Технологическая карта организованной образовательной деятельности “Антарктида”.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Борисюк Виктория Вячеславовна

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

“Антарктида”.

Тема

«Антарктида»

Группа

Старшая группа (5-6 лет)

Воспитатель

Борисюк Виктория Вячеславовна

Продолжительность

25 минут

Образовательные

направления

Приоритетная: познавательное развитие, рисование.

В интеграции: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Предварительная работа

  • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационных материалов, презентаций и видеоматериалов об Антарктиде ( в т. ч. о природном мире), о северном сиянии.

  • Подбор консультаций для родителей по темам «Эта удивительная планета», «Почему пингвины и белые медведи никогда не встретятся».

  • Выставка совместных работ (дети и родители) на тему «В царстве льда».

 

1. Задачи по приоритетной образовательной области

Обучающие:

  1. совершенствовать навыки работы с интерактивной доской;

  2. совершенствовать навыки работы красками, кистью, поролоном;

  3. формировать знания особенностей природного мира Антарктиды;

  4. формировать познавательную активность, творческую фантазию, художественный вкус;

  5. закрепить знания основных цветов и их оттенков;

Развивающие:

  1. развивать интерес к природному окружению;

  2. развивать воображение, слуховое внимание, наблюдательность;

  3. развивать любознательность, интерес к экспериментированию, исследованию свойств изобразительных материалов;

  4. развивать творческое воображение, чувство цвета и композиции.

Воспитательные:

  1. воспитывать любознательность, интерес и бережное отношение к окружающему миру;

  2. воспитывать интерес к изобразительному искусству;

  3. воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость при восприятии рисунков;

  4. воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательность, чувство взаимопомощи;

  5. воспитывать художественный вкус, терпение и аккуратность, прививать умения работы в коллективе.

2. Задачи, решаемые в интеграции образовательных областей

 

  • Развивать у детей познавательные интересы, формирование целостной картины мира, расширение кругозора;

  • расширять и активизировать словарный запас детей;

  • учить последовательно рассказывать о проведенных исследовательских действиях и их результатах;

  • развивать доказательную речь детей, умение отстаивать свою точку зрения.

  • формировать умение отвечать на поставленный вопрос, давать полный ответ, говорить громким голосом.

  • воспитывать коммуникативные навыки, доброжелательность, чувство взаимопомощи;

  • воспитывать ценностное отношение к собственному труду.

  • овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

  • освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

Структура ООД

Обозначаются 3 части занятия: 1 - вводная, 2 - основная,

3 - заключительная

Содержание ООД

1 часть:

Приветствие: собираю детей в круг

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю –

Я вас всех приветствую!

Дети выполняют движения соответствующие тексту.

Проблемная ситуация:

рассматривание глобуса, беседа с детьми.

- Сегодня мы продолжаем наши путешествия по глобусу.

- Давайте вспомним, что отмечено на глобусе зеленым цветом?

(земля, материки).

- А голубым цветом?

(моря, океаны, реки, озера).

- А что же белым цветом отмечено на глобусе?

(снег, льды).

- Правильно. У Земли есть два полюса: северный – Арктика, южный – Антарктида.

Физминутка для глаз "Снежинка"

Рассматривание глобуса, ответы детей на вопросы воспитателя.

Сюрпризный момент «перемещение в Антарктиду».

- А вы хотите побывать в Антарктиде?

Сейчас мы с вами совершим путешествие с помощью нашего волшебного экрана. Садитесь поудобнее, приготовьтесь.

 

Слайд 1:

Интерактивное средство – показать / скрыть, затенение экрана (воспитатель, прикасаясь рукой к доске, открывает штору)

На доске появляются пейзажи Антарктиды.

2 часть:

Сегодня я расскажу вам сказку.

- Жила была в Антарктиде маленькая Звёздочка. Однажды темной ночью, когда все уже уснули, Звездочке не спалось. Сидеть одной на небе и смотреть на белые льдины было скучно. Тогда звездочка взяла в руки краски и стала рисовать прямо на небе. Она нарисовала разноцветные полосы и в тёмном небе зажглось северное сияние.

Слайд 2:

Интерактивное средство – цветное перо

На доске появляется видео с изображениями северного сияния.

- Поможем Звёздочке раскрасить небо разноцветными всполохами? Но у нас краски только трёх цветов. Что же делать?

(Соединить краски.)

Экспериментирование с красками.

- Давайте вспомним наше любимое стихотворение.

