Перспективный план по организации с детьми элементарной поисково-познавательной деятельности в подготовительной группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Перспективный план

Способствовать развитию представлений детей об окружающем мире неживой природы; формировать умения делать самостоятельные умозаключения по результатам исследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл перспективный план25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план

по организации с детьми элементарной поисково-познавательной деятельности

 в подготовительной группе

 Воспитатель: Обухова А.А.

Опыты

Цель

Оборудование

1

Сентябрь  « Вода нужна всем»

Дать детям представление о роли воды в жизни растений.

Блюдца с сухой ватой, блюдце с мокрой ватой, фасоль.

2

« Нужен ли корешкам воздух».

Выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать что растение дышит всеми частями.

Емкость с водой, почва рыхлая и уплотненная, 2 прозрачные емкости с проростками фасоли, растительное масло, два растения в горшках.

3

« Здравствуй ветер».

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер.

4

« Ходит капелька по кругу».

Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.

5

« Вода прозрачная».

Показать одно из свойств воды.

1 стакан с молоком, 1 стакан с водой, ложечки.

6

« Растения пьют воду».

Показать детям, что растения пьют воду, у них внутри есть вода.

Ваза с цветами, подкрашенная вода.

7

« Сыпучий песок».

Дать понять детям, что песок состоит из песчинок разной формы, показать одно из свойств – сыпучесть.

Чистый песок, лоток, лупа.

8

Октябрь  « У воды нет вкуса».

Убедить детей, что у воды нет вкуса.

Соломинка для коктейлей, молоко, сок, вода.

9

« Почему цветы осенью вянут».

Установить зависимость роста растений от температуры поступаемой влаги.

Горшок с растением, трубочка, вставленная в резиновую трубку, прозрачная емкость.

10

« Пузыри воздуха».

Обнаружить с детьми пузырьки воздуха.

Стакан с водой, банка.

11

« Песок может двигаться».

Продолжать знакомство со свойствами песка.

Песок.

12

« Как  кошка языком чистит себе шерстку».

Показать детям, как предметом с шершавой поверхностью можно чистить другой предмет.

Простой карандаш, пилка для ногтей, ватный тампон.

13

« Где лучше расти».

Продолжать устанавливать, как растение ищет свет.

Комнатное растение ( фикус, сансевьера), лейкопластырь.

14

« Из каких цветов состоит солнечный луч».

Показать, как вода изменяет направление света, из-за чего цвета изменяются( радуга).

Противень, зеркало, лист белой бумаги, вода.

15

Ноябрь   « Для чего корешки».

Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь  строения  функций растения.

Черенок герани или бальзамина с корешками; емкость с водой закрытая крышкой с прорезью для черенка.

16

« Почему солнце можно видеть до того, как оно появится».

Показать детям, что свет проходящий через банку преломляется.

Чистая литровая банка с крышкой, стол, линейка, книги, пластилин.

17

« Волшебная монета».

Познакомить детей со свойствами металла(проводить тепло).

Монета.

18

« У кого какие клювы».

Установить зависимость между характером питания и особенностям внешнего вида животных.

Плотный ком земли, муляжи клювов, емкость с водой, камешки, кора дерева, зернышки.

19

« Плавает - тонет».

Подвести к выводу, что полые предметы плавают. Если вода проникает в предмет, он   утонет.

Газ с водой, две бутылки с пробками.

20

« Ветер – это движение воздуха».

Дать понять детям, почему появляются волны?

Веера, таз с водой.

21

« Как маскируются животные».

Показать как краска отражает свет – это принципы сливания красок – что помагает животным.

Желтый мел, красный пластилин, бумага.

Декабрь

22

« Как образуются облака».

Показать детям механизм образования облака.

Пульверизатор, комнатное растение.

23

« Гром и молния».

Познакомить детей с природным явлением(молнией); (вернее с ее родственницей)

2 надувных шарика, шерстяной носок.

24

« Где растение получает воду?».

Выявить способность разных почв пропускать воду.

