Главные вкладки

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги».
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Кочанова Ольга Васильевна

        В системе развивающего обучения большое значение я отдаю технологии исследовательской деятельности.

        В этой технологии задействованы все сферы детской деятельности – игра, занятие, прогулка, а так же сон и прием пищи. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, ученым.

         Исследовательская  деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Понимая, какое значение имеет эта деятельность в развитии интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольников мною была создана система работы по экспериментированию с детьми дошкольного возраста: разработан перспективный план, конспекты занятий по детскому экспериментированию для детей старшего возраста и картотека игр-экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста. Одним из этих конспектов я хочу поделиться с вами.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги».

    Цель: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем.

     Задачи:

    • Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой;
    • Формировать представление детей о свойствах бумаги: гладкая, мнется, непрочная, водопроницаемая, горит.
    • Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность;
    • Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни, учить определять свойства бумаги разных видов;
    • Развивать речь, словесно-логическое мышление и воображение.
    • Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, умение делать умозаключения.

    Материал: костюм Почемучки, 4 листа бумаги, картона и салфеток одинакового размера, мисочка с водой для каждого ребенка, спички, 3 специальные железные тарелки, емкости с водой, картинки-схемы, халат для каждого ребенка и воспитателя, металлические колпачки

    Ход занятия:

    Орг. момент:

    -Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел. Это наши гости. Давайте поздороваемся с ними.

    -На гостей мы посмотрели, а теперь тихонько сели. (Дети садятся на стульчики полукругом)

    Раздается стук в дверь. В группу заходит Почемучка.

    П.-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Почемучка.

    -Здравствуй, Почемучка. Какое интересное у тебя имя. Ребята, как вы думаете, почему так назвали Почемучку? (Все время спрашивает почему, не знает ничего)

    П.-А почему вы здесь сидите? А почему надо заниматься? А почему…

    -Стой-стой-стой. Опять ты заладил «Почему?» да «Почему?». Лучше скажи ты к нам по делу или в гости?

    П.-Конечно, по делу! Мне дали задание, с которым я без вас ну никак  не справлюсь!

    -Ну что поможем, ребята Почемучке? (ответы детей)

    П.-Э нет, не так быстро! Отгадайте сначала загадки. Сложные-пресложные! И тогда узнаете, что я принес с собой.

    -Ну что ж загадывай нам свои загадки.

    1.Всех листов плотнее он,

     Белый и цветной… (картон)

    2.Разноцветные листы,

    Вырезай и клей их ты.

    Аппликации, картинки,

    Серебристые снежинки.

    Можешь сотворить и флаги

    Из листов любой…(бумаги)

    3. Знают взрослые и дети

    Вытираем рот… (салфеткой)

    -Ну что ж, Почемучка, мы отгадали все твои загадки.  Теперь ты объяснишь, что за задание связано с этими видами бумаги?

    П.-Ну вот, и вы так говорите!

    -Как?

    П.-Ну, что все это - бумага.  Но ведь это не правильно!

    -Почему же не правильно?

    П.-Потому что бумага – это бумага, на ней пишут. А салфеткой вытирают рот, а значит она -  не бумага – вот. А из картона вообще коробки делают, а значит и он – не бумага!

    -Ребята, а вы как думаете: салфетка и картон – это бумага или нет? (дети высказывают свою точку зрения)

    П.-Вот видите, некоторые дети тоже считают, что салфетка и картон – это не бумага.

    -Ну что ж, Почемучка, придется нам проверить, кто прав, а кто ошибается.

    П.-Ну и как вы это узнаете?

    -Очень просто. Мы посмотрим одинаковые или разные свойства у тех материалов, что ты принес.

    П.-А как вы узнаете, какие у них свойства?

    -Ребята, а как можно узнать какие свойства у этих материалов? (Можно провести опыты)

    -А где их проводят? (В лаборатории)

    - Ну что, Почемучка, будем рассматривать свойства бумаги?

    П.-Конечно! Пойдемте быстрее!

    - Но прежде чем отправиться в лабораторию, нужно вспомнить правила безопасности.

