Проект "От маленького семечка до взрослого растения"
проект по окружающему миру на тему

Формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_leto_-_kopiya.docx272.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29

Проект

«От маленького семечка до взрослого растения»

В старшей подготовительной группеC:\Users\Лена\Desktop\фото для садика\DSCN6560.JPG

Воспитатели: Сборнова И.Н.

Орлова Е.В.

г. Кстово,2015


ПРОЕКТ

 «ОТ МАЛЕНЬКОГО СЕМЕЧКА ДО ВЗРОСЛОГО РАСТЕНИЯ»

  в старшей - подготовительной группе

В настоящее время экологическое воспитание является одним из важных направлений дошкольной педагогики. И особенно актуально это направление для педагогов города, так как наши дети редко общаются с природой. Но и в условиях города можно всегда найти природные объекты, которые увлекут наших маленьких исследователей. А иногда дети и сами могут подсказать интересующую их тему. Удовлетворить высокую познавательную и творческую активность дошкольников помогает метод проектирования, который позволяет интегрировать разные разделы программы для достижения поставленных целей.

Первый этап. Выбор цели

Цель: Формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян.

Задачи: Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы. Развивать мелкую моторику рук, связную речь. Поддерживать интерес к исследовательской деятельности . Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике.

Ожидаемый результат: развитие у детей умения действовать согласно алгоритму, умения доказательно объяснять результат, полученный в ходе эксперимента по выращиванию гороха, кабачков, свеклы, моркови,  и садовых цветов в  условиях нашей местности Дети понимают, что от труда и заботы людей зависит красота окружающей природы.

Особенности проекта:

  • по составу участников: детско-взрослый, групповой
  • по виду: исследовательско-творческий
  • по типу: познавательно-развивающий
  • по сроку реализации: май-сентябрь

Второй этап. Разработка проекта

Работа воспитателя по подготовке проекта:

  • собрать иллюстрации по теме проекта
  • подготовить наборы семян для изучения
  • отобрать познавательную и художественную литературу по теме
  • подготовить занятие «Знатоки семян» с использованием презентации
  • подготовить  дневник наблюдений за ростом гороха (Приложение 1)
  • оформить картотеку  дидактических игр (Приложение 2)
  • сочинить  авторские загадки (для занятия) и стихотворение (для презентации наглядного пособия) (Приложение 3)
  • подготовить  презентации: «Такие разные семена» (для проведения занятия «Знатоки семян»), «Как мы горох растили» (благоприятные условия для выращивания растений из семян), «Планета Семенная» (представление наглядного пособия)

Совместно с детьми и родителями разработать  проблемно-тематический план проекта:

  1. Какие бывают семена?
  2. Где люди выращивают семена?
  3. Как прорастает семя?
  4. Что происходит с семенами дикорастущих растений?
  5. Для чего нужны семена?
  6. Семена – герои литературных произведений.

Также совместно с детьми составить  схему деятельности для достижения цели:

  • к кому обращаться за помощью (воспитатели, родители, бабушки и дедушки)
  • где найти информацию (энциклопедии, книги, детские телепередачи)
  • какие предметы использовать (лупы, дневник наблюдений)
  • с какими предметами научиться работать (линейки, пинцеты)

Третий этап. Выполнение проекта

Реализация проекта:

Воспитатель - родители

  • консультация «Воспитываем маленьких исследователей»
  • индивидуальные рекомендации по подготовке к конкурсу-выставке поделок
  • выпуск стенгазеты весна –осень в саду и огороде
  • подготовка и награждение грамотами за активное участие
  • ежедневные индивидуальные беседы об успехах детей

Воспитатель – дети

  • беседы «Что внутри у семени?», «Семена – путешественники», «Зеленая аптека», «Из чего варят каши?»
  • чтение познавательной литературы Приложение 4
  • чтение и обсуждение сказок, рассказов, пословиц; заучивание стихов о выращивании растений из семян Приложение 5
  • разбор и отгадывание загадок Приложение 6
  • пересказы, инсценировки сказок и стихов по теме
  • совместное придумывание графических символов для обозначения различных признаков внешнего вида семян (размер, цвет, форма…)
  • занятие «Знатоки семян» (узнавание, сравнение, описание семян разных растений по графическому алгоритму)
  • проведение эксперимента по выращиванию гороха в разных условиях и ведение дневника наблюдений
  • ежедневное обсуждение меню (какие семена использовались для приготовления блюд?)
  • проведение дидактических игр
  • прослушивание детских рассказов из личного опыта

