"Тула- Родина моя!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Виноградова Наталия Сергеевна

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

 

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, двигательная.

 

Цель: формирование у дошкольников нравственных и патриотических качеств личности через ознакомление с культурой и историей родного края.

 

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с историей появления оружейного, самоварного дела, традицией чаепития, изготовлением тульских пряников, созданием тульской гармони и филимоновской игрушки;

- Продолжать учить строить простые и сложные предложения, учиться высказывать свои мысли на основе наблюдений, воспоминаний;

 

Развивающие:

-Совершенствовать фразовую речь;

- Приобщить детей к русской народной культуре, расширить общий кругозор ребёнка;

- Развивать логическое мышление.

 

Воспитательные:

- Воспитывать у детей интерес к истории своего народа;

- Учить детей чтить и уважать традиции своего народа;

- Воспитывать любовь к Родине, к городу, в котором они живут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tula_870.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

«Центр образования №12»

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область: познавательное развитие

Раздел: Ознакомление с окружающим миром

Возрастная категория группы: подготовительная (6-7 лет)

Тема: «Тула – родина моя!»

Воспитатель: Виноградова Н.С.

г. Тула

2016-2017 уч. г.

Тема: «Тула - родина моя!»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, двигательная.

Цель: формирование у дошкольников нравственных и патриотических качеств личности через ознакомление с культурой и историей родного края.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с историей появления оружейного, самоварного дела, традицией чаепития, изготовлением тульских пряников, созданием тульской гармони и филимоновской игрушки;

- Продолжать учить строить простые и сложные предложения, учиться высказывать свои мысли на основе наблюдений, воспоминаний;

Развивающие:

-Совершенствовать фразовую речь;

- Приобщить детей к русской народной культуре, расширить общий кругозор ребёнка;

- Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей интерес к истории своего народа;

- Учить детей чтить и уважать традиции своего народа;

- Воспитывать любовь к Родине, к городу, в котором они живут.

        Предварительная работа:

беседы, рассказы по теме, рассматривание филимоновской игрушки, иллюстраций самоваров, оружия, рассматривание открыток с изображением г. Тулы, заучивание стихотворений, частушек о Туле, посещение музея тульского пряника, прогулка по улицам города.

       Оборудование: 

Самовары, тульский пряник, гармонь, филимоновские игрушки, мячик, музыкальное оформление, слайдшоу.

Ход:

  1. Вводная часть. Организационный момент

(1 слайд)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поздравляем с Днем Рождения наш любимый город! Наверное, вы заметили, что на улицах красиво, светло, празднично! Мы живем с вами на богатейшей Тульской земле. Наш Тульский край богат народными умельцами и промыслами.

Реб. 1: (Соня Бугайченко)

Есть город в России

С рабочими чудо-руками,

С чуть хитрой улыбкой,

С открытой и доброй душой!

Недаром Отчизна

Гордится его мастерами

Всегда он – в работе,

Всегда он – в заботе большой…

  1. Основная часть

Воспитатель: Как вы уже догадались, эти стихи посвящены нашему городу – Туле.

Давайте с вами послушаем песню «Гимн Тулы – Тула веками оружье ковала». (Дети слушают песню.) (2 слайд)

А сейчас давайте проведем небольшую экскурсию по нашему городу.

Для начала давайте вспомним все, что мы знаем о нашем городе. Кто скажет мне, как называется город, в котором мы живем?

Дети: Город Тула.

Воспитатель: Как можно назвать людей, которые живут в городе Туле?

Дети: Их можно назвать туляки.

Воспитатель: На берегу какой реки расположен наш город?

Дети: На берегу реки Упы.

Воспитатель: Что вы можете сказать о нашем городе? Какой он?
На экране изображение города Тула.

Дети: Большой, красивый, любимый, родной, современный… (Наш город очень красивый. В нашем городе Туле много достопримечательностей. В нашем городе много парков, скверов, улиц, памятников и музеев). Вот как он выглядит на карте. (3 слайд)

Воспитатель: Тула возникла очень давно (4 слайд). Так давно, что даже на год столицы нашей страны – Москвы. Тула была небольшим селением. В то время шла борьба между русскими князьями на землю. Дети, а вы знаете, что название нашего города – Тула- произошло от слова – «притулиться»? (что значит спрятаться). Много-много лет назад на берегу реки Упы образовалось маленькое поселение людей. Свои дома они огородили высоким деревянным забором. Так образовался первый деревянный кремль. Но врагов было много и однажды деревянный кремль сгорел и жители решили оградить свой городок высокими крепкими каменными стенами.

