Конспект НОД в старшей группе. Опыты и эксперименты. «Воздух вокруг нас».
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Федоренкова Юлия Олеговна

Опыты и эксперименты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе. ОО «Познание» Опыты и эксперименты. «Воздух вокруг нас».

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Тип: Интегрированное.

Возраст детей: 5-6 лет, старшая группа.

Формы непосредственной образовательной деятельности: решение проблемной ситуации, речевая ситуация, рассказ, беседа.

Формы организации: подгрупповая.

Программное содержание:

Образовательные задачи.

Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование. Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.

Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха.

Развивающие задачи.

Научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.

Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

Ввести в активный словарь детей слова: опыт, воздух перемещается

Воспитательные задачи.

Воспитывать умение договариваться между собой.

Предварительная работа.

Наблюдения за ветром, за качающимися деревьями.

Чтение «Цветик – семицветик» В. Катаев

Просмотр мультипликационных фильмов «Винни – Пух и пчелы», «Смешарики. Воздух для вдохновения».

Опыты. «Как увидеть невидимку – воздух», «Мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха», «Почему лопнул шарик», «Почему всплывает подводная лодка»

Игры с вертушками, флюгером, с мячом, «Ветер дует – лодочка плывет»

Просмотр презентаций «Ветер».

Оборудование и материалы:

Фартуки, шапочки, стаканы, колбы, лейка, воронка, шарик, пластиковая бутылка, два мандарина, емкости с водой, картинки на тему «Воздух».

Методические приемы. Игровая мотивация, вопросы к детям, практические действия, контроль, указания, оценка.

Ход НОД

Дети приходят в лабораторию

Воспитатель. Ребята, а хотите мы с вами поиграем в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории? И как настоящие учёные вместе попытаемся провести интересные опыты.

-Теперь давайте решим, кто будет лаборантами? (Проводят опыты и эксперименты, делают выводы).

Дети. Лаборанты: Вова, Злата, Ваня, Катя.

Воспитатель. Кто будет руководить лабораторией, контролировать работу лаборантов?

Дети. Руководитель лаборатории.

Воспитатель. Можно я буду заместителем руководителя лаборатории. Я буду помогать проводить опыты.

Для проведения опытов мы с вами оденем спецодежду (фартуки, шапочки, бейджики).

Воспитатель. Уважаемые ученные для чего мы с вами будем проводить опыты?

Дети – лаборанты. Разгадать загадки природы.

Воспитатель. И для вас у меня загадка (представляю «волшебную коробочку»). Здесь находится то, без чего нельзя прожить, его мы не видим, его можно только ощущать, что это?

Дети. Воздух.

Воспитатель. Что такое воздух?

Дети. Это смесь разнообразных невидимых газов.

Воспитатель. Уважаемые лаборанты нам надо провести опыты и узнать все о воздухе, на бейджике указано, за каким столом вы работать. (опознавательные знаки квадраты на столе и бейджике: красный, синий, зеленый, желтый, голубой, оранжевый)

Чтобы провести опыты надо подготовить необходимый материал. Идите к своему рабочему месту и все необходимое приготовьте, что лишнее и не нужное уберите.

Руководитель лаборатории Асиль. О воздухе расскажет лаборант Злата и проведет опыт «Как обнаружить воздух, воздух невидим».

Лаборант Злата. (рассказывает и проводит опыт) Я закреплю салфетку ко дну стакана внутри. Переверну стакан отверстием вниз и опущу в воду. Вода полностью закрыла стакан. Аккуратно вынимаю его из воды. Потрогайте салфетку, какая она?

Дети лаборанты. Сухая.

Лаборант Злата. Почему? Потому что в стакане воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Таким же образом опускаю стакан в воду и медленно наклоняю его. Воздух вылетает из стакана пузырьками.

Вывод: стакан только кажется пустой, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый. Молодец ты справилась с заданием.

(Каждый опыт проводится за отдельным столом, дети переходят с одного места на другое)

Руководитель лаборатории Асиль. О своих исследования расскажет Вова и докажет, что невидимый воздух легче воды, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух содержится в различных предметах.

Лаборант Вова. (рассказывает и проводит опыт) Я выдохну в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это воздух. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Проверим. Это ракушка. Я кладу ее в воду. В воде появляются пузырьки. Это – воздух. Есть ли воздух в сахаре? Опускаем его в воду. В воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.

Вывод: Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем.

Мы не можем не дышать.

Воздух находится в различных предметах, не имеет вкуса.

Воспитатель. Молодец у тебя поучительный опыт.