Родители – дети

  • рассматривание иллюстраций в кулинарных книгах
  • привлечение детей к приготовлению салатов
  • подбор семян для составления коллекции в группе
  • помощь в сборе информации по теме проекта, книг для выставки
  • привлечение детей к выращиванию рассады для огорода и цветника
  • изготовление поделок из семян
  • сочинение стихов о посадке семян
  • чтение и обсуждение детской литературы по теме

Дети (самостоятельная деятельность)

  • рассматривание иллюстраций с изображением семян и растений, которые из них выросли
  • рассматривание энциклопедий и книг
  • создание рисунков и поделок по теме
  • заполнение дневника наблюдений за ростом гороха
  • использование дидактических игр в самостоятельной игровой деятельности
  • рассматривание семян

Четвертый этап. Подведение итогов

Продукт проекта

 Оформлена стенгазета «Наш сад и огород»

 Организована выставка поделок «Поделки-СЕМЯделки»

Организация выставки в книжном уголке «Семена-малышки на страницах в книжке

 Презентация проекта.

Итог проекта

В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени. Дети проявили интерес к данной работе.

На протяжении всего проекта дети с удовольствием ухаживали за посадками, применяя полученные умения и навыки. В мини-огороде на окне появился не только горох, но и лук, кабачки, огурцы. Ребята с радостью участвовали в создании коллекции семян, в изготовлении творческих работ, привлекали к данной деятельности родителей (сочинение стихов, подбор загадок, книг, изготовление поделок из семян). У детей сформировались навыки сотрудничества, заботливого отношения к растениям, представление о семени как части природы, о том, что в природе все взаимосвязано


Приложение2                     ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«Что сначала, что потом?»

   растения на разных этапах (горох, огурец, подсолнух, фасоль, дуб)        

   Ход игры: Наборы карточек раздать играющим. Предложить детям разложить их по порядку (от семени до взрослого растения). Составить рассказы о развитии растения с опорой на полученные сериационные ряды. Цель: Развивать логическое мышление. Учить связывать изменяющиеся внешние признаки объектов растительного мира с этапами развития растения.

 Материал: Карточки с изображением развития

«Где посадим семена?»

Цель: Закреплять знания детей о цветах, овощах, фруктах, злаках, умение правильно соотносить предметы по месту их выращивания.

Материал: Карточки с изображением цветов, овощей, фруктов, злаков. Схематичные изображения цветника, огорода, сада, поля.

Ход: Ведущий показывает схематичные изображения цветника, огорода, сада, поля; а дети подбирают к ним подходящие карточки цветов, овощей, фруктов, злаков. Дети должны выложить свои карточки под соответствующими схематическими изображениями.

«Опиши, мы отгадаем»

Цель: Развивать внимание. Учить называть характерные признаки внешнего вида растения (овощей, фруктов, цветов, злаков, деревьев) и его семян; место произрастания; пользу.

Материал: Карточки с изображением овощей, фруктов, цветов, деревьев, злаков. Схемы для описания.

Ход игры: Ребенок – ведущий задумывает какое-то растение, описывает его с опорой на схемы. Остальные дети отгадывают растение по описанию.

Правила игры: Ребенок – водящий может попросить помощи у кого-то из детей. Тот, кто первый отгадал, становится водящим.

«Нарисуй картину семенами»

Цель: Развивать умение классифицировать семена по внешним признакам. Закреплять знания о пользе семян для человека. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности детей.

Материал: Пустая рамка, набор листов цветного картона с нанесенными контурными рисунками (фон), семена разных растений.

Ход: Ребенок выбирает понравившийся фон, вставляет его в рамку. Выкладывает на фон картинку семенами, подбирая их по цвету, размеру, форме, фактуре. Работа оценивается детьми и награждается фишкой «СЕМЯделкин» или «СЕМЯделкин – чемпион».

«Найди по описанию»

Цель: Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением, местом произрастания, особенностями развития растения.

Материал: Карточки с изображением овощей, фруктов, цветов, деревьев, злаков; загадки об этих растениях.

Правила игры: За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек.


Приложение 3 

Стихи  и  рассказы сочиненные детьми и родителями

Наконец настал апрель,

Снова греет солнышко.

И в весеннюю капель

Мы посадим зернышко.

