Методическое пособие «Наши руки не знают скуки»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

"Развитие речи с помощью развития рук"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие «Наши руки не знают скуки»

Хорошая речь-важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи ребёнка, о его чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное речевое развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из показателей готовности к школьному обучению ребёнка является сформированность его речевых навыков.

Обычно у ребёнка имеющего высокий уровень речевого развития сформированы и навыки мелкой моторики. Это доказано исследованиями физиолога М.И. Кольцовой и другими научными сотрудниками АПК, которые установили, что сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев рук подготавливает почву формирования речи.

В процессе действий с предметами у детей уже в младшем возрасте начинается развитие ручной умелости. Первыми появляются хватательные движения, наряду с этим происходит восприятиеи развитие зрительно-двигательной координации, развивается ручная умелость, отрабатывается согласованность действий обеих рук, дифференцируются движения пальцев.

И при нормальном развитии к концу 3 года подражание движений не представляет достаточной трудности. Малыш достаточно точно воспроизводит направленные движения, его размах, воспроизводит действия с предметами, которые часто состоят из нескольких последующих этапов.

К сожалению, в последние годы у 66% вновь прибывших детей в наше дошкольное образовательное учреждение отмечается, недоразвитие мелкой моторики кистей рук, речевые навыки развиты недостаточно, речь малыша малопонятна для окружающих, не соответствует возрастным нормам.

Опрос, анкетирование и беседы с родителями позволили определить, что в семье не всегда уделяется должное внимание развитию мелкой моторики рук у своего малыша. А уровень знаний и умений у большинства из них в данной области невысок.

        Данная проблема в будущем может отрицательно сказаться на усвоении детьми школьной программы, если не будет проведено специальной коррекционной работы. Что и побудило меня взять в приоритетное направление «Использование традиционных и нетрадиционных игр и упражнений для развития речи детей дошкольного возраста».

        Основная цель работы по данной проблеме, как воспитателя, является

Создание условий развития речи детей, посредством тренировки движений пальце рук.

В основе данной работы опиралась на ведущие идеи:

1.Замечательных сотрудников Института физиологии АПН Е.И. Есениной и А.В. Антоновой, в центре которых лежат исследования движений пальцев рук, которые подготавливают почву для формирования речи детей.

2. Ф.Энгельса, который рассматривал труд и членораздельную речь, как главные стимулы под из влиянием развивался человеческий мозг в процессе труда стимулы, под из влиянием развивался человеческий мозг, в процессе труда совершенствовалась правая рука и механизмы речи, тесно связанные с трудовыми процессами;

3.Дефектологов А.А. Катаевой, Е.С. Стребелевой, С.Е. Гавриной, уделявших огромное значение играм и упражнениям на развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста.

Актуальность данной работы заключается в оказании своевременной помощи детям дошкольного возраста в развитии речи и формировании мелкой моторики пальцев рук, через традиционные и нетрадиционные и упражнения, включая их в различные виды деятельности.

Работа по решению выявленной проблемы проводилась поэтапно.

На 1 этапе «Организационный» (2010 -2011гг.), с целью которого  - создание условий для определения уровня деятельности.

Моя работа была направлена на создание информационной базы данных по речевому развитию детей, сформированности  у них мелкой моторики кистей рук. Изучала методическую литературу, интересы и потребности родителей. Провела отбор традиционные и нетрадиционные методы и приёмы по развитию мелкой мускулатуры пальцев рук.

В 2011 году выработала систему работы по развитию у детей мелкой моторики пальцев рук, в которую вошёл весь практический материал, накопленный в ходе работы с детьми. В дальнейшем в систему работы включила  методическое пособие «Тренируем руки  - развиваем речь». Пособие рассчитано на детей от 3 до 7 лет, предназначено специалистам, педагогам, логопедами родителям.

На 2 этапе «Внедрение» (2011 – 2012гг.) систематизировано решалась выявленная проблема.

Работа по развитию мелкой моторики рук проводилась в комплексе, как с детьми, так и с родителями.

Успешно внедрялось методическое пособие «Тренируем руки  - развиваем речь» в деятельность дошкольного образовательного учреждения.

На первых этапах работы с детьми, массаж выступал, как эффективный метод терапии. Применяли элементы простого массажа (поглаживание, похлопывание, постукивание, поколачивание ладошек своих и соседа).

