Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Коллекционер бумаги"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Соцкая Анастасия Владиславовна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Коллекционер бумаги"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_oznakomleniju_s_okruzhajushhim_kollekcioner.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе

Тема: «Коллекционер бумаги».

Задачи: расширять представления детей о разных видах бумаги и ее качествах; совершенствовать умение определять предметы по признакам материала.

Материалы: демонстрационный – бумажный человек; предметы из бумаги (открытки, книги, журналы, коробки, тетради); иллюстрации «Как изготовляют бумагу»; мультимедийная презентация; ноутбук; коллекция бумаги; 10 альбомов для рисования; раздаточный – образцы разных видов бумаги (бумажные салфетки, цветная бумага, бумага писчая, картон, газетная бумага, крепированная бумага, копировальная бумага, калька, бархатная бумага, гофрированный картон, тетрадная бумага, альбомная бумага, обойная бумага); изображение контура кленового листа; ножницы; стакан с водой; доска для лепки; пластилин; клей-карандаш; лист бумаги А4; простой и цветные карандаши; рабочий лист.

Ход занятия:

Воспитатель: Посмотрите кто пришёл к нам в гости?

Дети: Бумажный человек.

Бумажный человек: Я приглашаю вас посетить «Бумажную страну». Чтобы туда попасть, надо проговорить слова:

«В сказку на прогулку

Приглашаю вас пройти.

Интересней приключенья

Нам ребята не найти.

Друг за дружкой становитесь,

Крепко за руки держитесь

По дорожкам и тропинкам

Сказку новую найдем.

Дети подходят к ковру».

Воспитатель: Ребята, если будете отгадывать загадки, появится тропинка в бумажную страну.

Склеите корабль, солдата

паровоз, машину, штангу.

А поможет вам, ребята,

разноцветная … (бумага).

Воспитатель выкладывает листы цветной бумаги (разных цветов).

Воспитатель: Следующая загадка:

Я белая как снег, дружу с карандашом

где он пройдет, там заметку кладет … (бумага).

Воспитатель продолжает дорожку, кладет листы белой, писчей бумаги.

Бумажный человек:

Есть листок, есть корешок

а не куст и не цветок

нет лап, нет рук

а приходит в дом как друг

на колени к маме ляжет.

обо всем тебе расскажет … (книга).

Воспитатель: Правильно, только книгу мы не будем выкладывать на тропинку, почему?

Дети: Книгу нужно беречь!

Воспитатель: А как вы думаете, из чего сделана книга?

Дети: Из бумаги, картона.

Воспитатель: Бумажный человек шепнул мне на ушко, что его любимая книга про Буратино, которую написал Алексей Толстой. Мы с вами тоже читали эту книгу. Давайте вспомним, из чего какого материала папа Карло сделал Буратино?

Дети: Из полена, дерева.

Воспитатель: Ребята, а почему дерево и бумагу называют родственниками? (ответы детей)

Воспитатель: Потому что бумагу делают из дерева.

Воспитатель: Смотрите, что я нашла (показывает обои, свернутые в рулон) мы можем их разложить, чтобы появилась дорожка, почему? Дети потому, что сделаны из бумаги.

Бумажный человек: Вот мы и попали в бумажную страну, посмотрите вокруг какие предметы?

Дети перечисляют: салфетки, бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т.д.

Бумажный человек: А бумага откуда берётся, она растёт на дереве или её можно выкопать из земли? (ответы детей)

Воспитатель: Изготовление бумаги это очень долгий и не простой процесс. Вот послушайте стихотворение:

Лесорубы дерево срубили,

На станке на части разделили,

Чурбачки на щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги

Для журнала, книги и тетради.

Обсуждение стихотворения.

Представьте ребята, для того чтобы у нас с вами была бумага, трудятся очень много людей: деревья сначала рубят лесорубы, отправляют на фабрику для обработки там срубленные деревья делят на части, затем на щепки, варят в специальном растворе, отжимают, утюжат большим валиком, сушат, гладят и только после этого получается бумага. Это очень тяжелый труд, поэтому мы должны аккуратно относиться к изделиям из бумаги.

