“Умники и умницы ”
материал по окружающему миру на тему

Братния Татьяна Павловна

закреплять знание детей о зимних явлениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_umniki_i_umnitsy.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий викторины по экологическому воспитанию “Умники и умницы ” в подготовительной к школе группе

Провела Братния Татьяна Павловна

Программное содержание:

  • Уточнить знания детей о своеобразии животного мира леса в зимний период.
  • Закрепить знания детей о зимних явлениях природы.
  • Закрепить правила поведения людей в лесу.
  • Развивать память, быстроту реакции, выдержку, наблюдательность, первичных умений анализировать и сравнивать.

Оборудование:  плоскостные макеты леса, карточки с изображением животных, ватные диски, картон синий, ножницы, клей, карточки для составления схем для составления различительного рассказа (птиц от животных и животных от птиц), мольберты, проектор, презентация “Даша следопыт”; музыка “Лесная песенка”.

Предварительная работа: разгадывание загадок о зиме; наблюдения за зимующими птицами; чтение пословиц, поговорок и народных примет о зиме; чтение рассказов В. Бианки о подготовке животных к зиме.

                                                                    ХОД ЗАНЯТИЯ

  Дети входят в зал под музыку (например, звуки природы зимой в лесу).

 Воспитатель встречает детей словами:

 Звонкая погода, Снега кутерьма,

Это время года , Мы зовем… (зима)- отвечают дети.

 Белые, белые, снежные

В форточку письма влетают,

Кружатся- тихие, нежные,

И тают, тают, тают…        

 Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в зал. Да она не простая- волшебная!

Здесь написано: «письмо от зимушки- зимы» Слышала она, что вы любознательные и находчивые. И вот она нам прислала задания, проверить, знаем ли мы природу своего родного края и нравится ли нам зимушка- зима. Снежинка- пушиночка принесла вам задания интересные, конкурсы необыкновенные, и вы покажите свою удаль да находчивость.

 

Участвуют 2 группы, каждая группа- команда.

1 команда-птиц.

2 команда-животные.

Главное правило наших соревнований- быть выдержанными и терпеливыми: на каждый вопрос отвечать только по одному, или специально выбранный представитель команды, остальные должны хранить молчание, не выкрикивать с места и не подсказывать.

Я хочу вам представить наших “мудрецов”, которые будут оценивать ваши ответы.

Предлагаю командам поприветствовать друг друга.

Приветствие команды птиц:

Мы на праздник прилетели

Открывайте шире двери

Мы на празднике лесном

Приз возьмём и упорхнём.

Приветствие команды животных:

Мы животные лесные

Нет в игре для нас преград

Соревноваться каждый рад.

Педагог:

Итак, команды. Мы начинаем викторину. Я приготовила вам несколько забавных заданий. Решая их, отвечая правильно, вы будете получать звёздочки. Чья команда наберёт больше звёздочек, та и окажется победителем.

Викторину мы начнём с загадок. Команда птиц будет загадывать загадки команде животных, а команда животных будет загадывать загадки своим соперникам, т.е. команде птиц. За каждую правильно отгаданную загадку команды будут получать по 1 звёздочке.

Загадки команды птиц

  1. Всю ночь летает,

Мышей добывает

А станет светло-

Спать летит в дупло (сова)

  1. Красногрудый, чернокрылый

Любит зёрнышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появится опять (снегирь)

  1. Всё время стучит

Деревья долбит

Но их не калечит

А только лечит (дятел)

Загадки команды животных

  1. Хожу в пушистой шубе

Живу в густом лесу

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу (белка)

  1. Летом ходит без берлоги

Возле сосен и берёз

А зимой он спит в берлоге

От мороза прячет нос (медведь)

  1. Кто зимой холодной,

Бродит в лесу злой, голодный? (волк)

   Ребята, сейчас настало время занять свои места за столами.

2-е задание: Нужно будет перечислить признаки зимы. Назвать народные приметы зимы, пословицы о зиме. Кто больше назовёт признаков, примет, пословиц, та команда и получит звёздочку.

Признаки зимы

  • – Зимой день короче, а ночь длиннее.
  • – Зимой идёт снег.
  • – Зимой дует ветер, метёт метель.
  • – Зимой на земле лежат глубокие сугробы.
  • – Зимой небо хмурое.
  • – Зимой речки затянуты льдом.
  • – Зимой все деревья спят покрытые снегом.
  • – Зимой прилетают зимующие птицы, и люди для них делают кормушки.
  • – Зимой дикие животные меняют шубку на тёплую и пушистую. Мишка спит в берлоге. Лисичка и волк бродят по лесу и ищет себе еду. Зайка меняет шубку с серой на белую. Белочка меняет шубку с рыжей на серую. Лось ходит по лесу и есть кору с деревьев.
  • – Зимой люди одевают тёплую, зимнюю одежду (перечисление).
  • – Зимой люди на речках из проруби ловят рыбу.
  • – Зимой люди катаются на коньках, лыжах, санках и лепят снеговиков.
  • – Зимой приходит весёлый праздник Новый год.
  • Можно называть пословицы, поговорки и народные приметы о зиме.

