Развивающая среда на участке для детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребёнка в летний период
консультация по окружающему миру на тему

Щурова Клавдия Михайловна

Цель: Помочь воспитателям организовать  прогулки с  детьми раннего возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leto.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Лето - самое яркое время для эмоций. Детям нужна смена деятельности, смена впечатлений.

Лето – это время укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей.

Развитие детей раннего возраста невозможно без создания на участке предметно - развивающей среды и правильно организованной деятельности.

Участок, на котором гуляет наша группа, был как у всех, стандартно оборудован: качели, горка, домик и не очень подходил для работы с детьми раннего возраста.

Мы решили дополнить стандартное оснащение участка и внести в его оформление что-то новое, оригинальное и необходимое для работы с детьми.

Просмотрев различные сайты, мы решили дополнить оборудование поделками из дерева и шин.

Они были очень красивы, но:

1.  Для работы с деревом и шинами нужна мужская сила.

2.  Шины опасны для детей.

3. Все эти материалы, установив однажды нельзя переносить с места на место и  это очень трудоёмко.

4. Для работы нужны дорогостоящие и специальные инструменты.

Тогда мы стали искать другой материал и нашли.

Этим материалом стали пластиковые бутылки.

В чём ценность пластиковых бутылок для нас – воспитателей:

1.Поделки помогут заинтересовать ребенка в любом месте и в любое время года.

2.Они эстетичны и безопасны, т.к. применяются в пищевой промышленности.

3.Материал доступен, не требует физических усилий.

4.Пластиковые бутылки легко применять  в работе, приложив фантазию.

5. Работать с ними можно и дома.

Целью нашей работы было - изменение  территории  участка с помощью обновления  новых зон, привлекательных для детей, предоставление  детям возможности выбора деятельности и её реализации.

Мы ставили перед собой следующие задачи:

Познакомить детей с домашними и дикими животными, с насекомыми, птицами и цветами.

Способствовать развитию у детей познавательной активности.

Формировать умение  правильно вести себя с объектами живой и неживой природы.

Пополнять пассивный словарь.

Активизировать речь.

Развивать двигательную активность.

Сначала мы разработали план – схему участка (Приложение 1), которая характеризуется наличием разнообразных зон, принципиальной новизной и созданием оригинальной среды на территории участка.

В соответствии с обозначенными направлениями были выделены несколько зон:

- «теремок»;

- зона воды;

- зона песка;

- зона двигательной активности;

- зайка в огороде;

- веранда-аквариум;

-птичья столовая;

-метеорологический уголок;

- цветники.

«Теремок» (Фото 1): 

Известно, что в раннем возрасте дети с удовольствием слушают ритмичные потешки, сказки с повторяющимся сюжетом, так же их привлекает передача образов героев.

На небольшой поляне рядом с участком и домиком-теремком установили 5 пеньков с фигурками животных (кошка, собака, поросёнок, мышка, цыпленок).

На поляне, дети могут слушать потешки, участвовать в небольших, подходящих по возрасту, организованных играх-драматизациях и играх-забавах.

Зона воды (Фото 2):                                                                                                                                                             Эта зона предполагает наличие мини бассейна, который мы установили около веранды, на солнечной стороне и «пустили» туда пластиковые цветы.

Благодаря бассейну дети могут оздоравливаться в течение всего лета и иметь возможность получения новых ощущений.

«Зайка в огороде» (Фото 3):

Композиция предполагает инсценировку небольшого стихотворения: фигурка зайца в огороде, около «грядок с овощами».

Она способствует развитию детской любознательности.

Цветник (Фото 4): 

Цветники являются источником не только эстетических переживаний для детей, но также содержат в  себе познавательный аспект.

Мы, рационально распределили различные виды цветочных композиций, и максимально используя территорию участка, сделали их более доступными и познавательными для детей раннего возраста.

С этой целью разбито 5 цветников и посажено 2 одиночно стоящих крупных цветочных куста. Рядом с композицией «Зайка в огороде» 2 цветника с красными и жёлтыми цветами - «Разноцветные клумбы» -  помогает детям ориентироваться в цвете.

Также посажены одиночные кусты пионов - дети смогут ориентироваться в количественных представлениях (один-много).

У входа на участок  разбит цветник «Карлики и великаны»- дети узнают, что цветы бывают не только разного цвета, но и высоты. На клумбе «летают» пластиковые бабочки.

Перед входом на участок установлена арка, со временем её оплетёт растение-вьюн Девичий виноград. На арке «сидят» пластиковые птички.

Веранда-аквариум (Фото 5):

Обычная веранда стала аквариумом.

Её окрасили в ярко голубой и зелёный цвета с изображением различных рыбок.