Воронки, стеклянные палочки, прозрачные емкости, вода, вата, почва с огорода.

25

« Вода двигает камень».

Узнать, как замерзшая вода двигает камни.

Соломинки для коктейля, пластилин.

26

« Лед – твердая вода».

Показать как постепенно уменьшаются сосульки в теплом помещении; установить зависимость от размеров сосулек.

Сосульки, банки или кубики льда.

27

« Как змея меняет кожу».

Показать механизм смены кожи змеями.

Резиновая перчатка( или кожаная).

28

« В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются».

Свойства веществ растворяться.

3 стакана с водой, песок, сахар, ложечки, акварельные краски.

29

« Установить, как расстояние от солнца влияет на температуру воздуха».

Показать влияние расстояния на температуру.

2 термометра, настольная лампа, длинная линейка.

Январь

30

« Образование инея».

Показать механизм образования инея.

Термос с горячей водой, тарелка, чайник.

31

« Вода не имеет формы».

Дать понять детям о еще одном свойстве воды.

Кусочек льда, стакан, миска, кувшин.

32

« Выращивание растений из морковных верхушек».

Показать детям, что не только семенам выращивают растения.

Песок, мелкая емкость, верхушки морковки.

33

« Летающие семена».

Определить с детьми летающие семена; определить зависимость скорости падения от высоты.

Семена фасоли, семечко клена.

34

« Защитные свойства снега».

Выявить защитные свойства снега.

Два кустарника, лопатки.

35

« Почему говорят – как с гуся вода».

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Перья куриные, гусиные, емкость с водой, жир, пипетка, растительное масло, рыхлая бумага, кисточка.

36

« Как разрушаются горы».

Показать, что при нагревании частички гранита расширяются, а при охлаждении сжимаются; связь нарушается.

Кусочек гранита, спиртовка, стакан воды(холодной).

37

«Чем ближе, тем быстрее».

Показать детям на примере, как двигаются планеты, которые непрерывно «падают» вокруг солнца.

Пластилин, линейка, рейка метровой длины.

Февраль

38

« Замерзание жидкостей».

Познакомить детей с различными жидкостями; выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

Емкости с одинаковым количеством соленой воды, молоком, растительным маслом.

39

« Мир пластмасс».

Узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс( полиэтилен, пенопласт, оргстекло).

Кусочки и игрушки из разного вида пластмасс, спиртовка, спички.

40

« Магнит и его свойства».

Познакомить детей с магнитом и его свойствами притягивать металлические предметы.

Металл, дерево, пластмасс, магнит.

41

« Кто чистит аквариум»?

Выявить взаимосвязь в живой природе экосистемы.

Аквариум со старой водой, мальки, лупа.

42

« Изменение объема жидкости».

Выявить изменение объема жидкости при замерзании.

Бутылки с пробками стеклянные 2 штуки.

43

« Фильтрование воды».

Познакомить с процессами очистки воды разными способами.

Бумажная салфетка, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.

44

« Вертушка».

Выявить, что воздух обладает упругостью; понять, как может использоваться сила воздуха.

Вертушки.

45

« Живая вода».

Показать одно из свойств воды; давать жизнь всему живому.

Веточки быстро распускающихся деревьев.

Март

46

« Реактивный шарик».

Выявить, что воздух обладает упругостью; понять, как может использоваться сила воздуха.

Воздушные шары.

47

« Передача солнечного зайчика».

Понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть, там его, где не должно.

Зеркала.

48

« Спичечный телефон».

Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии.

две спичечных коробки, тонкая нить, иголка, 2 спички.

49

« Зеленые монетки».

Показать, что при вступлении кислоты с медью – образуется уксусная медь – зеленого цвета.

Бумажная салфетка, блюдце, уксус, медные монетки.

50

« Воздух при нагревании».

Показать свойства воздуха расширяться и сжиматься.

Пластмассовая бутылка, воздушный шарик, миска с горячей водой.

51

« Посев семечка».