    -В лаборатории нельзя бегать, баловаться, драться, шуметь, брать без спросу.

    -В лаборатории нужно слушать воспитателя и выполнять задания.

    -Молодцы! И так отправляемся в путь.

    Физминутка

    По дорожке, по дорожке

    Скачем мы на правой ножке

    И по этой же дорожке

     Скачем мы на левой ножке

    До доски мы добежим

    Стоп. Немножко отдохнем

    Дальше мы пешком пойдем.

    Основной этап:

    Дети подходят к столикам. У каждого в тарелочке лежат 4 листа бумаги, картона и салфеток одинакового размера. Перед каждым стоит мисочка с водой.

    -Итак, ребята, вы садитесь за столы. И Почемучка присаживайся рядом, чтоб тебе было все видно.

    -Ребята, давайте сначала мы разомнем наши пальчики.

    Пальчиковая гимнастика.

    - Возьмите в руки бумагу, рассмотрите ее, погладьте, ощупайте. Что вы можете сказать о бумаге? Какая она? (Гладкая, тонкая, белого цвета).

    Если дети не говорят, подсказывать: гладкая или шершавая, толстая или тонкая?

    Свойство №1- мягкость.

    -У вас на столах лежат несколько листов бумаги, картона и салфеток. Попробуем  согнуть бумагу. Что происходит с бумагой? ( Мы ее можем согнуть, свернуть).

    - Согните бумагу пополам и проведите по ней пальцем, чтобы получилась четкая линия сгиба.

    -А теперь разогните бумагу и постарайтесь убрать линию сгиба.

    -Получится у нас сделать это? (Нет)

     -Почему не получилось убрать линию? (Потому что на бумаге остается след.)

    - Какой вывод мы можем сделать по, первому проведенному опыту? (Что бумага гнется и в месте сгиба остается след).

    - А теперь попробуйте смять бумагу. Что получилось? (Бумажный комок, бумага смялась)

    -Какой вывод сделаем? (Бумага мнется) Воспитатель вывешивает картинку - схему на доске.

    -Предлагаю вам проделать те же действия с картоном и с салфеткой, что и с бумагой.

    Дети самостоятельно выполняют работу.

    -Что вы скажете? Что случилось с картоном и салфеткой? (Они тоже смялись, но салфетку легче смять, и комок получается меньше, а картон – труднее и комок получился больше).

    -А как вы думаете почему? (Салфетка мягче, картон- тверже).

    Свойство №2 – прочность.

    -Возьмите любой кусочек бумаги и начните ее рвать. Рвется бумага? Как она рвется?

    -Какой вывод сделаем? (Бумага легко рвется)

    -Если бумага легко рвется, значит она какая?

    -Бумага легко рвется. Значит она непрочная.

    Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.

    -А теперь попробуйте выполнить те же действия с салфеткой и картоном. (Дети самостоятельно выполняют действия).

    -Что скажете? Какой вывод сделаете?

    -Что легче рвется: картон или салфетка?

     Какую бумагу легче порвать тонкую или толстую, картон? (Салфетка рвется легче, картон – труднее).

    -А как вы думаете, почему? (Салфетка тоньше картона, картон плотней).

    Свойство №3 – водопроницаемость.

    -А сейчас мы опустим бумагу в воду. Обратите внимание, ребята, у вас на столе стоят мисочки с водой. Опустите бумагу в эту мисочку. Понаблюдайте. Что случилось с бумагой. ( По мере намокания она тонет).

    -Какой сделаем вывод? (бумага впитывает воду) Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.

    -Сделаем то же самое и с салфеткой и с картоном.

    Дети самостоятельно выполняют действия с салфеткой и картоном.

    - Что вы заметили, когда опускали в воду салфетки? (Салфетка быстро намокла, впитала воду).

    -А картон? (Картон впитал воду медленней)

    -Как вы думаете почему? ( Картон - плотней, салфетка - тоньше).

    Свойство №4 – горение.

    -Следующий опыт мы проведем в секретной лаборатории. А поскольку вы немного устали, то перед таким ответственным заданием нужно немного размяться.

