ПРОЕКТ «ВО ИМЯ ЖИЗНИ»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Бочарова Наталья Анатольевна

Для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_den_pobedy.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Дюймовочка»

ПРОЕКТ «ВО ИМЯ ЖИЗНИ»

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила:

воспитатель подготовительной к школе группы № 2

Бочарова Н. А.

г. Байконур

2014 – 2015 уч. г.

В 2015 г. Россия отмечает 70 лет с момента окончания Великой Отечественной войны. Все меньше остается в живых свидетелей тех страшных дней, которые могли бы рассказать подрастающему поколению о событиях великой битвы русского и казахского народов за освобождение своей страны, о подвигах солдат и рядовых граждан на фронтах  и в тылу. Прямая обязанность взрослых  - помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитать у маленьких граждан гордость за свою Родину. Ведь память не имеет возраста, а гражданская позиция и любовь к своей стране не возникают вдруг, из ниоткуда.

С целью патриотического воспитания детей дошкольного возраста на примере событий Великой Отечественной войны, развития у ребят нравственно-патриотических чувств наша группа разработала педагогический проект «Во имя жизни», срок реализации которого январь – май 2015 г.

Исходя из этих целей были поставлены следующие задачи:

  • развить интерес к истории своей страны, событиям прошлых лет;
  • обобщить и систематизировать знания детей о событиях Великой Отечественной войны;
  • воспитать уважение к участникам Великой Отечественной войны как защитникам Родины;
  • рассказать детям о военных профессиях, родах войск, военной технике.

Участниками проекта стали дети подготовительной к школе группы № 2 , их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Тип данного проекта можно охарактеризовать, как информационно-практико-ориентированный. То есть информация и впечатления, полученные детьми в процессе ознакомления с документальными историческими событиями из истории России, находят свое отражение в различных видах деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании коллекций, мини-музея, выставок и экспозиций при активном участии родителей, педагогов и детей группы.

Для реализации проекта был разработан план мероприятий, предусматривающий три этапа (приложение 1). На подготовительном этапе педагогам нашей группы предстояло решить следующие задачи:

  • изучить отношение родителей к предлагаемой деятельности в рамках проекта и возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса;
  • скоординировать действия педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды;
  • разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.

Для изучения общественного мнения родителям было предложено ответить на вопросы анкеты (приложение 2). В опросе приняли участие 21 семья воспитанников подготовительной к школе группы № 2. Большинство родителей согласились с тем, что дети должны знать историю своей страны, и такую работу необходимо начинать как можно раньше. Отвечая на вопросы о нравственном воспитании в семье, некоторые родители охотно делились своим опытом и сетовали на то что в городе нет постоянно действующего музея боевой славы, в который можно было бы сходить всей семьей.

В некоторых семьях сохранились грампластинки с песнями военных лет, старые фотографии бабушек и дедушек, предметы военной формы и солдатского быта, военные награды.

Цель основного этапа – нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования представлений о Великой Отечественной войне и людях, одержавших победу на фронте и в тылу.

Наряду с традиционными видами деятельности (беседами, сюжетными и дидактическими играми, развлечениями, художественным творчеством) план основного этапа, представленного несколькими блоками, включал в себя мероприятия разнообразных организационных форм, основанные на взаимодействии всех участников образовательного процесса – детй, родителей и педагогов.

В преддверии праздника 8 Марта была организована выставка детских работ «Моя любимая бабушка» и проведен цикл бесед «Женщины на войне». Активное участие в этих мероприятиях приняли бабушки воспитанников. Несмотря на то что это довольно молодые женщины, они много рассказали детям о своих мамах, вспоминали их рассказы о том, как жилось в военное время, приносили с собой пожелтевшие фотографии, старые альбомы.

В рамках тематического блока «И помнит мир спасенный» были проведены следующие мероприятия:

  • тематические беседы «Письма с фронта» и занятие «Нам дороги эти позабыть нельзя»;
  • традиционные выставки детских и детско-родительских работ;
  • музыкально-литературная композиция «Споемте, друзья».

Цикл праздничных мероприятий завершается 9 мая, в день 70-летия Победы, возложением цветов к «Стене Памяти», организованной администрацией ДОУ совместно с педагогами, и минутой молчания.

Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что интерес родителей к тому, чем заняты их дети в детском саду, значительно повысился. Все рисунки и рассказы дошкольников собраны и бережно хранятся.

Планируется провести повторный опрос родителей с предложением поделиться своими  впечатлениями, что позволит оценить эффективность и воспитательную значимость данного проекта.

Несмотря на то что в процессе реализации проекта пришлось столкнуться со значительными трудностями, мы уверены, что такие акции не только можно, но и нужно проводить в детском саду. И начинать работу по формированию нравственных основ личности и активной гражданской позиции необходимо как можно раньше, чтобы через несколько лет никто не сказал про наших воспитанников: «Это потерянное поколение».

