Проект по образовательной области "Познавательное развитие" тема: "Русская береза - красавица и целительница".
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Цель проекта: Сформировать представления детей о березе, её значения в жизни людей: оздоровительном, эстетическом и хозяйственном. Продолжение деятельности по формированию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное  образовательное учреждение                                                                                                        «Детский сад № 26 общеразвивающего вида» г. Печора

Проект по образовательной области

«Познавательное развитие»                                                                          

          тема: « Русская берёза –

красавица и целительница»

C:\Users\Сергей\Desktop\1746680-0101.jpg

                                                                                                           

                                               Автор: Саськова Татьяна Викторовна

                           Воспитатель первой квалификационной категории.

                                            2015 – 2016 г.

Организационный этап:

1.Актуальность проекта:

  Берёза - основной житель российских лесов, символ России, но мало кто знает из      детей о её целебных свойствах. Связь природы и человека в современном мире                утеряны, поэтому именно в детском возрасте надо учить детей рационально     использовать богатства природы, бережно относиться к ней.

2.Типология проекта:

  • Продолжительность проекта – долгосрочный.
  • Тип – информационный.
  • Характер проекта – ребёнок и природа.
  • Содержание проекта – интегративный (ОО «Познавательное  развитие», «Художественно- эстетическое развитие»,  «Речевое развитие»)
  • Участники проекта – воспитатель, дети, родители.
  • Возраст детей – 5-6 лет
  • Количество участников – фронтальный

3.Цель проекта:

- Сформировать представления детей о берёзе, её значении в жизни людей: оздоровительном, эстетическом и хозяйственном.

- Продолжение деятельности по формированию экологической грамотности  детей старшего  дошкольного возраста.

4. Задачи проекта:

  • Дать представление о берёзе:

- как о представителе растительного мира (внешний вид, разнообразие, особенности жизнедеятельности);

-  как о лекарственном растении;

- о её хозяйственно-бытовом применении;

- о её роли в русской культуре.

  • Систематизировать и обобщить представления детей о правилах поведения в природе.,
  • Развивать словесно-логическое мышление

  • Развивать познавательный интерес к наблюдениям за берёзой в различное время года.
  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
  • Подвести к осознанию взаимосвязи природы и человека.

5.Ожидаемые результаты по проекту: 

    -Для детей:

  • Имеют представления о лекарственых свойства х берёзы.
  • самостоятельно составляют рассказ на тему: « Русская берёза – красавица и          целительница».
  • владеют навыками  экологически безопасного поведения в природе.
  • умеют делать выводы ,на основе     наблюдений и полученных знаний,             устанавливать причинно- следственные связи.

-Для педагога:

  • собрана информация о лекарственных растениях РК в форме альбома                  

         «Целебное лукошко»

  • Показ  экологической сказки         совместно детьми  и родителями  
  • подобраны стихи, загадки о берёзе.
  • Подобран цикл наблюдений за берёзой в разное время года  

-Для родителей:

  • ежедневно читают ребёнку художественно-познавательную литературу.
  • знают правила поведения в природе.
  • участвуют в конкурсах: «Запрещающие знаки». «Стихи к знакам».
  • сотрудничают со своими детьми при изготовлении поделок  на тему: «Лес»
  • участвуют в экологической сказке: «Происшествие в лесу.»

   

6. Форма проведения мониторинга:

Критерии

ФИ ребенка

1.Знает правила поведения в лесу

2.отличает берёзу от других деревьев по внешним признакам.

3.Имеет представления о целебных свойствах берёзы.

1.

2.

3.

4.

 

критерии

Форма проведения

Вопросы и задания

материал

1.

Индивидуальная тестовая таблица

Зачеркни те рисунки, на которых ребята поступают неправильно.

Тестовая таблица

( приложение № 1)

2.

Индивидуальная беседа с ребёнком

Найди и назови на картинках признаки , по которым ты отличаешь берёзу. Соедини их линиями с изображением дерева.

Тестовая таблица

(приложение № 2)

3.

Индивидуальная беседа

Какую пользу приносит человеку берёза , почему  берёзу называют -целительницей.

