Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Коллекционер бумаги»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Менжесарова Асия Маратовна

 

«Воспитание детей дошкольного возраста»

 

Конспект

занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

на тему «Коллекционер бумаги»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Менжесарова Асия Маратовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.Круглое

2018

 

Тема: «Коллекционер бумаги»

Цель:

расширить представление детей о разных видах бумаги и ее свойствах.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей бумаги;

2. Сравнить качественные характеристики и свойства разных видов бумаги (картон, газетная, тетрадная);

3. Установить взаимосвязь разных видов бумаги и их использования;

4. Формировать навык обследования и вызвать интерес к исследовательской деятельности, использовать карточки-символы;

5. Активизировать речь детей.

3. Тип занятия.

Занятие по изучению нового материала усвоения новых знаний.

4. занятие.

5. Продолжительность -25 мин.

6. Участники- воспитатель и 9 детей старшей группы:5 мальчиков и 4 девочки

7. Возраст обучающихся  5-6 лет

8. Оборудование и материалы.

Материал к занятию: проектор, ноутбук, образцы бумаги, листы бумаги для опытов (картон, тетрадная, газетная, ножницы, емкости для воды, алгоритм, мольберт, кукла коллекционер, предметы из бумаги (коробка, тетрадь, газета, журнал, конверт, блокнот и т. д.).10. Методы и приемы работы с детьми. 

Сюрпризный момент, беседа, рассказ по алгоритму, рассматривание картинок, исследование, опыты, мультимедийная презентация.

11. Структура  занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

I. Вводная часть.

 

2.Основная часть.

 

 

3. Динамическая пауза.

 

 

4. Заключительная часть.

 

 

 

5.Рефлексия

Рассказ  об истории бумаги

 

Беседа о видах бумаги

 

 

 

 

 

 

— О чем мы сегодня говорили? 

 

 

 

4  мин

 

 

10 мин

 

 

 

2мин

 

 

 

 

8Минут

 

 

 

 

 

1-2 мин

Слова и действия воспитателя Примерные ответы и действия детей

Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие. Куда мы отправимся, узнаете, отгадав загадку.

Я белая, как снег,

Дружу с карандашами,

Где он пройдет, там заметку кладет.

-Что это? - Итак, мы сегодня совершим путешествие в мир бумаги.

- Вы знаете, что раньше бумаги не было, а что же было вместо неё? На чем люди писали?

А как мы можем это узнать?

Я заранее попросила ваших родителей принести нам книги про бумагу (показ книг)

Я узнала, что ученые - археологи раскапывали старые города, древние поселения, изучали рукописи, проводили исследования.

Вы хотите тоже проводить исследования, разгадывать загадки истории?

Тогда сегодня мы будем юными исследователями. И составим рассказ про бумагу (вывешивается готовый алгоритм).

(Рассказ воспитателя сопровождается мультимедийной презентацией)

- В Греции писали на сырых глиняных плитках. На них буквы выдавливали острой палочкой. Удобно ли было хранить и переносить такие дощечки?

- В Египте из листьев растения папируса склеивали полоски и писали на них долгое время. Длина склеенных полос достигала сто шагов.

- Пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. Его изготавливали из тонкой кожи молодых животных. Это очень прочный материал. Были даже целые пергаментные книги.

- А на Руси писали на березовой коре – бересте.

Эти способы письма были неудобны, свитки из бересты занимали много места.

- Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Бумагой восхищались все страны. На ней было очень просто писать, но китайцы держали в тайне чудесный способ её изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все.

- Как вы думаете из чего китайцы стали делать бумагу?

- В наше время бумагу по китайской технологии, изготавливают из деревьев на специальных бумажных фабриках.

Давайте обратимся к нашему алгоритму, к какому символу можно отнести сведения об истории появления бумаги?

Воспитатель: у вас на столах лежит бумага, возьмите в руки бумагу, скажите какая она?

Как узнать об этом?

Воспитатель: Да, бумага может быть гладкой и шершавой, толстой, тонкой, мягкой и не очень. А кто знает виды бумаги?

Воспитатель: А сейчас попробуйте смять лист бумаги? Что происходит с бумагой?

А теперь потяните ее. Что происходит с бумагой? Какая бумага легче рвется, почему?

Воспитатель: А теперь положите лист бумаги в емкость с водой. Что происходит с бумагой? Какая бумага быстрее намокает, почему?

Воспитатель: Если разрезать бумагу, что произойдет? Какую бумагу легче разрезать?

ДетиБумага.

