проект "Огород под крышей"
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Бзезян Светлана Торосовна

Я работаю над проектом Огород под крышей" в котором реализуются вопросы  нравственного, трудового и экологического воспитания детей дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ЦРР детский сад 2 «Солнышко»

Проект 

«Огород под крышей»

Воспитатель 1 категории

Бзезян Светлана Торосовна


Оглавление:

  1.   Введение                                                                                       3
  2.   Основная часть

2.1. Теоретический   раздел                                                            5

    3.    Приложение

     3.1.  Агротехника выращивания овощей в комнатных условиях 1

    3.2. Практический    раздел                                                           8

     3.3     Заключение                                                                        13

    4

     4.2.Диагностика во 2 мл. гр.         21

     4.3.Диагностика в ср. гр.         22

     4.4.Анкетирование родителей: «Экологическое воспитание в

     семье»        ………………………………………23

4.5.План выращивания овощей 2 мл. гр.        24

4.6.План выращивания овощей в ср. гр.        25

4.7.Календарь наблюдений 4.8.Конспект занятий и сценарий развлечений; 4.9.Речевой материал (стихи, загадки, пословицы); 4.10.Рисунки детей; 4.11.Фотосессия. 5. «Модель педагогического процесса экологического образования

детей»        26

5.1. Организованная форма обучения        27

5.2.Совместная деятельность воспитателя и детей        28

5.3.Алгоритм подготовки педагога по экологическому

образованию        29

5.4.Мотивация детей на отношение к природе        30

5.5.Модель предметно - развивающей среды по экологическому  образ образованию в ДОУ………………………………….31

5.6.Алгоритм исследования объектов природы        32

    6.Литература        33


Введение.

«Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полёте...

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте».

Н. Старшинова.

Эк Профессия  воспитателя  особенная, она  выделяется  среди всех  других  своей многогранностью. Пока  жив  род  человеческий, пока  рождаются дети, профессия воспитателя будет  существовать  всегда. Не  случайно  труд  воспитателя  сравнивают  с трудом садовника, «сеющего семена добра  и знаний».  Детский  сад как  важная  ступень  образования призван  подготовить  ребенка к успешному  обучению  в школе  и полноценной  взрослой  жизни.

6 слайд  -ФГОС ДО

В настоящее время ориентиром в организации работы с детьми является федеральный государственный   образовательный стандарт дошкольного образования  в котором  заложены компетенции, связанные с целостными представлениями дошкольника об окружающем мире.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник.   Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. 
Маленькие дети любят действовать. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

Если система работы педагога по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста будет включать организацию и проведение детского экспериментирования и труда в природе, то у детей сформируется экологическое сознание, разовьется познавательная и трудовая  активность, мыслительная деятельность, интерес к природе и труду, поиску решений и закономерностей и получению удовольствия от достигнутого результата.

Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о условиях необходимых для их роста .  
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет.
Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.

ологическое воспитание - это новое направление Дошкольной педагогики. Экологическое состояние нашей планеты и тенденции к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного отношения к ней. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании -экологическое

Всем надо понимать, как человек связан с природой. Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства, период выработки новых понятий: «Экологическая культура», «Экологическое мышление», «Экологическое сознание», в том числе «Экологическое воспитание дошкольников». В предметное окружение ребёнка - дошкольника входят отдельные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы - это ответственный процесс познания окружающего мира, и приобретения социального опыта. В настоящее время происходит смена позиции в естествознании: биологическая основа в мировоззрении людей вытесняется новым - экологическим взглядом на мир природы. Экологическое мировоззрение - это продукт образования, его становление происходит постепенно в жизни и учении человека. Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на идеи и понятия экологии. Ведущий отечественный эколог Н. Ф. Реймерс (словарь - справочник - М. :1990г.) определил самую подходящую позицию, в которой дети окружены конкретными, живыми организмами. Критериями отбора, понятий и экологического фактического понятия являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. В дошкольном детстве преобладают наглядно -


действенное и наглядно - образное формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе.

В Концепции экологического воспитания детей дошкольного возраста говорится о глобальных экологических проблемах России, которые связанны с недостаточностью экологического образования населения и отсутствием положительного, созидательного отношения к природе. Данная концепция опирается на ведущие международные и отечественные документы. В том числе «Закон Российской Федерации об охране окружающей природной среды» - 1991 год и «Постановление об экологическом образовании» - 1994 год.

«Концепция дошкольного воспитания» 1989года позволяет ассимилировать передовые гуманистические идеи личностно -ориентированной модели воспитания дошкольников и обеспечить связь экологического воспитания со всей сферой воспитания детей этого возраста.

Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества.  Своевременно закладываются основы экологической культуры человеческой личности. Одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны - работники сферы дошкольного воспитания, родители детей, что имеет огромное значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.


Теоретический раздел.

Существующие программы для детского сада содержат раздел ознакомления детей с окружающим миром, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе. Материал программ ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. В целом положительные тенденции программ в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду - первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно- правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно- правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе с взрослыми, понимания ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.

Процесс становления осознанно- правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление


рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).

В передаче экологических знаний, воспитатель - главная фигура педагогического процесса и решающий фактор в экологическом воспитании. Три аспекта его личности определяют результат его деятельности -продвижение детей по пути обретения начал экологической культуры:

  • Понимание экологических проблем и причин, их порождающих,
    ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию,
    желание и действенная готовность изменить её;
  • Профессионализм и педагогическое мастерство: владение
    методикой экологического воспитания дошкольников, понимание
    целей и задач экологического воспитания, систематическая реализация
    конкретной технологии в практике работы с детьми, творческий поиск
    в её совершенствовании;
  • Общая ориентация и практика новой гуманистической модели
    воспитания: создание благоприятной атмосферы проживания детей в
    детском саду, забота о физическом и психическом здоровье,
    использования личностно — ориентированных методов воспитания,
    индивидуализация в работе с детьми и семьёй.

В процессе экологического воспитания педагоги могут использовать следующие виды деятельности:

     сюжетно- ролевая игра, отражающая различные события в природе

или природосозидающую деятельность взрослых;

 Практическая деятельность по созданию или поддерживанию    условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада,  (труд в

природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка

игрушек, книг и другое);

Создание изопродукции на основе впечатлений от природы или

деятельности людей в природе;

Общение с природой, добровольный контакт с объектами растительного и живого мира - комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные,  односторонние суждения, любование, действия по уходу;

Экспериментирование: практическая,  познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;

речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге);


7

 Наблюдение - самостоятельная познавательная деятельность, обеспечивает получение информации о природе и деятельности людей в природе;

 Просмотр книг, картин, телепередач, природоведческого содержания - деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе. Наблюдение за самостоятельностью детей, анализ её содержания позволяют воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.

Разнообразная деятельность естественным образом связывает
экологическое воспитание со всеми процессами развития личности
маленького ребёнка.        


14

Приложение.

Агротехника выращивания овощей в комнатных условиях.

Зеленые растения в помещении улучшают микроклимат комнат, коридоров, столовой. Правильно подобранные и размещенные со вкусом растения положительно влияют на детей и взрослых, придают помещениям своеобразный колорит, создают определенный комфорт. Ассортимент обычно рекомендуемых растений для помещений достаточно богат, но, к сожалению, редко встречаются овощные культуры. А ведь они особенно интересны тем, что быстро растут и дают вкусную продукцию, которую можно и попробовать.

Комнатное овощеводство- прекрасная к тому же школа для более масштабной работы в дальнейшем на участке.

Выращивание овощных растений внутри оконных проемов, на подоконниках представляется, несложным делом.

