Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной группы "Воздух вокруг нас"
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа) на тему

Штокова Надежда Петровна

В правильном развитии организма ребенка  свежий воздух играет чрезвычайно важную роль. Трудно переоценить значение прогулок в разное время года. Поэтому необходимо познакомить детей с понятием "воздух", закрепить знания о нем, его свойствах, значимости в жизни человека, животных, растений. Научить детей видеть взаимозависимость между экологией и здоровьем человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc253.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками

в подготовительной группе «Воздух вокруг нас»

1. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Цель: Формировать представления детей о воздухе и его свойствах.

Задачи:

2. Ф.у. устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией

и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему

здоровью, экологическое сознание детей.

Ф.у. детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать

гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и

его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха

в жизни человека, животных, растений.

Развивать познавательную активность, наблюдательность,

мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.

«Познавательное развитие»

3. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в

коллективе,  умение выслушивать друг друга. Развивать умение детей

самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать

проблемные ситуации. «Социально-коммуникативное развитие»

4. Активизировать речевую деятельность детей. «Речевое развитие».

Методы и приемы:

1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)

2. Наглядные  (Рассматривание слайдов)

3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)

Материал: Набор букв, стакан, салфетка, емкость с водой, банка с крышкой,

 Демонстрационный: карточки-символы, картины «Город» и

« В лесу». Раздаточный: трубочки для коктейля, стаканы с водой,

целофановые пакеты, воздушный шарик, камушки, зубочистка. Дидактический:

«Экологический светофор», «Электробытовая техника».

Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, · наблюдения на

прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая

среда».

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная: дыхательная гимнастика, физминутка

Игровая: д/и «Экологический светофор», «Электробытовая техника»,

игровые упражнения.

Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментирование.

Речевая: вопросы, беседа, обсуждение, выводы

Ход

1. Вводная часть.

Перед началом занятия читаю детям стихотворение:

На одной планете

Дружно жили дети.

Не разоряли гнезда птиц,

Ради нескольких яиц.

Все старательно с умом,

Берегли свой общий дом.

Под названием «Земля»,

Где живем и ты и я!

Дети сидят на стульчиках. Раздается стук в дверь.

Сюрпризный момент

Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс посылку для вас, а откуда, мы

сейчас посмотрим (Страна Почемучек).

Давайте её откроем, что нам прислали?

Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет.

В: - Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть.

Ой, а тут ещё прикреплена какая- то открытка с загадкой.

- Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

и обратный держит путь.

он невидимый, но все же

без него мы жить не можем". (Воздух).

- Что же нам прислали из страны Почемучек? (Воздух)

В:- Скажите, ребята, а что такое воздух? (воздух, это то, чем мы дышим).

- А где есть воздух? (везде)

В:- А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения)

В:- А можно жить без воздуха? (ответы детей)

В:- Почему? (ответы детей)

В: Молодцы!

В: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

В.: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

В.: докажите, что этот самый воздух есть!

Дети ориентируются на картинки-слайды: глаз (можно увидеть воздух),

ухо, сосуд, сосуд с водой, краски.

 (Ответы детей:  поймать в мешочек,

подышать, помахать веером, можно лопнуть шарик или просто отпустить

его, положить камень в воду, сжать мячик, подуть в стакан с водой через трубочку).

А сейчас представьте, что вы ученые, а они работают в лаборатории.

Сегодня нам предстоит очень трудная задача: узнать, что такое воздух, как

его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Давайте пройдем в

нашу лабораторию и приступим к исследованиям.

Опыт 1. (Есть ли воздух в стаканчике?) Что это? Стакан. Посмотрите, есть

в нем что-нибудь? (нет, он пустой). Ребята, а как вы думаете, возможно ли

опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку-цветочек.

(ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо

мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек

пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не

выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно

погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу

поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.

Дорогие учёные, по-вашему, что случилось?  Попала ли вода в стакан? (дети

убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).

Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)

Что же помешало воде её намочить? (ответы детей - воздух в стакане)

А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей -

пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).

Вывод: Воздух занимает место (Карточка-символ)

Опыт 2. (воздух не имеет запаха)

В:- А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?

Дети: Если воздух чистый, то он не имеет запаха.

В.:- Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой, которая

готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т. д.)

В.: Предлагаю в этом убедиться. В контейнерах были вещества с разными

запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.

Дети: У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.

В.: Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни

чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Игра "Что лишнее?" (слайды-  лук, чеснок, хвоя, апельсин).

Посмотрите на картинки и скажите, запахи чего можно считать лечебными, полезными? (ответы детей)

Посмотрите на эти картинки (слайды: костер, газовая плита, сигарета, газы от автомобиля).

В: -Что вы можете сказать про эти запахи? (ответы детей).

Дыхательная гимнастика:

Приходи ко мне дружок, и вставай ко мне в кружок.

(Дети встают в круг.)

Носик ты быстрей найди, и друг другу покажи.

(Дети указательным пальцем дотрагиваются до кончика носа.)

Носик надо очищать, на прогулку собирать.

Ротик ты свой закрывай, только с носиком гуляй.

(Дети плотно закрывают рот.  Вдох и выдох выполняют через нос.)

Вот так носик- баловник! Он шалить у нас привык.

(На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим

указательным пальцем одной руки на крылья носа.)

Тише, тише не спеши, ароматом подыши. (Дети выполняют 10 вдохов  и выдохов, через правую и левую ноздрю закрывая их указательным пальцем.