Затрудняются с ответом

У воспитателя, у родителей, в интернете, в книгах

да

Дети:нет, они очень хрупкие, легко ломались, разбивались, были тяжелые

Знак вопроса

Она разная. Можно погладить, пощупать ее. Исследуют бумагу

бумага может быть гладкой и шершавой, толстой, тонкой, мягкой и не очень.

(цветная, альбомная, картон, салфетки, бархатная и др.).

Дети: мнется, скручивается, сгибается

Тонкая Бумага рвется легче, значит она непрочная, рвется неровно.

Дети: тонкая бумага промокает быстро, разваливается в воде, картон намокает медленно.

Дети: тонкая легче режется ножницами, край ровный

А что произойдет, если бумагу поджечь?

Показ горения бумаги Она сгорает и остается пепел

Воспитатель: А как вы думаете, можно бумагу разорванную соединить? Как?

Итак, какие свойства бумаги вы узнали? Давайте составим алгоритм описания свойств бумаги. Какие символы нам помогут? Дети: склеить, сшить, переплести.

Называют все свойства бумаги

Выбирают символы и объясняют их значение

Воспитатель: Для чего важно знать свойства бумаги? Способность бумаги рваться, сминаться, сгибаться и соединяться путем склеивания, переплетения мы с вами будем использовать в работе, при изготовлении поделок.

Физкультминутка.

Воспитатель: Ребята, а из чего делают бумагу? Я предлагаю вам превратиться в деревья. Выходите на ковер. Дети выполняют движения

«Во дворе стоит сосна»

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она. (тянутся вверх)

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся —руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать -

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принес телеграмму. Сейчас я ее вам прочитаю:

«Уважаемые друзья! Я коллекционер, собираю разные виды бумаги. Я путешествую по городам и селам и всем рассказываю о своей коллекции. Но в вашем городе со мной случилась неприятность: подул сильный ветер, и моя коллекция разлетелась, а часть коллекции попала в вашу группу. Большая просьба, отыщите ее.»

Ребята, поможем? Давайте поищем образцы бумаги в группе.

Дети ищут и приносят образцы,заранее спрятанные в помещении).

Использовать театр «Би-ба-бо» Куколка за ширмой. Раздается стук, появляется коллекционер.

Коллекционер: Спасибо вам огромное! Вы спасли мою коллекцию! Я давно увлекся собиранием бумаги, и все виды у меня записаны. Да у вас на столах лежат образцы бумаги, так-так. Я назову вид бумаги, а вы мне покажите образец и расскажите для чего она предназначена. Ответы детей

1 - газетная бумага (для книг, газет, журналов)

2 - тетрадная бумага (для изготовления тетрадей)

3 - картон (для открыток, коробок, обложек)

4 - цветная (для аппликаций)

5 - альбомная бумага (для рисования)

6 - обойная (для оклейки стен)

7 - фотобумага (для фотографий)

8 - бархатная бумага (для труда, поделок)

9 - салфетная бумага (гигиеническое назначение)

10 - копировальная бумага

КоллекционерБумага – удивительный материал, один из самых доступных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Оглянитесь вокруг книги, газеты, тетради, обои, различные упаковки –все это бумага.

Из нее можно создать фантастический мир!

Коллекционер: а хотите поиграть?

Игра «Угадай из какой бумаги.

— Давайте посмотрим на предметы на столе, скажите из какой бумаги они сделаны?

ДЕТИ НАЗЫВАЮТ ВИДЫ БУМАГИ

(Картонная коробка, цветок из цветной бумаги, шляпа из газеты и т. д.).

Воспитатель: Спасибо вам, коллекционер за интересную беседу. Мы будем использовать разные виды бумаги в работе, а потом пригласим вас и покажем, что у нас получилось.

(Коллекционер уходит)

Воспитатель: Ребята, давайте по нашему алгоритму расскажем, что мы узнали про бумагу? Ответы нескольких детей

Рефлексия. - Что сегодня мы рассматривали на занятии?

- Что вы узнали о бумаге нового, интересного?( бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму; бумага легко режется, рвется; бумага намокает в воде, расползается, она непрочная).

 

13. Литература.

1.Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет Наталия Сергеевна Варенцова  Мозайка –Синтез г.Москва,  2012 г

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание детей дошкольного возраста»

Конспект

занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

на тему «Коллекционер бумаги»

Составитель: Менжесарова Асия Маратовна

С.Круглое

2018

Тема: «Коллекционер бумаги»

Цель:

расширить представление детей о разных видах бумаги и ее свойствах. 

