр в ц...

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ХАРАКТЕРА

УПРАЖНЕНИЯ  И  ИГРОВЫЕ  ЗАДАНИЯКОММУНИКАТИВНОГО  ХАРАКТЕРА...

Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике

В науке и практике утвердилось положение о том, что игра — эффективное средство обучения, но эффективным это средство становится в том случае, если используется «в нужном месте, в нужное время и в нео...

Система игровых заданий, способствующих овладению детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня навыками составления описательных рассказов

Предложенная система  игровых заданий способствует успешному овладению детьми с ОНР составлению описательных рассказов. Игровые задания требуют использования приобретённых ранее знаний в новых об...

Игровые задания, проблемные ситуации

Игровые задания, проблемные ситуации....