Условия, необходимые для выращивания

ОВОЩНЫХ РАСТЕНИЙ ДОМА. Сначала кажется, что условия под крышей дома мало похожи на те, в которых произрастают в природе овощные растения. Но если вспомнить, что почти все овощные культуры значительный урожай дают лишь с помощью человека ( имеется в виду полив, прополка и другие приемы), то оказывается, что в помещении детского сада можно легко имитировать нужные растениям условия. Фруктовые и овощные культуры лучше всего плодоносят на ярком солнечном свете. Листовые (салаты, капуста и т. п.) могут мириться с меньшей освещенностью, чем корнеплоды (свекла, морковь, редис). Последние в свою очередь более теневыносливы, чем овощные растения (томаты, баклажаны, перцы, огурцы).

Южная сторона дома более пригодна для огородничества, иногда даже может потребоваться некоторое затенение, если проникающие сквозь стекла окон лучи солнца слишком горячи в середине лета. Окно, смотрящее на юг, получает прямые солнечные лучи в течение большей части дня; даже если погода пасмурная, здесь освещенность достаточно высокая. Сторона эта теплее, чем другие в доме, если нет иных источников отопления. Здесь наилучшее место для выращивания овощных растений. Второе место занимают западные окна. Они также хороши для томатов, корнеплодов листовых культур. Восточные окна могут быть использованы для выращивания растений, менее требовательных к свету. Северные окна получают слабый свет, который может быть дополнен искусственным освещением.

Во внутреннем пространстве комнат свет убывает прямо пропорционально квадрату расстояния от окон. Другими словами, освещенность быстро


15

ослабевает внутри комнат, и это легко наблюдать, используя обычный фотоэкспонометр. Чем больше окно (разумеется, чистое, без пыли, копоти и сажи), тем больше угол зрения и тем глубже освещенность от него. Любое растение, находящееся на подоконнике, получает только половину падающего света, остальная часть рассеивается в пространстве за ним. Поэтому, чтобы удержать свет, увеличить эффект от этой второй половины, рекомендуется поставить позади растения зеркало, помогают отражать падающий свет.

алюминиевую фольгу или другой отражатель. Белые стены и оконные проемы тоже Если овощные культуры на подоконнике растут в горшках или небольших ящиках, их надо время от времени поворачивать к источнику света, иначе растения искривляются- «тянутся» к свету. В этом преимущество огорода на подоконнике - в природных условиях растения не повернешь. Температурные условия редко бывают лимитирующим фактором при выращивании овощных культур в доме. Как правило, температурные условия, которые комфортны для человека, подходят и растениям. Обычно поддерживается температура 18-24 градусов - прекрасные условия для большинства овощных культур, особенно если в ночное время температура немного снижается. Это благотворно для растений, «отдыхающих» в темное время суток. Действительная опасность - перегрев растений. И причиной может быть неконтролируемое центральное отопление.

А вот представление о том, что, повышая температуру, можно усилить рост и развитие растений, ошибочно. Даже тропические комнатные растения не любят очень теплые помещения, потому что количество света и влаги в комнатах значительно меньше, чем в тропиках, и потребность в тепле становится соответственно ниже. Для этого необходим термометр. Особенно плохо переносят растения перемену температуры. Нельзя открывать зимой форточку, не защитив растения от холодного воздуха, устраивать сквозняки, включать мощный вентилятор. Теплолюбивые растения, такие, как томаты, перцы, баклажаны, дыни, огурцы, нуждаются в длительном теплом периоде для созревания. Наиболее благоприятна для них температура 20- 25 С днем, ночью - 18 С. Более холодолюбивые овощные культуры - корнеплоды, горох и большинство листовых, включая капусту, лучше всего растут и развиваются при температуре 17 - 20 С. Если корнеплоды находятся в условиях более высоких температур, они могут перейти к цветению и плодоношению вместо того, чтобы развить свой вкусный корень. Салат при высоких температурах тоже зацветает и становится непригодным в пищу.

Следует иметь в виду: в зимнее время, когда света меньше, все культуры «отдыхают» и требуют меньше энергии от окружающей среды. При наличии центрального отопления важно регулировать не только температуру, но и влажность воздуха. Влажность зависит от количества водяного пара в воздухе. При центральном отоплении в комнатах он обычно ниже, чем это


16

подходит растению. В отапливаемом помещении относительная влажность может снижаться до 25 %, что мало подходит и человеку.

Температура и влажность взаимосвязаны. Чем теплее воздух, тем больше воды находится в нем в парообразном состоянии. В теплый воздух поступает влага со всех поверхностей, с растений, кожи человека, чувствуется, как «пересыхает» горло, болит голова.

Для собственного комфорта и растущих питомцев лучше всего поддержать влажность в пределах 50 - 70%. В очень жаркой комнате этого можно достигнуть, поставив повсюду чашки с водой, Испарение с их поверхности компенсирует нехватку влаги, Очень эффективны увлажнители, подвешенные к радиаторам парового отопления. Помогает опрыскивание из пульверизатора по нескольку раз в день. Надо только помнить: опрыскивание нельзя проводить под ярком солнцем.

Для интенсивного увеличения поддержания влажности вокруг растений помогают поддоны со слоем влажного песка, гравия или керамзита. Можно поставить горшок с растением в более крупную емкость, наполненную торфом мхом, который поддерживают во влажном состоянии.

Нельзя забывать о том, что чем выше относительная влажность воздуха, тем меньше нуждаются растения в поливе.

Итак, нужно чтобы летом в комнатах, где растут овощные растения, было прохладно, а зимой тепло, но не влажно, так как большинство болезней ( грибных) развивается именно в такой атмосфере. Вода, ее качество, влажность воздуха целиком зависят от нашей ответственности.

Надо постоянно помнить: самая большая, непоправимая беда для растений, выращиваемых в домашних условиях, - избыток воды. Почва или компост (смесь), переполненные водой, не содержат воздуха, и корни растений начинают задыхаться, а затем гнить. Растение гибнет. Трудно установить жесткие правила для полива. Многое зависит от качества почвы, размера контейнера, в котором она находится, дренажа, температуры и влажности воздуха, влияющих на испарение воды с поверхности растения, типа овощной культуры.

Лучшее время для полива - утро. Вода должна быть комнатной температуры, отстоянная в посуде с широким отверстием (в чайнике без крышки, банке). Используйте воду, содержащую ценные питательные вещества, после мытья овощей и фруктов, промывания семян, отваривания овощей (после охлаждения). Можно получать и таким способом: налить в ванну или большой поддон немного воды и поставить туда горшки с растениями.

 Свежий воздух полезен не только нам, но и растениям. Легкое движение воздуха вокруг листьев происходит около


17

то капли воды конденсируются на поверхности листьев, что может вызвать их заболевания.

В проветриваемом помещении (но не там, где устраивают сквозняки) тепло от батарей отопления уравновешивается прохладой от дверей и окон. Небольшой вентилятор, включенный на 5-10 минут (в зависимости от размера помещения) в отдалении от растений, - вполне достаточный способ для проветривания. Растения, помещенные за стеклами окон или под стеклянными колпаками (полиэтиленовыми пакетами) на солнечном подоконнике, обычно очень плохо себя чувствуют в летнее время без затенения и проветривания. Поэтому их надо проветривать по два - три раза в сутки. Хорошее проветривание помогает равномерному распределению углекислого газа вокруг листьев растения, что так необходимо для фотосинтеза.

Пока есть освещение, все растения поглощают углекислоту при фотосинтезе и выделяют кислород. Ночью, в темноте, фотосинтез прекращается и прекращается выделение кислорода, и растение, как все живое, потребляет кислород и выделяет углекислый газ.

ЗАГРЯЗНСНИЕ ВОЗДУХА. Задымленный, пыльный и угарный воздух опасен для всех растений в доме. Для того чтобы помочь огороду на подоконнике, прежде всего, нужна регулярная влажная уборка комнат -протираются все поверхности влажной, а потом сухой тканью, чаще протирается оконное стекло. Листья опрыскиваются из пульверизатора чистой кипяченой водой или смесью воды с мягким мылом.

