Организация работы трудовой деятельности с детьми подготовительного к школе возраста в ДОО
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Ноздрина Ольга Гайнатуловна

Трудовое воспитание в дошкольной образовательной организации – целостная система. Участие ребенка в трудовой деятельности рассматриваются в тесной связи с его умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием. Практическая часть направлена на выявление уровня развития трудовой деятельности каждого ребенка и группы воспитанников в целом. А также организацию целенаправленного систематического руководства трудовой деятельностью дошкольников в условиях ДОО, разработки комплекса мероприятий взаимодействия ДОО и семьи, что позволяет обеспечивать полноценное развитие личности детей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Организация работы трудовой деятельности с детьми подготовительного к школе возраста в ДОО

Воспитатель

Ноздрина Ольга Гайнатуловна

Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики. Это труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показали, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым.

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) в области «Социально – коммуникативное развитие». Содержание образовательной области по организации трудовой деятельности должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей.

Материалы работы дали возможность сделать вывод о том, что трудовое воспитание в дошкольной образовательной организации – целостная система. Участие ребенка в трудовой деятельности рассматриваются в тесной связи с его умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием.

Практическая часть нашей работы была направлена на выявление уровня развития трудовой деятельности каждого ребенка и группы воспитанников в целом. А также организацию целенаправленного систематического руководства трудовой деятельностью дошкольников в условиях ДОО, разработки комплекса мероприятий взаимодействия ДОО и семьи, что позволяет обеспечивать полноценное развитие личности детей дошкольников.

При формировании у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда возникает проблема: современные дети не готовы самостоятельно решать возникающие жизненные задачи, касающиеся различного вида труда.

В решении данной проблемы необходимо:

  • во–первых, стремиться устранять недостатки в образовательном процессе;
  • во-вторых, помогать ребёнку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта;
  • в-третьих, развивать желания и потребности детей в получении определённых трудовых умений;
  • в- четвёртых, для решения проблемы по формированию позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда уделить больше внимания совместной работе детского сада и семьи.

По мере усвоения трудовых действий дети приобретают самостоятельность в их выполнении, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладение навыками, умениями  трудовой деятельности  обеспечивает активность и инициативу действий в дальнейшей жизни воспитанников.

На базе МБДОУ «Детский сад №93 г. Челябинска» мы разработали и реализовали  сетку совместной образовательной деятельности по трудовому воспитанию в режимных моментах (см Таблица 1), а также определили задачи компонентов трудовой деятельности с детьми подготовительного к школе возраста (см Таблица 2).

Таблица 1 – Примерная сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная

группа

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Ежедневно

Трудовые поручения (общий и совместный труд)

-

1 раз в неделю

1 раз в 2 недели

1 раз в 2 недели

Таблица 2 - Овладение компонентами трудовой деятельности

  1. В процессе самообслуживания (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей)

Приобретаются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, тщательно  пережевывают пищу с закрытым ртом; пользуются ложкой, вилкой, без напоминания салфеткой;

самостоятельно моют руки и  лицо, засучивая рукава, не разбрызгивая воду, пользуются мылом, сухо вытираются полотенцем; самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности, аккуратно складывают и вешают одежду, замечают неполадки в одежде и исправляют их)

  1. Хозяйственно-бытовой труд предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и образовательной деятельности.

Старшие дошкольники помогают младшему воспитателю разложить мыло в мыльницы, повесить полотенца. На участке поддерживают порядок: подметают дорожки, поливают цветы.

Дети включаются в дежурство по уголку природы, убирают групповую комнату (1 раз в неделю).

У детей седьмого года жизни появляются новые трудовые процессы; они наводят порядок в шкафу с материалами и пособиями, протирают мебель.

  1. Труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде).

Труд становится систематичным, объем его увеличивается.

Дети опрыскивают растения из пульвелизатора, сметают листья и снег, собирают семена. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, собирают урожай).

С интересом наблюдают за жизнью растений и животных.

  1. Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справится с ней, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). Ручной труд требует умения владеть ножницами, иглой. Поэтому он вводится со старшей группы. После того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации. В этой деятельности развивается конструктивное мышление ребенка.

Самостоятельно выполняют простой ремонт игрушек (книг, коробок, атрибутов).

Пришивают пуговицы.

 Сортируют природный материал, подготавливают его к работе.

Под руководством воспитателя изготавливают мелкий счетный материал, пособия для занятий.

Делают заготовки для дальнейшей художественной деятельности (приготовление папье-маше, обклеивание коробок, вырезание элементов из пластиковых бутылок и пр.).