 (5 слайд) А это кремль, который можно увидеть сейчас. Вот так создавался наш город. А чем же славится наш город? (Дети отвечают: тульскими пряниками, самоварами, филимоновскими игрушками, а еще оружием, гармошками.)

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, туляки гордятся своим городом?

Дети: Да.

Воспитатель: Согласна с вами. Наш город очень знаменит. О нем знают не только в России, но и далеко за её пределами, нам есть чем гордиться.

Реб.2: (Денис Минута)

Когда нависнут тучи с военною грозой,

Когда повеет гарью над отчею страной,

Когда враги, как волки ворвутся вдруг в нее,

Берет Россия в руки Тульское ружье.

(6 слайд)

Воспитатель: Верно, Тула славится своими оружейными мастерами. История тульского оружейного дела уходит в те времена, когда при защите российских рубежей от набегов кочевников, жителям Тулы не хватало оружия. Оно изготавливалось в Москве, а доставлять его было делом долгим и хлопотным. Поэтому, указом Петра I, было решено основать оружейное дело непосредственно в Туле. В Заречье был построен деревянный оружейный двор. Сегодня Тульский оружейный завод - старейшее предприятие российской оборонной отрасли. И продолжает работу. Вот как уже давно производят на Тульском заводе знаменитое на весь мир оружие. Не зря говорят: «Тула – щит России». У кого из вас родители работают на этом заводе?

С тех самых пор как тульские оружейники стали изготавливать пушки, ружья, сабли, пистолеты и т. п.  – появился и музей оружия. Недавно он переехал в новое здание в Заречье.

Расскажите, ребята, пожалуйста, кто был в музее оружия и что там видел? (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте вспомним, чем еще знаменит наш город. Выходи, Софа.

Реб.3: (Софа Мотина)

Самовар раздула Тула,

Тула – Родина моя,

Белой скатертью взмахнула

От Заречья до Кремля!

(7 слайд)

Воспитатель: Правильно, Самовар и Тула неразделимы. Это символ нашего города. В Туле первый самовар изготовили братья Иван и Назар Лисицыны. Самовары славились разнообразием форм и отделок. Сколько радости они доставляли людям! Церемония чаепития особая. Усевшись вокруг самовара, накладывали варенье, наливали в чашки чай, а затем переливали его в блюдце, чтобы остывал быстрее. Из блюдца и пили ароматный напиток.

Как вы думаете, для чего нужен самовар? (кипятить воду и пить чай). Самовар предназначен для разогрева воды. С помощью небольших щепочек, угольков его растапливали, вода быстро закипала и долго оставалась горячей.

А в наше время люди пользуются самоварами? В наше время нет необходимости разогревать воду с помощью дров, в домах есть газ и электричество. Поэтому самовары делают электрические или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). А такой самовар, который разжигали лучинками или угольками можно встретить в Тульском самоварном музее. – Давным- давно, почти в каждом городе, были самоварные мастерские или фабрики. Но «самоварной столицей» стала Тула. Каких только самоваров у нас не делают! Во всём мире самовар является одним из символов России – символом русского гостеприимства.

Динамическая пауза. 

Мы ногами — топ-топ,

Мы руками — хлоп-хлоп.

Мы глазами — миг-миг.

Мы плечами — чик-чик.

Раз — сюда, два — туда,

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два — привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора!

Воспитатель: Славится Тула самоварами. А там, где самовары на столах - там и вкусный пряник. (8 слайд)

Реб.4: (Милена Терехова)

Их в России всюду знают,

Их ведь в Туле выпекают,

Формы разной они бывают,

И глазурью все сверкают

Сладкие и мятные,

Очень ароматные.

Воспитатель: Традиционно к чаю подавались Тульские пряники. Тульский пряник - визитная карточка Тулы. Пряники отличались разнообразием - лепные, печатные, обрядовые, силуэтные. Их дарили в знак чести, любви. Особые пряники делались в связи с каким-нибудь торжественным событием. Тульские пряники считались у наших предков дорогими подарками. Пряники, конечно, были излюбленным лакомством. Особенно их любили дети. Для них выпекали фигурные пряники в форме рыбок, птичек, с именами, с отдельными буквами. Тех, кто делал пряники, называли "прянишниками". Профессия эта передавалась по наследству. Недавно в Туле состоялось торжественное открытие памятника тульскому прянику. Ребята, расскажите, кто видел этот памятник?

Воспитатель: Вот и стол к чаю готов, и самовар пыхтит, и запах пряников манит. Но почему-то не очень весело. (10 слайд)
(звучит гармонь, на экране появляется изображение тульской гармони)

Реб. 5: (Лука Беляков)

Я купил себе гармонь
У неё меха огонь!
Заиграю там и тут
Вмиг улыбки расцветут!
Собирайся в круг народ
Под рукой гармонь поет!

