Методическое пособие по экспериментированию "Трогаем мир руками"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Развитие у детей познавательной активности,любознательности,стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon st.gr_._eksperiment.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие

Непосредственная образовательная деятельность

по экспериментированию

«Трогаем мир руками»

Старший дошкольный возраст

В данном пособии представлен цикл занятий по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста «Трогаем мир руками». При разработке занятий использовались элементы методик: Николаевой С.Н., Рыжовой Н.А., Рындиной Н.И., Цветковой И.В., Молодовой И.П.

Все занятия разделены на блоки. Каждый блок включает ряд тем, имеющих обучающие, развивающие и воспитывающие компоненты. Значительное место в блоках отведено экспериментам. Автор предлагает организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт показанный взрослым, могли понаблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. Представленные занятия позволяют углубить работу по экспериментированию, более эффективно осуществлять процесс экологического воспитания.

Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Ребята сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт.

Пособие адресовано старшим воспитателям, методистам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений

Цикл занятий по экспериментированию

для детей старшего дошкольного возраста

«Трогаем мир руками»

Цель: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

  • Расширять знания об окружающем мире через экспериментирование.
  • Формировать у детей умение четко выполнять несложные действия с различными объектами (предметами, веществами, приборами).
  • Развивать навыки, являющиеся фундаментом для формирования более сложных экспериментальных умений.
  • Учить обобщать данные экспериментов, использовать полученные знания в новых ситуациях.
  • Осуществлять целостный подход к изучению природы.
  • Помочь ребенку понять окружающий мир, его законы, взаимосвязи.
  • Учить проявлять заботу, ответственность за живую и неживую природу, принимать посильное участие в охране окружающей среды.

Блоки:

I  В хрустальном отражении воды (вода, обитатели, природные процессы)

Темы занятий

  1. Капелька – путешественница (круговорот воды)
  2. Все течет, все меняется (свойства воды)
  3. Магия воды (три состояния воды)
  4. Волшебство водного царства (обобщающее)

II  Воздушные кружева (воздух, солнце, вода)

Темы занятий

  1. Хочешь увидеть воздух? (значение воздуха)
  2. Мелодии воздуха  (свойства воздуха)
  3. Почувствуем воздух (природные процессы, применение, летающие семена)
  4. Солнце, воздух и вода (обобщающее)

III  Чудеса под ногами (поверхность земли, почва, полезные ископаемые)

Темы занятий

  1. Загадки подземного царства (почва, растительность, насекомые)
  2. Что такое «яблоко»?   (свойства яблока, условия роста)
  3. Наш маленький огород  (работа на станции юных натуралистов)
  4. В царстве Снежной королевы  (обобщающее)

IV Все живое на Земле – родня (человек, растения, животные, охрана природы)

Темы занятий

  1. Ах, картошка!..  (посадка картофеля)
  2. Крылатая радуга (насекомые, маскировка в природе)
  3. Жалобная книга Природы (деятельность человека, помощь природе)
  4. Праздник «Земля – наш родной дом»

Конспект занятия «Капелька – путешественница»

Цель: дать первые элементарные знания о круговороте воды в природе.

Предварительная работа:  эксперимент: налить в баночку воды, поставить ее на подоконник в группе, наблюдать в течение нескольких дней, что происходит с водой, отмечать испарение воды)

Ход

Загадать загадку о воде.

Помните, мы проводили с вами эксперимент с водой? (дети вспоминают, как мы проводили, как отмечали результаты)

Давайте посмотрим, что же произошло с нашей водой в баночке? (исчезла)

Куда она исчезла? (испарилась)

Воспитатель берет баночку и находит в ней оставшуюся капельку (капелька, вырезана из голубой бумаги, на ней послание: «Капелька приглашает отправиться вместе с ней в путешествие по кругу»)

Хотите отправиться в путешествие вместе с Капелькой?

Но какое-то странное путешествие предлагает нам Капелька, по кругу? Почему именно по кругу, как вы думаете? (выслушивает варианты ответов детей)

Ну, что ж, правы мы или нет, узнаем, пропутешествовав вместе с нашей Капелькой. Итак, в путь. Дети надевают шапочки с изображением капелек, под музыку идут на лесную полянку (лабораторию)

Воспитатель предлагает послушать стих о дожде

О чем стихотворение?

Какие вы знаете дожди?

Какие вам больше нравятся? Из чего состоит дождь? (из воды)

Из чего состоит вода? (из капелек)

Воспитатель предлагает изобразить дождь на магнитной доске.

Вот и кончился наш веселый дождь, и выглянуло жаркое солнышко, стало припекать все сильнее и сильнее, жарко стало нам капелькам, мы стали легкими-легкими, невесомыми, стали парить над землей, тянуться к солнышку (картинка на доске)

Дети объясняют, что капельки воды превращаются в пар и поднимаются в воздух вверх.

Поднялся пар к солнышку, затем еще выше, а там холодно. Во что превращается пар, когда стало холодно? (опять в капельки)

Рассматривание картинки «Круговорот воды в природе»

Проводится игра. Воспитатель исполняет роль Тучи, дети – капельки.

Туча. Где тут мои капельки? Пора моим деткам в путь отправляться. Посылаю вас на землю. Пролейтесь веселым дождиком, полейте землю, деревья и цветы, погуляйте. А затем ко мне возвращайтесь, да смотрите, ведите себя хорошо. Прохожим за воротник не залезайте, не брызгайтесь.

Под музыку «капельки» танцуют, летают.

Вопросы на закрепление темы:

Вы приходите с прогулки, кладете мокрые варежки на батарею, а потом берете их сухими. Почему они становятся сухими? Куда пропадает вода?

В комнате моют пол. Сначала он блестит, потому что мокрый. Затем постепенно пол высыхает. Что происходит?

Давайте проведем эксперимент и понаблюдаем, что произойдет.

Поставьте 2 баночки с водой: одну в теплое место, другую в прохладное. Проследите, где вода испаряется быстрее. Воду необходимо подкрасить, чтобы нагляднее наблюдать испарение.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие «Наши руки не знают скуки»

"Развитие речи с помощью развития рук"...

Учебно-методическое пособие - игры своими руками. "Занимательные карманы". Коврик "В гостях у Мурки".

В настоящем посибии Вы найдете игры и упражнения, Способствующие развитию мелкой моторики рук, внимания, усидчивости и трудолюбия.Для изготовления пособий потребуются предметы, которые найдутся в доме...

Мастер-класс "Теневой театр в детском саду.Изготовление методического пособия своими руками"

В мастер-классе помещён материал по изготовлению своими руками методических пособий для теневого театра....

Нетрадиционное методическое пособие для сенсомоторного развития своими руками. Сенсорный куб.

Презентация отражает способы использования методического пособия "Сенсорный куб", изготовленного своими руками. Интересное и многофункциональное пособие....

Презентация Методические пособия своими руками

Мастер класс пособия, сделанные из коробок...

Методическое пособие своими руками: "Изучаем ПДД"

Методическое пособие своими руками : "Изучаем ПДД"...