Конспект совместной деятельности взрослого и детей "Вулкан"
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Колесникова Вера Исаевна

Предлагаю  конспект совместной деятельности взрослого и детей "Вулкан", в котором  идёт ознакомление детей с вулканами, опасностях и пользе вулканических извержений.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опытно-экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста

Цель:
• Познакомить детей с природными явлениями – гейзерами и вулканами, их строением, причиной извержения.
Задачи:
• Сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы.
• Активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава.
• Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
• Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предложения.
• Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
Предварительная работа:
1. Чтение детской энциклопедии «Все обо всем»
2. Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
3. Беседы о видах вулканов.
4. Изготовление макета вулкана.
Оборудование:
Презентация
 «Вулканы», видеофильм «Гейзеры и вулканы», макет вулкана (стеклянная банка, покрытая слоем пластилина), поднос, сода, уксус, гуашь красного цвета.
Ход занятия:
I. Приветствие.
Воспитатель:  Ребята, сегодня мы с вами вспомним о свойствах воды.
II. Вводная беседа.
Воспитатель:  Ребята, давайте вспомним с вами, для чего же нам нужна вода? – Чтобы пить, варить пищу, поливать цветы и т.д.
Воспитатель: Хорошо, молодцы! А как вы думаете, какая бывает вода?

 Вода бывает твердая и жидкая.
Воспитатель:  Правильно!
– Как, вы представляете «твёрдую воду»? В виде чего? – В виде льда, сосульки.
Воспитатель:  Правильно! А ещё, какая бывает вода?
– Холодная, горячая.
Воспитатель:  Правильно! Как вы думаете, если смешать холодную и горячую воду, что получится?
Получится тёплая вода.
Воспитатель:  Правильно, молодцы!
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране…
Раз, два – всем нужна вода,
Три, четыре, пять – будем воду охранять.
Слайд 2
III. Основная часть.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сегодня я хочу вам рассказать ещё об одном интересном свойстве воды. Горячая вода, ребята, встречается не только на кухне, она бывает в природе. Это явление называется гейзер. Гейзеры – редкое явление природы. Это разновидность кипящих источников, температура в которых достигает 98 градусов. Слово «гейзер» означает фонтанирующий, бьющий фонтаном.Самый крупный гейзер – Великан. Столб его воды взлетает на высоту 30 метров, а клубы пара поднимаются до 300 метров. Это удивительное зрелище сопровождается оглушительным рёвом.
Каждый из гейзеров имеет определённый режим и ритм извержения, но все они действуют с точностью часового механизма.

Слайд 3
Воспитатель: Помимо гейзера в природе существуют похожие явления. Только вместо воды в воздух выбрасывается дым, пепел

Я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь отгадать, о чем сегодня дальше пойдет речь:

Я плююсь огнем и лавой,

Я — опасный великан!

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?

(Вулкан)

- Правильно, сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.

Ребята, вспомните, что такое — вулкан?

(Это большая гора с крутыми склонами, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.)Слайд 4

ВОСПИТАТЕЛЬ: Правильно, ребята. Вы уже немного узнали о вулканах. А сегодня я вам расскажу легенду о вулкане.

Слайд 5

“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.

Слайд 6

Раскалённая магма в магматическом очаге напоминает дрожжевое тесто: она увеличивается в объёме, занимает всё свободное пространство и поднимается из глубин Земли по трещинам, норовя вырваться на волю. Как тесто, приподнимая крышку кастрюли и вытекает, через край, так и магма прорывает земную кору в самых слабых местах и вырывается на поверхность.

Слайд 7
Если открыть бутылку с каким-нибудь газированным напитком, которая долго тряслась в рюкзаке, то из неё хлынет фонтан пены и брызг. Это происходит потому, что от сотрясений внутри бутылки образуется слишком много газа, который и выталкивает её содержимое наружу. При извержении вулкана происходит нечто подобное.
Слайд 8
Воспитатель продолжает рассказ: И сейчас на Земле есть вулканы По активности вулканы бывают: действующие, спящие и потухшие.

Слайд 9

Спящими называют вулканы, извержение которых давно не происходило, но всё же оно возможно. Это вулканы, не извергавшиеся больше 10 000 лет.
Слайд 10
Действующие – это вулканы, извергавшиеся хотя бы раз в памяти человечества.

Слайд 11
И, наконец, потухшими считают вулканы, полностью утратившие активность, их извержение маловероятно или не извергавшиеся несколько сотен тысяч лет.

Слайд 12
Знаменитых вулканов на планете множество, такие как – Везувий, Фудзияма, Кракатау, Мон-Пеле, Этна и другие. Известность их порождена различными причинами.

После просмотра фильма воспитатель предлагает подойти к макету гор и внимательно рассмотреть.

Воспитатель рассказывает детям, что если смотреть сверху, можно увидеть большую яму – воронку. Это часть называется кратер. Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне красно – оранжевая часть – это жерло  – дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой.

Проводится закрепление новых слов, дети рассказывают, какой формы вулкан, сравнивают его с пирамидой, с сосудом, с конусом.

Хотите самостоятельно, в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана? А сейчас давайте пройдем в лабораторию «удивительных открытий». Там у нас все готово для проведения опытов.

Воспитатель: давайте посмотрим:

- Из чего сделаем основание вулкана? (из конуса который мы сделали заранее)

- Из чего сделаем жерло вулкана? Можно вставить внутрь конуса пустую пластиковую баночку.

Все это ставим на подносы, начинаем работать.

- Насыпаем ложку соды. Добавляем красной краски. 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание!

Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.

 Воспитатель добавляет уксус в приготовленные смеси.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. Он извергается спокойно.

 Затем детям предлагается провести опыт на своем макете. Дети самостоятельно готовят состав лавы (уксус добавляет воспитатель). После проведения опыта предлагается все свои впечатления отобразить в рисунке. 

 Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается?

 А сейчас мы нарисуем вулкан и заполним нашу папку юного исследователя по теме “Загадки природы»      

Воспитатель: Вы были замечательными исследователями: любознательными и активными, справились с очень трудным заданием, сами запустили вулкан, и на память о нашей встрече дарю значок «Юный исследователь». До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности взрослых и детей старшей группы по изобразительной деятельности. Конструирование из нетрадиционных материалов «Летающая тарелка»

Конспект по изобразительной деятельности в старшей группе "Летающая тарелка". Конструирование из нетрадиционных материалов....

Технологическая карта занятия Конспект совместной деятельности взрослых и детей по изобразительной деятельности в средней группе

Технологическая карта занятия Конспект совместной деятельности взрослых и детей по изобразительной деятельности в средней группе...

Конспект совместной деятельности взрослых и детей по изобразительной деятельности в средней группе

Конспект совместной деятельности взрослых и детей по изобразительной деятельности в средней группе ...

Конспект совместной деятельности взрослых и детей по изобразительной деятельности в старшей группе

1. Тема: Зимние забавы2. Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие3. Виды изобразительной деятельности: Одновидовой4. Вид занятия:...

Конспект совместной деятельности взрослых и детей по изобразительной деятельности в старшей группе

Тема «Сказочные герои»Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, социально-коммуникативноеВид изобразительной деятельности – лепкаПредварительная работа: чтение...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ «ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ГЕРОЯМИ СКАЗОК К.И. ЧУКОВСКОГО»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ «ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ГЕРОЯМИ СКАЗОК К.И. ЧУКОВСКОГО» ТЕМА ОД: «ЗАЙЧИК! ОСТОРОЖНО, ТРАМВАЙЧИК!»для воспитанников групп...