КОМПОСТИ удобрения. Никогда нельзя использовать под овощные культуры, выращиваемые в доме, садовую или огородную землю. Она быстро становится плохо проницаемой для воды и воздуха и часто заражена болезнями и вредителями. Не экономьте на покупке специальной смеси для выращивания рассады и пересадки овощных культур.

Лучшая смесь - песок, торф и глина в равном количестве. Её можно приготовить самим из промытого речного песка (никогда не используйте морской песок, даже промытый, он убьёт овощные растения), выветренного торфа и цветочной земли. Хорошая смесь без запаха легче, чем почва, стерильнее и свободнее от болезней и вредителей. У неё идеальная структура для дренажа и циркуляции воздуха вокруг корней.

Смесь содержит нужную растению пищу, включая азот, фосфор, калий и другие необходимые элементы. Их хватает без добавок на значительный период времени. Смесь поддерживают в рыхлом состоянии, обрабатывая её вилкой раз в две - три недели, действуя осторожно, чтобы не повредить корни. Полностью заменяется компост раз в два - три года.

Корни растений, находящиеся в контейнере с компостом, могут получить только те питательные вещества и ту воду, которые в нем содержатся. О воде мы уже говорили. Что касается питательных элементов, то у растущих на натуральной почве растений больше преимущества, так как корни здесь


18

могут распространяться вширь и вглубь в «поисках» необходимой пищи. Следовательно, огород на подоконнике нуждается не только в поливе, но и дополнительном питании.

Для каждой культуры необходимо определенное соотношении этих элементов. Например, томаты нуждаются в высоком содержании калия, но вы не ошибетесь, если примените сложное удобрение, где все три элемента представлены в равных количествах. В них обычно есть также кальций, магний, сера, железо и некоторые микроэлементы (бор, марганец, цинк, медь, хлор). Все эти ингредиенты можно приобрести отдельно и самому их смешать в нужных пропорциях.

Всегда нужно следовать инструкции, которая дана к удобрениям, и рекомендациям по их применению. Растения могут использовать при подкормке лишь небольшое количество питательных элементов, поэтому


19

выращивать, во - вторых, должна иметь хороший дренаж. Остальное зависит от возможностей и воображения.

Обычные глиняные горшки делают с дренажным отверстием. Изделия из глины пористые, поэтому вода и воздух частично проходят через них, и корням растения легче дышать, но почва пересыхает быстрее и нуждается в более частом поливе. Растения в горшках можно поставить на подоконник или на полки в проёме окна, заранее продумав способы их надежного крепления. Основное требование: растения в горшках должны производить приятное впечатление, а не напоминать опасные снаряды над головой.

Следует сразу продумать способ полива висячего огорода. Для того чтобы дотянуться до подвешенного растения, необходимо специальное приспособление. Это может быть мягкая полиэтиленовая бутылка -спринцовка с длинным загнутым носиком. Её поднимают на палке над краем кашпо и пускают струю. Ещё лучше снабдить кронштейн с подвешенными растениями блоком для опускания их на удобный уровень для полива, подкормки, прополки удаления отмерших частей растения и т. д.

ТЕПЛИЦА НА ПОДОКОННИКЕ. Для более успешного выращивания овощных растений можно устроить на подоконнике тепличку с искусственным освещением и автоматическим поливом. Для этого удобно использовать старый аквариум или поставить стойки к деревянному ящику и застеклить их. Нужно будет подобрать по его длине лампы дневного света и установить водяную постель. В такой теплице легко выращивать, например, салат к праздникам - к Рождеству, к Новому году.

НЕОБХОДИМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. Огородничество в доме не требует большого набора специальных инструментов, так как исключает все приспособления для обработки почвы, кроме обычной столовой вилки. Понадобятся ещё столовый нож, обычные ножницы, небольшая лейка и пульверизатор.

ВЫРАЩИВАНИЕ ОВОЩЕЙ ИЗ СЕМЯН. Практичнее и интереснее выращивать овощные растения из семян. Прежде чем приобретать семена, внимательно нужно ознакомиться с сортами овощных культур, которые рекомендованы для огорода в доме. Для одновременного выращивания на малой площади понадобится совсем немного семян, поэтому оставшиеся можно сохранить для следующего раза в прохладном, темном месте. Большинство овощных культур сохраняет всхожесть в течение 2-3 лет.

Для «наклёвывания» семян подойдут небольшие пластмассовые коробочки, дно которых выкладывают влажной бумагой. Набухшие семена по нескольку раз промывают в течение недели. Как только появится белый корешок, их можно сеять в подготовленные небольшие ящички со смесью.


Появившиеся через некоторое время сеянцы пикируют (пересаживают) на постоянное место после того, как у них разовьются 3-4 настоящих листа.

20

Выбор ОВОЩНЫХ растений. Не нужно стараться вырастить те сорта овощей, которые вы видите на прилавках и на рынке. В коммерческом овощеводстве выбор сорта определяется его урожайностью, стойкостью к болезням и другими качествами. Среди которых вкусовые достоинства занимают чуть ли не последнее место. Лучше сосредоточьте внимание на ценных культурах, которые или дорого стоят или их вообще не бывает в широкой продаже. Нужно выбирать те, чей вкус, содержание витаминов значительно, и обратить внимание на размеры, которые достигает та или иная овощная культура прежде, чем даст урожай. Высокорослые сорта хороши для балкона, лоджии, но не для подоконника. Подходят для выращивания в доме те растения, которые не развивают мощной и глубокой корневой системы, так как ёмкость контейнера ограничена, и, конечно, те, которыми дети любят полакомиться. Агротехника их возделывания в чем -то сходно с принятой в овощеводстве под открытым небом, а в чем - то отличается. Внимательное знакомство с описанием этих особенностей поможет энтузиастам комнатного овощеводства получить желаемый результат и расширить ассортимент выращиваемых растений.


21

Практический раздел.

В течение многих лет в нашем дошкольном учреждении ведётся экологическое воспитание дошкольников. Главная аттестационная комиссия во время аттестации ДОУ определила одним из приоритетных направлений в воспитательно-образовательном процессе - экологическое. На высоком уровне ведётся экологезация развивающей среды во всех возрастных группах и на участке. В 1994 году моё внимание привлекла статья в журнале «Дошкольное воспитание» №7 - 1994 год «Огород под крышей» и я загорелась этой идеей. Однажды, во время экологического развлечения в гости к детям пришла «Бабушка Огородница» с дарами со своего огорода и семенами разных овощей. Дети вместе с родителями приготовили салаты, придумали названия и угостили бабушку. Она высоко оценила их труд и старание. Дети вместе с воспитателем обещали сами вырастить урожай овощей у себя на окне, и назвать «огород под крышей». Это послужило мотивом к началу деятельности.

С помощью педагогов - наставников Берекчиян Т. Т., Согомонян А. А., родителей я приобрела соответствующий садово-огородный инвентарь: детские лопатки, грабли, стеки для рыхления, лейки, таблички, опрыскиватели, контейнеры разных размеров, грунт и удобрения. Работая в то время с детьми старшего дошкольного возраста, мне было легко приобщить их к труду. Бабушки сшили фартуки для труда в природе, у нас были перчатки. Первыми плодами детского труда были выращенные их же руками зеленый лук, который периодически подсаживался и в течение года употреблялся детьми всего детского сада, как витамин «С». Петрушка, проращенный овёс, ячмень, пшеница для подкормки зимующих птиц, постоянно зеленели на окне.

В феврале месяце начиналась посадка рассады в контейнеры на окне. Детям очень нравилось ухаживать за посадками, наблюдать от первых ростков, до созревания плодов. Им очень нравилось дежурство. За два года работы (старшая подготовительная группа) нами было собранно 3 кг помидоров, 4 кг- огурцов, 2 кг- пикантного перца, петрушки, лука.

После выпуска детей в школу несколько лет эта работа мной не велась. Дальнейшая работа была направлена на обогащение предметно -развивающей среды в соответствии с возрастными особенностями детей и требованиями программы.