На последующих этапах использовали нетрадиционный массаж кистей рук с подручным материалом (сосновые, еловые шишки, массажные щётки, грецкие орехи).

Играя каучуковыми мячиками, катая между ладонями грецкие орехи, деревянные или теннисные шарики, у детей развивалось тактильное восприятие.

Много радости доставляло изготовление детьми поделок из пластилина, глины и деревянных палочек (ёжика, колобка), которые стимулировали мышечный тонус пальцев рук детей. Игры с крупой, речным песком, ракушками, камушками, пуговицами помогало вовлекать в работу пальцы правой и левой руки, развивать хорошую подвижность, гибкость кистей и пальцев рук.

Верёвочки, шнурочки, ленточки разной длины, ширины и толщины, являлись прекрасным инструментом для развития пальцевой моторики в работе с детьми дошкольного возраста. Предлагаемые детям в весёлой, непринуждённой форме игр с массажными щётками, эспандером, позволили укрепить мышцы пальцев рук и активизировать двигательные навыки.

Особенное место занимала «Пальцевая живопись» - рисование ладонью, рисование пальчиком по мокрому листу с применением музыки, помогало установить контакт, взрослого с ребёнком, создать положительное, эмоциональное настроение, отвлечь внимание ребёнка от речевого дефекта.

Применение хромо - терапии успокаивало, способствовало приливу внутренних сил, помогало мысленно сконцентрироваться, закрепить знания основных цветов и координировать руку ребёнка. Хромо - терапия частично включалась в изо - деятельность и самостоятельную деятельность  детей.

Детям очень нравилось работать с бумагой (скатывать из бумаги шарики, складывать конверты и изготовлять подарочные коробочки), выполнять комплексы пальчиковой гимнастики, динамические паузы, которые развивают творческую деятельность, воображение, которые укрепляют мышцы кистей рук, формируют связь «глаз – рука». Запоминание в ходе игр загадок, потешек, оказывало положительное воздействие на звукопроизношение и дикцию дошкольников. С нетерпением дети ждали вечерних игр с «Весёлым карандашом», которые способствовали развитию мелкой моторики и подготовки рук к письму.

Работа не была бы такой эффективной, без помощи педагогов и родителей. Занимательные встречи в «Первые шаги» помогли педагогам и специалистам практически освоить методы проведения нетрадиционных игр и упражнений на развитие мелкой моторики, овладеть играми с применением хромо - терапии и музыкотерапии.

Положительным моментом в своей работе считаю, привлечение к проведению пальчиковых игр младших воспитателей, которые они проводят с детьми между занятиями.

Оформление наглядно информационного стенда «Играем пальчиками – развиваем речь» носило рекомендательный характер по решению возникшей проблемы. Создание в ДОУ библиотеки даёт возможность родителям по желанию брать методическую и практическую литературу и игры для детей на развитие мелкой моторики пальцев рук.

На 3 этапе «Результативный» (2011 – 2012гг.) мониторинг показал, что проводимые традиционные и нетрадиционные игры и упражнения с подручным материалом, сотрудничество с родителями, оказали благотворное воздействие на эмоциональное состояние, помогли сформировать у детей мелкую моторику пальцев рук, стимулировать речевое развитие.

Игры с конструктором

с поделками из конструктора ребёнок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации игры;

при использовании конструктора у ребёнка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребёнок уже испытывает чувство успеха;

поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребёнку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей;

Конструктор безопасен, у ребёнка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.

Разными фирмами предлагается широкий выбор наборов: «Дом», «Аэропорт», «Зоопарк», «Семья» и другие. Их можно использовать для развития словарного запаса малыша.

Игры с мелкими предметами

«Кто запомнит?»

Оборудование:коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах.

Содержание: взрослый показывает ребёнку образец 5-10 сек. Ребёнок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребёнок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребёнок сверяет рисунок с образцом.

«Волшебный куб»

Оборудование: «волшебный куб» - их сейчас продаётся великое множество с различной тематикой (геометрические фигуры, животные, цветы и т.п.).  Можно изготовить самим такой куб: взять коробку в форме куба из плотного картона, подобрать фигурки по выбранной тематике (например, геометрические) примерно одного размера и сделать соответствующие отверстия в коробке. Всё можно раскрасить в разные цвета.

