Как знакомить ребенка с социальным миром
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему

Сочкова Надежда Петровна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya-sotsialnyy_mir_dlya_detey.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Как приобщить ребенка к социальному миру?

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не совсем так, как видим и понимаем его мы, взрослые. В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, еще только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности, малыш принимает и понимает социальный мир по-своему. Не учитывать этого нельзя, а знать -  необходимо. 

Вот некоторые из важнейших особенностей восприятия окружающего мира детей дошкольного возраста.

Ребенок заметит, что муравей тащит веточку задом наперед, что паровоз гудит, а электричка пищит, что мама пришла с работы и не обняла, не поцеловала, потому что маму кто - то обидел. Дети подмечают многие особенности строения предметов, животных, их поведение, настроение людей, правда, главным  образом, когда они имеют к ним отношение, а потом воспроизводят в играх: интонации, голоса близких, манеру двигаться, разговаривать по телефону.        

 Способность наблюдать окружающий мир - очень важное преимущество детства, оно помогает познанию, проникновению в мир. Наблюдательность ребенка отличается от наблюдательности взрослого. Дети чаще замечают мелкие детали, внешние, как правило, яркие признаки предметов, формы поведения. Наблюдательность  ребенка опирается на его любознательность. Маленькие дети хотят знать все. Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом  характер вопросов меняется, если в три года преобладают вопросы: «что это?», то в четыре года появляются «почему, зачем?», а потом важные очень для развития : «как это происходит?, как действует?», правда, стало заметнее , что сегодняшние дети стали задавать меньше вопросов, чем дети 90-х годов.

- Как вы думаете, с чем это связано?

Ответы воспитателей:

- Много информации дети получают из внешних источников: телевидение и интернет.

- Многие молодые родители в силу собственной занятости, стали меньше заниматься с детьми, не всегда отвечают на их вопросы и тем самым не побуждают малышей спрашивать о непонятном.

Наблюдая окружающий мир, дети делают свои выводы, умозаключения, устанавливают связи между явлениями и фактами. Иногда их заключения верны, а иногда ошибочны. Тут все в порядке, нечего волноваться. Адекватные оценки - это когда, к примеру, положительное явление оценивается детьми положительно, а отрицательное - отрицательно. И все же, как говорил психолог Д.Г. Эконин: «Дети создают собственную картину мира».

- Как вы считаете, влияет ли пол ребенка на восприятие им окружающего мира?

- Да, влияет.

- Совершенно верно, на характер восприятия социального мира определенное явление оказывает пол ребенка. Мальчики и девочки, наблюдая одно и то же явление, событие по - разному его видят, разное в нем запоминают. Например, предлагают обратить внимание на то, какой транспорт движется по тракту, мальчики заметят марки машин, размер, скорость движения. А девочки выделяют цвет автомобиля, женщину за рулем. Нейропсихолог  Т.П. Хризман справедливо пишет: «Они по - разному смотрят и видят; слушают и слышат, по - разному говорят и молчат; чувствуют и переживают».

 Наблюдая окружающую жизнь, дети отражают свои впечатления в играх, в изобразительной деятельности. Конечно, не все, что увидел ребенок начинает рисовать. Лишь то, что в наибольшей степени произвело на него воздействие, затронуло его чувства и интересы, становится темой игр, рисунков и обсуждений.

Приобщая детей к социальному миру, не обойтись без проектной деятельности, в которой задействованы все: дети, воспитатели, родители.

К примеру, рассмотрим проект «Профессии»

В начале проекта было проведено знакомство детей с разными видами профессий:

  • дети играли в сюжетно - ролевые игры: «Почта, магазин, парикмахерская, больница, гаи, пароход, конструкторское бюро» и др.
  •  рассматривали альбомы, иллюстрации о профессиях.
  • читали художественную литературу (рассказы о той или иной профессии).
  • ходили на экскурсии, например  на кухню, где  повар детского сада  Зайцева З.А.,  очень интересно и  доступно для детей рассказала о  профессии  повара. В магазин «Машенька», где продавец ( бабушка одного ребенка) так же интересно рассказала о профессии продавца, подарила различные атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин». В парикмахерскую, где некоторым детям были сделаны прически (по договоренности с родителями).
  • самым запоминающимся была  экскурсия  в пожарную часть, где детям рассказали и показали все о профессии пожарного, а чуть позже  дети и воспитатели   пригласили  работников  пожарной части к себе и поздравили их с  профессиональным праздником, устроив небольшое представление: выступление агитбригады и  показ сказки «Теремок» ( на новый лад ), подарили им поделки, сделанные своими  руками, а взамен  получили сладкое угощение.  Конечно не все, но многие, наверное, захотели стать, когда вырастут,  пожарными.