Следующим шагом стало сотрудничество с Районным управлением сельского хозяйства. Большую профессиональную помощь в агротехнике оказал мне Н. М. Тер- Акопян. От него я узнала много нового и интересного об агротехнике выращивания овощей в комнатных условиях.


22

В летний период дети ходили на экскурсии на огородные участки, наблюдали за ростом и развитием овощей, одновременно готовясь к осеннему сезону. Известно, что где работают там и сорят, мы решили своими руками связать детские веники для уборки. Я изучила растение сорго - венечное. Рассказала об этом растении детям. С помощью оператора газовой котельной  О. А. Срабионяна, повара М. М. Миносян связали веники и подготовили их к шитью. На специально организованном занятии, перед участниками районного метод объединения дети подготовительной группы с помощью большой иглы и дратвы прошили связанные веером веники. Дети, сотрудники и гости получили огромное удовольствие, отметив, что в практике не у одного детского сада они этого не видели. Веники были подарены другим возрастным группам для детского труда, оставшиеся - нам. Итак, каждый год с ноября по май велась работа уже кружка для старших дошкольников «Огород под крышей». В последние годы воспитателем -экологом с помощью педагогов ведётся кружок «юный эколог», где имеет место выращивание овощей на экспериментальной площадке в детском огороде.

В 2006 году я решила возобновить работу «Огород под крышей» уже с детьми младшего дошкольного возраста. Зная, что общение ребенка с объектами природы придаёт яркую эмоциональную окраску в его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознание. Формируем желание заботиться о растениях, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т. е. положительную мотивацию на отношение к природе.


23

Имеются разработанные методические рекомендации, алгоритм подготовки педагогов к взаимодействию с детьми, алгоритмы исследования объекта и детского труда.

В третьем квартале 2006-2007 учебного года (2мл. гр.) поставила перед собой следующие задачи:

Ф Знакомству детей со свойствами почвы, воды;

Ж Приобщение их к наблюдению за трудом взрослых, уважение к их

труду; Ж Приобщение к элементам труда по посадке и посеву овощей на окне, к

уходу за комнатными растениями - цветами.

Я начала работу по своей теме «Огород под крышей». С этой целью были проведены следующие занятия:

  • «В гостях у Зайки»;
  • «Вот какая мягкая земля»;
  • «Водичка, водичка ...»;
  • «Чудесный мешочек»;
  • «Чьи детки с этой ветки»;
  • Аппликация «Оживи овощи».
    Итоговое развлечение:

В итоге с детьми второй младшей группы мы вырастили: лук, помидоры, газонную траву, фасоль, сладкий перец.

Начиная с сентября 2007-2008 учебного года с детьми средней группы, мы возобновили работу, и поставили более сложные задачи:

■S Воспитание положительного отношения к посильному труду; •S Расширение представлений о разнообразии растительного мира; S Умение делать сравнительный анализ (видеть рост и развитие

растения); •S Воспитание интереса к природе и желание достичь результата своего

труда.

В средней возрастной группе провели небольшой эксперимент, в котором наблюдали рост газонной травы: в нормальных условиях,

под пленкой, в темном месте.

Сделали вывод о значении света, тепла и влаги, а также наблюдали за ростом и развитием петрушки, фасоли, лука. Играли в различные дидактические игры: о «Угадай по вкусу»; о «Танграм»; о «Чудесный мешочек»; о «Соберем урожай в корзинку»; о «Что лишнее».


24

Развлечение «Весёлая ярмарка» (атрибуты к развлечению делали своими руками).

* Развлечение «Гномы любят овощи».

Вся проведённая работа не могла осуществиться без помощи родителей. Они были моими первыми помощниками. Активно отзывались на мои просьбы, подхватывали мою идею. Помогали активно в организации праздников, развлечений открытого пед. процесса. Приобретение и поделки необходимого материала. Активно откликнулись на анкеты. Было роздано 20 анкет. Возвращено 18 анкет. Положительные ответы 15. Сомневающиеся 3.

В содержании анкет родители осветили работу по экологическому воспитанию проводимую в семье. Они осведомленны о работе детского сада. Высказывали свои пожелания: продолжать начатую работу дальше. В группах завести живой уголок ( зверьки, птицы) и большинство родителей выразили благодарность за экологическое воспитание детей в детском саду.


25

Заключение.

В результате проведённой работы я пришла к выводу, что общение с природой и посильный труд будят в детях лучшие чувства и положительно влияют, и делают их добрее и лучше. Дети научились самостоятельно изъявлять желание трудиться, самостоятельно ухаживать за растениями, делать зарисовки. Систематически занимаясь этой работой, мы сумели достичь значительных положительных результатов:

& Повысился уровень экологического сознания, как у детей, так и у взрослых;

& Снизился уровень тревожности и агрессии детей;

& Повысился уровень коммуникативных способностей у детей, желание трудиться в коллективе.


26

В дальнейшем, выступая на семинарах, открытых занятиях, на метод объединениях, я думаю, что смогу способствовать возобновлению работы «Огород под крышей» во всех возрастных группах, внедрив и распространив свой опыт в ДОУ и ставить перед собой новые задачи:

  • Воспитание эмоционально - целостного отношения к окружающему
    миру;
  • Формирование у детей основ нравственно - экологических позиций
    личности, знаний норм и правил взаимодействия с природой;
  • Цель работы ДОУ - осуществление непрерывного педагогического
    процесса по экологическому образованию детей дошкольного возраста
    на единых подходах и принципах.

Принципы: © Непрерывности и преемственности содержания с учетом возрастающей

детской компетентности;

© Интеграцией программных областей знаний; © Предоставление самостоятельности в соответствии с индивидуальными

способностями и интересами;

© Рационального сочетания разной детской деятельности; © Обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к

здоровью детей.

© Отношение к ребёнку, как к личности; © Сотрудничество между детьми, родителями и педагогами. Успешным условием моей работы является девиз программы «Детство»: «Чувствовать — Познавать ~ Творить». Этот девиз определяет три взаимосвязанные линии развития ребёнка, придавая целостность и единую направленность.



Планирование работы по выращиванию овощей на окне «Огород под крышей» во 2 ~ ой мл. группе

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Февраль

*3накомства детей с почвой, обследование руками, наполнение совочками контейнеров.

*Посадка рассады томатов. *Рассматривание картинок.. *Рассказ об овощах.

*3агадывание загадок об овощах.

*Игра: «Чудесный мешочек»

*Полив, рыхление.

*Посадка лука детьми в заранее подготовленные гнездышки. *Наблюдение за ростом рассады и фиксирование изменение в дневнике.

Март

*Аппликация: « Овощи» (коллективная работа) *Чтение стихов, потешек об овощах. '"Измерение роста лука..

*Дид. Игра: «Чьи детки от этой ветки?» (в картинках) *Полив, рыхление, опрыскивание.

*Срез зеленного лука на салат.

*Измерение пальчиками роста рассады томата.

*Удобрение почвы.

* Разучивание названий инвентаря (детского)

Апрель

*Посадка рассады пикантного перца.

* «Угадай что изменилось» ( в огороде)

*Наблюдение роста растений и счета листочков.

*Рисование куста томата ладошками.

*Аппликация: « Оживи овощи» (приклеивание глаза, носа и рта)

*Игра: «В гостях у сказки Зайки»

*Рассматривание картинок о растениях.

*Наблюдение, уход за рассадой.

Май,

*Учить детей называть «Цветок», «Плод»

*Учить потешки о труде, о воде, о солнце.

*Сенсорная игра с овощами: «Скажи какой наряд»

*Рассказ о «Витаминке»

*Чтение произ. А. Тувима. «Овощи»

*Наблюдение, полив, обследование плодов.


Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Июнь

*Праздник салат с окна, (угощение всех)

*Сбор пикантного перца для маринада. (отнести поварам)

*Наблюдение работы старших детей и сотрудников на участке, (посадка цветов и овощей)

*Наблюдение роста болгарского перца, капусты, салата на участке. *Полив детскими ведрами и лейками овощных культур

Июль

*Экскурсия на соседский огород с целью наблюдения роста и развития овощей (свекла, морковь, фасоль, перец, огурцы и т.д.)

