Главные вкладки

    наблюдение за неживой природой в средней группе осенью
    картотека по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Агапова Валентина Ивановна

    В данной статье я рассказываю о способах последовательного ознакомления детей с неживой природой

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nezhivaya_priroda_srednyaya_gruppa_osen.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Неживая природа средняя группа

    Осень

    Сентябрь

    Карточка №1.

    Наблюдение за небом. Какое небо? Что на нем есть? Как можно сказать про погоду? (пасмурная, солнечная, дождливая). Дует ли сейчас ветер? Как узнаем, что он дует? Что качается, трепещет от ветра? Как можно сказать про такую погоду? ( ветреная, тихая) Холодно сегодня или тепло? Что надето на детях?  Как можно сказать про такую погоду? (тепла, потому что одеты в кофточках, или прохладная, если они одеты в куртках).

    Д/и «Поднять глаза к небу, опустить взгляд на землю, закрыть глаза, подставить лицо ветру, отвернуться от него – итог идем по ветру».

    Художественное слово: не зверь, а воет (ветер).

    Примета: Осенью паутина – на ясную погоду.

    П/игра: «Ловишки» – развитие бега, ловкости.

    И/р по ФИЗО: бег с препятствиями.

    Труд.поручения: убрать листья с веранды.

    Карточка №2.

    Наблюдение за погодой. Какая сегодня погода? Что про нее  можно сказать? Какое небо? Что на нем есть?  Оглянитесь вокруг, есть ли ветер? Как вы его обнаружили? Сегодня холоднее или теплее, чем вчера, позавчера (другой день недели)? Во что мне одеты? Как можно сказать про погоду сегодня? (пасмурная, тихая, прохладная).

    Игровые моменты:  ленточки, флажки, трубочки для определения ветра, трубочки для поиска солнца на небе.

    Художественное слово:  Осень по утрам морозы, в рощах желтый листопад, листья около березы золотым ковром лежат.

    Примета: в сентябре и листья на деревьях не держаться.

    П/игра: «Бездомный заяц» – развитие бега, умения прыгать на двух ногах.

     И/р по ФИЗО: перепрыгнуть дорожку из листиков.

    Труд.поручения: собрать букет из листьев.

    Карточка №3.

    Наблюдение за сезонными изменениями в природе

    Цели: формировать представления об изменениях в природе (день  стал короче, ночь длиннее);

    учить различать и характеризовать приметы ранней осени,  узнавать их в стихотворениях;воспитывать любовь к природе.

    Ход наблюдения

    Миновало лето, Осень наступила. На полях и в рощах Пусто и уныло. Птички улетели, Стали дни короче. Солнышка не видно, Темны-темны ночи.

    Воспитатель загадывает детям загадки.Висят на ветке золотые монетки. (Осенние листья.)

    На потолке, в уголке висит сито — не руками свито. (Паутина.)Без рук, а холст ткет. (Паук.)

    Воспитатель рассказывает детям о приметах.

    Сентябрь — зоревник, хмурень; холодник и холодень-батюшка сентябрь, да кормить горазд, зовут его «запевалой осени» и «злато-Цветником»; травы в лугах, полях, лесах высыхают, желтеют, и стано¬вится золотистой листва деревьев и кустарников.

    Сентябрь — первый осенний месяц. В начале месяца выдаются   еще теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ней скво¬зят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, летают серебряные нити паутины. Такие дни называют «бабьим ле¬том».

    Воспитатель задает детям вопросы.Почему сентябрь называют «златоцветником»?Какие дни сентября называют «бабьим летом»?Какие знаете признаки «бабьего лета»?

    Трудовая деятельность:  Уборка мусора на участке.

    Цель: воспитывать стремление к труду.

    Подвижные игры:  «Гуси», «Пастух и стадо».

    Цели:- совершенствовать координацию движений;развивать ловкость, пространственную ориентировку.

    Индивидуальная работа:  «Поймай мяч».Цель: развивать ловкость.

    Самостоятельные игры с выносным материалом.        

    Октябрь

    Карточка №4.

    Наблюдение за погодой

    Цели:обращать внимание на то, как изменилась природа;учить сравнивать природные изменения;развивать наблюдательность.

    Ход наблюдения

    В октябре, в октябре

     Частый дождик во дворе.

    На лугах мертва трава,

    Замолчал кузнечик.

     Заготовлены дрова

    На зиму для печек. С. Маршак

    Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.

    Нахмурится, насупится, в слезы ударится —

     Ничего не останется. (Туча.)

    Блестит под солнцем после стужи

    На асфальте сером... (лужа) Какие произошли в природе изменения?Какое стало небо?Как часто светит солнце?

    Идет ли дождь?

    Трудовая деятельностьУборка осенних листьев.Цель: воспитывать желание трудиться.

    Подвижные игры«Гуси-лебеди», «Догони».Цели:- учить быстро действовать по сигналу;воспитывать дружеские отношения.