Воспитатель: Ребята, появление этого музыкального инструмента у нас не случайно. Как вы думаете почему? (ответы детей)

Воспитатель: Верно, гармонь – еще один символ нашего города. За свою двухвековую историю долговечные и звучные тульские гармони стали одним из символов России, получив заслуженное признание во всем мире.

Кто из вас знает, что такое гармонь? Конечно, это музыкальный инструмент. Сейчас у людей много разных развлечений: мы смотрим ТВ, ходим на концерты, в кинотеатры, а в давние времена у людей были другие развлечения. Люди играли на гармошке, плясали народные танцы и пели частушки. Гармошка пришла к нам из-за границы. Но первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские мастера.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда появилась филимоновская игрушка? Я вам сейчас расскажу. А для начала мы послушаем стихотворение. (11 слайд)

Реб.6: (Денис Барский)

Я куплю себе свистульку,

Буду трели выводить.

Мастеров из Филимоново,

Никогда нам не забыть.

Филимоновские игрушки родились в селе Филимоново Одоевского района Тульской области. Деревня эта находится около залежей хорошей глины. Возможно, это и определило промысел. Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. Но в основном игрушечным делом занимались женщины. Работали зимой в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших городах.

В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Лепят фигурки вручную, затем их несколько раз сушат в натопленной помещении, обжигают в электрической печи при большой температуре и затем расписывают.

 Основные игрушки - традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими красками, замешанными на яйце, нанося их гусиным пером. Вот какие забавные, весёлые игрушки изготавливаются мастерами д. Филимоново, эти игрушки известны всему миру.

А знаете, почему придумали эти игрушки? Современных игрушек тогда не было и детям было не с чем играть.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру -  «Сьедобное-несьедобное по новому». Я буду кидать вам мячик, и говорить чем славится Тула, а вы будете ловить мячик, если я говорю правду, а если нет – отбивать его. Например – Тула славится матрешками (ложками, пряниками, посудой, росписью гжель, барабанами, оружием, самоварами, чайниками, городецкой росписью, филимоновской игрушкой).

Воспитатель: А еще Тулу прославил Левша. О нем мы поговорим в следующий раз.

  1. Рефлексия

Воспитатель:  (12 слайд)

- С какими предметами Тульских мастеров мы сегодня познакомились? (самовар, тульский пряник, гармонь, филимоновская игрушка, оруженое дело)

- В каком городе производят самые известные самовары? (в Туле)

- Как можно в современной жизни использовать самовар? (сувенир, самовары бывают электрические)

-  Где можно познакомиться с историей самоваров, гармошки, пряников? (в музее)

 - Мы, Туляки, что должны делать, чтобы наш город – мастеров развивался? (мы должны прославлять его, гордиться, трудиться, охранять, заботиться).

Вот и подошла к концу наша экскурсия. С Днем Рождения, Тула! Пусть наш город всегда будет молодым, красивым и любимым!

А сейчас, я вас приглашаю в группу на чаепитие с Тульскими пряниками.

Ребенок 1 – Соня Бугайченко

Ребенок 2 – Денис Минута

Ребенок 3 – Софа Мотина

Ребенок 4 – Милена Терехова

Ребенок 5 – Беляков Лука

Ребенок 6 – Барский Денис

Список использованных источников:

Литература:

- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России» Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Москва, 2008 

- Лазарев В.Я. «Тульские истории» (стихи о Туле).  Тула, 1977

- Рассаднев С.А. «Прогулки по улицам Тулы», Тула 2003

- Сёмушкин С.Н. «История Тульского края», Тула,  2007

Интернет-источники:

http://tulamen.ru/publ/1-1-0-202

http://pozdravok.ru/pozdravleniya/vazhno/den-goroda/tula/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Тула - родина моя

Конспект НОД  Тула - родина моя...

Презентация"Моя родина-Город-герой Тула"

Презентация"Моя родина- Город-герой Тула"...

"Наша Родина - Россия",Тула-наш славный город;

Расширять представления детей о национальных праздниках, познакомить с историей возникновения Дня народного единства. Углублять знания детей о защитниках нашей Родины. Продолжать знакомить с достоприм...

Программа дополнительного образования по обучению дошкольников «Тула – моя малая Родина».

Программа дополнительного образования по обучению дошкольников «Тула – моя малая Родина».Возраст воспитанников: 5-7 летСрок реализации программы: 2 года...

конспект Тула-Родина моя

конспект Тула-Родина моя...

"Тула- Родина моя"

quot;Тула- Родина моя"...