*Наблюдение роста красного салата « Лоло - росса» (на участке)

*Срез салата для кухни (на завтрак детям). Дать детям яркие картинки.

*Экскурсия по двору детского сада. *Разучивание название цветов, трав, деревьев.

Август

*Срез петрушки на огороде со старшими дошкольниками (наб.) *Игра: «Урожай - собирай»

*Помощь в сборе семян цветов, фасоли.

^Подготовка инвентаря, контейнеров для осенней посадки на окне (мытье, дезинфекция)

*Повторение обследование почвы. *Беседа о воде. *Развлечение «Витаминка»


Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Повторное, более глубокое изучение свойства почвы (сухая, сыпучая, рыхлая, тёплая) *Посев семян петрушки в контейнер. *Чтение рассказа Я. Тувима «Овощи» *Рассматривание картин об овощах.

Просмотр видеофильма «Чиполино»

*Посадка лука.

* Загадывание загадок об овощах.

*Посев газонной травы. *Разучивание коротких стихов об овощах.

*Полив, рыхление, опрыскивание. Фиксирование в календаре наблюдений результатов своей работы.

Октябрь

*Игра «Угадай по вкусу»

*Изучение свойства воды, солнца, воздуха.

* Загадывание загадок о неживой природе.

* Элементарные опыты по выращиванию растений:

а) под пленкой

б) в темном месте

в) без воды

г) в нормальных условиях.

"'Наблюдение, полив, рыхление, опрыскивание, измерение и фиксирование результатов.

*Игра « Чудесный мешочек»

Ноябрь

*Проращивание фасоли на тарелочке с водой. *Игра «Угадай на ощупь»

*Посадка фасоли. *Сбор урожая петрушки. *Аппликация - « Овощи» (Подготовка к празднику) *Чтение рассказа « На ве-селой ярмарке» Н.Подлесова.

^Комплексное занятие с овощами. Развлечение «Веселая ярмарка» *Муз. Игра «Урожай у нас неплох»

Разукрашивание овощей по контуру, по трафарету. *Игра «Соберем урожай в корзинку»

*Срез газонной травы для птиц.

Декабрь

*Наблюдение за фасолью и подвязывание. *Рассматривание овощей. Дид. Игра «Из бабушкиной корзинки»

*Чтение стихотворений об овощах. *Игра «Что лишнее?»

*Беседа: «Витамины круглый год» * Развлечение « В гостях у Витаминки»

*Полив, рыхление, опрыскивание, измерение. *Дид. Игра «Соберем овощи» (танграм).


Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Январь

*Подготовка почвы для посадки рассады томатов. *3агадывание загадок.

*Наблюдение за фасолью. Рассматривание фотографий: «Мы за работой».

*Посадка рассады томата. *Рисование растущей ботвы фасоли.

Проращивание семян огурцов.

Февраль

*Подготовка стаканчиков с землёй для посадки семян огурцов.

 * «Огород под крышей дома» Практическая работа.

*Уход за огородом.

*Игра: «Продолжи предложение» (об овощах)

*Наблюдение за ростом развития рассады. * Лепка «Овощи».

*Уход, полив, рыхление. Повторить потешки о труде. *Сбор фасоли.

Март

*Посадка рассады сладкого перца.

*Практическая работа.

* «Мы огородники».

Наблюдение за ростом рассады томата.

*3агадывание загадок. *Развлечение «Гномы любят овощи»

*Игра «Солнце, воздух и вода наши верные друзья». *Измерение роста рассады огурца.

*Наблюдения за ростом рассады томата, перца и огурца.

*Уход: полив, рыхление.

Апрель

*Беседа: «Огород под крышей дома».

*Рассматривание

*Продолжать наблюдать за изменением роста растений цветка, плода.

"Развлечение «Огород у нас неплох».

*Сбор урожая огурцов.

Май

*Уход за растениями.

*Аппликация : «Мой любимый овощ».

Наблюдения за трудом взрослого в огороде.

*Игра: «Мои верные помощники и друзья». *Чтение рассказа : «Краденное солнце». К. Чуковский.

*Сбор урожая: томата и огурцов.

* «Салат на завтрак».


Модель педагогического процесса экологического

образования детей.

ЦЕЛЬ

ЗАДАЧИ


Развитие экологической воспитанности детей

Освоение экологических представлений

Развитие познавательных

умений

Овладение умениями ухода за живыми существами

Накопления опыта гуманного отношения к растениям и животным

Организованное обучение

СИСТЕМА

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Совместная деятельность взрослого и ребенка

Самостоятельная деятельность детей


 СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ

4- Экологический досуг и праздники

«S Диагностика экологической воспитанности детей

*S* Наблюдение в уголке природы

4- Целевые прогулки на природе

4- Создание книг - самоделок

4- Игры

4- Различные виды изобразительной деятельности на

экологическую тематику 4» Рассказы воспитателя, чтение детской художественной

литературы

Работа с календарем природы, дневниками наблюдений 4- Беседы и разговор с детьми на экологические темы 4- Работами с родителями «4 Сбор коллекций, семян, камней, листьев 4- Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о

природе

4- Просмотр фильмов 4~ Опыты, поисковая деятельность 4- Труд в уголке природы, на участке


ОРГАНИЗОВАННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Экскурсии, занятия

Наблюдение за животными и растениями

Классификация представлений о природе

Изобразительная деятельность по экологической теме

Обобщение представлений о природе

Ознакомление с трудом взрослых

Развитие речи

Обучение детей  уходу за растениями и животными


МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Вне

Экологическая тропа

Уголок нетронутого леса, дуга

Огород овощных культур

I

Цветник

Метеоплощадка

Огород лекарственных трав


МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ НА ОТНОШЕНИЕ К

ПРИРОДЕ

Добро


Мир

Любовь


Терпенье


АЛГОРИТМ  ПОДГОТОВКИ  ПЕДАГОГОВ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Экологическая цель

Отбор экологического содержания в

соответствии с целями

развития ребенка, его возрастными

особенностями и интересами

Интеграция экологического образования

1

Совместная деятельность педагога и детей


Социально -организованная деятельность


Самостоятельная

деятельность

детей

Диагностика изменений в развитии ребенка


Список литературы.

1.        Программа «Детство». В. И. Логинова.

Т. И. Бабаева.

  1. Программа «Юный эколог». С. Н. Николаева.
  2. Управление дошкольном образовательном учреждении №2. 2005 год.
  3. Журнал «Дошкольное воспитание» №7  1994год

№7   2004год



Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по экологии в средней группе на тему:

«Мы посадим репку….»

Программное содержание:

  1. Формировать представление о внешнем виде семян тыквы, огурца, репы

и навыков посадки (делать ямки, разложить в них семена, прикрыть землей, полить).

  1. Воспитывать умение внимательно слушать, активно отвечать на вопросы, проговаривать потешки.
  2. Учить детей сажать семена разных размеров.
  3. Развивать речь детей в процессе диалога персонажей, прививать интерес к театрализованной игре, развивать умственную активность, творческие способности. Поощрять самостоятельность, активность.

Материал: коробочки пластмассовые с землей, леечки с водой, семена тыквы, огурца, репы в блюдцах, картинки с изображением этих овощей.

Предшествующая работа:

Чтение и обыгрывание сказки репка, настольно - печатная игра «Овощи», труд в природном уголке.

Методы и приемы:

Художественное слово, сюрпризный момент, применение выразительных средств речи.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть маленький сюрприз!

Воспитатель достаёт коробочку с колокольчиком.

Воспитатель: Вы хотите узнать, что лежит в этой коробочке? Дети: Да!

Воспитатель подходит к ребёнку, и предлагает ему достать предмет из

коробочки.

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: Колокольчик!

