Экологический проект "Такое маленькое семечко"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Бирюкова Оксана Александровна

Познавательно - исследовательский экологический проект для детей подготовительной группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_proekt_2016.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект

«Такое маленькое семечко»

«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь,

открыватель мира. Так пусть перед ним открывается

чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках,

в сказке, игре, собственном творчестве, в красоте»

                                                                 В.А.Сухомлинский

Тип проекта:  познавательно - исследовательский, творческий, групповой, краткосрочный.

Участники: дети подготовительной группы, родители и воспитатели.

Цель: Знакомство с развитием растений из семян

Задачи:

  1. Формировать представления дошкольников о разнообразии растений и их семян
  2. Способствовать формированию представлений о значении воды для жизни растений
  3. Познакомить с ролью Солнца в жизни растений
  4. Способствовать формированию представлений о роли насекомых в жизни растений
  5. Создавать условия для самостоятельного включения в поисковую деятельность, проявлять инициативу и сообразительность
  6. Формировать у детей умение проводить наблюдения в природе и заполнять «Дневник природы»
  7. Совместными усилиями создать свой огород
  8. Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу
  9. Привлечь к проектной деятельности родителей
  10. Пополнить развивающую среду созданием коллекций семян, дидактическими пособиями и играми по теме.
  11. Организовать выставку детских работ

Общение с природой очень важно в воспитании детей. Дети проявляют огромный интерес к окружающему миру  и необходимо удовлетворять эту любознательность, формировать необходимые представления, прививать навыки самостоятельности и активности.

Этапы проекта

Подготовительный:

В диалоге  с детьми выяснили, что на данный момент они знают о растениях, что им хочется узнать и как это сделать. Пришли к выводу, что у ребят недостаточно информации о развитии растений, немногие из них знают, как правильно сажать и как ухаживать за посадками. Было очень много вопросов о том, как из маленького зернышка может вырасти большущая тыква, или арбуз, что находится внутри семечка, почему у растений разные листья, и т. д.

Познакомили родителей с целью и задачами проекта, совместно собрали информацию по теме,  провели подбор различных природных материалов, изготовили наглядные пособия, подобрали иллюстративный материал.

Реализация проекта:

На основном этапе была проведена экспериментальная деятельность по выращиванию семян салата. Сначала мы выбрали семена двух видов салата «Лоло Росса» и «Одесский», затем провели их посев. Ребята наблюдали за всходами, ростом и развитием растений. Все изменения дети отмечали в дневнике наблюдений, заметив, что на солнечной стороне растения развивались лучше, а в тени – были бледнее и слабее. Ребята пришли к выводу, что для нормального роста и развития растений необходимы вода, тепло и свет. В этом еще раз дети убедились, поместив три луковицы в разные условия. У первой был свет, тепло и вода; у второй – свет, тепло, но в стакане не было воды; третья луковица стояла в тепле, воде, но под черным колпаком. Дети сравнивали, анализировали и на основании увиденного, сами делали выводы.

На каждом занятии ребятам предлагались разные виды деятельности.

Коммуникативная: Были проведены беседы о роли растений в жизни, об экологии, о необходимости бережного отношения к природе. Составляли рассказы «Можем ли мы прожить без растений?»,  «Если бы я был…» и т. д., сочиняли сказки «Приключения маленького зернышка», «Подземное царство», играли в сюжетные игры, смотрели презентации по теме «Чудесный мир цветов», «Растения водоемов». Дети обсуждали, анализировали увиденное и делали выводы.

Познавательно-исследовательская деятельность: Познакомились со строением семечка фасоли, разделив его на семядоли, обнаружили маленький зародыш, состоящий из почки, стебелька, и корешка. Увидели, что в сухом состоянии зернышко как будто спит, но если его замочить в воде, зародыш просыпается и начинает расти, появляется росток и корешок,- начинает развиваться взрослое растение. Ребята пришли к выводу, что условиями для проращивания семян является достаточная влажность и тепло, в дальнейшем, для нормального роста и развития растений необходима земля, вода, тепло и свет.

Дети познакомились с удивительным, разнообразным миром растений, которые растут не только на земле, но и в воде. Комнатные, садовые, полевые; многолетние и однолетние цветы украшают наши дома, лечат и кормят нас. Увидели насколько может быть сильным маленький росток, стремясь к солнышку, он пробивается даже сквозь асфальт!