Воспитатель. Лаборант Катя расскажет и покажет, о том может ли воздух перемещаться.

Лаборант Катя. Это воронка. Мы уже знаем, что в ней воздух. На воронке сдутый шарик. Я опускаю воронку в воду, вода заполняет воронку, шарик надулся. Воздух переместился из воронки в шарик. Я достаю воронку из воды шарик сдулся, воздух вернулся в воронку.

Воздух может перемещаться, он не имеет формы.

Воспитатель. Молодец ты смогла доказать, воздух перемещается.

Руководитель лаборатории Асиль. Лаборант Ваня покажет опыт «Плавающий мандарин».

Лаборант Ваня У меня два мандарина один с кожурой, другой без кожуры. Я кладу в воду мандарин с кожурой, он не тонет, плавает. Кладу в воду мандарин без кожуры. Мандарин утонул! Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В кожуре мандарина есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Мандарин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

Ваня доказал, что мандарин с кожурой не тонет, потому что в кожуре есть воздух, а мы знаем, воздух легче воды.

Воспитатель. Молодец Ваня у тебя интересные исследования.

Воспитатель. Музыкальный опыт нам покажет руководитель нашей лаборатории.

«Почему поют колбы?»

Руководитель лаборатории Асиль. Я наполнила колбы разным количеством воды. Ударяю палочкой о колбу. Каждая колба издает свой звук. Почему так произошло? Когда палочка ударяет о колбу, то воздух в колбе начинает содрогаться, и слышен звук.

В колбах разное количество воздуха, поэтому меняется звук. Воздух не имеет цвета.

Воспитатель. Молодец, у тебя очень интересный и сложный опыт, но ты справилась с этими исследованиями.

Воспитатель. А ещё воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Я вам сейчас покажу. Воздушный шарик надеваю на горлышко пластиковой бутылки и опускаю бутылку в горячую воду. Что вы видите?

Дети. Шарик надулся.

Воспитатель. Почему?

Дети. В бутылке находится воздух.

Воспитатель. В бутылке находится воздух, он нагревается, расширяется и наполняет шарик. Ставлю бутылку в холодную воду, что вы видите?

Дети. Шарик сдулся, почему?

Воспитатель. При охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся.

Ребята, мы доказали, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Уважаемые ученые, что мы знаем о воздухе?

Дети. Воздух не имеет форы, цвета, вкуса, запаха, его не видно, он легче воды. Воздух находится в различных предметах, может перемещаться.

Воздух необходим для жизни человека.

Посмотрите на картинки и скажите, что их объединяет, что общего между ними. Дети. На всех картинках воздух, который выполняет какие то действия.

Наш руководитель лаборатории, Асиль, скажи, тебе понравились опыты лаборантов.

Руководитель лаборатории Асиль. Мне, ребята, очень понравилось работать с вами в лаборатории. Сегодня работали очень хорошие, умные сотрудники. Все умеют договариваться, доброжелательны, справедливо решали возникшие вопросы, очень хорошо планировали свою работу.

Воспитатель. Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы. А сейчас нам пора в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной группы "Воздух вокруг нас"

В правильном развитии организма ребенка  свежий воздух играет чрезвычайно важную роль. Трудно переоценить значение прогулок в разное время года. Поэтому необходимо познакомить детей с понятием "в...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Воздух вокруг нас».

Цели: 1. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.           2. Доказать что вокруг нас невидимый воздух.Задачи: 1. Развиват...

Конспект открытого занятия по экспериментированию в средней группе "Воздух вокруг нас"

Примерный план проведения занятия по ознакомлению со свойствами воздуха детей средней группы....

Конспект занятия в старшей группе "Опыты солью"

Цель: расширение представлений о свойствах соли и о ее применении. Задачи:обучающие: формировать конкретные представления о свойствах, видах соли; научить использовать соль, как средство для твор...

Технологическая карта НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Опыты проведём и что-то новое о воздухе узнаем»

ФИО участника: Опарина Татьяна ГеннадьевнаОбразовательная(ые) область(и): познавательное развитиеТема занятия: «Опыты проведём и что-то новое о воздухе узнаем»Возрастная группа: старшая гр...

Технологическая карта НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Опыты проведём и что-то новое о воздухе узнаем»

Цель педагогической деятельности: знакомство и закрепление свойств воздуха в процессе проведения с ним опытно-экспериментальной деятельности и последующей фиксацией результатов....

Мастер-класс для родителей детей старшей группы «Опыты, эксперименты из подручных материалов или чем занять ребёнка дома»

Детское экспериментирование  – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и...