Воспитатель: Это не простой колокольчик, а волшебный. Сейчас мы с вами в него позвоним и посмотрим, что же произойдёт?

Воспитатель звонит в колокольчик.

Раздаётся стук в дверь. Заходит бабушка с корзинкой, а в ней семена растений

(огурец, тыква, репа).

Бабушка (радостно, приветливо):

Здравствуйте, мои милые!

Здравствуйте, мои хорошие!

А мальчики то, как ясные соколы!

А девочки то, как аленькие цветочки!

Вот решила я к вам в гости придти, да не с пустыми руками, а с гостинцами!

Посмотрите, что в моей корзинке лежит?

Дети: Какие-то мешочки?

Бабушка: Давайте их развяжем и посмотрим, что же в них? Дети: В мешочке семена.

Бабушка: Может здесь есть семена, которые вам знакомы?

Дети узнают семена огурца, тыквы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите как интересно, из такого маленького семечка вырастает большая тыква (воспитатель показывает картинку тыквы) а из этого маленького семечка вырастает вкусный, всеми любимый огурец (воспитатель показывает картинку огурца).

Как можно одним словом назвать одним словом тыкву и огурец?

Дети: Овощи!

Бабушка: А как вы думаете, почему я именно сейчас пришла к вам с семенами

овощей?

Дети:

Бабушка: Сейчас какое время года?

Дети: Весна!

Бабушка: А что делают люди с семенами весной?

Дети: Семена сажают в землю на огороде.

Воспитатель: Ребята, а как обрабатывают землю? Дети: Землю копают, удобряют, рыхлят

Воспитатель: давайте поиграем с вами в игру «Дедушка Мазай»

Воспитатель проводит игру «Дедушка Мазай»,

Воспитатель: Бабушка, а что у тебя в третьем мешочке? Можно посмотреть?

(воспитатель открывает мешочек)

Здесь тоже семена, ребята! Вы знаете, что это за семена?

Дети: Нет!

Воспитатель: Бабушка, по-моему, это семена репки.

Бабушка: Правильно дочка! Догадались! Воспитатель: Вот посмотрите.

Воспитатель показывает картинку, где изображена репа.

Воспитатель: Из такого маленького семечка вырастает такая большая репка! Воспитатель: Скажите, вы знаете какую - нибудь сказку про этот овощ? Как она называется?

Дети: Да. Репка.

Воспитатель: Садитесь поудобнее, мы сейчас вам эту сказку не только расскажем, но и покажем.

Настольный театр «Репка» (показывают дети)

Бабушка: Какая замечательная сказка! Какие вы молодцы! Спасибо ребята, порадовали вы меня. Я вам хочу сделать подарок, это семена репы, посадите их на огороде и урожай соберете! А мне пора уходить. До свидания ребята!

Дети: До свидания!

Бабушка уходит.

Воспитатель: Ребята, давайте посадим, семена репки которые нам подарила бабушка.

Воспитатель объясняет последовательность посадки семян

Воспитатель: Сначала мы рыхлим землю и делаем небольшие ямочки, их называют лунками. Затем мы кладём одно семечко в лунку, слегка засыпаем землёй и поливаем водой.

Когда дети заканчивают посадку семян, все вместе говорят:

Репка, репонька,

Расти крепонька,

Ни мала, не вилика

До мышиного хвоста,

Да! (топнуть ногой)

Интегрированное занятие по экологии и лепке в средней группе «Соберем урожай овощей»

Цель: Расширять представления детей об овощах, местом и этапами их выращивания.

Закреплять умение лепить знакомые предметы, применяя усвоенные ранее приемы.

Развивать инициативу, самостоятельность, творческие способности.

Воспитывать

Словарная работа: употреблять в речи существительные с обобщающим значением «овощи»; активизировать в речи слова: семена, всходы.

Оборудование: корзина с овощами (репка, горох, тыква, кабачок), нарезанные овощи; пластилин, тряпочки, доски для лепки; мультимедийная презентация «Как вырастить овощи», дидактическая игра «Что лишнее»

Предварительная работа: рассматривание овощей, иллюстраций, чтение стихов, дидактические игры.

Ход занятия

Чтение стихотворения.

Посадила баба Фекла в огороде лук да свеклу,

Посадила чеснок с картошкой, и морковку, и капусту.

Не забыла про помидоры: посадила вдоль забора,

Огурцы, укроп, петрушку – чтоб любили все друг дружку.

Витаминный огород требует больших хлопот.

- Ребята, как можно одним словом назвать лук, помидоры, картошку …? (овощи)

- Где растут овощи? (Овощи растут в огороде на грядках)

- У бабушке Феклы на огороде растет много овощей, а вот какие вы сейчас отгадайте.

Отгадывание загадок сопровождается показом муляжей овощей.

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь. (Репка)

Золотая голова - велика, тяжела.

Золотая голова - отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка. (Тыква)

Дом зеленый тесноват:

Узкий длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда -

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки. (Горох)

Что это за рысачок

Завалился на бочок?

Сам упитанный, салатный.

Верно, детки… (Кабачок)

Дидактическая игра «Что лишнее» (дети рассматривают рад картинок и называют лишнее среди овощей).

- Ребята, а вы знаете, откуда на грядках появляются помидоры, морковь …? (из семян)

Сейчас вы увидите, как растут овощи из семян. Показ мультимедийной презентации «Как вырастить овощи».

Семена надо посадить в землю, поливать, пропалывать сорняки, рыхлить землю. Через некоторое время появятся всходы, растение будет расти, и на нем созреют овощи.

Физминутка «Огород».

Мы пришли на грядку.

Тыква — вот, а вот — томат.

Здесь — капуста, здесь — салат,

Тмин, картошка, артишок

И петрушки корешок.

Все, что вырастили мы,

Будем есть мы до весны.

- Овощи содержат много полезных веществ и витаминов и чтобы вырасти здоровыми и сильными

их необходимо кушать.

Дидактическая игра «Определи на вкус» (дети, закрыв глаза, на вкус, определяют какой овощ они съели)

- А сейчас, ребята, вы будете лепить овощи. Садитесь за столы и посмотрите все ли у вас готово к работе. Дети лепят вначале тарелку для овощей из круглого шарика, надавливая на середину и расплющивая края, затем любые овощи.

Подведение итогов.

- О чем мы сегодня говорили?

- Откуда появляются овощи на грядках? Что нужно для этого делать?

- Что вам больше всего понравилось на занятии?

Дети отгадывают загадки, после чего мышка снимает с корзины салфетку.

Мышка: Молодцы, ребята, отгадали правильно. Давайте посмотрим на капусту. Какого цвета капуста? А по форме она какая? А капуста маленькая или большая?

Ответы детей.

Мышка: Молодцы. Слушайте следующую загадку.

Летом в огороде –

Свежие, зеленые.

А зимою в бочке –

Крепкие, соленые.

Догадались, молодцы.

Как зовут их?

Дети: Огурцы!

Мышка: Правильно, огурцы. Какого цвета свежие огурцы? А соленые? А по форме они какие? (Ответы детей)

Вот вам следующая загадка. Красная девица сидит в темнице, А коса на улице.

Дети: Морковь.

Мышка: Да, это морковка. Смотрите, какая красивая и, наверное, вкусная (снимает салфетку с корзины). Какого цвета морковка? А по форме? (Ответы детей)

Слушайте дальше.

Вверху зелено, внизу красно.

В землю вросло.

Дети: Свекла.

Мышка: Молодцы, угадали. Какая свекла по цвету? Покажите мне, пожалуйста, где маленькая свекла, а где большая? (Дети показывают)

И, наконец, последняя загадка. Прежде чем его мы съели, Все наплакаться успели. Что это?

Дети: Лук!

Мышка: Правильно, лук! А как вы догадались? А какой лук. Расскажите мне про него (ответы детей).

Мышка: Молодцы, ребята. Все мои загадки отгадали. Все-то вы про овощи знаете. А сейчас я хочу вас угостить. Я приготовила для вас кусочки овощей вкусные-превкусные. Только одно условие: пробовать вы их будете с закрытыми глазами. Договорились?