(Рассказ воспитателя сопровождается мультимедийной презентацией)

Воспитатель: В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на сырых глиняных плитках. На них буквы выдавливали острой палочкой. Удобно ли было хранить и переносить такие дощечки? (они очень хрупкие, легко ломались, разбивались, были тяжелые). В Египте из листьев растения папируса склеивали полоски и писали на них долгое время. Длина склеенных полос достигала сто шагов. Пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент.  Его изготавливали из тонкой кожи молодых животных. Это очень прочный материал. Были даже целые пергаментные книги. А на Руси писали на березовой коре – бересте. Эти способы письма были неудобны, свитки из бересты занимали много места. Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Бумагой восхищались все страны. На ней было очень просто писать, но китайцы держали в тайне чудесный способ её изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии, изготавливают из деревьев  на специальных бумажных фабриках.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «бумажные самолетики» Самолетики летают с расправленными крыльями и возвращаются по сигналу на «аэродром» (игра повторяется 2-3 раза)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь мы с вами с помощью опытов проверим свойства бумаги. Мы попробуем провести опыты с разными видами бумаги и определить ее отличие.

Опыт 1. «Цвет бумаги».

– Обратите внимание на полоски бумаги, лежащие перед вами. Какого цвета бумага?

Опыт 2. «Поверхность бумаги».

– Потрогайте, погладьте поверхность бумаги и скажите, какая она? (гладкая, шершавая, шероховатая)

– Поднимите полоску, которую вы считаете самой гладкой, шершавой.

Опыт 3. «Толщина бумаги».

– Теперь еще раз потрогайте полоски по очереди и скажите, все ли они одинаковые по толщине? (ответы детей) Верно, есть полоски тонкой бумаги, есть – потолще.

Опыт 4. «Сминание бумаги».

– Попробуйте смять бумагу. Получилось? (ответы детей)

– Какая полоска смялась очень сильно, какая нет. Почему? (ответы детей)

– Правильно, ребята, самая тонкая бумага мнется сильнее, чем бумага толстая. Но все-таки бумага мнется всякая – и тонкая, и толстая, и белая, и цветная.

Вывод: значит, бумага мнется.

Опыт 5. «Как бумага звучит?»

– Какая бумага шуршит громко, а какая – тихо?

– Почему бумага издает звук? (Маленькие волокна бумаги трутся друг о друга создавая вибрации, которые в воздухе превращаются в звук).

Вывод бумага издает звук.

Опыт 6. «Распрямить бумагу».

– Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей)

Вывод: Итак, бумага легко мнется и совсем не разглаживается, не становится прежней.

Опыт 7. «Прозрачность бумаги».

Ребята выбирают любой вид бумаги, рассказывают, как она называется, для чего этот вид бумаги предназначается, как используется людьми. Накладывают выбранный вид бумаги на изображение кленового листа, чтобы убедиться – обладает данный вид бумаги прозрачностью или нет.

Вывод. Газета, бумажные салфетки, картон, писчая бумага не обладают прозрачностью. Мы через них не смогли рассмотреть изображение кленового листа. Калька и крепированная бумага обладают прозрачностью – через них мы очень легко смогли рассмотреть чёткие очертания кленового листа.

Опыт 8. «Разрывание бумаги».

– Перед вами разные виды бумаги. Попробуйте разорвать каждую. (Дети выполняют задание)

– Что можно сказать о бумаге?

Вывод: Бумага легко рвётся.

Опыт 9. «Разрезание».

– Возьмите ножницы и разрежьте бумагу. Какая бумага режется легче? (ответы детей)

– Вся ли бумага режется?

– Какой вывод вы можете сделать?

Вывод: бумага легко режется ножницами.

Опыт 10. «Намокание».

– Оторвите от каждой полоски по кусочку, поместите в стакан с водой. Как вы думаете, что произойдет с бумагой? (ответы детей) Какая бумага намокла быстрее?

– Достаньте полоски и положите на подносы, потрогайте бумагу. Какая она стала? (мокрая).

Вывод: бумага намокает.

– Как вы думаете, ребята, если на улице пойдёт дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтиком? (Нет). А почему? Потому, что бумага промокает и пропускает воду.

Опыт 11. «Бумага расползается».

– Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась)

Вывод: бумага намокает в воде и расползается.

Опыт 12. «Сильная бумага».

– Разрежьте тонкий лист бумаги на четыре полоски. Сверните полоски в цилиндры и склейте край, чтобы они не развернулись. Теперь поставьте на стол по углам квадрата и полодии на них большую книгу.

– Нагрузка распределяется равномерно по всей поверхности трубы. Поэтому даже тонкая бумага в виде трубы выдержит большой вес.