Задачи:

1. Познакомить детей с историей бумаги;

2. Сравнить качественные характеристики и свойства разных видов бумаги (картон, газетная, тетрадная);

3. Установить взаимосвязь разных видов бумаги и их использования;

4. Формировать навык обследования и вызвать интерес к исследовательской деятельности, использовать карточки-символы;

5. Активизировать речь детей.

3. Тип занятия.

Занятие по изучению нового материала усвоения новых знаний.

4. занятие.

5. Продолжительность -25 мин.

6. Участники- воспитатель и 9 детей старшей группы:5 мальчиков и 4 девочки

7. Возраст обучающихся  5-6 лет

8. Оборудование и материалы.

Материал к занятию: проектор, ноутбук, образцы бумаги, листы бумаги для опытов (картон, тетрадная, газетная, ножницы, емкости для воды, алгоритм, мольберт, кукла коллекционер, предметы из бумаги (коробка, тетрадь, газета, журнал, конверт, блокнот и т. д.).10. Методы и приемы работы с детьми.  

Сюрпризный момент, беседа, рассказ по алгоритму, рассматривание картинок, исследование, опыты, мультимедийная презентация.

11. Структура  занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

I. Вводная часть.

2.Основная часть.

3. Динамическая пауза.

4. Заключительная часть.

5.Рефлексия

Рассказ  об истории бумаги

Беседа о видах бумаги

— О чем мы сегодня говорили? 

4  мин

10 мин

2мин

8Минут

1-2 мин

Слова и действия воспитателя Примерные ответы и действия детей

Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие. Куда мы отправимся, узнаете, отгадав загадку.

Я белая, как снег,

Дружу с карандашами,

Где он пройдет, там заметку кладет.

-Что это? - Итак, мы сегодня совершим путешествие в мир бумаги.

- Вы знаете, что раньше бумаги не было, а что же было вместо неё? На чем люди писали?

А как мы можем это узнать?

Я заранее попросила ваших родителей принести нам книги про бумагу (показ книг)

Я узнала, что ученые - археологи раскапывали старые города, древние поселения, изучали рукописи, проводили исследования.

Вы хотите тоже проводить исследования, разгадывать загадки истории?

Тогда сегодня мы будем юными исследователями. И составим рассказ про бумагу (вывешивается готовый алгоритм).

(Рассказ воспитателя сопровождается мультимедийной презентацией)

- В Греции писали на сырых глиняных плитках. На них буквы выдавливали острой палочкой. Удобно ли было хранить и переносить такие дощечки?

- В Египте из листьев растения папируса склеивали полоски и писали на них долгое время. Длина склеенных полос достигала сто шагов.

- Пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. Его изготавливали из тонкой кожи молодых животных. Это очень прочный материал. Были даже целые пергаментные книги.

- А на Руси писали на березовой коре – бересте.

Эти способы письма были неудобны, свитки из бересты занимали много места.

- Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Бумагой восхищались все страны. На ней было очень просто писать, но китайцы держали в тайне чудесный способ её изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все.

- Как вы думаете из чего китайцы стали делать бумагу?

- В наше время бумагу по китайской технологии, изготавливают из деревьев на специальных бумажных фабриках.

Давайте обратимся к нашему алгоритму, к какому символу можно отнести сведения об истории появления бумаги?

Воспитатель: у вас на столах лежит бумага, возьмите в руки бумагу, скажите какая она?

Как узнать об этом?

Воспитатель: Да, бумага может быть гладкой и шершавой, толстой, тонкой, мягкой и не очень. А кто знает виды бумаги?

Воспитатель: А сейчас попробуйте смять лист бумаги? Что происходит с бумагой?

А теперь потяните ее. Что происходит с бумагой? Какая бумага легче рвется, почему?

Воспитатель: А теперь положите лист бумаги в емкость с водой. Что происходит с бумагой? Какая бумага быстрее намокает, почему?

Воспитатель: Если разрезать бумагу, что произойдет? Какую бумагу легче разрезать?

ДетиБумага.

Затрудняются с ответом

У воспитателя, у родителей, в интернете, в книгах

да

Дети:нет, они очень хрупкие, легко ломались, разбивались, были тяжелые

Знак вопроса

Она разная. Можно погладить, пощупать ее. Исследуют бумагу

бумага может быть гладкой и шершавой, толстой, тонкой, мягкой и не очень.

(цветная, альбомная, картон, салфетки, бархатная и др.).

Дети: мнется, скручивается, сгибается

Тонкая Бумага рвется легче, значит она непрочная, рвется неровно.

Дети: тонкая бумага промокает быстро, разваливается в воде, картон намокает медленно.

Дети: тонкая легче режется ножницами, край ровный

А что произойдет, если бумагу поджечь?