Дети: Да!

Мышка: Ну, тогда закрывайте глазки, и начинаем пробовать.

Проводится дидактическая игра "Угадай вкус"

Мышка: А теперь мне скажите, кто что съел? Ты, Настя? Ты, Ваня?

Какое на вкус? Вам понравилось?

А вы знаете, ребята, что во всех овощах много витаминов, которые очень для нас полезны. Если вы будете кушать овощи, то Что это за рысачок

Завалился на бочок?

Сам упитанный, салатный.

Верно, детки… (Кабачок)А вы знаете, где растут овощи?

Дети: На огороде, на грядке.

Мышка: Правильно, на огороде. А у кого есть огород? (ответы детей) А вы любите трудиться на огороде?

Дети: Да!

Мышка: А как? Вы мне покажете?

Дети: Да!

Проводится физкультминутка «На огороде»

В огород сейчас пришли – ходьба на месте

И лопаты принесли, – имитация переноса лопат на плече

Будем дружно мы копать,

Семена потом сажать,

Лейки в руки мы возьмем,

Грядки дружно все польем

Дети выполняют движения согласно тексту.

Осенью придем опять,

Чтобы урожай собрать – руки на поясе, 3 шага вперед, притоп. 3 шага назад, притоп.

Воспитатель: Детки а давайте мы мышке подарок сделаем. Я предлагаю вам вырезать из бумаги овощи. А чтобы мышке удобно было их нести домой, мы и сложим в корзину. Вы согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Мышка, мы приглашаем тебя к нам в гости, где ты посмотришь, как ребята будут вырезывать и наклеивать овощи.

Дети вырезывают из бумаги овощи, наклеивают их в корзину. После окончания работы, дети дарят корзину мышке.

Мышка: Спасибо, ребята, какие вы молодцы. Мне очень понравилось. Приходите ко мне еще в гости. До свидания.

Дети: До свидания.



Предварительный просмотр:

                    МБДОУ  ЦРР  детский  сад №2  «Солнышко»

Сценарий  экологического  развлечения  в  подготовительной  группе

                   

                       

                «Больная  принцесса»

В рамках  реализации проекта  «Огород под крышей»

                                                     

                                                      Воспитатель первой  

                                                      категории  Бзезян  С.Т.

В  нарядно  украшенный  зал  входят  дети  и исполняют  хороводную  осеннюю  песню.

Появляется  Осень:

Здравствуйте, мои  друзья,

Заждались?  А вот  и я!

Лето  красное  стояло,

Время  мне не уступало.

Но  всему  приходит  срок,

Я  явилась на порог.

Рада  видеть снова  всех,

Слышать  ваш  веселый  смех.

Объясните  мне, ребята,

Ничего  я не  пойму,

Что  за  праздник  здесь сегодня,

Нарядились почему?

1р.

Ну,  как  же  Вы  не знаете?

Сегодня  здесь, сейчас

Праздник  урожая  начинается  у нас.

2р.

Представление  нынче  непростое,

Представление  нынче  овощное – витаминное.

Воспитатель:

Дорогие  дети! Сегодня  вас ждет  встреча  со  сказкой.

Ваши друзья  превратятся  в сказочных  героев.

А  в какие,  вы сейчас  узнаете.

( входит  волшебница  и с важным  видом прохаживается  по залу)

Воспитатель:

Постойте, погодите, куда  же  Вы спешите,  уважаемая Волшебница?

Волшебница:

Мое  почтение  мои друзья!

Мне  опаздывать  никак  нельзя.

В  замке  волшебном случилась  беда,

Грусть поселяется  там  навсегда.

Радости нет – принцесса  больна,

Читайте  скорее  указ  короля.

(протягивает воспитателю  указ  и уходит)

Указ

Воспитатель:

Всем  жителям   сказочного  королевства!

Король с почтением  просит  вас  явиться  ко  двору  в тот  час.

Целебно - витаминные  средства  с собой  возьмите,

Принцессу - дочурку  мою  исцелите!

(Принцесса  больная  сидит  на троне,  входит  под музыку  доктор  Айболит  и тащит  сундук)

Айболит:

Приветствую всех вас,

Прошу  прощения, друзья

За  то, что  опоздал.

Я - доктор Айболит.

Откройте рот, скажите  а-а-а.

Что ж,  горло  красное  слегка.

Принцесса:

Ох!  Как  голова  болит!

Может  быть аппендицит?

Я  еще  подозреваю

У себя  радикулит,

Свинку, коклюш, грипп, бронхит…

Айболит:

Так, друзья,  без  промедления

Назначаю  я лечение!

Чтоб  здоровым, сильным  быть,

Надо  овощи  любить

Всем без исключения,

В  этом нет сомнения.

В  каждом  польза  есть  и вкус

Кто  главней -  я не берусь

Кто  из  них  вкуснее,

Кто  из  них  нужнее,

Витамины   все важны,

Дети, вам  они  нужны!  (поднимает  указательный палец  в знак  важные гости)

Принцесса:

Что  за  овощи  такие -
Витамины  овощные.

Где  растут  и где  найти?

Айболит:

Нам  поможет  сундучок.( открывает  крышку)

Сундучок,  сундучок,

Разукрашенный  бочок.

Свою  крышку  открывай,

Нас  скорее  удивляй!

Собирайтесь, детвора,

Наряжайтесь  вы, друзья!

В  сказке  может все  случиться

Сказка  наша  впереди.

Сказка   наша овощная,

Витаминная  такая.

                                                     Музыка. Дети  надевают маски овощей

Ведущий:

Мы  расскажем  вам сказку

Не  про курочку  Рябу,

Не  про  Машу и Мишку,

А про деда  и бабу.

-Посадили  они  в срок

Витаминный  огород:

И  горошек  и лучок,

Огурец  и помидор,

И картошку  и морковку,

И капусту, и редиску.

( имитация  посадки под  музыку  в сопровождении слов  автора)

Автор:

Поливали, поливали

Удобряли, удобряли,

И пололи, и копали,

Выросли  овощи  в срок.

Время- времечко  идет,

Дело  к осени ведет,

Поспевает  огород.

Танец  овощей.

Дед:

Посмотрю  на наши грядки-

Все  ли там  у нас  в порядке?

Витамины  все  растут?( ходит  между  грядками  и приговаривает)

И  горошек  и лучок,

Огурец  и помидор,

И горошек  и лучок,

И картошку  и морковку,

И капусту, и редиску.

Ой, ой, ой!

( Дед  боится, убегает)

Ведущий:

Дед пустился  наутек, скорей  бабушку  зовет.

Дед:

Бабка!

Бабка:

Что случилось, кто  зовет?

Дед:

Ты  пойди- ка в огород,

Там  на грядке  рядом с редькой

Странно- чудище живет.

Под  листочком сидит

И рычит  и  пыхтит.

Бабка:

Стал  мой  дед  староват,

Стал  мой дед  трусоват.

Как  увидит  он  мышонка

Затрясется  бородой.

Надо  дедушке  помочь.

Посмотрю сама  я в грядки-

Все  ли там  у нас  в порядке?

(идет в огород, обходит грядки)

И  горошек  и лучок,

Огурец  и помидор,

И картошку  и морковку,

И капусту, и редиску.

Ой, ой, ой!

(Баба  убегает)

Ой, беда, беда, беда,

Надо  внучку  звать  сюда.

Внучка,  внученька!  Вместе  зовут

Внучка:

Я  из леса  к вам  бегу,

Набрала  грибов  лукошко, Отдохну  сейчас  немножко.

Садится на скамеечку.

Бабка:

Внучка, некогда  сидеть.

Дед:

В  огород скорей  беги, помоги нам, помоги!

Внучка:

Что  случилось?

Ой,  беда, беда!

Странный  зверь сидит на грядке,

В  огороде  под  листком.

