HОД В подготовительной группе "Крестьянская игрушка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

HОД В подготовительной группе "Крестьянская игрушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _doc_52470.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Тема: Крестьянская игрушка.

    подготовительная группа

                                                                                               

                                                                                         

                                                             

Цель: Продолжать знакомить детей с народной игрушкой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая). Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси. Познакомить детей с изготовлением традиционной куклы. Познакомить с работой мастера. Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров. Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу. Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук. Познакомить с новыми словами и их значением: «тулово», «кукла-закрутка», «оберег», «безликая».

Материал: куклы: тряпичные, соломенные, урожайные; современные куклы; Кассета «Тайны птицы Сирин», иллюстрации (порядок изготовления тряпичной куклы, сундук, иллюстрации русских народных кукол «Ангелочек», «Неразлучники», «Покосница», «Масленица», «Купавка», «День и Ночь», «Кузьма и Демьян».

Предварительная работа: чтение сказки «Василиса Прекрасная», просмотр видео кассеты «Тайны птицы Сирин», заучивание стихотворения «Тряпичная кукла», заучивание пословиц о труде.

Активация словаря: «рукодельница», «нянюшка», «безликая», «мастерство», «скрутка», «Тулово».

Ход занятия.

- Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. А мы гостям всегда рады, какими словами мы встречаем гостей? (ответы детей: здравствуйте, мы рады вас видеть, проходите, пожалуйста, добро пожаловать)

Как много добрых и хороших слов вы сказали, а в ответ посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает его в ответ».

А теперь давайте мы с вами пройдем, сядем на стульчики.

          Уши слушают – и все слышат,

          Глаза смотрят – и все видят.

          Ноги не мешают, руки помогают.

          А голова – хорошо думает.

Посмотрите, что это такое? (вос-ль показывает на сундук)

Это сундук, он не простой, а волшебный. Чтобы узнать, что в нем лежит, мы с вами попробуем отгадать загадку:

             Глазки голубые, кудри золотые.

            Губки розовые, что все это значит?

            Дочка, а не плачет, спать уложишь –

           Будет спать день, и два, и даже пять.  (кукла)

Молодцы, правильно, это кукла. (вос-ль из сундука красивую современную куклу)

Скажите, ребята, а для чего нужны куклы?

А у вас есть куклы?

Посмотрите, внимательно, что есть у этих кукол? (глаза, волосы, руки, ноги, платье)

А из какого материала они сделаны?

Сундук у нас волшебный, в нем есть еще куклы.(вос-ль достает куклы: тряпичные и соломенные)

Скажите, а такие куклы у вас есть?

Как вы думаете, из чего они сделаны?

Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются друг от друга? Чем? А чем они похожи? Что у них общего?

Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных  кукол есть лицо, а тряпичных и соломенных кукол лица нет. Также они отличаются материалом, из которого изготовлены. Современные куклы изготовлены из пластмасса, эти куклы из соломы (показ соломенных кукол), эти куклы из тряпок (показ тряпичных кукол). Но у них есть и общее, все эти куклы создавались для игры, чтобы ими играли.

Сегодня я расскажу вам и покажу, как создавалась первая игрушка-кукла. Посмотрите, перед вами игрушки – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются?

Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, бересты, тряпки, мочалки.

Как вы думает, что значит подручный материал?

Подручный, это значит материал, который всегда под рукой.

Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала.

Давным–давно были вот именно такие куклы.

Куклы делились на 3 группы: обрядовые, игровые, куклы – обереги.

Ребята, обрядовые куклы делались по разным поводам, для разных случаев.

Самая первая кукла называлась ласково «Нянюшка», ее делали при рождении ребенка и развешивали их над детской колыбелькой. Первую куклу называли еще «Куватка».

В подарок на именины делали куклу «Ангелочек».

На свадьбу делали жениха и невесту, а также свадебные куклы называли «Неразлучники».

Во время сенокоса делали куклу, изображавшую женщину, называлась она «Покосница».

На праздник Ивана Купала делали куклу «Купавка». Ее опускали в воду, и тесемки, привязанные к ее рукам, по людским поверьям забирали с собой людские болезни и невзгоды.