Эксперименты:

«КУДА ИСЧЕЗЛА ВОДА?»

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность земли).

Оборудование: три примерно одинаковых горшка с комнатными цветами.

Дети поливают цветы мерным стаканом равным количеством воды, ставят в разные условия: на подоконник, на улицу в цветочную клумбу на солнце и в тень. В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки в дневнике наблюдений. Обсуждают, куда исчезла вода - частицы воды поднимаются с поверхности в воздух. Дети делают вывод, что на солнце испарение происходит быстрее, чем в тени, поэтому в жару растения необходимо чаще поливать.

«ОТКУДА БЕРЕТСЯ ВОДА?»

Цель: Познакомиться с процессом конденсации.

Оборудование: Растение в цветочном горшке накрыть полиэтиленовым пакетом.  Через некоторое время на пакете с внутренней стороны увидели капельки воды. Дети выясняют, откуда они взялись (это частицы воды испарились с поверхности и осели на пакете).

«КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ»

Цель: Познакомиться с круговоротом воды в природе.

Оборудование: БИО КУПОЛ. Для наблюдения за круговоротом воды в природе мы использовали наш БИО КУПОЛ, где посадили растения с учетом их потребностей в воде – ближе к водоему – те растения, которые нуждаются в большем количестве воды, выше – те, которым не нужен частый полив. Можно было видеть испарение и конденсацию воды, измеряя температуру внутри и снаружи (ребята сравнивали и наблюдали, делая выводы и выдвигая свои гипотезы).

Рассматривая иллюстрации с разными видами растений (засушливых и влаголюбивых), увидели, что каждое растение по-своему приспособилось к жизни – у одних – листья, а у других – колючки. Растения, имеющие нежные листочки, как правило, влаголюбивы, а колючие кактусы могут погибнуть от избытка влаги. Мы подошли к пониманию того, что с большой поверхности вода испаряется быстрее и кактусы, не имея широких листьев, экономят воду.

Игровая деятельность: Сюжетные игры, игровые ситуации, дидактические игры. Особенно заинтересовали детей дидактические игры, которые проводились на  протяжении всего проекта.

В дидактическую игру: «Золушка» полюбили играть и девочки, и мальчики – это плоская коробка, наполненная крупными семенами фасоли (несколько видов), тыквенными семечками и горохом. Цель игры – разобрать по тарелочкам зерна разного вида – можно устроить соревнование. 

В дидактической игре: «Отгадай!» ребята называли характерные признаки овощей, фруктов. Устроили соревнование, где перед двумя командами была поставлена задача  заполнить две корзины: одну - овощами, другую - фруктами. В дальнейшем, при создании коллекций семян овощей и фруктов, мы усложнили игру, целью которой стало по семечку определить какому растению оно принадлежит.

В дидактической игре: «Найди пару», используя коллекцию семян и карточки с изображением деревьев, ребята определяют, какие семена принадлежат какому дереву.

По теме недели «Хлеб» мы посмотрели презентацию о тяжелом труде хлеборобов, рассмотрели зерна пшеницы и ржи, посадили в цветочные горшки «свой хлеб» и провели игру «Угадай-ка», где с закрытыми глазами определяли на вкус хлеб разного вида. В конце недели мы провели с детьми занятие по изготовлению вкусных печений из слоеного и песочного теста, которыми угостили всех желающих. В группе вывесили газету «Вкусная радость» со стихами и фотографиями обо всем процессе. И дети, и родители поддержали инициативу о кулинарном конкурсе - дома они продолжили печь, и итогом стала выставка семейных «фото – отчетов», где можно было наблюдать процесс изготовления и тортов, и пирожков, и блинчиков, и печений с рецептами, стихами (иногда собственного сочинения).      

Двигательная деятельность: Подвижные игры, соревнования, физминутки.

Дети познакомились с лекарственными и ядовитыми растениями, с их строением. Оформили гербарий, где собрали несколько видов цветов и трав.

В семьях многих наших воспитанников есть дачи, но немногие родители давали детям какие либо поручения. С началом проектной деятельности, видя заинтересованность ребят и отвечая на их вопросы, родители стали привлекать детей  к садовым работам.