Внучка:

Ну-ка, бабушка, постой!

(отдает  корзину  и идет  в огород)

Внучка:

Бабушка  и дедушка!

День нелегкий  выдался,

Посмотрю – ка  я на грядки:

Все  ли  там  у нас  в порядке?

В огороде  мы  сажали

И морковку, и горох,

Огурцы  и помидоры,

И картошку ,  и  лучок.

Каждый  вечер  поливали,

Удобряли, удобряли, поливали  и копали.

(под редиской  видит  ежика)

Вот  так  чудище  сидит

И на  всех  оно  пыхтит.

Значит, будешь  помогать

Урожай  наш собирать!

                                                                         Танец  урожая

Айболит:

Слушал  вас  с большим  вниманием,

Всем  «Спасибо» говорю.

И  для  вас  я приготовил

Интересную  игру.

Овощей для  вас припас

Целую  корзину.

Всем известно:  в  овощах

Много  витаминов.

(Дает  корзину  принцессе)

Выходят  Витамины

Вит.  «А»

Помни  истину  простую-

Лучше  видит  только  тот,

Кто  жует  морковь  сырую

Или пьет морковный  сок!

Вит « В»

Свекла, яблоко,  картофель,

Репа, тыква, помидор,

Витамины « В» имеют

И отдать  нам  их сумеют.

«В»  в наружной  части злаков,

Хоть  он  там  не  одинок.

Это  вовсе не беда,

Группа « В» там  есть всегда.

Витамин «С»

А  вот  «С» едим  со  щами,

И  с плодами - овощами.

Он  в капусте  и в шпинате,

И  в шиповнике, в томате.

Поищите  на  земле

И в салате, щавеле.

Лук, редиска, репа, брюква,

Укроп, петрушка, клюква,

И лимон  и апельсин,

Ну,  во всем мы  «С» едим!

Вит.  «Д»

Рыбий  жир  всего полезней,

Хоть  противный, надо пить.

Он спасает  от болезней.

Без  болезней  лучше  жить!

Воспитатель:

Вот,  сколько,  много  витаминов  в овощах!

В каком  супе  много  овощей?(борщ)

Игра  «Сварим  борщ»

Игра   «Приготовим  салат»

Принцесса:

Спасибо, вам, мои  друзья,

За  то, что вы  спасли меня!

Болеть я  больше  не согласна,

И чувствую  себя  прекрасно!

В честь моего выздоровленья

Примите от  меня  вы угощенье.



Предварительный просмотр:

«Огород  посадим  сами

своими  добрыми руками»

Долгосрочный экологический  проект

                                                   

Руководитель  проекта-

                                                                    воспитатель  первой  категории  

                                                          Бзезян Светлана  Торосовна

1стр.

Девиз:

Научиться  ведать  природу,

 приобщаться  к ней, быть

 ей  не чужим, а близким своим.

Цель:

Формирование  экологического  сознания  у дошкольников

Задачи:

1.Помочь  детям  увидеть,  почувствовать  мир  природы. стараясь  приумножить  ее  богатства,  трудясь, исследуя, изучая  и бесконечно  любя.

2.Воспитывать  экологическую  культуру, дать  уроки      нравственности и эстетики.

3.Способствовать развитию  речи, памяти, творческого  воображения, логического  мышления  и самореализации  личности.

4. Накопление   опыта  гуманного  отношения  к растениям и животным, овладение  умениями  ухода за  ними.

                                                             

Мотивация  детей  на  отношение  к природе

                                        Я                                  

                                                                           МИР

ДОБРО

             

         ЛЮБОВЬ                ТЕРПЕНИЕ

                                     

       

      Организованная  форма  обучения

Систематичность,                      Целевые  прогулки                 Творческая деятельность

непрерывность изучения             НОД                                       по  природосберегающей  

экологического  материала                                                      тематике

   Организованная  

   форма  обучения

                                   

Обучение  технологиям                                            Формирование стратегий

получения  научной                                                рационального  

 информации о                                                            природопользования

  мире природы

                                         Привитие  технологий

                              взаимодействия  с природными  

                                                   объектами

                                                                                                                                                                                                                 Самостоятельная  деятельность  детей

Стимулирование  желания                                                           Экспериментаторская и

ребенка  самостоятельно                                                                опытническая                                              

 ухаживать  за растениями                                                          деятельность     ребенка

             

                      Просмотр  научных  фильмов,

                                        мультфильмов,   компьютерные  игры

 

Самостоятельная

 деятельность  детей

                                    

Различные  виды                     Стимулирование                  Рассматривание  книг,

экологических  игр               самостоятельной                      иллюстраций, чтение

                                                 деятельности      детей             подобранной  экологической

                                                                                                      литературы        

                                                                                           

Модель  построения  занятия

                                                     

                                                            1.

            Информационный  блок

*эмоциональный  настрой  (ритуал  начала  занятия)

*наблюдение, игры - перевоплощения                    

*беседа ( рассказ) игры - беседы

*экологический  тренинг, мини - этюды

*работа  с интерактивными  таблицами.

                              2.

              Эмпатийный  блок

*игры  на развитие  экологического  воображения

                     

                           3.

             Практический  блок

*Опытническая  деятельность, релаксация, ритуал  окончания  занятия

Начало  проектной  деятельности педагога                         2012 год.

               Содержание  работы:

-Экскурсия  с детьми    в   соседние  теплицы.

 -Беседа  по содержанию наблюдений.

-Рассматривание овощей, сенсорные  игры  на обследование  наблюдаемых  объектов.

-Разучивание  стихов, пословиц, загадок  об овощах.

-Театрализованная  деятельность.

-Настольно - дидактические  игры.

-Просмотр  мультфильмов  по данной  тематике.

-Художественно - продуктивная деятельность  по содержанию  изученного.

-Развлечение или  досуг  на тему «Огород»

                                                                         

Опытническая  деятельность  (фото)

-Изучение  свойств  почвы.

-Заготовка  и проращивание  семян.

-Посадка  семян в контейнеры.

-Формирование навыков  работы  с детским  посадочным  инвентарем.

-Первые  всходы.

- Измерение  роста  рассады.

- Уход  за растениями.

-Пикировка  рассады.

-Ведение  календаря  наблюдений.

-Огород на окне.

-Вот  и наш  урожай!

С наступлением весны  начинаются  весенние работы на  мини - огороде

-Посадка  рассады  капусты

-Прошлогодняя петрушка.

-Мы  капусту  посадили,

Поливали и рыхлили.

-Вот  укроп  душистый,

Полезный  и пушистый!

-Мы  лучок  посадили,

А затем его рыхлили.

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Под крышей дома твоего"

Конспект совместной деятельности "Под крышей дома твоего"Образовательная область: "Социализация" - расширять представления о правах детей."Право на дом и семью" - "Декларация прав ребенка"....

Аппликация с элементами рисования. "Сосульки на крыше"

ЗАНЯТИЕ.АППЛИКАЦИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ РИСОВАНИЯ.ТЕМА: «Сосульки на крыше".     Интегрированная группа (разновозрастная)       Воспитат...

"Дом под крышей голубой"

Дать детям понятие о том, что природа - наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Упражнять в составлении небольших рассказов на тему «...

Конспект НОД по экологии для подготовительной группы «Дом под крышей голубой».

Данная НОД обобщает и закрепляет знания о живой и неживой природе, их взаимосвязи, использования человеком живой и неживой природы....

Рассказ Л.Н. Толстого « Спала кошка на крыше….». Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, музыкально – художественная, восприятие художественной литературы.

Рассказ Л.Н. Толстого « Спала кошка на крыше….».Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно –  исследовательская,  музыкально – художественная, восприятие художе...

Проект_Дом под крышей голубой

Презентация проекта по экологии "Дом под крышей голубой" и документ "Визитная карточка экологического проекта "Дом под крышей голубой"....

"Дом под крышей голубой"

Показать Землю как  дом всех людей и всех живых существ....