Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Воздух – невидимка»
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Мыскова Татьяна Николаевна

Данный конспект направлен на создание условий для расширения представлений детей об окружающем мире. Формирование представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха. Расширение  представления о значимости  воздуха в жизни человека. Развитие познавательных  интересов, любознательности, способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, умение делать  выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tablitsa_-vozduh.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:

Организация непрерывной  непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе

по теме «Воздух – невидимка»

Автор конспекта ННОД: Мыскова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №27» г. Северска Томской области

Задачи приоритетной образовательной области:        

Познавательное развитие: создание условий для расширения представлений детей об окружающем мире. Формирование представления о воздухе и его свойствах: прозрачный, легкий, без цвета и запаха. Расширение  представления о значимости  воздуха в жизни человека. Развитие познавательных  интересов, любознательности, способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента, умение делать  выводы.                                                                                                                                             Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

Речевое развитие: развитие связной речи, обогащение активного словаря.

Художественно-эстетическое развитие: продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.  

Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе (приветствовать друг друга, прощаться), развитие эмоциональной отзывчивости.

Физическое развитие: укрепление физического здоровья детей, приобретение опыта в двигательной деятельности.

Целевые ориентиры: ребенок осваивает нормы принятые в обществе, проявляет любознательность, инициативу и самостоятельность в познавательно – исследовательской деятельности, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать, обладает интересом к рассматриванию картинок, проявляет эмоциональный отклик.

Оборудования для воспитателя: загадка, мяч, спасательный круг, нарукавники, воздушный шарик, колесо, матрас, вертушка, таз с водой, кораблик, карточки-символы, духи, чеснок, апельсин, картинки с изображением живой и неживой природы, картина о загрязнении окружающей среды, музыка из фильма «Мыльные пузыри».

Оборудование для детей: хирургическая шапочка, полиэтиленовый пакет, зубочистка, стакан с кипячёной водой, трубочка, стакан с жидким мылом, мыльные пузыри.


Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие средства у детей

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Дети с воспитателем заходят в группу. Игровая зона.

В.:

Ребята, к нам сегодня пришли гости, поздороваемся с ними, улыбнёмся им.

Д.:

здороваются.

Социально-коммуникативное развитие

(коммуникативная)

Ситуативный разговор

Слово

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе.

Ребёнок стремится к общению с взрослыми, проявляет эмоциональный отклик.

В.:

Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуйте её отгадать:

Через нос проходит в грудь,

А потом в обратный путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

Д.:

Это воздух.

Познавательное развитие

(коммуникативная)

Отгадывание загадки

Слово

Развивать образную речь детей.

Повысить интерес к устному народному творчеству.

В.:

Правильно. Почему мы его не видим?

Д.:

Он прозрачный.

В.:

Как его называют за это качество?

Д.:

Невидимка.

В.:

А где он находится?

Д.:

Да он везде: в группе, между полом и потолком, между мебелью, на улице, в лесу.

В.:

Воздух везде вокруг нас и внутри нас. Им дышат люди, животные, птицы  и растения – всё живое на Земле.

А чем вы вдыхаете воздух?

Д.:

Носом.

Познавательное развитие

(восприятие художественной литературы)

Обсуждение, беседа

Слово

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Формировать представление об объектах окружающего мира.

В.:

Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие учёные – исследователи. Мы будем проводить эксперименты, чтобы узнать секреты воздуха. Вы согласны?

Д.:

Да

В.:

А где работают учёные?

Д.:

В лаборатории.

В.:

(На столе лежат хирургические шапочки.) В лаборатории все работают в шапочках, пользуются материалами осторожно и аккуратно. Давайте с вами наденем шапочки и отправимся в лабораторию.

Д.:

Надевают шапочки.

Речевое развитие

(игровая)

Сюжетно – ролевая игра

Шапочка

Развитие связной речи.

Повысить интерес к исследовательской деятельности.

Основная часть (содержательный этап).

В.:

Опыт 1. Ребята, как можно проверить, что воздух всегда вокруг нас?

Д.:

Предположения.

В.:

(По середине группы стол, на нём полиэтиленовые пакеты, зубочистки, вертушка, мяч, нарукавники, воздушные шары, матрас.)

