Конспект открытого занятия по развитию речи. Тема: "Дикие животные и их детеныши"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Светлана Ефимова

·         закрепить знания детей об обитателях леса «Дикие животные и их детеныши», учить соотносить слова, обозначающие названия животных с названием их детенышей;

  •  укреплять артикуляционный аппарат, отрабатывать навык правильного произношения звука «с»; закреплять умение дифференцировать звуки, способствовать    формированию интонационной выразительности речи;
  • учить детей отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь;
  • учить использовать в речи определительные,  притяжательные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;  существительные с предлогом;
  • развивать умение детей составлять описательные рассказы,пользуясь схемой, предложенной воспитателем; добиваться логичных и подробных описаний;

·         вызывать эмоциональный отклик на встречу со сказочными персонажами, выражать свои эмоции;

·         развивать у детей интерес к познанию природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

К.У. ХМАО –Югры

Урайский специализированный Дом ребенка

Конспект открытого занятия по развитию речи

       Тема: Дикие животные и их детеныши

          Аудитория: первая младшая группа

          Форма проведения: занятие – путешествие

         

                                                                    Составил: 

                                                                    учитель-дефектолог Ефимова С.В.

г. Урай  2016г.

Конспект открытого занятия по развитию речи

       Тема: Дикие животные и их детеныши

          Аудитория: первая младшая группа

          Форма проведения: занятие – путешествие

          Педагог: учитель-дефектолог Ефимова С.В.

Цель:

          развивать у детей речевую  активность через игровой сюжет

Задачи: 

  • закрепить знания детей об обитателях леса «Дикие животные и их детеныши», учить соотносить слова, обозначающие названия животных с названием их детенышей;
  •  укреплять артикуляционный аппарат, отрабатывать навык правильного произношения звука «с»; закреплять умение дифференцировать звуки, способствовать    формированию интонационной выразительности речи;
  • учить детей отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь;
  • учить использовать в речи определительные,  притяжательные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;  существительные с предлогом;
  • развивать умение детей составлять описательные рассказы,пользуясь схемой, предложенной воспитателем; добиваться логичных и подробных описаний;
  • вызывать эмоциональный отклик на встречу со сказочными персонажами, выражать свои эмоции;
  • развивать у детей интерес к познанию природы.

Словарная работа:

Притяжательные прилагательные - сосновый; лисий, медвежий, заячий, беличий, волчий,  ежиный, лосиный;

Определительные прилагательные- коричневый, рыжий, серый; гладкий, пушистый, лохматый; хищный

Существительные - нора, логово, берлога, дупло; лисенок, медвежонок, зайчонок, волчонок, ежонок, лосенок; лисица, волчица, медведица, зайчиха

         Оборудование: мягкие игрушки (заяц , лиса, , белка,  медведь, волк, лось, Старичок - Лесовичок), ширма, картинки животных и их детенышей, круги из бумаги 3-х цветов,  аудиозапись Чайковского «Времена года», аудиозапись песни Лесовичка, указка, электронная презентация со  схемами  по составлению рассказов о животных, декорации (макеты деревьев, снег, сорока)

 Дети заходят в группу, здороваются с гостями. Звучит песня лесовичка.

Педагог: Как вы думаете, о ком эта песенка? ( о Старичке-лесовичке)

А почему его так называют? ( он живет в лесу, дружит с лесными зверями)

А вот и он, на нашем экране.

- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

- Да, ты Старичок- лесовичок.

- Да, я Старичок- лесовичок.

Старичок- лесовичок

Я живу в лесу, мне тут очень нравится, дружу с лесными зверями, любуюсь красотой леса. Но иногда хочется еще и новых друзей, ведь я веселый! Ребята, будете моими друзьями? Тогда приглашаю вас в свой лес.

Педагог: Волшебство начинается! Закройте глазки.

Покружитесь, повертитесь!

И в лесочке окажитесь!  

(Под музыку Чайковского «Времена года» дети кружатся, на слайде появляется изображение зимнего леса)

Ребята вот мы и оказались в лесу! Какие деревья? Красивые, белые! Чувствуете, какой здесь особенный воздух? Чем пахнет в лесу? Конечно, деревьями. Вот и у нас есть веточки елочек. Давайте подышим правильно.