Совместными усилиями мы создали огород, где дети сажали, пололи и поливали овощи и цветы, рассаду которых мы вырастили сами на подоконнике, а некоторые многолетние растения для нашего цветника привезли нам родители, бабушки и дедушки со своих дачных участков. В результате бережного и заботливого отношения детей к растениям, у нас вырос хороший урожай и был самый красивый цветник (семенами с уже отцветающих растений мы поделились со многими группами)

В домашней обстановке дети, привлекая родных, стали знакомиться с новыми растениями и помещать их иллюстрации или семена в наши коллекции. Проект предоставил им возможность дальнейшего самостоятельного познания окружающего мира. Проектная деятельность способствовала повышению исследовательской  активности, она была направлена на дополнение имеющейся у детей информации по теме, на нахождение ответа на все появившиеся вопросы. Дети познакомились с природными явлениями, с природным многообразием планеты Земля. Произошло понимание того, что человек – часть природы, что его жизнь во многом зависит от окружающей среды.

В процессе познавательного развития: Происходило формирование элементарных математических представлений о форме, цвете, размере, количестве и т.д. На прогулке мы наблюдали за ростом растений, рассматривали в группе через микроскоп листочки, семена и т.д.

Ребята получили представление о температуре, о зависимости роста и развития рассады от окружающих условий, о значении воды для жизни растений.

Мы познакомились с устройством фильтров для воды, выяснили, что они бывают бытовыми и промышленными. При помощи самодельного фильтра из воронки, ваты и бинта мы очистили воду.

Наблюдали за пчелами, поговорили о полезных свойствах меда, пришли к пониманию того, насколько важны насекомые для опыления растений (огуречное плети, выросшие на подоконнике цвели, но огурчики не завязывались, первые огурцы появились тогда, когда мы пересадили растения на огород). Совместно с родителями, некоторые дети побывали на пасеке, показали фотографии, и рассказали другим ребятам о пчелах.

Всей группой наблюдали за рождением тропической бабочки. Пришли к пониманию необходимости беречь природу.

 Дети обратили внимание на красоту распустившихся цветов и познакомились со строением цветка (пестик, тычинки, лепестки и чашелистик).

Ребята фантазировали и сочиняли свои сказочные истории о жизни цветов. Они лепили и делали аппликации, рисовали, используя  нестандартные способы изображения (штамп из пузырчатой пленки, торцевание, восковые мелки с акварелью и т.д.).

    На заключительном этапепродуктом проекта стало создание коллекций семян: «Семена деревьев»,  «Семена овощей», «Крупы»,  «Пряно-вкусовые семена, используемые в кулинарии»,  «Семена цветов», что помогло детям анализировать и систематизировать полученные знания. В дальнейшем, самостоятельно, ребята продолжали использовать эти коллекции, рассматривая семена под микроскопом, играя в «Золушку»  или в волшебный мешочек.

В проектную деятельность были вовлечены все дети и родители: вместе они посетили Краеведческий музей, участвовали в выставках.  Родители помогли со сбором информации по теме, предоставили семейные фотографии для газеты, вместе с детьми делали поделки из ягод, фруктов и овощей «Чудеса рядом».

После показа презентации, мы наградили участников памятными подарками и дипломами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экологический проект "Ходит семечко по кругу"

Данная познавательно-исследовательская работа может быть использована для работы со старшими дошкольникками и их родителями....

Конспект познавательно-игровой НОД: «Большой секрет маленькой семечки»

данное занятие с элементами детского экспериментирования раскрывает значение подсоднечника для человека....

Проект "От маленького семечка до взрослого растения"

Формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы...

Экологический проект “От семечка до урожая”

Проблема проекта: Можно ли вырастить овощные культуры в комнатных условиях до сбора урожая? Цель проекта: вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощных культур в комнатных у...

экологический проект "От семечка до урожая"

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятель...

Экологический проект “От семечка до урожая”

Проект рассчитан  для детей подготовительной группы, реализуется на протяжении трех месяцев. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические. В проекте предоставлен...

Экологический проект "От семечка к семечку".

Целью проведения  мной проекта было: показать детям как развивается растение из семечка, что помогает растению расти и развиваться, как оно дает новые семечки для дальнейшего размножения. А также...