Изготовили фигурки рыб из пластиковых бутылок.

Приобрели зеркало-рыбку, чтобы дети могли рассматривать себя, а также вертушку-лягушку.

Все эти вещи поддерживают общую композицию и помогают в развитии детей. Веранда-аквариум способствуют релаксации и раскрепощению детей, даёт им новые ощущения.

Зона песка (Фото 6): 

Зона игр с песком предполагает наличие песочницы.

Она не только развлечение, но и толчок к развитию творческих игр, ведь пластиковые ведёрки, савочки, машинки, мельницы этому способствуют.

Птичья столовая (Фото 7):

Процесс познания окружающего мира, как известно, базируется на чувственном восприятии. И это особенно актуально для детей, растущих в Домах ребёнка. Именно комплекс ощущений и связанных с ними условных и безусловных рефлексов в психологии называется первой сигнальной системой. Ребёнок обследует объекты окружающего мира, дотрагиваясь до них руками, тянет в рот- это естественно, но если объект нельзя реально обследовать посредством всех каналов восприятия, это надо сделать на уровне воображения. А для детей, воспитывающихся в Домах ребёнка это не всегда просто. Поэтому именно наши дети больше всего зависят от новых впечатлений, от эмоционального общения с взрослыми.

С целью развития познавательных способностей детей,  оборудована птичья столовая.

В этой зоне дети знакомятся с разнообразием птиц и учатся заботиться о них.

Метеорологическая площадка (Фото 8):

Площадка научит детей определять погоду, используя для этого специальные приборы: осадкомер и флюгер. Клумба- барометр поможет детям научиться определять погоду по цветам.                                                                                                                                          

Двигательная зона (Фото 9): 

Двигательная зона названа так условно, т.к. оборудование для развития двигательной активности размещено по всей территории участка.

В двигательной зоне находиться горка – скат, корзинка для метания, профилактическая дорожка, что позволяет подбирать различное сочетание движений. Предлагаемое нами оборудование рассчитано на то, чтобы у детей вырабатывались стереотипные и ситуационные движения.

Свободное рациональное расположение специального оборудования в доступных местах на участке даёт возможность детям организовать деятельность по интересам, не мешая друг другу.

Разработанный нами проект ориентирован на возраст детей с 1года до 2 лет.

Прилагаемая к проекту «книжка-путеводитель» (Приложение 2) призвана помочь воспитателю в организации деятельности детей на прогулке.

Всё оборудование осенью мы помыли и убрали на хранение.

В начале лета мы взяли контрольную группу детей, состоящую из 5 малышей, возрастом с 1года до 1.6мес., провели с ними диагностику («Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» М.: 1983.Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт):                                                                                                                        

                                                                 1 ребёнок ниже Vгруппы

                                                                 2 детей V группы

                                                                 2 детей IV группы.

Проработав лето в такой обстановке, пользуясь оборудованием и «книжкой-путеводителем», проведя в сентябре диагностику, мы увидели, что наша задумка работает:

                                                                 3 детей с V и ниже V группы получили IVгруппу развития

                                                                 2 детей с IVгруппой так на ней и остались, но продвинулись сразу на два эпикриза по движениям и действиям с предметами.

И тогда мы решили поделиться своим опытом со всеми желающими.

Конечно, кто-то может сказать, что в условиях дома ребёнка всё это не очень уместно и тяжело выполнимо. Но именно наши дети больше всего зависят от эмоционального общения со взрослыми, от тактильных прикосновений, от новых впечатлений. И это в наших силах. Давайте попробуем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.Доклад на тему:" Игры с песком и водой как средство психологической разгрузки у детей раннего возраста, воспитывающихся в Домах ребенка."

В данном докладе раскрывается новизна работы,значение игр с песком и водой,принципы проведения занятий....

Развивающая среда на участке в летний период для детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребёнка

Целью  работы было преобразование территории участка в пространство с наличием новых зон, привлекательных для детей, предоставляющих детям возможность выбора деятельности, реализации своих...

Буклет "Методические рекомендации для воспитателей по созданию предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей раннего возраста"

Буклет для педагогов на тему "Методические рекомендации для воспитателей по созданию предметно-пространственной среды для сенсорного развития детей раннего возраста"...

«Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»

Данный материалл будет полезен педагогам младших групп ДОУ. Раскрывает особенности и тебования к организации предметно-развивающей седы по развитию речи в группе. Какие зоны необходимо создать в групп...

Проектирование предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей раннего возраста (2-3 года)

Ребенок этого возраста познает окружающий мир через ощущения, т.е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта и носа. Обследуя окружающий мир, кроха постепенно накапливает и расширяет свои представления о различ...

Презентация: «Особенности организации предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста».

*Предметно-пространственная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития....