Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста
статья по окружающему миру по теме

Зиганшина Лилия Амирзяновна

Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\777\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20161006_160303.jpg

                                             Зиганшина Лилия Амирзяновна

                                             воспитатель МБДОУ № 8  г.Нижнекамск

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

 СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

     Всё хорошее в людях - из детства!

                                                                              Как истоки добра пробудить?

                                                                             Прикоснуться к природе всем сердцем:

                                                                             Удивиться, узнать, полюбить!

                                                                             Мы хотим, чтоб земля расцветала,

                                                                            И росли, как цветы, малыши,

                                                                            Чтоб для них экология стала

                                                                            Не наукой, а частью души!

 

                                                                                      И.П. Поляков

 

Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» — это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранна по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания основано на определённой системе базовых ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками.

 Актуальность и перспективность.

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла в первую очередь в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня напрямую связывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учёта биологических и экологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты.

   Экологическое воспитание детей есть целенаправленный педагогический процесс. Следовательно, актуальным будет создание условий для экологического воспитания дошкольников, разработка целей, содержания и методов осуществления этого процесса.

   Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и умение их использовать в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, в быту, в труде). Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

    Соприкасаясь с природой, дети или активно наблюдают, или трудятся в ней, или играют с её предметами. Деятельность - одно из решающих средств развития у детей познавательных интересов к природе. Совместная и самостоятельная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.

Ведущая педагогическая идея опыта

  В своей работе я рассматриваю вопрос о развитии познавательных способностей детей через решение следующих задач:

- формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира);

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений и расширение кругозора детей;

- развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования экологического сознания детей через общение с окружающим миром.  Данный опыт может быть реализован в дошкольных образовательных учреждениях всеми педагогами. Опыт реализуется на педагогических советах, семинарах-практикумах, консультациях.

 Теоретическая база.

Все выдающие мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей.Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К.Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Разработано много программ по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Мы» Н.Н.Кондратьевой, «Мир природы и ребёнок» Л. М. Маневцовой, технология О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Их анализ показал, что они объединены такими идеями:

1) Единства живого и неживого.

2) Единства человека и природы.

3) Развития   и многообразия природы.

4) Приспособления всего живого к среде обитания и к сезону.

   В своей работе я опираюсь на данные идеи и «Программу воспитания и обучения в детском саду» под ред.  А. М. Васильевой.».Уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей, формирую познавательный интерес к природе и бережное отношение к ней.

Технология опыта.

Экологическое развитие интегрируется в различную деятельность, как с родителями, так и самими детьми.

   Например, для реализации двигательной активности я использую подвижные игры, знакомящие детей с повадками животных («Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Мыши и кот», «Волк и овцы»), с растениями («Найди такой же листок»).

   Игровая и трудовая деятельность помогает ребёнку войти в мир социальных отношений. Дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в теплице, в лесничестве, и т.п.), уходу за комнатными растениями, приобщаются к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения (игра «Магазин» - экологически чистые продукты, разнообразные витамины, игра «Больница» - использование лекарственных растений, игра «Транспорт» - проблема загрязнения окружающей среды выхлопными газами, игра «Зоопарк» - охрана редких видов птиц и животных).

    Для познавательно-исследовательской деятельности использую игры с природными материалами (шишки, камни, желуди, коробки с песком), опыты для установления детьми причин явления, связей и отношений между предметами и явлениями (ознакомление со свойствами песка, снега, воды, глины), проблемные ситуации (что будет есть кошка - мясо или конфету?), логические задачи экологической тематики («Помоги найти дорогу», «Что сначала, что потом?»), экологические проекты «В гости к нам пришёл зайчишка, длинноухий шалунишка…», «Птичий двор.» и  тематические презентации. В строительном уголке для конструктивной деятельности дети могут выбрать образцы разнообразных построек («Заповедник», «Зоопарк»).    В природном уголке есть календарь – дети определяют время года, день недели, погоду на день.

   Для восприятия художественной литературы, для детей в книжном уголке мной подобраны книги с рассказами и стихами о природе. Невозможно познакомить детей с природой, обойдя вниманием художественную литературу о ней.

   В коммуникативной деятельности происходит развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм). Популярны речевые игры «Узнай по описанию», «Назови правильно профессию», «Кто больше назовёт действий», «Скажи по другому», «Составь меню», обыгрывание сказок на экологические темы, разгадывание и составление загадок, беседы («Как мы узнали грача?», «Летят перелётные птицы», «Зимовье зверей» и др.).

   В экологическом развитии мной используются разнообразные методы:

            - наглядные (наблюдения, рассматривания картин, демонстрация диафильмов, детских презентаций);

            - практические (игровой метод, труд, опыты, проекты);

            - словесные (рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, беседы, проблемные вопросы).

   Эти методы создают эмоциональный настрой, помогают понять увиденное, развивают внимание, мышление и речь ребёнка.

   В совместной деятельности я использую различные дидактические и подвижные игры, в которых есть возможность расширить представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Они способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, активности, обогащают словарь.

   В самостоятельной деятельности в группе пользуются популярностью настольно-печатные игры «Зоологическое лото», «Загадки о животных», словесные игры «Чей хвост?», «Что за птица?» и т. д.

   На прогулках с детьми ведется наблюдение за явлениями природы, сезонными изменениями растений, за повадками птиц и жизнью насекомых, проводятся экскурсии по территории детского сада.

   Экологическое развитие ребёнка проходит также и через знакомство с родным краем. Рассматривание животных и растений родного края, опасные для человека и окружающего мира природы ситуации и способы поведения в них, фотовыставки   деревьев и кустарников, птиц и зверей, характерных только для нашего края.

   Взаимодействие с родителями помогает расширить кругозор детей.

Для определения уровня экологической воспитанности я подобрала диагностический материал и оборудование и провела диагностику.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;

- во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.

Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Критерии сформированности экологических знаний:

1) знания о мире животных;

2) знания о растительном мире;

3) знания о неживой природе;

4) знания о временах года.

 

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению я использовала интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Моя работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.

Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Мной были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.

Большое значение я придавала исследовательской деятельности детей - проведению опытов, наблюдений. В процессе обучения обращала внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно.

Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому я постоянно выводила своих воспитанников на прогулки, экскурсии. Например, была проведена прогулка "Рябина и рябинка".

Содержанием проводимых с дошкольниками экскурсий являлось обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экскурсии дети собирали природный материал для коллекций, исследовали растения, почву, воду, камни и т.д.

Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы ("Приготовь лекарство", "Построй домик животному").

Практическая деятельность детей проявлялась в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке деревьев и кустарников. Большое значение я придала и работе с родителями.

Работая с детьми, по теме "Экологическое воспитание", я учу каждого ребенка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможным без помощи и поддержки семьи.

Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, я провела анкетирование. Ухаживали за слабыми и больными деревьями на участке, подкармливали птиц.

Была проведена повторная диагностика по той же методике. Результаты диагностики приведены.

По результатам диагностики я определила величину изменения уровня сформированости экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста»

Экологическое воспитание детей есть целенаправленный педагогический процесс. Следовательно, актуальным будет создание условий для экологического воспитания дошкольников, разработка целей, содерж...

Выступление на семинаре-практикуме "Экологическая безопасность:теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"

Выступление на семинаре практикуме " Экологическая безопасность: теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"...

Дидактические игры как средство формирования предпосылок экологического сознания у детей младшего дошкольного возраста

Данная методическая разработка посвящена проблеме формирования основ экологического сознания  у детей младшего дошкольного возраста. В работе предствалена картотека и технология использования дид...

Программа по формирования основ экологического сознания у детей дошкольного возраста средствами экспериментально-исследовательской деятельности «Я открываю удивительный мир» (от 3 до 8 лет)

Пояснительная запискаВ современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы, исследовательской активности. Уже в ...