Воспитатель: Синий, жёлтый, красный три цвета.

Ребята, не мало ли это?

А где нам зелёный, оранжевый взять?

Дети: А надо нам краски по парам смешать.

Воспитатель: Из синей и красной вот этой,

Получим мы цвет…

Дети: фиолетовый.

Воспитатель: А синий с жёлтым смешаем.

Какой мы цвет получаем?

Дети : Зеленый

Воспитатель: А красный плюс жёлтый

Для всех не секрет.

Дети: Дадут нам конечно оранжевый цвет.

Слайд 3:

Интерактивное средство – фигуры

Дети проходят к столам, на которых лежат: палитры с синей, жёлтой и красной краской, кисточки, стаканчики с водой. Соединяем краски в соответствии с текстом стихотворения.

- Давайте нарисуем северное сияние, используя все краски с нашей палитры.

Рисование поролоном на обоях, лежащих на полу.

Дети стоят полукругом перед экраном.

- Очень красиво получилось. Звёздочке бы понравилось. Ребята, хотите узнать, кто живёт в Антарктиде? В этом нам поможет наш волшебный экран. Попробуем посадить на льдину всех обитателей Антарктиды.

(Сажаем всех, кроме пингвина, его изображение открываем после отгадывания загадки.)

Слайд 4:

Интерактивное средство – конструктор занятий

- Послушайте загадку.

Вразвалочку идет, как моряк.

Белый галстук, черный фрак.

В Антарктиде среди льдин

Проводит дни свои …(пингвин)

Слайд 4:

Интерактивное средство – анимация

Физкультурная пауза: «Пингвинята».

- Пингвины – птицы древние. Они живут в Антарктиде. Там со стороны Африки, есть маленький островок. Он самый скалистый, покрыт льдами. Вокруг в холодном океане плавают льдины. Всюду крутые скалы, только в одном месте берег низкий – это пингвиний пляж. Зимой здесь бывает очень холодно -80 С. Поэтому взрослые пингвины носят детёнышей на своих лапах.

Дети разбиваются на пары. Один из детей становится на ноги впереди стоящего. Оба ребенка двигаются одновременно вперевалочку.

Рисование пингвинов ступнями ног.

- Какие весёлые пингвины из вас получились. На нашем рисунке появилась льдина. Давайте нарисуем пингвинов и поселим их на льдине.

 

Пока дети играют, взрослый помещает изображение льдины на обои.

Дети, разбившись на пары, наносят краску друг другу на одну из ног и оставляют отпечаток своей ноги на льдине. После высыхания дорисовывают детали.

3 часть: анализ занятия.

На доске изображены два смайлика: один весёлый, один грустный.

- Ребята, вы побывали сегодня в Антарктиде, познакомились с её обитателями. Если ваше настроение хорошее и вам понравилось то, чем мы сегодня с вами занимались, поместите на середину экрана весёлого смайлика, если грустное, то грустного смайлика.

 

Слайд 5:

Интерактивное средство –

утилита множественного клонирования.

Дети с помощью пальчика передвигают смайлики. Если у детей хорошее настроение, то они передвигают весёлого смайлика, а если грустное, то – грустного.

2. Предпосылки УУД

Социально - коммуникативные

 

  • Устанавливать контакт со сверстниками и незнакомыми ранее взрослыми, проявляя при этом определенную степень уверенности и инициативности (например, наблюдается ролевой диалог, задавать вопросы, с помощью которых получают необходимую информацию, обращаться за поддержкой в случае затруднений);

  • слушать и понимать чужую речь (не обязательно обращенную к ребенку), грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи (понятную для окружающих), строить монологическое высказывание, диалог;

  • владеть элементами культуры общения: уметь приветствовать, прощаться, выражать просьбу, благодарность, извинение и др.

  • выражать свои чувства (основные эмоции) и понимать чувства другого, владеть элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, («не переживай», «не плачь»); сохранять доброжелательное отношения в ситуации конфликта, спора;

  • осознавать собственную ценность и ценность других людей, проявлять эмпатию и толерантность, формулировать собственное мнение;

  • понимать пространственные отношения.