Так же мы разработали и реализовали перспективное планирование организации трудовой деятельности в природе детей подготовительной к школе группе (см. Таблица 3)

Таблица 3 - Перспективное планирование организации

трудовой деятельности в природе детей в подготовительной к школе группе

№п/п

Содержание труда

Задачи трудового воспитания детей

Формы организации детей

Основные приемы руководства деятельностью детей

1

Дежурство по уголку природы

Вызвать у детей интерес к дежурствам по уголку природы, желание ухаживать за объектами уголка природы.

Воспитывать ответственность за порученное дело и умение доводить его до конца.

Дежурство

Закрепление знаний о правилах (способах и приемах) ухода за растениями, о последовательности работы. Уточнение обязанностей

 дежурных. Определение значимости труда дежурных для хорошего состояния растений.

Оценка выполненной работы детьми.

2

Уход за комнатными растениями

Учить детей под руководством педагога ухаживать за комнатными растениями: Знакомить детей со способами размножения, оказывать помощь в пересадке растения.

Дежурство

Индивидуальные поручения

Закрепление знаний детей моделей растения.

Показ воспитателем правильности выполнения трудового действия.

3

Уборка уголка природы (ежемесячно)

Учить детей поддерживать согласованность в работе, правильные взаимоотношения

Подгрупповая

Распределение поручений.

4

Пересадка цветущих растений из грунта 

Закрепить умение различать и правильно называть цветы. Познакомить детей с корнем как частью растения, объяснить связь между похолоданием и состоянием растения. Формировать навыки пересадки растения (выкапывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой).

Коллективный труд (подгруппами)

Показ воспитателем правильности выполнения трудового действия.

5

Сбор семян растений

Учить заготавливать семена растений для подкормки птиц зимой.

Коллективный труд

Выполнение детьми трудовых действий.

6

Работа в цветнике

Учить детей участвовать в перекопке земли в клумбе с однолетними растениями

Учить рыхлить землю в клумбе с многолетними цветами. Укрывать многолетники на зиму собранной опавшей листвой.

Коллективный труд

Обсуждение структуры трудового процесса.

Объяснение, пояснение, помощь при распределении труда.

7

Способы ухода за комнатными растениями

Научить детей определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.

Дежурство

Индивидуальные поручения

Обсуждение структуры трудового процесса.

Закрепление правильности выполнения трудового действия.

Выполнение детьми трудовых действий.

Рефлексия.

8

Уход за растениями в группе

Обучать поливке растений в связи с переходом к зимнему режиму и в соответствии с биологическими особенностями растений.

Закрепить умение удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки и опрыскивания из пульверизатора

Дежурство

Индивидуальные поручения

Обсуждение структуры трудового процесса.

Закрепление правильности и необходимости выполнения трудового действия.

Выполнение детьми трудовых действий.

Рефлексия.

9

Посев семян петрушки, кресс-салата и укропа в уголке природы

Закрепить знания детей об овощных культурах и их семенах.

Продолжать учить детей приемам посева семян; учить выращивать рассаду из семян.

Подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений.

Развивать желание самим выращивать растения из семян.

Коллективный труд

Беседа о времени года, о посеве семян.

Уточнение, напоминание, указания.

Показ приемов посева семян.

Выполнение детьми посева семян.

Анализ результатов деятельности.

10

Уход за посевами

Обучать детей уходу за посевами

Длительные систематические поручения

Распределение детей по подгруппам, учет индивидуальных особенностей детей.

11

Работа в цветнике

Учить укрывать посадки в цветнике снегом.

Воспитывать бережное отношение к природе

Коллективная. Индивидуальные поручения

Объяснение, пояснения, указания, помощь при распределении труда.

12

Уход за деревьями

Учить детей бережному отношению к деревьям. Развивать умение ухаживать за ними, заботиться.

Коллективная

Индивидуальные поручения.

Объяснение, пояснения, указания, помощь при распределении труда.

13

Осмотр и подкормка комнатных растений

Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними

Совместная деятельность с педагогом.

Беседа-сообщение, что с наступлением весны растения начинают быстро расти, но для этого их нужно подкармливать.

14

Черенкование комнатных растений

Познакомить детей с черенкованием растений, со структурой этого трудового процесса.

Воспитывать у детей интерес и пробудить желание ухаживать за комнатными растениями.

Совместная деятельность с педагогом.

Обсуждение структуры трудового процесса по черенкованию растений: цель труда, материал, инструменты, трудовые действия, результат.

15

Пересадка комнатных растений

Активизировать знания детей об условиях, необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними.

Коллективная

по подгруппам

Структура процесса пересадки растения.

16

Посев семян цветов в уголке природы для рассады

Закрепить знания детей о цветочных культурах и их семенах.

Продолжать учить детей приемам посева семян; учить выращивать рассаду из семян. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений. Развивать желание самим выращивать растения из семян.

Коллективная

Беседа о времени года, о посеве семян для рассады. Показ приемов посева семян. Выполнение детьми посева семян. Анализ результатов деятельности.