  • (Дети выполняют дыхательное упражнение)

Носом вдох, выдох ртом –

Дышим глубоко, легко.

Повторим еще разок

И пойдем гулять в лесок.                                                                                                                              

Педагог: А вот и наш знакомый, Старичок- лесовичок.( перед детьми появляется кукла)

 Здравствуй, вот мы и у тебя в гостях. 

  • Речевая гимнастика

Слышится звук ССССССС.

Педагог: Ребята, вы слышите какой-  то звук?

Произнесите его. А теперь с движениями - уронить голову на грудь; на вдох дети поднимают голову и разводят руки в стороны, длительно произнося [сссссс], руки и голову медленно опускают вниз.

Старичок- лесовичок, а ты знаешь слова, в которых был бы этот звук?

Он говорит, что эти слова есть на красных кружочках ( на фланелеграфе 3 группы кругов: красные, желтые  и зеленые)

Принесите красный ( кто-то из детей приносит)

На нем картинки, названия которых  которые дети произносят вслед за педагогом:, СССолнце, лиСССа,  леССС

Слышится звук СьСьСьСьСьСьСь.

Педагог: Ребята, вы слышите какой-  то звук?

Произнесите его. А теперь с движениями - уронить голову на грудь; на вдох дети поднимают голову и разводят руки в стороны, длительно произнося [сссссс], руки и голову медленно опускают вниз.

Старичок- лесовичок, а ты знаешь слова, в которых был бы этот звук?

Он говорит, что эти слова есть на зеленых кружочках ( на фланелеграфе 3 группы кругов: красные, желтые  и зеленые)

Принесите зеленый ( кто-то из детей приносит)

На нем картинки, названия которых  которые дети произносят вслед за педагогом:

СьСьСиница, лиСССичка, лоСьСьСь

Лесовичок, а наши дети могут произнести чистоговорку с этими звуками.

Чистоговорку произносим с разной силой голоса (тихо-громче-громко)

Су – су – су

Белку видели в лесу.

Са –са –са

Вот бежит лиса.

Ся- ся- ся

Дети видели лося

Беседа с детьми

-О ком мы сейчас говорили?

- О белке, лосе и лисе.

- Это животные дикие или домашние?

- Дикие

- Почему мы их называем дикими?

- Потому что они живут в лесу

А я вижу одного зверя, за елку спрятался. Это лось, услышал, что про него говорят. Давайте рассмотрим, какой он, ребята? ( на голове рога, длинные ноги, высокий, мягкая короткая шерстка) Давайте пригласим лося побыть с нами. Ребенок сажает лося на сугроб

  • Дидактическая игра «Кто живет в лесу?»

Лесовичок  загадывает загадки. В игре используются картинки с изображением диких животных и мягкие игрушки. Педагог показывает картинку с изображением животного, просит найти соответствующую  игрушку,  используя предлоги для макроориентировки в группе). Затем все звери высаживаются на сугроб

  1. Летом ходит без дороги, возле сосен и берез,

А зимою спит в берлоге, от мороза прячет нос.

- Это медведь

Педагог показывает картинку с изображением медведя

- Расскажите про медведя, какой он?

- Медведь большой, лохматый, косолапый.

- Как называется его дом?

- Зимой он спит в берлоге, а летом спит в лесу.

  1. Хвост пушистый мех золотистый

В лесу живет, а в деревне кур крадет.

- Это лиса

Педагог показывает картинку с изображением лисы

- Лиса какая?

- Рыжая, пушистая, хитрая, хищная.

- Как называется ее домик?

- Ее домик – нора

  1. Кто зимой холодной.

Ходит злой голодный

- Волк

Воспитатель показывает картинку с изображением волка

- Волк какой?

- Серый, большой, лохматый, злой, хищный

- Как называется его дом?

- Его дом – логово.

  •  «Угадай, кто это».