Регулятивные

 

  • Осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства; фиксировать своё затруднение, с помощью взрослого выявлять причины и формулировать познавательную задачу, активно использовать различные способы преодоления затруднения;

  • осуществлять действие по образцу и заданному правилу; в соответствии с требованиями (критериями);

  • уметь действовать по простейшему алгоритму (3-4 шага)

  • слушать взрослого и выполнять его инструкции;

  • самостоятельно замечать ошибку и исправлять её;

  • контролировать свою деятельность по результату; фиксировать достижение планируемого результата и условий, которые его позволили достичь;

  • адекватно понимать оценку взрослого и сверстника, сосредоточенно действовать в течение 20-30 минут, удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый.

Познавательные

 

  • Осознавать познавательную задачу; слушать, извлекая нужную информацию;

  • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме.

 

3. желание приобрести новые знания; умение, осознавать  свои трудности и стремление их преодолеть;

4. осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе;

5. осознавать свои возможности, умения, качества, переживания («я это умею», «я никогда этого не делал, но думаю, что у меня получится»);

6. освоить основы социальных норм выражения чувств, способность регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения.

Оборудование:

для детей

На каждого ребёнка: палитра с жёлтой, синей, красной гуашью; гуашь 6 основных цветов, поролон, кисти мягкие большие, стакан-непроливайка с водой.

Для всех детей: рулон обоев для рисования на полу с заранее нарисованным фоном, тазики для использованного поролона; столы, стулья.

для педагога

Ноутбук, доска SMART, магнитофон с подборкой инструментальной музыки для сопровождения рисования; нарисованная льдина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация по теме1.76 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в Антарктиду»

Слайд 2

Хотите отправиться в Антарктиду? - Садимся в корабль, как мы его назовём? (Ледокол) - Это корабль с крепким носом, он раскалывает даже самые крепкие льдины.

Слайд 3

Антарктида – это огромный континент на Южном полюсе, Здесь свыше 90% территории покрыто льдом и снегом круглый год.

Слайд 4

В некоторых местах ледяной покров достигает 4 км в толщину!

Слайд 5

В Антарктиде свирепствуют самые сильные ветры на планете. Иногда они дуют со скоростью 320км/ч !

Слайд 6

Средняя температура в Антарктиде зимой -60 °С. Если на таком морозе уронить металлический брусок, он разобьётся в дребезги как стекло!

Слайд 7

Учёные постоянно следят за тем, как изменяется климат на Земле. Они считают, что загрязнение окружающей среды на планете начинает угрожать и Антарктиде. Из-за того, что климат на Земле становится всё теплее, лёд Антарктиды начинает медленно таять.

Слайд 8

Если бы весь лёд в Антарктиде вдруг растаял, уровень моря поднялся бы на целых 60 м!

Слайд 9

Айсберги - это огромные горы льда. Их вынесло в море. Формы у них бывают самые разные. В солнечную погоду айсберги кажутся разноцветными и выглядят очень красиво. Самый большой айсберг в мире был обнаружен в Антарктиде в 1956 году. Он занимал площадь 31 000 кв.км.

Слайд 10

На северо-западе Антарктиды на Земле Виктории есть озеро, на котором лед появляется лишь тогда, когда температура воздуха понижается до - 50 °С . Происходит это потому, что вода в этом необыкновенном озере солонее морской в 11 раз.

Слайд 11

Антарктида — шестой материк Земли

Слайд 12

Обитатели Антарктиды

Слайд 13

Пингвин Адели

Слайд 14

На арктических полях Я охочусь день деньской , Крики чаек надо мной. Я ныряю целый день. А зовут меня (тюлень). - Мы животные морские, Для китов опасней гроз. Плавники у нас такие, Что острее острых кос. (касатки) - Касатки-это хищные дельфины. - Носит фрак красивый чёрный Дом в Антарктике его. Лёд прозрачный и холодный Для него милей всего. В перевалочку шагает, Словно важный господин. В море рыбу добывает Неуклюжий наш (пингвин) - Пингвины-это кто? (это морские птицы). -Есть ещё какие птицы? (альбатросы, буревестники, поморники)

Слайд 15

Императорские пингвины

Слайд 16

Императорский пингвин и пингвинята

Слайд 17

Пингвинье яйцо

Слайд 18

На рыбалке

Слайд 19

Вот какой животный мир преобладает в Антарктиде.

Слайд 20

Антарктида это единственная часть света, которая не принадлежит ни одному государству. Согласно международному договору об Антарктике, там разрешена исключительно научная деятельность .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта Организованной образовательной деятельности «Путешествие в Антарктиду»(экологическое воспитание)

Создание условий для накопления представлений детей об обитателях Антарктиды, их приспособления к среде обитания....