Вывод: бумага сильная.

Опыт 13. «Полезная бумага».

– Осенью мы на прогулке собираем много природного материала. Чтобы было куда его собирать попробуем сделать кулек из бумаги.

Дети смотря на схему делают кулек.

Вывод: бумага полезная.

– Что можно пронести в таком кульке? (дети отвечают).

Опыт 14. «Опасная бумага».

– Вот такая полезная бумага. Но так ли бумага безобидна мы сейчас проверим. Скатаем из пластилина сначала большую колбаску – ствол дерева. И еще скатаем несколько колбасок поменьше – ветки. Слепим дерево и хорошенько прикрепим к дощечке, чтобы оно стояло. Натянем полоску бумаги и проведем краем по стволу нашего дерева.

– Что произошло? (ответы детей).

– Теперь мы поняли, что бумагой по-настоящему можно порезаться из-за острого ровного края. Попробуйте то же проделать с картоном, салфеткой, газетой и т.д.

Вывод: бумага опасная.

Опыт 15. «Горит ли бумага?».

– Горит ли бумага покажу вам я. Так как огонь это очень опасно.

Воспитатель поджигает разные виды бумаги.

– Как мы видим, все виды бумаги очень быстро загораются и быстро сгорают. Поэтому важно помнить правило: «Не кладите бумажные предметы около газовой плиты – может случиться пожар!».

Опыт 16. «На бумаге можно…»

– Возьмите простой карандаш и проведите на каждой из полосок линию, а потом и цветными. Получилось?

Вывод: значит, на бумаге можно писать, рисовать.

После каждого опыта один из детей делает отметку в рабочем листке о результатах.

Бумажный человек: Я коллекционер, собираю разные виды бумаги. В вашем городе со мной случилась неприятность. Подул сильный ветер и моя коллекция разлетелась, а часть ее попала в вашу группу. Помогите ее найти.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем найти разные виды бумаги из коллекции в нашей группе.

Дети ищут и приносят образцы, заранее спрятанные в группе.

Бумажный человек: Спасибо вам огромное! Вы спасли мою коллекцию. Я давно увлекся собиранием бумаги и все виды у меня записаны: я назову вид бумаги, а вы мне покажите образец и расскажите для чего она предназначена.

1 – газетная бумага (для книг, газет, журналов)

2 – тетрадная бумага (для изготовления тетрадей)

3 – картон (для открыток, коробок, обложек)

4 – цветная (для аппликаций)

5 – альбомная бумага (для рисования)

6 – обойная (для оклейки стен)

7 – бархатная бумага (для труда, поделок)

8 – салфетная бумага (гигиеническое назначение)

9 – копировальная бумага.

Бумажный человек: Молодцы!

Итог занятия:

– Что сегодня мы рассматривали на занятии?

– Что вы узнали о бумаге нового, интересного? (Бумага бывает цветная, гладкая, шершавая, тонкая и толстая; бумага шуршит, легко мнется, не принимает прежнюю форму; бумага легко режется, рвется; бумага намокает в воде, расползается, она сильная, полезная, опасная). Вся бумага рвется, мнется, режется и намокает, но по-разному.

Воспитатель: Ну, что ж, пора прощаться с Бумажным человеком. Он просит вас, ребята, беречь бумагу, не рвать и не выбрасывать ее понапрасну. Ведь бумагу делают из деревьев. Чтобы сделать 10 альбомов для рисования (показ) пришлось срубить одно небольшое деревце. Чем больше делается бумаги, тем меньше остается деревьев. Если вы будете беречь бумагу, то сохраните много деревьев.

– Что мы скажем ему на прощанье? А еще пообещаем Бумажному человечку беречь бумагу, и бережно относится к вещам, сделанным из бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»

Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги».

  В системе развивающего обучения большое значение я отдаю технологии исследовательской деятельности.    В этой технологии задействованы все сферы детской деятельности – игр...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе "Что лучше: бумага или ткань?"

Задачи:-закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах- учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета- развивать ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Коллекционер бумаги»

laquo;Воспитание детей дошкольного возраста» Конспектзанятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группена тему «Коллекционер бумаги»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «В мире металла».

Цель: Формирование первичных представлений о металле, его свойствах и качествах, развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и качествами металла.Задачи:Познакомить ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги».

Цель: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем. Задачи: Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, п...