Музей воздуха
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Калинка»

 

 

 

 

Занятие  по экологии для детей старшего

дошкольного возраста

«Музей воздуха»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила воспитатель:

Муслимова Х.Х.

 

 

 

 

г. Нижневартовск

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_ekologii_muzey_vozduha.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Калинка»

Занятие  по экологии для детей старшего

дошкольного возраста

«Музей воздуха»

Выполнила воспитатель:

Муслимова Х.Х.

г. Нижневартовск

Программное содержание

  1.  Задачи формирования экологического сознания.
  •  Уточнить знания детей о воздухе через опыты.
  •  Познакомить со способами обнаружения и некоторыми свойствами воздуха (не виден, не имеет определенной формы, имеет вес, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается; легче воды).
  •  Развивать интерес к познавательной деятельности.
  1.  Задачи развития двигательной активности.
  •  Формировать потребность в ежедневной активной деятельности;
  •  обогащать двигательный опыт детей;
  •  воспитывать умение выполнять движения быстро, осознанно, ловко и красиво;
  •  развивать мелкую моторику.

Материал и оборудование.

  •  Большой газовый платок; полиэтиленовые пакеты;
  •  воздушные шарики и резиновые игрушки разной формы (по количеству детей);
  •  пластмассовая бутылка с очень холодной водой, таз с горячей водой, таз со льдом и снегом, два не надутых воздушных шарика;
  •  весы.

На лабораторном столе:

  •  маленький надувной бассейн;
  •  лодочка с пробоиной и целая лодочка;
  •  картина с изображением моря и корабля;
  •  карточки, отражающими свойства воздуха;
  •  гимнастические мячи.

Ход занятия

Педагог. Сегодня мы познакомимся... Отгадайте с чем: «Он повсюду, он везде, без него нет жизни». (Воздух.) Ребята, вы знаете, что такое воздух? (Ответы детей.) Посмотрите внимательно вокруг — налево, направо, вверх, вниз. (Дети смотрят вверх, вниз, по сторонам.) Вы видите воздух? (Нет, не видим, он невидимый.) давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы «поймаем» его.

Дети берутся за концы большого газового платка; одновременно поднимают его вверх и опускают концы вниз: получается купол, заполненный воздухом.

Педагог. Возьмите мешочки. (Раздает детям полиэтиленовые пакеты.) Поднимите мешочки над головой и опустите их резко вниз. (Лети из положения приседа встают, поднимают руку с мешочком вверх, затем резко опускают вниз.) Закрутите мешочки. (Дети закручивают мешочки.) Что внутри мешочков? (Воздух.)

Педагог просит детей положить ладошку на грудь и почувствовать, как грудная клетка поднимается при вздохе и опускается при выдохе. Дети выполняют упражнение — грудное дыхание.

Педагог. Какой вывод мы можем сделать? Можно ли увидеть воздух? (Нет, он невидимый.)

Педагог выставляет на стенд первую часть схемы — чистый лист —и говорит:

«Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать, ощутить. Педагог предлагает детям сесть на гимнастические мячи (ноги на ширине плеч) и совершить одновременно пружинистые движения на мячах и вертикальные «ножницы» вытянутыми вперед руками.

Педагог раздает детям воздушные шарики и резиновые игрушки разной формы.

Педагог. Что находится внутри этих предметов? (Воздух.) Какую форму имеют ваши шарики й игрушки? (дети называют форму шариков и игрушек.) Как же мы ответим на вопрос: имеет ли форму воздух? (Нет, он принимает форму того сосуда, в котором находится.) Правильно, воздух не имеет формы.

Дети садятся на ковер и наблюдают за опытом. Педагог берет холодную пластмассовую бутылку из холодильника, надевает на горлышко воздушный шарик, затем ставит бутылку в миску с горячей водой.

Педагог. Что происходит с шариком? (Он надувается.) (Педагог ставит бутылку в таз со льдом и снегом.) Что происходит с шариком? Какой вывод мы сделаем из этого опыта? (При нагревании воздух ух расширяется, при охлаждении — сжимается.)

Педагог выставляет на стенд следующую карточку.

Педагог-эколог, давайте изобразим, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении. Изобразим воздух при комнатной температуре, (дети встают в круг, берутся за руки и опускают руки вниз.) Что произойдет с воздухом, если его нагреть? (дети, держась за руки, расширяют круг.) Что произойдет с воздухом, если его охладить? (дети, держась за руки, сужают круг, садятся в положение приседа.) Теперь снова изобразите воздух при комнатной температуре... При нагревании... В условиях охлаждения.

дети повторяют упражнения 4—5 раз.

Педагог. Сделайте носом вдох, потом выдох. (Дети выполняют дыхательное упражнение: вдох—выдох.) А теперь—глубокий вдох носом, выдох —через рот.

Дети делают глубокий вдох и выдох.