Солнце ласково в тепле

Зернышко согреет

И тогда в нашем дворе

Овощи созреют.

*******

Это кто растет на грядке?

Мистер синий баклажан!

Я его сорву украдкой

И пожарю всем гостям.

Рассказ о помидорчике.

    В небольшом городке жил купец. У него был огород, в котором росли помидоры. На одном кусте росло множество маленьких помидорчиков. Были они ярко красные. Но один отличался от всех, был он не такой яркий и меньше всех и остальные над ним смеялись. А помидорчик был скромный и молчал. Однажды помидоры узнали от пчёлки что кто то из них покинет куст. Маленький помидорчик молчал, а остальные суетились. Большой помидор, который висел на соседним кусте сказал:   - я слышал как они тебя обижали и зря.

- Почему? – не понял помидорчик.

- Ты маленький и не заметный, так что ещё поживёшь.

– Но я хочу быть полезным!    

 - Ты будешь полезным.  

 -Где?    

Если ты не пригодишься в салате, то пригодишься тем, что ты вызреешь и из тебя возьмут семена и вырастут другие помидоры. Другие помидоры давно успокоились и слушали разговор, а когда он закончился они подумали ведь большой помидор прав и стали просить прощение у помидорчика. Он простил их и провисел на кусте долго и стал полезен.


Приложение 4

Список литературы для чтения детям

Познавательная литература

  1. Люцис К. Растительный мир в картинках. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004.
  1. Как растения путешествуют? (стр. 16)
  2. Как цветет ива? (стр. 30)
  1. Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. М.: Росмэн, 2007.
  1. Как растут растения. (стр. 72)
  2. Плоды и семена. (стр. 74)
  3. Для чего нужны растения. (стр. 80)
  4. Цветочная клумба. (стр. 88)
  5. Зеленая аптека. (стр. 90)

Художественная литература

  1. Братья Гримм «Соломинка, уголек и боб»
  2. Богдарин А. «Знакомые цветы»
  3. Барков А., Сурьянинов Р. «Откуда пришла книга»
  4. Плешаков А. «С кем дружит ель»
  5. Ушинский К. «Как рубашка в поле выросла»
  6. Чтение сказок: «Колосок» «Бобовое зёрнышко»,
  7. «Дюймовочка», «Калиф- Аист», «Чёрная курица или подземные жители»

Поделки-Семяделки

C:\Users\Лена\Desktop\images (3).jpg          C:\Users\Лена\Desktop\images (5).jpg

C:\Users\Лена\Desktop\images (2).jpg   C:\Users\Лена\Desktop\images.jpg

C:\Users\Лена\Desktop\фото для садика\DSCN6515.JPG      C:\Users\Лена\Desktop\фото для садика\DSCN6512.JPG

 

C:\Users\Лена\Desktop\фото для садика\DSCN6502.JPG


Коллекция семян

C:\Users\Лена\Desktop\фото для садика\DSCN6529.JPG

От семечка до взрослого растения

   C:\Users\Лена\Desktop\фото для садика\DSCN5053.JPG  C:\Users\Лена\Desktop\фото для садика\DSCN5055.JPG   

 

   C:\Users\Лена\Desktop\фото для садика\DSCN6551.JPG    C:\Users\Лена\Desktop\фото для садика\DSCN6566.JPG

Рассматриваем семена

C:\Users\Лена\Desktop\фото для садика\DSCN6539.JPG

                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «От зародыша к взрослому растению»

Проектная деятельность в детском садуАвтор проекта: Якунина Тамара Тихоновна Тема: «От зародыша к взрослому растению»Название: «Выращиваем фасоль»Вид проекта: исследовательско – познаватель...

Конспект познавательно-игровой НОД: «Большой секрет маленькой семечки»

данное занятие с элементами детского экспериментирования раскрывает значение подсоднечника для человека....

Экологический проект "Такое маленькое семечко"

Познавательно - исследовательский экологический проект для детей подготовительной группы...

Экспериментально-исследовательская деятельность с использованием комплекта лабораторного оборудования «От зародыша до взрослого растения »

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творче...

ПРОЕКТ "Сказочное превращение семечка"

Предназначен для детей средней группы.Образовательная область - познавательное развитие....

Проект "Такая волшебная семечка"

Экологический проект в средней группе ДОУ...

Проект экологический «От семечка до плода»

Аннотация проекта Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми в условиях детского сада. Вид проекта: исследовательский. Актуаль...