Приложение 1

План мероприятий по реализации проекта

«Во имя жизни»

Содержание деятельности

Срок

Деятельность

Результат

детей

родителей

I – этап - подготовительный

Подбор литературно-поэтических произведений о войне

Январь

Чтение, заучивание

Помощь в организации

Создание мини-библиотеки

Подбор репродукций картин, открыток, фотографий о войне

Январь

Рассматривание, обсуждение

Помощь в организации

Организация фото-выставки

Подбор музыкальных произведений: песен военных лет, музыки, посвященной войне

Январь

Прослушивание, беседы по содержанию

Помощь в организации

Создание аудио- и фонотеки

Сбор макетов военной техники (игрушки)

Январь

Совместные ролевые игры

Помощь в организации

Коллекция игрушек военной техники

Подбор фотографий и открыток памятников и памятных мест в России и Казахстане, посвященных войне

Январь

Рассматривание, обсуждение, проведение викторины «Узнай и назови»

Помощь в организации

Организация фотовыставки «Мы помним героев»

II этап - основной

Блок 1. Наша Российская

Цикл бесед «Наша Российская армия»

Февраль - март

Составление рассказов о том, как и где проходили службу отцы и деды. Дидактическая игра «Акустики», «Сторожевой корабль»

Запись и оформление детских рассказов

Формирование чувства гордости за своих отцов

Военная техника: знакомство с родами войск и образцами военной техники

Февраль

Сюжетно-ролевая игра «Мы - военные». Дидактические игры «Что для чего?», «Найди место» и др.

Сбор игрушечных образцов военной техники

Организация мини-музея.

Составление коллекций

Музыкально-спортивное развлечение «Будущие защитники Отечества»

Февраль

Участие в командных соревнованиях.

Участие отцов в соревнованиях

Развитие физических качеств

Содержание деятельности

Срок

Деятельность

Результат

детей

родителей

Блок 2. «И помнит мир спасенный»

Беседа «Женщины на войне»

Март

Рисование на тему: «Моя бабушка»

Предоставление фотографий из семейных архивов

Выставка детских рисунков

Комплексно-тематическое занятие «Нам дороги эти позабыть нельзя»

Апрель

Военно-спортивная игра-путешествие. Сборка военного самолета

Изготовление атрибутов и пособий

Обогащение знаний детей о событиях Великой Отечественной

Беседа-рассказ «Памятные места». Знакомство с памятниками и памятными местами России, Казахстана, посвященным участникам и событиям Великой Отечественной

Апрель

Рассматривание открыток с изображением Вечного огня, Могилы Неизвестного солдата, мемориального комплекса «Мамаев курган» и др.

Помощь в организации и проведении беседы и выставки, предоставление фотоматериалов, альбомов

Формирование представлений о том, как сохраняется память о тех далеких событиях и их героях

Блок 3. День Памяти, посвященный 70-летию Великой Победы

Музыкально-литературная гостиная «Споемте, друзья»

Май

Заучивание стихотворений о войне

Пение песен, чтение стихов о войне

Знакомство с музыкально-литературными произведениями военных лет

Экспозиция «По дорогам войны»

Май

Изготовление рисунков, поделок

Подбор репродукций картин

Выставка детских рисунков, экскурсия

Минута памяти у «Стены Памяти»

Май

Возложение цветов к «Стене памяти»

Помощь в организации Минуты памяти

Формирование чувства причастности к истории России, Казахстана

Приложение 2

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, которые помогут нам спланировать работу по нравственно-патриотическому воспитанию наших детей.

1. Считаете ли Вы, что ребенка нужно с детства знакомить с историей Родины и ее героическим прошлым (в частности, на примере событий Великой Отечественной войны):

а)  да, и начинать надо как можно раньше;

б) нет, потому что маленькие дети многого не поймут;

в) не знаю;

г) ваш вариант_________________________________________________

2. Как Вы знакомите своих детей с событиями Великой Отечественной войны:

а) вместе смотрим и обсуждаем фильмы о войне (укажите какие)_____________________________________________________________

б) читаете книги о войне для детей (укажите какие)_____________________________________________________________

в) посещаете места боевой славы, музеи и памятники, выезжая за пределы города (укажите какие)______________________________________

_____________________________________________________________

г) рассказываете о представителях старшего поколения Вашей семьи, принимавших участие в Великой Отечественной или в других локальных войнах, работавших в тылу (подчеркните нужное)_______________________

__________________________________________________________________

        д) не знакомите;

        е) ваш вариант_________________________________________________

        3. Как дети отзываются о просмотренном фильме, прочитанной книге, услышанном рассказе?_______________________________________________

        

        4. Есть ли в Вашей семье предметы времен Великой Отечественной войны:

        а) есть (укажите, какие)________________________________________

        б) нет.