Хотите, я вас научу ловить воздух?

Д.:

Да.

В.:

Предлагаю поймать его с помощью полиэтиленовых пакетов. (Раздаю детям пакеты.) Что в нём?

Д.:

Он пуст.

В.:

Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы раскроем его. Наберем в пакет воздуха (делаем пакетом движения вверх-вниз) и закручиваем его руками.  Что произошло с пакетами?

Д.: Они надулись, похожи на подушку.

В.:

Что в них находится?

Д.:

Воздух.

В.:

Да, мы поймали с вами воздух, заполняли им пакет. Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух?

Д.:

Мяч, спасательный  круг, нарукавники, воздушный шар, колесо, матрас.

Познавательное развитие

(познавательно – исследовательская)

Экспериментирование

Полиэтиленовый пакет

Развитие любознательности.

Проявляет инициативу и самостоятельность.

В.:

Опыт 2. А как можно проверить действительно ли в пакете воздух?

Д.:

Взять острую палочку (зубочистку) и осторожно проколоть мешочек.

В.:

Поднесите мешочек к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Д.:

Ветерок.

В.:

А что такое ветер?

Д.:

Это движение воздуха.

В.:

А вы можете ветер увидеть?

Д.:

Нет. Мы можем увидеть только, как он передвигает предметы: гонит по небу облака, поднимает мусор, песок на дороге, когда от ветра крутится вертушка.

Познавательное развитие

(познавательно – исследовательская)

Экспериментирование

Зубочистка

Развитие любознательности, познавательной активности.

Проявляет инициативу и самостоятельность.

В.: И у нас, посмотрите есть вертушка. Давайте сделаем ветер. Подуем по очереди на вертушку и заставим её крутиться.

Д.: (дуют на вертушку, и она начинает вертеться)

В.: Вот такой, ребята, ветер-волшебник. Он может раскачивать деревья, крутить вертушку и даже заставлять плыть корабли.

-Как он заставляет плыть корабли?

Д.: Подталкивает корабли ветром и они плывут.

В.: Посмотрите, какой у нас кораблик. А почему он не плывёт?

Д.: Нет ветра.

В.: Давайте подуем на него, и он поплывёт (таз с водой и кораблик).

Д.: (по очереди дуют на кораблик)

В.: Ребята, когда мы выдували воздух, он был похож на что?

Д.: На ветер.

В.: Значит ветер-это движение воздуха

Познавательное развитие (познавательно-исследовательская)

Экспериментирование

Вертушка, кораблик

Развитие любознательности

Проявляет инициативу и самостоятельность.

В.: Молодцы! Я хочу вам сказать, что учёные результаты своих исследований записывают. Для чего?

Д.: Чтобы по записям был виден результат.

В.: Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок-символов. Итак, мы сделали вывод, что воздух прозрачный, невидимый. Это свойство обозначим вот такой карточкой. (Магнитная доска: «зачёркнутое цветное пятно»). Ещё мы узнали, что воздух может двигаться. Запишем это свойство такой карточкой («Качающееся на ветру дерево»).

Познавательное развитие (коммуникативная)

Составление схемы

Карточка-символ

Развитие зрительного восприятия, свободного общения с взрослыми и детьми

Включается в общение, понимает речь взрослых, отвечает на вопросы, обладает интересом к рассматриванию картинок.

В.:  Опыт 3. Теперь мы знаем: внутри предметов, где, кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, есть ли внутри человека воздух?

Д.: (предположение).

В.: Давайте проверим. Сядем за столы.

Д.: (Дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипячёной водой и трубочки).

В.: Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в неё. Что происходит?

Д.: Выходят пузырьки.

В.: Почему появились пузырьки?

Д.: Выходит воздух.

В.: Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали третий секрет воздуха.

Познавательное развитие (познавательно-исследовательская)

Экспериментирование

Стакан с кипячёной водой и трубочка

Установление причинно-следственных связей

Проявляет любознательность, задаёт вопросы, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям.

В.: Запишем результаты опыта с помощью карточки («изображение человека») Воздух внутри человека.