- Ребята, Старичок — лесовичок предлагает нам поиграть с нашими знакомыми. А игра называется «Угадай, кто это». (За ширмой животные и педагог показывает части тела животного, а дети должны назвать.)

- Чей хвост? Лисий

- Чья голова? Медвежья.

- Чьи уши? Заячьи.

- Чья спина? Ежиная.

- Чьи рога? Лосиные.

- Чей хвост? Волчий.

  • Словесная игра «Доскажи словечко»

(Пальчиковая гимнастика в сопровождении: дети загибают пальчик, назвав детеныша)

Педагог: Дети, скоро наступит весна и у животных появятся детеныши. Давайте покажем Лесовичку, что мы можем их правильно назвать.

Педагог  читает стихотворение, дети, договаривая фразы, называют детенышей диких животных.

Круглый год в мороз и в зной, звери ходят на водопой.

За мамой волчицей топал … Кто? (Волчонок)

За мамой лисицей крался… Кто? (Лисенок)

За мамой медведицей шел … Кто? (Медвежонок)

За мамой бельчихой скакал … Кто? (Бельчонок)

За мамой зайчихой прыгал… Кто? (Зайчонок)

Посмотрите, к нам сорока прилетела! Держит в лапках письмо. Давайте прочитаем: Случилась в лесу беда ! Ко мне пришли звери, они расстроены. У них потерялись детёныши. Помогите найти их.

  • Работа на доске с карточками «Собери семью»
  • Физкультминутка

Дети посмотрите, Лесовичок подарил мне три волшебные палочки. Когда я махну палочкой и скажу волшебные слова вы превратитесь в зверюшек.

Я махну оранжевой палочкой:

Все ребятки закружились,

И в лисичек превратились.

(подражают повадкам лисы)

Взмахиваю серой палочкой:

А лисята закружились,

И в ежат все превратились.

(подражают повадкам ежа)

Взмахиваю коричневой палочкой.

Ежата закружились

В медвежат все превратились.

(подражают повадкам медведя)

Медвежата закружились

И в детишек превратились.

  • Описательные рассказы о животных ( по схеме)

 Ребята, я предлагаю порадовать лесных жителей и составить о них рассказы (составление рассказов по схеме). А для того, чтобы составить рассказы о диких животных давайте вспомним с чего начинать рассказ. (Педагог напоминает ,что обозначает каждая картинка на схеме. Затем дает свой рассказ о белке, потом просит рассказать о лисе  одного из детей)

  • Возвращение
  • Молодцы! Ребята, быстро пролетело время и нам уже пора возвращаться из леса в  наш дом. Лесовичку было интересно с нами играть. Он рад, что Вы так много всего знаете о диких животных. Попрощайтесь с ним и пригласите его к нам в гости.

 Закройте глазки.

Покружитесь, повертитесь!

И дома окажитесь!  

Вот мы и вернулись с Вами назад. Вам понравилось наше путешествие в сказочный лес?

  • Игра с мячом

( Педагог задает вопрос и бросает мяч каждому из детей)

- Какие животные живут в лесу?

-Назовите дома диких животных (лисья нора, волчье логово, медвежья берлога, беличье дупло).

-Назовите детенышей этих животных ( во множественном числе).

-Какие добрые дела вы совершили?

- Что вам запомнилось больше всего?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по Развитию речи в младшей группе на тему:"Домашние животные и их детеныши"

Конспект открытого занятия по развитию речи в младшей группе на тему: «Домашние животные и их детеныши»Цели занятия:• продолжать учить детей различать домашних животных и их детенышей;Задачи:1. Образо...

Конспект открытого занятия по развитию речи "Домашние животные и их детеныши"

Конспект открытого занятия по развитию речи для первой младшей группы...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ: «ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе Тема: «Дикие животные».2021г.

Закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о диких и домашних животных....

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Дикие животные нашего края»

Цели: Закрепить и уточнить знания детей о диких животных. Учить узнавать и называть их, выделять характерные особенности внешнего вида, особенности питания. Развивать активную речь детей, память и соо...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе на тему «Дикие животные».

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе на тему «Дикие животные».        Воспитатель: Кривогина М.О.Ведущая образовательная область: речевое р...