    Физминутка.

    Мы бумагу рвали, рвали

    Мы бумагу мяли, мяли

    Так, что пальчики устали

    Мы немножко отдохнём

    И опять её порвём.

    На столе – спички, листы картона, бумаги и салфеток на определенных металлических тарелках, металлические колпачки, емкости с водой.

    -Этот опыт огнеопасный. Поэтому проводить его буду я, а вы наблюдайте и делайте вывод. Но для начала вспомните, как нужно вести себя во время работы с огнем. (Сидеть спокойно, наблюдать, не дуть на огонь).

    -А для чего нужна вода в емкостях?(Она может потушить огонь).

    -Молодцы! Итак, приступаем.

    Воспитатель сначала поджигает обычную бумагу, затем салфетку и картон.  Дети наблюдают.

    -Что вы увидели? (Бумага хорошо горит, но салфетка сгорает быстрее, а картон – медленнее).

    -Какой сделаем вывод из проведенного опыта? (Бумага горит.) Воспитатель вывешивает картинку-схему на доску.

    -Почему салфетка сгорает быстрей картона? (Тоньше, мягче)

    -Что ж, ребята, работу в лаборатории мы с вами завершили. Предлагаю вам вернуться в группу.

    Заключительный этап:

    Дети возвращаются на свои места, садятся на стульчики.

    -Ребята, давайте рассмотрим картинки-схемы на доске и скажем: одинаковые или разные свойства имеют бумага, салфетка, картон.

    -Первая картинка-схема что обозначает? (Что бумага мнется).

    -Картон и салфетка помялись? (Да).

    -Вторая схема, о чем нам говорит? (Бумага рвется- непрочная).

    -Картон и салфетка рвутся?(да).

    -Что мы можем сказать по третьей схеме? (Бумага впитывает воду)

    -Картон и салфетка впитали воду? (Да).

    -Что означает четвертая схема? (Бумага горит)

    -А картон и салфетка сгорели? (Да)

    -Одинаковые или разные свойства имеют картон, бумага и салфетка? (Одинаковые)

    -Какой вывод мы с вами сделаем? (Что это все бумага).

    П. -Ой, ребята, как же здорово экспериментировать! Вот только я не понял: если все это бумага, то почему они по-разному называются?

    -Детки, расскажите Почемучке почему по-разному называются бумага, картон, салфетка. (Потому что свойства хоть и одинаковые, но проявляются по-разному: салфетка быстрее всех промокает и сгорает, очень легко мнется и рвется, а картон – наоборот, проявляет все эти свойства медленнее и требует больших усилий для сминания и разрывания).

    П.-А для чего их сделали такими разными: салфетка тонкая и мягкая, а картон – плотный?

    Дети: Потому что у них разное назначение: салфетки служат для гигиены, бумага для аппликаций, рисования и письма, а картон – для более прочных изделий.

    -Ура! Теперь я все знаю. Ребята, какие вы молодцы. Мне пора возвращаться в свою страну Почемучек. Я обязательно всем расскажу о том, что я узнал сегодня. А для вас я приготовил сюрприз.

    Прощаются с Почемучкой.

    Итог занятия:

    -Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии?

    -Кто приходил к нам в гости?

    -Что нового узнали?

     –Помогли ли мы Почемучке?

    -Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Транспорт"

    Данный конспект составлен с учетом контенгента детей, с нарушением зрения. Акцент делается на развитие и коррекцию зрительного воприятия....

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Экскурсия в музей ложки.»

      Вызвать интерес у детей к истории возникновения деревянной ложки, понимание того, что ложки были придуманы человеком и сделаны его руками, когда появилась потребность в этих предметах и ...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Экскурсия в музей ложки.»

    Тема: «Экскурсия в музей ложки».     Цель: 1. Вызвать интерес к истории возникновения ложки, понимание того, что ложки были придуманы человеком и сделаны его руками, когда появилас...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Путешествие в мир лекарственных растений».

    Цель: Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы Павловского района....

    Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»

    : Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем....

    Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»

    Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги»Цель: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Коллекционер бумаги"

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Коллекционер бумаги"...