        5. Какие материалы, имеющие отношение к войне (пластинки, альбомы, фотографии, письма, газетные статьи и др.), Вы можете передать в дар детскому саду или во временное пользование для организации выставок, музейных экспозиций и коллекций?____________________________________

Приложение 3

БЕСЕДА «ПОШЛИ МНЕ ВЕСТОЧКУ»

для детей старшего дошкольного возраста

г. Байконур

2014 – 2015 уч. г.

Задачи:

1. рассказать детям о солдатских письмах-треугольниках в обстановке, в которой он писались, значение этих писем для родных и близких во время войны;

2. ознакомит с работой военной почты, рассказать о ее значении для солдата на фронте;

3. воспитывать патриотические чувства, уважение к ветеранам войны, гордость за защитников Отечества.

Предварительная работа с детьми:

1. Работа со словарем: полевая почта, траншея, тыл, окоп, землянка, прифронтовой госпиталь, передовая позиция, Советский Союз, Красная армия;

2. Чтение рассказов Л. Кассиля «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздина «Рассказы о войне».

Демонстрационный материал: письма-треугольники, современные почтовые конверты, фонограмма звуков боя, картина «Солдатское поле».

Ход беседы

Часть 1. Беседа

Воспитатель: трудные, голодные и холодные военные годы нередко называют военным лихолетьем, лихими, злыми годами. Тяжело дались они всему нашему народу. Много горя принесла война в каждый дом. Все сильные, молодые и здоровые мужчины ушли на фронтзащищать свою Родину. Матери оплакивали сыновей, дети – отцов, жены – мужей, сестры – братьев.

Дети:

Если хочешь узнать о войне

И о майской победной весне,

Попроси солдатскую мать

Письма сына его прочитать.

На страницах застыли года,

Двадцать два ему будет всегда.

- Мама, я здоров и живой,

А на завтра последний бой.

(Стихотворение Е. Горбанской)

Воспитатель: Каким счастьем было получить маленький треугольник – письмо с фронта о том, что брат, муж, сын жив и здоров. Посмотрите, ребята, у меня необычное письмо. Скажите, пожалуйста, чем оно отличается от современных писем?

Дети: У военных писем нет конвертов и марок, а само письмо – треугольной формы.

Воспитатель: Да, верно. Такие письма-треугольники приходили с фронта родным и близким, и дороже их тогда не было ничего на белом свете. Давайте на минуту представим, в какой обстановке писались солдатские письма.

(Звучит фонограмма звуков боя. Дети называют звуки и шумы, которые они слышат.)

Воспитатель: Взрываются бомбы, рвутся на поле снаряды, свистят пули, грохочут танки, гудят самолеты. Все кругом пылает и горит. Кажется, что никогда не прекратится этот грохот. Где уж тут найти время для письма! Сражаться надо… но стихнет бой, настанет передышка. Солдат вспомнит о родном доме, о тех, кто его ждет и любит, сядет в окопчике и напишет: «Родные мои! Я жив и здоров. Не волнуйтесь за меня, со мной ничего не случится…». Конверта нет, да и почтового ящика не найти. Где ж его взять среди руин? Сложит солдат свое письмо треугольником, напишет сверху адрес да и отдаст солдату-почтальону. А уж тот доставит его по адресу. Получит мать треугольное письмо, развернет и заплачет от радости, что жив и здоров ее сынок. Было это во время Великой Отечественной войны, которую так называют не зря. «Великая» - потому что весь народ поднялся на защиту своей земли; «Отечественная» - потому что весь народ защищал Родину, свое Отечество. Есть на волгоградской земле Солдатское поле.

(Воспитатель показывает детям репродукцию картины.)

Воспитатель: в поле бронзовая фигура девочки с васильками в руке. Эта девочка – олицетворение спасенного детства. У ее ног – солдатское письмо-треугольник. На нем слова, которые 70 лет назад отправил в письме дочери комиссар полка майор Дмитрий Петраков.

Письмо

«Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек… представь себе: идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки – и здесь же растет цветок… И вдруг очередной взрыв…василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки… Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком».

Часть 2. Рисование по замыслу

Педагог предлагает детям поделиться своими впечатлениями об услышанном, рассказать, что им запомнилось больше всего, а затем нарисовать свои впечатления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Хлеб - всей жизни голова"

Образовательный проект в подготовительной группе "Хлеб - всей жизни голова"...

Проект "Вода-это жизнь"

экологический мини-проект для 2 младшей группы...

Приложение к проекту "Вода-это жизнь"

конспекты занятий, наблюдений....

Презентация проекта "Вода основа жизни"

Слайд-шоу по теме "Вода основа жизни"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВОДА – КАПЛЯ ЖИЗНИ»

Проект носит социально-исследовательский характер.      В нем отражены такие учебные разделы, как: ознакомление с        окружающим, ознаком...

Проект "Вода-это жизнь" с детьми 2 мл.гр.

Проект по экологическому воспитанию "Вода-это жизнь" Область "Познание" с детьми 2 младшей группы....