Хорошо гулять по саду.  И поёт нос: «Ба -бо-бу» .

(На вдохе дети постукивают по крыльям носа и поют Ба -бо-бу.)

Теперь надо носик нам погреть, его немного потереть. (Дети располагают на

переносице указательные пальцы и выполняют ими движения крыльями

носа, затем вверх и обратно, расширяют нос.)

Нагулялся носик мой, возвращаемся домой.

Игра "Четвёртый лишний" (слайды –вентилятор, пылесос, фен, утюг)

Давайте поиграем. Как вы думаете, какие из этих предметов помогают

человеку использовать воздух?  Выберите нужные и объясните, для чего они нужны.

Дети выбирают и объясняют назначение этих предметов.

Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух везде, и мы им дышим. Человек

дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко?

Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя

чувствовали? А как правильно нужно дышать?

При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается  от

загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен  для

здоровья.

                           На прогулку выходи,

                           Свежим воздухом дыши.

                           Только помни при уходе.

                           Одеваться по погоде.

                           С воздухом будем дружить,

                           Чтоб здоровыми нам быть.

В:  Достаю две картинки, показываю, объясняю.

Летом художник отдыхал в

городе и в лесу. То, что художник увидел, он нарисовал в своих картинах.

Беседа рассуждение:

- Дети, а как вы думаете, можно ли по картинам догадаться, где художнику

лучше было отдыхать?

- А где воздух чище и легче дышится?

- Почему в городе воздух загрязненный? (газуют машины, дымят трубы

заводов)

- Действительно в городе труднее дышать, так как, воздух загрязняют

выхлопные газы автомобилей.

- что же надо делать, что бы воздух города был чище? Что бы дышать

было легче людям?

- Можно закрыть заводы, фабрики, и тогда и воздух станет ·чище, но

заводы закрыть нельзя, на них делают то, что необходимо людям: мебель,

продукты, игрушки и т. д. На трубы фабрик и заводов необходимо ставит

фильтры, которые задерживают загрязняющие вещества.

- Почему на природе, в лесу, на лугу дышится легко? (там чистый воздух,

нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое

количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения.

Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше

растений - больше кислорода).

Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели).

- Догадайтесь, что можно сделать, что бы помочь городу, очистить

воздух? (посадить деревья, кустарники). А еще? (не ломать, не губить

деревья).

                           Давайте будем беречь планету

                          Другой такой же на свете нету.

                          Развеет над нею пожары и дым.

                          В обиду ее никому не дадим.

- Когда человек долго не бывает на свежем воздухе, что с ним бывает? (Он

плохо себя чувствует, болит голова). Когда люди гуляют на воздухе,

укрепляется здоровье человека и улучшается настроение. Правда, воздух  на

улице не везде одинаково  чистый. Лучше гулять там, где много деревьев,  в

парке, в лесу, подальше от больших дорог, гаражей, заводов.

За чистотой воздуха на Земле следят ученые - ЭКОЛОГИ. Они изучают, как

человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся

воздух.

Итог:

Д/игра «Экологический светофор»

   А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я

предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый.

Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки.

Если вы со мной согласны - поднимите зеленый кружок, если не согласны красный.

Давайте попробуем. Будьте внимательны.

Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.

Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.

Человек может жить без воздуха. Нет, красный.

Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.

Воздух тяжелее воды. Нет.

Воздух можно почувствовать. Да.

Воздух можно услышать. Да.

Воздух имеет свою форму. Нет.

Ребята, вы уже столько много знаете, а вот младшие дошкольники с этим не знакомы. Так давайте им поможем: придумаем и нарисуем знаки, которые помогут малышам научиться беречь свое здоровье. Я придумала…

 

Молодцы! Улыбнитесь, кому понравилось наше занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Разработка непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми подготовительной к школе группе ( ручной труд + театрализованная деятельность) Тема: «Госпожа Метелица» (по сказке Братьев Гримм)

Разработка непосредственно образовательной организованной деятельности с детьми подготовительной к школе группе( ручной труд + театрализованная деятельность)Тема: «Госпожа Метелица»(по сказке Братьев ...

Конспект непосредственно-образовательной области «Художественное творчество» в подготовительной группе «Помощь паровозику из Ромашково»

Конспект непосредственно-образовательной области«Художественное творчество» в подготовительной группе«Помощь паровозику из Ромашково» Купина Наталья ВладимировнаВоспитатель детского сада № 69ОАО ...

Конспект непосредственно - образовательной работы с детьми в подготовительной к школе группе «Здоровое питание»

Формировать у детей представление о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления своего здоровья и окружающих....

План-конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности с детьми подготовительной группы по теме: "Малыши оказались в беде".

Прошлогодние новости о том, что кольчатая нерпа, занесенная в Красную книгу, гибнет из-за повторяющихся, слишком теплых зим.  Мы с детьми решили разобраться. Сходили в библиотеку на презента...

Конспект непосредственной образовательной cовместной деятельности в подготовительной группе на тему «Здоровое питание»

Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми подготовительной группы. Целью занятия является расширение представлений детей о правильном питании и здоровом образе жизни....

Конспект непосредственно образовательной коррекционной деятельности в подготовительной группе "Африка"

quot;Путешествие в Африку" с детьми 6 -7 лет, где они знакомятся с природными зонами этого большого континента и учатся составлять интеллект-карту по итогам путешествия....