----------

 

7. Продукты проекта:

- Для детей:

  • Рисование карандашами « Красавица берёзка»
  • Аппликация « Осенний лес»
  • Рисование красками  « Белая берёза»
  • Ручной труд « Бусы из бересты»
  • Бисероплетение « Зимняя берёзонька»

- Для педагога:

  • Альбом « Берёзонька»( стихи, загадки , интересные факты)
  • Презентация « Берёза- символ России»
  • Папка-передвижка для родителей «Знакомим детей с природой родного края»
  • Конспект НОД « Люблю берёзку русскую»
  • Презентация « Изделия из бересты»

 - Для родителей    

  • Альбом « Целебное лукошко» ( народные рецепты)
  • Запрещающие знаки и стихи к ним

Практический этап:

8.Планирование мероприятий по проекту:

Дата

Мероприятие

Кто проводит

Октябрь

29 октября

Наблюдения в парке и в лесу за деревьями

Экскурсия к берёзе на территории ДОУ

Знакомство с паспортом « Берёза»

Презентация « Берёза- символ России»

Д,и. « с какого дерева листок?» , « Назови дерево»

Презентация « почему мы с лесом дружим» Конкурс запрещающих знаков и стихов о лесе.

Родители

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Библиотекари

Филиала № 17

Воспитатель

Ноябрь

10 ноября

18 ноября

Чтение    удмуртской сказки «Красавица берёза»

Коллективная аппликация «Осенний лес»

Презентация « Красная книга и лекарственные травы РК»

Знакомство с народными приметами, стихами о берёзе

Показ экологической сказки «Происшествие в лесу»

Воспитатель

Воспитатель

Библиотекарь

Детской библиотеки

Родители

Воспитатель

Муз. руководитель

25 ноября

Прослушивание песен: « Во поле берёза стояла»,

«Ой, да у дороженьки»

Экспериментальная  деятельность: «Рассматривание

Бересты под лупой»

Беседа:  « Растительный мир тундры, карликовая берёза». Т.А. Шорыгина « Беседы о русском севере»  

Муз. Руководитель.

Воспитатель

Воспитатель

Декабрь

Беседа : « Изделия из бересты»

Чтение художественной и познавательной литературы о березе

Ручной труд: «Бусы из бересты»

Заучивание стихотворение А. Покофьева «Люблю берёзку русскую»

Воспитатель

Родители

Воспитатель

Январь

Беседа: «Белоствольная роща» Т.А. Шорыгина

 « Беседы о русском лесе»

Беседа: « Берёзка – целительница»

Рисование красками « Белая берёза»

Воспитатель

Воспитатель

Февраль

19 февраля

С. р. и. « Тайна лесной поляны» С.Н. Николаева, И.А. Комарова « Сюжетные игры в экологическом воспитании»

Рассматривание картины  И.Э. Гробарь «Февральская лазурь»

Беседа: « С кем ты дружишь, берёзка?»

НОД « Люблю берёзку русскую»

Наблюдение за погодными явлениями и их влиянием на состояние деревьев

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Март

Целевые экскурсии к берёзке на территории ДОУ

С. Р. И. «Айболит рассказывает о лекарственных растениях» С.Н. Николаева, И.А. Комарова « Сюжетные игры в экологическом воспитании»

Чтение К. Паустовский «Подарок»

Составление карты  где растут берёзы на территории детского сада»

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Заключительный этап:

9 .Викторина : « Что я знаю   о берёзе» ( команда родителей и команда детей)

10.  Презентация проекта : « Белая  берёза-  красавица и целительница»   для педагогов ДОУ

11.Результативность проекта в старшей группе № 4                                                        «Русская берёза -  красавица и целительница»

В ходе реализации проекта у детей расширились представления о берёзе, о её особенностях внешнего вида и значении в жизни человека.( от старины до нашего

Времени ) Вначале проекта  2 ребёнка имели представления о том, что берёза помогает нам быть здоровыми. В конце проекта почти все дети могут рассказать

О лекарственных свойствах берёзы. Дети выучили стихи, пословицы, загадки о берёзе.

Познакомились с русскими народными песнями , с картинами русских художников

Знают правила поведения в лесу ,имеют представления  о взаимосвязи природы и человека и бережном отношении к ней. Проявляют эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.