17

Уход за рассадой

Учить детей ухаживать за рассадой.

Длительные систематические поручения

Распределение детей по подгруппам, учет индивидуальных особенностей детей.

18

Пикировка рассады

Закрепить знания детей о цветочных культурах. Формировать навыки пикировки рассады. Продолжать учить приемам ухода за рассадой.

Развивать интерес к труду в природе.

Коллективная

Показ правильных действий при пикировке рассады.

19

Уход за комнатными растениями

Закрепить знания о способах ухода за растениями, их размещением (светолюбивые –теневыносливые)

Дежурство.

Индивидуальные поручения.

Модель способов поливки и отношения растений к солнечному свету

20

Устройство клумб, цветника

Учить детей готовить почву в цветнике для посевов. Учить детей выращивать растения: участвовать в перекопке земли и разделке рабаток и клумб,

Коллективная

Объяснение и показ, как вскапывать и рыхлить землю. Установление правил работы лопатой и граблями. Показ правильных действий Предложение отдельным детям продемонстрировать приемы работы.

21

Высадка рассады в грунт. Посев семян растений в цветник

Учить детей выращивать растения: сеять семена, высаживать рассаду, часть которой они выращивают в уголке природы.

Коллективная

Наметить места высадки рассады в клумбу с учетом высоты взрослого растения и цветовой гаммы.

22

Труд детей на клумбе, в цветнике

Учить детей выращивать растения: полив, прополка, рыхление земли, сбор семян.

Закрепить умение ухаживать за растениями

Дежурство.

Индивидуальные поручения.

Объяснить детям, что сорную траву следует вытаскивать с корнем и уносить в мусорный контейнер.

 Попросить ответить, почему нужно делать так.

Обратить внимание детей на особенности полива большого пространства.

Сравнить с поливом комнатных растений.

Реализация данного планирования позволила повысить уровень трудовой деятельности в природе у детей подготовительного к школе возраста. Воспитанники подготовительной к школе группы под нашим руководством ухаживают за комнатными растениями: поливают, рыхлят землю, обрезают сухие листья, знакомятся со способами размножения, помогают пересаживать растения.

В уголке природы, в огороде и цветнике мы выращиваем растения: дети участвуют в перекопке земли, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой мы вместе с детьми выращиваем в уголке природы, а затем поливаем, пропалываем, рыхлим землю, собираем урожай.

Дети приобрели некоторые навыки охраны природы: собирают семена деревьев, кустарников, подкармливают ими птиц на участке детского сада.

В группе организовано дежурство детей в уголке природы. Для того чтобы дежурства в уголке природы были интересными и результативными, мы проводим занятия, на которых знакомим детей с обязанностями дежурных, напоминаем способы ухода за объектами уголка природы, даём значение и необходимость результатов труда. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Посадка луковичных растений».

Подбираем группы таким образом, чтобы вместе с детьми, имеющими хорошие навыки, дежурили, и дети с недостаточно сформированными навыками. Порядок и последовательность назначения детей на дежурство фиксируется на доске дежурных. Дежурные договариваются о том, кто, что будет делать и в какой последовательности. Наша помощь заключается в советах, вопросах, напоминаниях и т.д.

Большую роль в руководстве работой дежурных имеет оценка дежурств. К оценке привлекаются все дети. Дети оценивают выполненную дежурными работу, высказывают суждение о качестве, об отношениях к обязанностям и друг к другу в процессе работы. При оценке следует отметить и отрицательные проявления дежурных (пришел поздно, не успел полить растения).

В работе с детьми имеет место наиболее сложный вид коллективного труда – труд совместный. По этому типу у нас организован труд в огороде, в цветнике. Одна подгруппа вскапывает грядки, другая рыхлит землю, третья делает бороздки, сеет семена. Такая форма организации труда создает объективные условия для возникновения отношений, обусловленных самой структурой организации.

При организации коллективного труда мы помогаем детям разбиться на звенья, распределить обязанности между звеньями и внутри звена. Наблюдая за трудом детей, оказываем им помощь, даём советы, указания.

Особенностью руководства трудом в подготовительной к школе группе является и то, что воспитатель обсуждает с детьми процесс работы (что нужно сделать и как). Этим приучаем ребят не только видеть, но и планировать последовательность выполнения трудовых операций, заранее распределять обязанности, самостоятельно готовить весь необходимый инвентарь.

Приобщение дошкольников к труду осуществляется с помощью художественных средств: художественная литература, музыка, изобразительное искусство.

В работе с детьми мы используем пословицы и поговорки. Пословица не воспринимается ребенком как нотация, поэтому она эффективнее как средство воспитания.

Моральная ценность труда утверждается в сказках. Во многих народных сказках положительный герой трудолюбив, готов помочь другому, вознаграждается любовью, признанием. Мы в своей работе с детьми используем пособие Т. А. Шорыгиной «Трудовые сказки». Эта книга помогает воспитать в детях уважение к труду, чувство ответственности за свою работу, расширяет знания о профессиях.