На втором этапе проекта детям было предложено  нарисовать, кто кем хочет быть, когда вырастет, станет взрослым (показ детских рисунков).

Из рисунков  видно, что детей привлекают такие профессии, как  летчик, парикмахер, продавец, учитель, врач, конструктор. Обсуждая рисунки, каждый раз подчеркивалась общественная значимость  той или иной профессии.

В заключение проекта была  проведена  дидактическая  игра «У нас в Самарской области будут строить новый город, людей каких профессий мы пригласим с собой?».  Дети  пригласили  бы конструкторов,  строителей, пекарей, врачей, учителей, парикмахеров, пожарных, поваров, продавцов и др.

В итоге проектной деятельности  пришли к следующему выводу: «На свете есть много различных профессий, но прелести у каждой свои, и  нет благороднее и краше на свете, чем та, где работаешь ты»

Дети весьма эмоциональны. Эффективность процесса приобщения детей к социальной действительности во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог.

Воспитатель должен составить «социальный портрет» того окружения, в котором находится свое дошкольное учреждение. Сюда может войти описание ближайших социальных объектов: школа, библиотека, клуб, парк, улица. Несколько раз мы ходили с  детьми в библиотеку, клуб (выступали на сцене), на перекресток дорог (наблюдали знаки дорожного движения) , парк, где организовывали различные игры, слушали пение птиц, любовались красотой  природы,  находили лекарственные травы: подорожник, мать и мачеха, тысячелистник, одуванчик и любовались облаками. Ходили  на мост реки  Кондурча  во время ледохода. Просили родителей сходить с детьми в лес на экскурсию, собрать там природный материал для поделок.  Ребенок знакомится с социальным миром, а наша задача помочь ему войти в современный мир XXI века любознательным и активным, эмоционально – отзывчивым, способным управлять своим поведением.

Итак,  мы выяснили, что ребенок знакомится с современным миром с помощью различных средств. Именно они становятся источником познания мира, а мы, взрослые, должны помочь, чтобы дети чувствовали себя в современном мире уютно и комфортно.

Литература:

1.    Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру/ Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками.  Козлова С.А./ Катаева Л.И., 2002 г.

2. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. Иванова, Калинина, Бардинова, 2008 г.

3. Чего на свете не бывает? О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, М.- 1994 г.

 

ГБОУ СОШ им.героя Советского Союза М.Н. Заводского с.Елховка муниципального района  Елховский  Самарской области  ДО «Улыбка»

        Консультация для педагогов.

Тема: «Как приобщать ребенка к социальному миру?»

Выполнила  Сочкова Н.П.

        

        

        Август  2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для воспитателей и родителей: игры, способствующие адаптации ребенка в социальном мире.

 Ключевой тенденцией обновления образо­вания в настоящее время является преодоление препятствий са­мовыражения, создание условий для социально-эмоционального развития детей. Социальн...

РЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ЗНАКОМИМ РЕБЕНКА С МИРОМ СЛОВ»

У детей старшегo дошкoльного возраста активный лексический запас, то есть необходимые для общения общеупотребительные слова,  составляет примерно  4-5 тысяч слов. Конечно, не все дети...

Консультация для воспитателей «Как приобщать ребенка к социальному миру».

Консультация для воспитателей«Как приобщать ребенка к социальному миру».  Составил: Ланцова Ю. А.    МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 15 « Ёлочка» Как ...

Консультация для родителей «Общие рекомендации родителям по приобщению ребенка к социальному миру»

Главные задачи родителей-научить ребенка наблюдать мир вокруг себя,не оставаться равнодушным к происходящему....

Программа формирования социальной компетенции как основы сохранения психологического здоровья «Приобщение ребенка к социальному миру»

Детский возраст характеризуется повышенной ранимостью к средовы влияниям и на этом фоне ряд дополнительных факторов делает некоторых детей особенно подверженными нервно-психическим расстройствам. Соци...

Учим зверей: как правильно знакомить ребенка с миром животных.

Методы и приемы ознакомления детей с животным миром. В процессе ознакомления детей с природой в детском саду используются разнообразные методы: Наглядные: (наблюдение, рассматривание картин,...

Консультация для родителей «Адаптация ребенка в социальном мире»

Как социально адаптировать ребенка? Для облегчения социальной адаптации детей родители должны с ранних лет учить малышей искусству общения со сверстниками и взрослыми, придерживаться правиль...