Содержание: На первом этапе надо показать ребёнку, что каждая фигурка попадает только в одно отверстие, а в другое – нет, затем совместно попытаться разложить фигурки. И только потом можно предоставить ребёнку самому попробовать. И если не получится , попробовать сначала.

Работа с бусами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно всё, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.

Используемые материалы: бусы различной текстуры, леска, нитки, пуговицы, макароны, сушки, шнурки и другие материалы (зависит от фантазии.

Содержание: Взрослый раскладывает на столе бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разных цветов, или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы, в которых чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие, или круглые и квадратные и т.п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребёнок не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал определённую последовательность нанизывания бусинок.

Можно предложить ребёнку самому придумать материал для нанизывания и узор.

Рисование

В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляются эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно чёрными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет её. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приёмов проведения линий.

Оборудование:

Краски, карандаши, восковые мелки или пастель, фломастеры и иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств и т.п.

Содержание:

Для начала хорошо использовать:

Обводку плоских фигур. Обводить можно всё: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления кексов.

Рисование по опорным точкам.

Дорисовывание второй половины рисунка.

Рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

Хорошо развивает моторную ловкость рисования орнаментов на листах в клетку (графические упражнения), сначала простым карандашом, затем цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5-6 лет. Дети и с интересом занимаются подробным рисованием. Когда рука ребёнка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.

Работа с бумагой и ножницами

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры костей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определённым результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, в соответствии с возрастом задания, и поощрения взрослых.

Советы родителям:

Если ребёнок не испытывает интересы к занятию, лучше его отложить или заменить другим. Не прерывайте занятия на длительный срок. Не перегружайте ребёнка, не стремитесь дать ему всё сразу! Много – не значит хорошо! Не делайте ничего через силу!

Занятия должны приносить радость. Не старайтесь сразу получить результаты. Даже если что-то не получилось, важен не результат, а участие и приобретённый опыт (даже опыт неудач).

Придумывайте сюжеты заранее, используя уже имеющийся опыт ребёнка (сказки, стихи, походы в зоопарк, театры и т.д.). Не жалейте денег на качественные материалы и оборудование. Создавайте выставки работ малыша. Продумайте хорошо режим дня ребёнка.

Литература:

1. Безруких М., Ефимова С., Князева. Как подготовить ребёнка к школе. – Тула: Арктоус, 1996.

2. Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе. Практическое пособие для подготовки детей. - К.: ГИППВ, 1998.

3. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб.,2000.

4.Табарина Т.И. 50 игр на логику. – Ярославль, 1999.

5. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Младшие школьники (6-10лет). – М., 2000.

6. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников. – Ярославль, 2000.

7.Нефёдова Е.А., Узорова О.В. пальчиковая гимнастика. – М., 2002.

8. Энциклопедия для родителей первоклассника. /Сост.: Е.А. Белый, К.Ю.Белая. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наши руки не знают скуки" (из опыта работы по созданию пособий с использованием ковролина)

Презентацию практической деятельности  «Наши руки не знают скуки» я представляла на семинаре-практикуме" ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СТРУКТУРЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГ...

Перспективный план кружка "Наши руки не знают скуки"

Конструирование - одно из важных средств познания и отражения окружающего мира. Оно тесно связано с разными видами детской деятельности: игровой, театрализованной, речевой, изобразительной. По м...

конспект занятия по формированию здорового образа жизни "Наши руки не знают скуки"

Конспект НОД по формированию основ здорового образа жизни.«Наши руки не знают скуки» Цель:Формировать представление о том, что руки – важна часть  человеческого тела.Сохранять и  ...

выставка "Наши руки не знают скуки"

Выставка декоративно-прикладного искусства детей 5-7 лет  и родителей ДОУ. Дети не только рассматривают экспонаты, но и наблюдают технику изготовления мастерицами некоторых предметов, танцуют с в...

Перспективно – тематическое планирование кружка «Наши руки не знают скуки»

Перспективный план по кружковой работе: «Наши руки не знают скуки»(Старший дошкольный возраст)...

Конкурс для родителей и педагогов "Наши руки не знают скуки".

В этом конкурсе принимали участие родители всех возрастных групп нашего детского сада, а также наши педагоги....