Педагог.. Вы чувствуете какой-нибудь запах? (Нет.) Какой вывод мы сделаем? (Воздух не имеет запаха.)

Педагог выставляет на стенд карточку, изображающую данное свойство воздуха.

Дети подходят к столу и наблюдают за следующим опытом. Педагог кладет на чашу уравновешенных весов надутый и не надутый воздушные шарики.

Педагог. Что мы видим? (Чаша с надутым шариком перевесила.) Какой вывод можно сделать? (Воздух имеет вес.) Представьте, что мы — весы, чаши которых находятся в равновесии. Вытяните руки вперед, ладошками вверх.

Дети изображают весы: протягивают руки вперед на уровне груди, ладошками вверх.

Педагог. А теперь представьте, что в левую руку вам кладут не надутый шарик, а в правую — надутый. Что происходит с нашими руками?

Дети опускают правую руку, а левую поднимают.

Педагог. А теперь, наоборот, в левую руку нам положили надутъш шарик, а в правую — не надутый.

Дети опускают левую руку, а правую поднимают. Упражнение повторяется два раза.

Педагог выставляет на стенд карточку, изображающую данное свойство воздуха, затем подводит детей к аквариуму.

Педагог. Что за пузырьки поднимаются на поверхность воды? (Это воздух.) Почему они поднимаются? (Ответы детей.) С каким еще свойством воздуха мы познакомились? (Воздух легче воды.)

Педагог выставляет на стенд картинку, изображающую данное свойство воздуха. Затем проводится опыт с лодочками. Дети подходят к надувному бассейну.

Педагог. Перед вами две пластмассовые лодочки: одна с пробоиной, другая целая — без пробоины. Давайте проверим — утонет ли лодочка, если ее положить на воду. Сначала возьмем лодочку без пробоины и опустим ее на воду.

Дети берут лодочку без пробоины и кладут в воду: наблюдают за ней.

Педагог. Что происходит с лодочкой? (Она держится на воде, не тонет.) Теперь берем лодочку с пробоиной и опускаем на воду. (Дети берут лодочку с пробоиной и кладут в воду.) Что происходит с лодочкой? (Лодочка заполняется водой п тонет.) Что же удерживало первую лодочку на поверхности воды, почему она не тонула? (Воздух. Когда вода вытеснила воздух, то дочка утонула.)

Педагог выставляет картину с изображением корабля.

Педагог. Что изображено на картине? Почему не тонут корабли? (Ответы детей.)

Проводится игра на внимание. Педагог обращает внимание детей на стенд, где были выставлены карточки, отражающие свойства воздуха.

Педагог. Ребята, карточки исчезли! Наша задача—найти их. Но будьте внимательны — вам могут встретиться и ненужные карточки.

Дети ходят по комнате, находят карточки и возвращают их на стенд. Звучит музыка

— шум воды.

Педагог. Вы узнали, что это за музыка? Мы будем пузырьками воздуха, которые оказались на дне этой реки. Покажите, что с нами будет происходить?

Проводится игровое упражнение. Дети садятся на колени, наклонившись как можно ниже. Затем медленно приподнимают голову, выпрямляют спину; приподнимаются на колени, медленно встают, выполняя волнообразные движения. Поднимают руки вверх, разводят в стороны ладонями вверх; покачиваются из стороны в сторону.

Педагог. Вот и оказались пузырьки на поверхности реки. А теперь представьте, что эта река течет в вашу группу и маленькие пузырьки, как маленькие кораблики, по течению реки отправляются в группу.

Дети встают друг за другом и в спокойном темпе идут разными способами: в полуприсяде, перекатом с пятки на носок, приставными шагами, меняя положение рук.

Занятие заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музей воздуха в детском саду

Экспериментирования - одна из форм организации детской деятельности.Для этой цели в группе оборудован музей воздуха. Что же находится в этом музее? Это все те предметы, которые так или иначе имеют о...

Мини-музей "Воздух-невидимка"

Вот такой мини-музей мы создали в нашей группе совместно с родителями и детьми.Цель: познакомить детей со свойствами и значением воздуха в нашей жизни.Задачи: -познакомить детей с понятием воздух, его...

Презентация проекта "Мини-музей воздуха" воспитателя МБДОУ ЦРР №5 муниципального образования Усть-Лабинский район Захаровой Ольги Александровны

Презентация проекта "Мини-музей воздуха" воспитателя МБДОУ ЦРР №5 муниципального образования Усть-Лабинский район Захаровой Ольги Александровны...

Мини - музей «Воздух - невидимка» в группе образовательного учреждения

Формировать у дошкольников представления о музее. Расширять кругозор детей. Познакомить  со свойствами и значением воздуха в нашей жизни; с ветром, с тем, как человек использует различные свойств...

Экскурсия в мини-музей «Воздух-невидимка» (совместное мероприятие с родителями)

Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности детей и их родителей. Укреплять взаимодействие педагога детского сада с семьей. Совершенствовать рабо...