Познавательное развитие (коммуникативная)

Составление схемы

Карточка-символ

Развитие зрительного восприятия, свободного общения с взрослыми и детьми

Включается в общение, понимает речь взрослых, отвечает на вопросы, обладает интересом к рассматриванию картинок.

В.:  Опыт 4.А теперь давайте добавим в стаканчики мыло и снова подуем в трубочку, чтобы ещё  раз увидеть воздух.

Д.:(Рядом стоят маленькие стаканчики с жидким мылом. Дети добавляют его в стаканы с водой и надувают мыльную шапку).

В.: Как вы смогли надуть такие пузыри?

Д.: Мы надули их через трубочку воздухом.

В.: А теперь поиграем в игру «Надуй самый большой пузырь».

Д.:(Дети  надувают мыльные шары, любуются ими).

В.: Какие пузыри у нас получились?

Д. Лёгкие, воздушные.

В.: Что внутри пузырей?

Д.: Воздух

В.: Значит воздух, какой?

Д.: Лёгкий.

Познавательное развитие (коммуникативная)

Составление схемы

Карточка-символ

Развитие зрительного восприятия, свободного общения с взрослыми и детьми

Включается в общение, понимает речь взрослых, отвечает на вопросы, обладает интересом к рассматриванию картинок.

В.: Четвёртое свойство воздуха - он лёгкий. («Изображение воздушного шарика»)

Познавательное развитие (коммуникативная)

Составление схемы

Карточка-символ

Развитие зрительного восприятия, свободного общения с взрослыми и детьми

Включается в общение, понимает речь взрослых, отвечает на вопросы, обладает интересом к рассматриванию картинок.

В.: А теперь немного отдохнём, поиграем с ветерком.

Ветер дует нам в лицо (взмахи руками),

Закачалось деревцо (качаемся),

Ветерок всё тише, тише (приседаем),

Деревцо всё выше, выше (поднимаемся на носочки).

Физическое и речевое развитие (двигательная)

Физкультминутка

Движение

Укрепление физического здоровья детей

Повышение работоспособности

В.: Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?»

Д.: (предположение)

Опыт 5.

В.: Как мы это можем проверить?

Д.: Понюхать воздух.

В.: Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет?

Д.: Нет

Познавательное развитие  (познавательно-исследовательская)

Экспериментирование

Нос ребёнка

Развитие обоняния

Проявляет любознательность

В.: Пятое свойство воздуха - он не имеет запаха (картинка «нос»).

Познавательное развитие (коммуникативная)

Составление схемы

Карточка-символ

Развитие зрительного восприятия, свободного общения с взрослыми и детьми

Включается в общение, понимает речь взрослых, отвечает на вопросы, обладает интересом к рассматриванию картинок.

В.: Ребята, сам воздух не имеет запаха, но может переносить запахи, он ведь умеет двигаться. По запаху мы догадываемся, какое блюдо нам приготовили, где пахнет дымом от костра, цветами, духами.

Я вам предлагаю сейчас встать в круг и поиграть. Закройте глаза (распыляю духи).

Д.: (Закрывают глаза).

В.: Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет?

Д.: Яблоками, чесноком, апельсином.

В.: Итак, воздух донёс до наших носов различные запахи.

Познавательное развитие (познавательно-исследовательская, игровая)

Игровое упражнение

Духи, чеснок, апельсин (элементы ароматерапии)

Развитие обоняния

Эмоционально вовлечён в действия с предметами

В.: Уважаемые учёные, мы так много говорили сегодня о свойствах воздуха, но ничего не сказали о значении воздуха для человека и всего живого. Сможет ли человек жить без воздуха?

Опыт 6. «Не дышу»

В.: Закроем рот и зажмём нос двумя пальцами (пауза). Почему вы убрали руку и открыли рот?

Д.: Начали задыхаться.

В.: Чего вам не хватало?

Д.: Воздуха.

В.: Хорошо вам было без воздуха?

Д.: Нет, человек без воздуха погибнет.