3-е задание:  Называется “Кто лишний. Объясни почему. ” За каждый правильный ответ команды получают по 1 звёздочке.

  • -Комар, бабочка, кузнечик, медведь.
  • -Синица, дятел, воробей, грач. (Рассмотреть вариант ответа – дятел, т.к. он один достаёт себе пищу языком.)
  • -Снег, лёд, пар, земля.
  • -Дуб, берёза, тополь, ель.

4-е задание:  Следующее задание зимушка-зима прислала не простое. Нужно из ватных дисков составить и наклеить на картон птицу и животного, которых можно встретить зимой в лесу  (команда птиц- животного, команда животных- птицу). Ещё нужно составить схему, с помощью которой нужно будет  рассказать, чем 1) птицы отличаются от животных и 2) животные отличаются от птиц.

За красивую, узнаваемую поделку команды могут получить по 1 звёздочке и за полный ответ команды тоже получат по 1 звёздочке.

5-е задание:  А сейчас зимушка-зима приглашает нас к себе в лес в гости.

Возьмёмся за руки, закроем глаза и будем кружиться и произносить заклинание : “Зимний лес, зимний лес – в нём так много чудес.” Ещё разок. Покружимся вокруг себя. Вот мы и оказались в зимнем лесу.

Посмотрите, на мальбертах есть плоскостные модели зимнего леса. Да в этом лесу почему-то нет ни одного животного. В такой лес  и отдыхать ходить не интересно. Вам нужно  расселить животных в лесу так, кто где обитает. Животных поселяем в лес только тех, кого зимой там можно увидеть.

 За правильно выполненное задание вы получите по 1 звёздочке.

Обсудить вопросы такого плана:

  • -Почему вы не поселили божью коровку на ветку дерева?
  • -Почему никуда не поселили обезьяну, белого медведя?
  • -Можно ли было дятла поселить на снегу?
  • -Почему вы не поселили в лесу ласточку?

6-е задание: конкурс капитанов:  А сейчас конкурс капитанов. Никто из ребят не должен подсказывать. Только капитаны команд могут принести своим командам по 1 звёздочке.

Нужно назвать 3 действия, которые определяют:

    -что можно делать в лесу и почему;

    -чего нельзя делать в лесу, почему.

Например,

Можно: -ходить и любоваться зимним лесом,

              - понаблюдать за птицами и животными,

              -покататься на лыжах в лесу

Нельзя: -нельзя прикармливать диких животных,

              -нельзя брать на руки найденных в лесу детенышей зверей и птенцов птиц,

              - нельзя трогать любопытства ради птичьи гнезда с яйцами либо птенцами.

7-е задание: Ребята, Зимушка-зима говорит, что в зимнем лесу только по следам можно определить, какие животные там обитают. Она хочет знать, сможете ли вы узнать следы животных на снегу. Мы сначала вспомним, как они выглядят, а потом поиграем в игру “Следопыт”. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ получат – по 1 звёздочке.

Молодцы ребята,  я думаю, вы порадовали зимушку-зиму своими ответами, знанием природы нашего края. А пока наши “мудрецы” подводят итоги, мы с вами споём лесную песенку.  

В конце викторины подводятся итоги и дети получают сюрприз от Зимушки-зимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мини-интеллектуальная олимпиада "Умники и умницы"

Интеллектуальная мини – олимпиада – это форма интеллектуального соревнования старших дошкольников, позволяющая выявить не только определенные знания детей, но и умение применять их в новых нес...

Конспект детско-родительского досуга по математике "Умники и умницы"

Согласитесь, большое значение для работы с детьми имеет налаженный контакт с родителями. данный конспект этого интересного мероприятия поможет вам в этом....

Конспект занятия-игры в подготовительной к школе группе « Умники и умницы».

Цель. Закрепить навык чтения слогов, слов с изученными буквами....

Умники и умницы.

Сценарий познавательно-математического конкурса для подготовительной группы....

игра "Умники и умницы"

Развитие познавательной  и речевой активности осуществляется в различных видах деятельности  и непосредственно через игру.В старшем дошкольном возрасте использую интересные и доступные интел...

Авторская программа по работе с одаренными детьми "Умники и умницы"

Данная программа ориентирована для работы с детьми дошкольного возраста 4-5 лет. Направлена на развитие логики , мышления...

Олимпиада "Умники и умницы"

Материал для проведения олимпиады "Умники и умницы" в старшей и подготовительной группах детского сада....