А вспомните, когда у нас с вами бывает Масленичная неделя, какую куклу мы с вами делаем? Правильно, чучело Масленицы, наряженное в женские одежды.  

На каждый праздник изготавливалась своя кукла. Называли ее обрядовая.

Еще куклы были игровые. Как вы думаете игровые, для чего они?

Конечно, для того, чтобы использовать их для игры. Раньше, давным-давно когда садились делать куклу всегда это сопровождалось пением песен, потешек, рассказыванием сказок. Давайте мы с вами отдохнем.

                 - Мы пришли в волшебный лес

                   Сколько здесь вокруг чудес.

                   Слева березка, справа елка на нас глядит.

                   Листья в небе кружатся,

                   На землю красиво ложатся.

                   Вот и зайка проскакал

                  От лисы он убежал.

                  Это серый волк рыщет

                  Он себе добычу ищет.

                  Все мы спрячемся сейчас,

                  Не найдет тогда он нас.

                  Лишь медведь в берлоге спит

                 Так всю зиму и проспит.

                 Пролетают снегири, как красиво все они.

                 В лесу красиво и покой,

                 А нам уже пора домой.

Ну вот, мы отдохнули, а теперь вспомним, какие куклы бывают?

Еще куклы называют кукла-оберег. Как вы думаете почему? Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.

Вот кукла «Кузьма и Демьян» - покровители семейного очага и ремесел. Еще есть кукла-оберег «День и Ночь». Они оберегают дом – жилище.

Куклу-оберег наряжали, но никогда ей ни рисовали лицо. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить.

Как вы думаете, называлась такая кукла без лица?

Таких кукол называли «безликая». Обратите внимание куклы на картинках, все «безликие».

Вспомним, какая русская народная сказка поведала нам про куклу-оберег?

Сказка «Василиса Прекрасная». Вспомните, что дала матушка Василисе? Зачем она дала куклу? Что она при этом сказала Василисе? (чтобы никому не показывала, прежде чем попросить помощи, покормить ее)

Получив от матушки по наследству куклу, Василиса приобрела помощницу, которая ее всегда выручала из беды.

Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно изменялась и кукла. У нее появились ручки, ножки, личико мальчика или девочки.

 Сейчас мы с вами посмотрим, как можно сделать тряпичную куклу самым простым способом..(показ иллюстрации порядок изготовления куклы)

Сначала мы берем большой кусок ткани, скручиваем, получается столбик, который сворачиваем пополам. Находим, где будет шея и на этом месте, завязываем нитку, это голова. Дальше начинаемся тело. Затем завязываем ниткой под руками, на этом месте получается талия. Вот кукла готова.

Хотите сами попробовать сделать тряпичную куклу. Тогда за дело! Пройдем и сядем за столы. (дети садятся и делают кукол)

Молодцы! У вас получились очень красивые куклы, дома вы можете их нарядить. Одеть им платье, повязать косынку.

Мы с вами сегодня узнали много нового о народных куклах. Наша Родина богата талантами, наверняка и из вас вырастут хорошие мастера. И не важно, где вы будете трудится, когда станете мастерами, главное, чтобы вы вкладывали в свой труд, всю душу,  старания и умения.

На этом наше занятие закончено.

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по трудовому воспитанию в подготовительной группе "Игрушки любят чистоту".

Цель: формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Задачи:·          Закреплять и совершенствовать умения, приобре...

«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...

План проектной деятельности в подготовительной группе «Игрушки – наши верные друзья»

План проектной деятельности в подготовительной группе«Игрушки – наши верные друзья» Понедельник. «Наши верные друзья»Первая половина дня.- загадка-пропуск. Каждому р...

Консультация для родителей подготовительной группы «Игрушки расскажут о характере взрослого»

Любой родитель согласится, что предпочтение, которое ребенок отдает какому – виду занятия, либо определенной игрушке, довольно точно отражает особенности его душевного склада. Припомните, каким ...

НОД интегрированного занятия в подготовительной группе "Игрушка из соленого теста"

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Игрушка из соленого теста"...