Показать детям принцип выращивания растения из семечки.

Лоток: почва из песка, глины, земли, семечко овоща или цветка.

52

« Мир ткани».

Называть ткани ( ситец, сатин, шерсть, капрон, драп).

Образцы тканей, емкость с водой, ножницы.

53

« Дыхание листа».

Помочь узнавать с какой стороны листа в растение проникает воздух.

Цветок в горшке, вазелин.

Апрель

54

« Свечка в банке».

Выявить, что при горении изменяется состав воздуха( кислорода становится меньше), что нужен для горения кислород.

Свеча, банка, бутылка с обрезанным дном.

55

« Радуга на стене».

Познакомить с механизмом образования цветов – разложение.

Граненное стеклышко.

56

« Звучащая монета».

Доказать детям, что вещества при охлаждении сжимаются; расширяющийся воздух приподнимает монету.

Двухлитровая бутылка, монета размером с диаметр горлышка, стакан воды.

57

« Как не обжечься».

Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному.

Алюминиевая ложка, емкость с горячей водой.

58

« Почему комар пищит».

Выявить причины происхождения низких и высоких звуков.

Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев.

59

« Пламя загрязняет воздух».

Показать, что при горении загрязняется воздух.

Свеча, спички, фарфоровая чашка.

60

Фокус « Сухим из воды».

Продемонстрировать детям существование атмосферного давления, что воздух при остывании занимает меньший объем.

Тарелка с водой покрывающей дно, монетка, стакан.

61

« Прозрачность».

Познакомить со свойством пропускать или задерживать свет(предметами).

Кусочек стекла, фольга, калька, стеклянный кувшин, картон, фонарик.

Май

62

« Поющая струна».

Выявить причины происхождения низких и высоких звуков.

Проволока без покрытия, деревянная рамка.

63

« Волшебница почва».

Закрепить знания о том, что в почве есть вода и   воздух.

Стекло, стакан с водой, ком земли.

64

« Прыгающая монета».

Закреплять знания детей о свойствах воздуха; показать, что объем нагреваемого воздуха быстро увеличивается.

Бутылка, монета, емкость с горячей водой.

65

« Песок путешествует по пустыне».

Показать детям, как в пустыне создаются песчаные барханы.

Стеклянная банка с сухим песком и резиновым шлангом.

66.

« Определение возраста рыбы».

Вместе с детьми определить возраст рыбы; рассмотреть форму и цвет.

Рыбья чешуя, бумага темного цвета, увеличительное стекло.

67

« Могут ли жить растения без корней».

Выявить зависимость строения мха от факторов внешней среды в тундре(много воды).

Кусочки мха разного вида, вата, лупа.

68

« Почему легче».

Выявить случаи проявления невесомости( частичной потери веса) на земле.

Две тяжелые консервные банки, полоска тонкой бумаги.

69

« Летающие семена».

Показать детям, что скорость чем больше высота, тем нагляднее разница в скорости падения семян.

Семена фасоли, семечко клена.

При составлении плана была  использована  литература:

  1. О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина « Неизведанное рядом»( занимательные опыты и эксперименты для дошкольников).
  2.  О.А. Воронкевич « Добро пожаловать в экологию».
  3. Т.М. Бондаренко « Экологические занятия с детьми».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организации и проведения открытого занятия по формированию элементарных математических представлений (в подготовительной группе)

Технологическая карта организации и проведения открытого занятия по формированию элементарных математических представлений  (в подготовительной группе)...

Образовательная область – «Познавательное развитие» Перспективный план непосредственно образовательной деятельности подготовительной группы на 2022 – 2023 год. Формирование элементарных математических представлений.

Образовательная область – «Познавательное развитие»Перспективный план непосредственно образовательной деятельности подготовительной группы   на 2022 – 2023 год....

Перспективное планирование по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе

Перспективный план«Формирование элементарных математических представлений»И.А. Помораева, В.А. Позина«Формирование элементарных математических представлений в подготовительной группе...