Познавательное развитие  (познавательно-исследовательская)

Экспериментирование

Рот и нос ребёнка

Развитие любознательности

Обладает умением самостоятельно делать выводы на основе опыта

В.: Поиграем в игру Д/И «Кому нужен воздух?» (картинки с изображением живой и неживой природы - из них называют, кому нужен воздух: птица, камень, рыба, печка и т.д.)

В.: Кому необходим воздух? (Живой природе или всему живому). Для чего необходим воздух?

Д.: Дышать, расти, жить.

Познавательное развитие  (познавательно-исследовательская)

Д/И

Картинки с изображением живой и неживой природы

Развитие  познавательной активности, слухового восприятия

Обладает интересом к рассматриванию картинок

В.: Шестое свойство воздуха - он нужен всему живому.

Познавательное развитие (коммуникативная)

Составление схемы

Карточка-символ

Развитие зрительного восприятия, свободного общения с взрослыми и детьми

Включается в общение, понимает речь взрослых, отвечает на вопросы, обладает интересом к рассматриванию картинок.

В.: В нашей лаборатории, ребята, я нашла картинку. Посмотрите, что происходит с воздухом.

Д.: Воздух загрязняют заводы и фабрики, машины загрязняют воздух выхлопными газами, лесные пожары, люди загрязняют воздух, устраивая различные свалки.

В.: Как мы можем позаботиться о чистоте воздуха.

Д.: Не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, посадить как можно больше цветов и деревьев, т.к. они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух.

Речевое развитие (коммуникативная)

Ситуативный разговор

Картина

Обогащение активного словаря, развитие связной речи

Формируется представление об объектах окружающего мира

В.: На сегодня наши исследования закончены, подойдём к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) всё, что мы узнали о воздухе.

Познавательное развитие (коммуникативная)

Составление схемы

Карточка-символ

Развитие зрительного восприятия, свободного общения с взрослыми и детьми

Включается в общение, понимает речь взрослых, отвечает на вопросы, обладает интересом к рассматриванию картинок.

Заключительная часть (рефлексивный этап).

Итог  НОД:

В.: Уважаемые учёные, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, поэтому я приготовила для вас подарки. Что это? (надувает пузырь)

Д.: Мыльные пузыри.

В.: Что внутри них?

Д.: Воздух

В.: Одну баночку мы возьмём с собой на прогулку и понаблюдаем, как играет с ними ветерок и не замёрзнут ли пузырьки на улице.

Познавательное развитие  (познавательно-исследовательская)

Сюрпризный момент

Мыльные пузыри

Развитие  положительных эмоций, доставление детям радости.

Проявление эмоционального отклика

В.: А сейчас я вам раздам баночки, и вы поиграете с мыльными пузырьками: (музыка)

Д.:  (Дети под весёлую музыку из Ф/м «Мыльные пузыри» пускают мыльные пузыри, ловят их.)

Если дунуть посильней,

Будет много пузырей.

Раз, два, три, четыре, пять,

Ни за что их не поймать.

А теперь ребята, нам пора из лаборатории возвращаться в детский сад.

 Скорее оденемся и пойдем на улицу дышать свежим воздухом.

Художественно-эстетическое развитие (музыкальная)

Слушание

Ф/м «Мыльные пузыри»

Восприятие музыки

Проявление эмоционального отклика, ситуация успеха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Мой маленький друг — собака»

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группепо теме «Мой маленький друг — собака»Автор конспекта непрерывной образовательной деятельности (далее – НОД):...

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме "В гости к лекарственным растениям"

Организация  непосредственно образовательной  деятельности детей в подготовительной группе по теме "В гости к лекарственным растениям"...

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе По теме: «Сердце и его работа»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме "Сердце, и его работа", которая направлена на познавательное развитие детей. В ходе занятия дети делалаи выбор деятельности и пр...

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Путешествие с пчелкой».

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие- Владение речью как средством общения и культуры;- Обогащение активного словаря;- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и моно...

Организация непрерывной образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Опыты и эксперименты в лаборатории «Хочу всё знать» Автор НОД: Бурбилова Т.Г. воспитатель высшей квалификационной категории».

Дать понятие о металлах как материале, из которых человек делает разнообразные вещи, ознакомить со свойствами металлов, вызвать интерес к предметам рукотворного труда....