Помогает воспитанию желания трудиться музыка. Диски с музыкой можно использовать и в группе, и на участке. Музыка повышает настроение, придает работе определенный ритм. Под музыку физический труд становится легче и приятнее. Её мы используем во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда, труда на участке.

Средством воспитания детей выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая картины, дети не только видят процесс труда, но и проникаются настроением картины.

Чтобы организовать трудовую деятельность, были созданы условия для различного вида труда:

  • хозяйственно-бытовой труд: клеенка, тазы, ведерки, тряпочки, фартуки клеенчатые, щетки, полотенце, совочки, веник;
  • труд в уголке природы: фартуки, клеенки, тряпочки, губки, кисточки, пульверизатор, лейки, палочки для рыхления, грабельки, совочки, ящики для посадки семян, колышки, альбомы для наблюдений, ножницы, оборудование для мытья аквариума и ухода за животными;
  • труд на участке: ведра, лейки, лопаты, грабли, метелки, совки;
  • ручной труд: бросовый и природный материал, бумага, ткань, нитки, пуговицы, иглы, клей, картон, древесина и т. д;
  • уголок дежурства по столовой: фартуки, колпаки, индивидуальные салфетки для сервировки стола, столовые приборы, салфетницы, хлебницы, щетки – сметки, совочки, бумажные салфетки;
  • уголок дежурства по занятиям: карандаши, краски, стаканчики для воды, розетки под клей, салфетки, кисти, пособия, цветная бумага, картон.

В группе есть наглядные пособия – схемы - алгоритмы по разным видам трудовой деятельности, которые мы используем в работе с детьми:

  • схема дежурства;
  • схема сервировки стола;
  • схема посадки лука, семян;
  • схема ухода за комнатными растениями;
  • схемы при работе с пластилином, бумагой, ножницами;
  • безопасность труда при работе с иглами и булавками;
  • последовательность пришивания пуговиц;
  • последовательность подклеивания книги.

Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баландина, Е. А. Освоение образовательной области «Труд»: формы работы, практический опыт, конспекты образовательной деятельности /авт.-сост. Е. А. Баландина, И. Г. Истомина, Е. В. Загорская. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л. Е., 2014. -95с.
  2. Бондаренко, Т. М. Приобщение дошкольников к труду. Методическое пособие / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: ООО «Метода», 2014. – 208 с. 13.
  3. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания / Р. С. Буре – М.: Мозаика – синтез, 2011. – 126 с.
  4. Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства / Р.С. Буре // Дошкольное воспитание. – 2013.-№4. – С.17-25.
  5. Воспитание дошкольника в труде / В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Л. В. Загик и др.; сост. Р. С. Буре; под ред. В. Г. Нечаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980. – 208 с.
  6. Голицына, Н. С. Перспективное планирование в детском саду. Старшая группа / Н. С. Голицына. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 40 с.
  7. Голицына, Н.С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Подготовительная группа. / Н. С. Голицына. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007. -40с.
  8. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс]: учеб. Пособие / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983.- Режим доступа: http://www.detskiysad.ru/ped/doshkolnaya42.html 
  9. Ефанова, З.А. Трудовое обучение. Нестандартные занятия. Подготовительная группа / З. А. Ефанова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. – 112 с.
  10. Жукова, Р. А. Трудовое воспитание. Разработка занятий. Старшая группа / Р. А. Жукова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная организованная образовательная деятельность с детьми подготовительного к школе возраста "Весеннее настроение"

Эта совместная образовательная деятельность объединяет несколько образовательных областей: музыка, познание, коммуникация, художественное творчество. Используя  интеграцию нескольких образователь...

Совместная организованная образовательная деятельность с детьми подготовительного к школе возраста "Весеннее настроение"

Эта совместная образовательная деятельность объединяет несколько образовательных областей: музыка, познание, коммуникация, художественное творчество. Используя  интеграцию нескольких образователь...

по технологии организации поисково-исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группе.

Технология организации поисково-исследовательской деятельности  с детьми подготовительной к школе группе....

Технологическая карта организации совместной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Наше здоровье в наших руках"

Цель деятельности педагога: дать детям представление о здоровье, как ценности, о которой необходимо заботиться....

Конспект трудовой деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Книжкина больница»

Коллективная трудовая деятельность в подготовительной к школе группе(ремонт книг).Название: «Книжкина больница»Цель: закреплять умение трудиться в коллективе, осознавать свою деятельность...

Использование приемов социоигровой технологии при организации непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы

Главная забота воспитателей -не обучение, не развлечение,даже не развитие, а стольнедидактическая вещь как дружба".Е.Е. Шулешко...