Показ горения бумаги Она сгорает и остается пепел

Воспитатель: А как вы думаете, можно бумагу разорванную соединить? Как?

Итак, какие свойства бумаги вы узнали? Давайте составим алгоритм описания свойств бумаги. Какие символы нам помогут? Дети: склеить, сшить, переплести.

Называют все свойства бумаги

Выбирают символы и объясняют их значение

Воспитатель: Для чего важно знать свойства бумаги? Способность бумаги рваться, сминаться, сгибаться и соединяться путем склеивания, переплетения мы с вами будем использовать в работе, при изготовлении поделок.

Физкультминутка.

Воспитатель: Ребята, а из чего делают бумагу? Я предлагаю вам превратиться в деревья. Выходите на ковер. Дети выполняют движения

«Во дворе стоит сосна»

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она. (тянутся вверх)

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся —руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)

Ветки гнутся взад-вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)

Будем вместе приседать -

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принес телеграмму. Сейчас я ее вам прочитаю:

«Уважаемые друзья! Я коллекционер, собираю разные виды бумаги. Я путешествую по городам и селам и всем рассказываю о своей коллекции. Но в вашем городе со мной случилась неприятность: подул сильный ветер, и моя коллекция разлетелась, а часть коллекции попала в вашу группу. Большая просьба, отыщите ее.»

Ребята, поможем? Давайте поищем образцы бумаги в группе.

Дети ищут и приносят образцы,заранее спрятанные в помещении).

Использовать театр «Би-ба-бо» Куколка за ширмой. Раздается стук, появляется коллекционер.

Коллекционер: Спасибо вам огромное! Вы спасли мою коллекцию! Я давно увлекся собиранием бумаги, и все виды у меня записаны. Да у вас на столах лежат образцы бумаги, так-так. Я назову вид бумаги, а вы мне покажите образец и расскажите для чего она предназначена. Ответы детей

1 - газетная бумага (для книг, газет, журналов)

2 - тетрадная бумага (для изготовления тетрадей)

3 - картон (для открыток, коробок, обложек)

4 - цветная (для аппликаций)

5 - альбомная бумага (для рисования)

6 - обойная (для оклейки стен)

7 - фотобумага (для фотографий)

8 - бархатная бумага (для труда, поделок)

9 - салфетная бумага (гигиеническое назначение)

10 - копировальная бумага

КоллекционерБумага – удивительный материал, один из самых доступных, с ним мы сталкиваемся ежедневно. Оглянитесь вокруг книги, газеты, тетради, обои, различные упаковки –все это бумага.

Из нее можно создать фантастический мир!

Коллекционер: а хотите поиграть?

Игра «Угадай из какой бумаги.

— Давайте посмотрим на предметы на столе, скажите из какой бумаги они сделаны?

ДЕТИ НАЗЫВАЮТ ВИДЫ БУМАГИ

(Картонная коробка, цветок из цветной бумаги, шляпа из газеты и т. д.).

Воспитатель: Спасибо вам, коллекционер за интересную беседу. Мы будем использовать разные виды бумаги в работе, а потом пригласим вас и покажем, что у нас получилось.

(Коллекционер уходит)

Воспитатель: Ребята, давайте по нашему алгоритму расскажем, что мы узнали про бумагу? Ответы нескольких детей

Рефлексия. - Что сегодня мы рассматривали на занятии?

- Что вы узнали о бумаге нового, интересного?( бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму; бумага легко режется, рвется; бумага намокает в воде, расползается, она непрочная).

13. Литература.

1.Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет Наталия Сергеевна Варенцова  Мозайка –Синтез г.Москва,  2012 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Путешествие в страну комнатных растений»

Цель:дать детям знания о том, что комнатные растения не только оздоравливают наши дома, но и оздоравливают человека.Программное содержание:·...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, тема "Виды транспорта"

Задачи:Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта. Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Упражнять в умении классифицировать...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: «Животные и их детёныши».

Целью занятия является: закрепление знаний детей о диких и домашних животных и птицах, их детенышах....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ"

Целью занятия является: развитие представлений детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; активировать познавательны...

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "Путешествие по историческим местам Республики Татарстан".

- ознакомление с историческими местами РТ;- приобщать детей к духовным традициям и культуре татарского народа;- обогащать и активизировать словарный запас;- развивать интерес к изучению родного края;-...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «В мире профессий»

Цель: Вызвать у детей интерес к окружающему миру; расширять знания и представления о профессиях.Задачи:Образовательные:Формировать у детей представление о разных профессиях, показать значимость к...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «В мире профессий»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе...