Игры и занятия с природным материалом с детьми раннего возраста в условиях д/р: удивление как стимул к познанию.
консультация по окружающему миру на тему

Щурова Клавдия Михайловна

"Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которые они не могут изменить по своему желанию... лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом... для детей лучшая игрушка — куча песка» К.Д.Ушинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Процесс активного познания, освоения мира, начинается уже в раннем возрасте. Но мышление годовалого и 2-летнего занято лишь тем, что рядом, что можно потрогать, пощупать, попробовать на вкус, развинтить или разобрать. Ребёнок мыслит руками. Мышление ребенка пока лишь наглядно-действенное - погружено в непосредственное и активное действие, изменение вещей.

Многие скажут: «Ребёнок ещё мал». И будут не правы. Именно в этом возрасте закладываются основы детской рефлексии - умение не только обдумывать и описывать свою жизнь, но и способность заметить некое противоречивое явление, удивиться и задать по этому поводу вопрос.

Да малыши ещё плохо понимают нас, частенько не говорят, но они не могут и не хотят ждать.

Чтобы помочь ребёнку, надо знать тот "язык", на котором "говорит" мышление ребенка. Иными словами, знать особенности, закономерности детского мышления.

Жан Пиаже обнаружил удивительную вещь. Дети часто одухотворяют природу, приписывают неодушевленным вещам способность мыслить, чувствовать, желать. Эту особенность детского мышления Жан Пиаже назвал анимизмом (от лат. animus - душа). В чём же кроется источник детского анимизма? Вспомним наши первые игры с годовалым и 2-летним малышом, обратим внимание на формы речевого общения: "Кукла хочет кушать", "Мишка пошел спать", "Кашка просит, чтобы ее съели"... Вся наша речь, обращенная к малышу, буквально насыщена "анимистическими" конструкциями. Конечно, мы отнюдь не вкладываем в них такого смысла, вовсе не хотим сознательно привить ребенку склонность к одухотворению неодушевленных вещей: просто говорить так - легче, понятнее. К тому же эффективнее. Двухлетка гораздо охотнее подчиняется просьбе надетого на пальцы Буратино, чем прямому указанию взрослого. Да только ли в общении с ребенком мы насыщаем свою речь анимизмами? "Дождь идет", "Солнце взошло", "Вода пролилась" - говорим мы друг другу так, как будто бы и в самом деле дождь, солнце, вода могут проявлять активность и волю. Для нас это условность. А 2-летний малыш? Он понимает слова буквально.

В этом особом, одушевленном мире ребёнок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний, научное, "взрослое" понимание которых ему еще недоступно.

А как же вопросы, откуда же смогут вырасти они?

Они вырастают из умения удивляться явлениям окружающей жизни. Причем чем чаще удивляются взрослые, тем быстрее возникает умение удивляться у ребенка. То есть чрезвычайно важный момент в развитии ребенка-удивление.

Точка удивления - вот момент, когда можно легко передать ребенку любые знания и умения.

Что же может помочь как можно чаще удивлять ребёнка?

Ответ такой: игры и занятия с природным материалом.

Их можно разделить на две части:

  1. Непосредственно игры с природным материалом  - это самая настоящая игра, сюда я определяю игры- сказки, пальчиковую гимнастику.

Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру. Детская игра — сама жизнь. В своих играх ребенок чувствует себя комфортно. Игра помогает выражать свои чувства, так как в раннем возрасте дети испытывают нехватку вербальных средств. С этой точки зрения игрушки для ребенка — это слова, а сама игра — это речь, рассказ. Основным мотивом игры является не получение результата, а сам процесс игры. Доказательством тому служат излюбленные игры с водой и песком: часами ребенок может переливать воду и пересыпать песок, также игры со снегом. Эти игры явно приносят внутренний покой и радость, они полны свободой, независимостью, простором для бесконечного наслаждения познанием.

Педагогическое руководство играми с природными материалами должно быть направлено на организацию условий, необходимых для развития ориентировочной деятельности детей и различных игровых действий.

В группе следует иметь:

  1. для игр с песком:

разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки и совки, формочки, воронки, сита, ведерки, мельницы, фигурки животных, куклы, баночки, маленькие грузовые и легковые машины, лейки.

  1. для игр с водой:

тазы, мини бассейны, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, мельницы, игрушки и предметы (плавающие и тонущие).

  1. для игр со снегом:

разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки и совки, формочки для заполнения и вырезания фигурок из снега, лейки,

  1. для игр с природным материалом:

глина, палочки, ракушки, шишки, каштан, желуди, плоды шиповника,  семенами клена, липы, листья, корни, кора, плоды бобовых.                                                

Во время игр с водой и песком следует следить, чтобы дети не находились под прямыми солнечными лучами, на голове всегда должна быть панамка. Игры с шишками, ракушками, камушками и т. д. следует проводить под навесом.

Игры со снегом имеют свою специфику. Во время прогулок в холодное зимнее время воспитатель должен заботиться о том, чтобы дети не переохлаждались. И ещё, игры со снегом требуют усвоения приемов его преобразования. Самый простой прием — лепка. Педагог предлагает малышам вылепить комочки — снежки, ушки для зайчика, морковку.

Теперь поговорим о пальчиковой гимнастике.

Здесь проводится мини мастер- класс:

Возьмите грецкий орех или горошину (предлагаю педагогам взять из вазочки природный материал), игры с ними сопровождаю стихами и показом:

У меня горошек есть,                   катать горошину по ладошке

Я его не буду есть.

Покатаю, поверчу,

По дорожкам прокачу.                катать горошину по пальчикам

Катится горошина,                      катать горошину по ладошке и пальчикам

На ладошку брошена.

Пальцы загибаются,                    загибать поочерёдно пальцы

Домик закрывается.

И последнее игры-сказки.

Сказка про шишку. Она относится к так называемым кумулятивным, «цепочным» и очень похожа на «Колобок».

В зелёном лесу стояла раскидистая сосна. А на сосне висела Шишка. Вот она. Ей надоело висеть на ветке, и она прыгнула вниз на дорожку. Покатилась по дорожке и встретила….. встретить Шишка может любое знакомое животное, поиграть с ним - покататься по его лапкам и идти дальше.

Игры с природным материалом являются прекрасной базой, началом для творческих поделок из них.

2) Творческие занятия с природным материалом - это изготовление поделок из природного материала.

Лучшее время для сбора материала на природные поделки - лето и осень.

Не проходите мимо красочных листьев, упавших шишек, раскройте плоды бобов, фасоли, гороха. Обратите внимание на семена-крылатки. Увидев всё это удивитесь. Удивитесь и покажите детям. Покажите обязательно возьмите для работы.

Творческие занятия с природным материалом приобщают детей к миру прекрасного, учат их восторгаться причудливой красотой цветов, плодов различных растений, осенних листьев, шишек. Помогают в развитии интереса к работе с природным материалом. Воспитывают любовь к природе, бережное отношение к ней. Большое влияние оказывают творческие занятия с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления, повышают произвольное внимание. Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. В этих играх-занятиях есть всегда новизна, творческий поиск, возможность добиваться более совершенных результатов.

Творческие занятия это ещё и благоприятный эмоциональный настрой детей во время совместного изготовления поделок, формирование дружеских взаимоотношений со взрослыми, радость общения, наслаждение действиями.

Например:

  • Из косточек можно изготовить музыкальные инструменты: соберите косточки от вишни и черешни, арбуза, персика, а потом попросите детей положить всё это в пластиковую бутылку. Шумелка готова, в зависимости от наполнения бутылки будет разное звучание.
  • Игры с «живыми камнями» способствуют развитию воображения и связной речи. Играя с детьми на улице, собирайте вместе камушки разной формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать точечки, палочки, «листочки».
  • Зимой можно изготовить зимние цветы. Для создания цветов понадобятся палочки, из которых нужно сделать стебли цветов (для этого их надо просто воткнуть в снег), и комочки снега, которые малыш налепит на веточки. Можно раскрасить цветы красками или поставить несколько в ряд по дорожке.

Но не забывайте, созидательная деятельность требует постоянного руководства ею.

Игры и занятия с природным материалом делают мир малышей миром, в котором интересно жить, который хочется лучше исследовать и глубже понять.

Литература:

1. Т.А. Куликовская «По ладошке прокачусь» Издательский дом «Карапуз» 2013г.

2. Е.А. Янушко «Это может ваш малыш» Издательство «Мозаика сервис» 2012г.

3. Е. Мулюкина «Осенние творческие занятия с детьми 0-3 лет»

4. Е. Мулюкина «Летние творческие занятия с детьми 0-3 лет»

5. Е. Мулюкина «Зимние творческие занятия с детьми 0-3 лет»

6. Елена Хилтунен "Уроки на корточках. Книга о воспитании детей в духе педагогики Марии Монтессори".

7. Е.В. Субботский «Особое мышление дошкольника» Психологический центр "Адалин".

8. http://www.umnitsa.ru/cat/mir-na-ladoshke-experimenti/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по разделу «Игры-занятия со строительным материалом». 2 группа раннего возраста.

Рабочая учебная программа по  разделу «Игры-занятия со строительным материалом». 2 группа раннего возраста. (Срок реализации 1 год).Составлена на основе программы Воспитание и обучение в детском ...

Конспект игры-занятия с дидактическим материалом в группе раннего возраста «На лесной полянке».

Конспект игры занятия с дидактическим материалом для формированию умения детей отбирать предметы определенного цвета....

игры со строительным материалом с детьми раннего возраста

консультация для родителей как играть с детьми со строительным материалом...

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности проведения занятий по развитию речи с детьми раннего возраста в условиях ДОУ

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности проведения занятий по развитию речи с детьми раннего возраста в условиях ДОУ...

Картотека игры-занятия со строительным материалом для детей раннего возраста

Картотекаигры-занятиясо строительнымматериаломдля детей раннего возраста    Задачи воспитания и обучения:1.    Продолжать знакомить детей с некоторыми формами (кубик...