    Индивидуальная работа«Догони меня».Цель: учить бегать в нужном направлении.

    Карточка №5.

    Наблюдение за состоянием погоды

    Цели:  формировать представление о природном явлении — тумане;  учить наблюдению за сезонными явлениями;  - подмечать особенности этого явления, делать выводы.

    Ход наблюдения

    Осенью над лесом и болотом

    Туча пролетела самолетом.

    Пролетела туча НИЗКО-НИЗКО,

    Прыгнула с нее парашютистка.

    А за ней сейчас же и другая,

    И уже летит за стаей стая.

    Туман — явление природы, причем самое обыкновенное, толь¬ко неожиданное для всех. Стелется туман над самой землей. Кажется, будто низко-низко спустились облака и опутали землю белым густым покрывалом. А состоит туман из крохотных капелек воды. И в облаках, и на небе, и в туманах над землей эти капельки образовались из прозрачного водяного пара. Попадает он в поток холодного воздуха и начинает сгущаться, превращать¬ся в капельки воды. Если капельки образовались высоко в небе, они стали облаками, а если низко над землей, то туманом. Бывают они во все времена года.

    Воспитатель задает детям вопросы.Какое небо во время тумана?Как вам дышится?Какой воздух — влажный или сухой?Густой ли туман?Почему вблизи туман реже, а вдали гуще?

    Трудовая деятельностьУборка мусора на участке.Цель: воспитывать желание трудиться сообща.

    Подвижные игры: «Кто быстрее», «Коршун и наседка». Цели:  - совершенствовать умение бегать, лазать, прыгать;  развивать реакцию.

    Индивидуальная работа:   «Изобрази настроение».Цель: учить пластичными движениями передавать внутренние ощущения

    Карточка №6.

    Наблюдение за погодой. Знакомство с октябрем. Октябрь – предзимье, первый суровей месяц осени. Октябрь месяц близкой пороши. В октябре на одном часу и дождь и снег. Кажется, вчера осень справляла новоселье,   привечала за скатертями – самобранками, а сегодня оглянись вокруг – мягко стелет, да жестко спать.  Разбойный ветер кусты за вихри дерет. В лесу гул, стон. Достиг своего ветер, косо зачертил мелкий снег.   Таков октябрь: когда чем кроет – когда листком, когда снежком. А вот имена который дал русскому народу октябрь: листобой, грязник, ветродуй,   и еще хлебник.

    Д/и «Назови осенние месяцы» - учить детей по приметам называть осенние месяцы.

    П/игра: «У кого мяч» – передача мяча за спиной, развитие мышц кисти рук и пальцев.

    И/р по ФИЗО: запрыгнуть в круг и выпрыгнуть из круга, выложенного из листьев.

    Труд.поручения: собрать разлетевшиеся от ветра листья.

    Ноябрь

    Карточка №7.

    Наблюдение за погодой

    Цели: продолжать формировать представления о сезонных изменениях;  развивать наблюдательность, учить анализировать, делать выводы.Ход наблюдения

    Серый день короче ночи,

    Холодна в реке вода.        ,

    Частый дождик землю точит,

    Свищет ветер в проводах.

    Опадают листья в лужи,

    Хлеб убрали в закрома.

    До прихода зимней стужи

    Утепляются дома.

    Ноябрь — последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, небо почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом.

    В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шар. Звонко хрустит молодой лед на лужах, промерзает земля, звенят на ветру ветви деревьев. Играет ноябрь на ледяных струнах. Это пора называется «предзимье».

    Трудовая деятельность Подвешивание кормушек для птиц. Цель: воспитывать желание заботиться о птицах.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Наблюдения с детьми второй младшей группы. ОСЕНЬ

    Солнце:  * обратить внимание детей на теплую погоду;поднять руки к солнцу – ощутить тепло;поиграйте с солнечным зайчиком;в облачный день понаблюдайте за облаками (кучевые);рассмотрите облак...

    Наблюдения на прогулке /Вторая младшая группа /ОСЕНЬ

    В материале представлены основные направления наблюдений за объектами окружающего мира,доступными для детей 3-4 лет....

    наблюдение за живой природой в средней группе осенью

    формировать представления детей о живой природе осенью...

    Конспект наблюдения на прогулке в подготовительной группе «Осенняя берёза»

    Конспект наблюдения на прогулке в подготовительной группе «Осенняя берёза» Вот и пришла осень в наш двор, и наш сад. Очень красивые и нарядные стоят деревья, словно золотом одеты. Сло...

    Картотека наблюдений для детей младшей, средней группы.(ОСЕНЬ)

    Картотека наблюдений для детей младшей, средней группы....

    Картотека наблюдений на прогулках в средней группе (осень)

    Надеюсь, что предложенный материал поможет воспитателям в работе . В картотеке предложены содержания наблюдений, картинки, стихи, загадки об объектах наблюдений....