Москва-столица России
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Онипченко Ольга Николаевна

Презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКВА - СТОЛИЦА РОССИИ»

Образовательная область «Познание (формирование целостной картины мира)

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация» «Чтение художественной литературы», «Музыка»

 Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, коммуникативная.

Программное содержание: стимулировать познавательный интерес к истории нашей Родины; расширять представления о столице нашей Родины - Москве; познакомить с её достопримечательностями; учить рассказывать о Москве; воспитывать уважение к своему народу, любовь к Родине и гордость за нее.

Планируемые результаты: знает и называет столицу России; может рассказать об особенностях герба города Москвы; флага РФ

Материалы и оборудование: фотографии достопримечательностей Москвы; герб Москвы; запись колокольного звона на Спасской башне Кремля, аудиозапись гимна Москвы в исполнении детей; презентация «Москва – столица России», ноутбук, черно-белые иллюстрации «Москва» для раскрашивания, цветные карандаши.

Содержание организованной деятельности детей

Настрой на работу. «Заряд бодрости». Инструкция: «Закройте глаза, ни о чем не думайте, чуть-чуть опустите голову. Одну минуту вы отдыхаете. Теперь с закрытыми глазами вы представляете, что ваша голова становится легкой, свободной, что вы способны легко усваивать новое. Открываем глаза и с новыми силами принимаемся за работу».

Вводное слово воспитателя. Педагог читает стих Фёдора Глинки:

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах…

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!..

                                               Ход занятия

В. – Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о нашей  Родине.

В. – Как вы думаете, что же такое Родина?

Ребёнок – Если скажут слово «Родина»

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка – скромница

И ромашковый бугор….

А другим наверно вспомниться

Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

В.– Давайте вместе с вами подойдем к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она, наша Родина? (ответы детей)

В. – Верно, большая, необъятная, огромная, красивая! Есть здесь и моря, и океаны, реки и озера, горы и леса.

В. – А кто знает, как называется наша Родина?

В.– Верно, Россия. Мы живем с вами в стране, у которой удивительно красивое имя. А вы знаете, почему у нее такое название?

Ребёнок:

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

 За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.

В.– Кто из вас знает, как в старину называлась наша страна?

– Русь, Земля Русская, Русь деревянная, белокаменная, Святая Русь.

Ребёнок:

… Такой большой старинный город,

Гордится им моя страна!

Всем городам он – голова,

Столица Родины – Москва.  ( показ слайда «Москва»)

В.- Города - удивительное творение рук, ума, таланта человека. Маяковский так написал: «Начинается земля, как известно, от Кремля». Как вы понимаете смысл этих слов? Давайте поговорим сегодня о столице нашей Родины - Москве.

 Беседа на тему «Москва - столица России».

В.- Сегодня мы отправимся в город, о котором говорят так: «Москва - белокаменная, златоглавая, краснозвонная, хлебосольная да приветливая».

         Москва по-особенному разговаривает с горожанами и своими гостями. (Педагог включает запись колокольного звона, боя часов на Спасской башне, хода часов.) На что похож голос города? (На биение большого сердца.) 

    В.- Москва - столица России. Кто знает, что значит слово «столица»?

   Ребёнок: (Столица - главный город страны.) Как вы думаете, справедливо ли то, что какой-то один из городов называют главным? Все города хороши, но как в семье бывает кто-то, кого больше всех слушаются, так и в стране должен быть город, в котором принимаются важные для всей страны решения. Иначе была бы неразбериха. Но на главном городе и самая большая ответственность, от него ждут помощи и защиты.

Физминутка. 

Дети маршируют со словами:

Мы учили песенку, а в песенке слова:

«Здравствуй, наша Родина, Город наш... (Москва.)

Что за площадь есть в Москве там, где башня Спасская?

Эту площадь знают все, эта площадь... (Красная.)

Показ слайда «Красная площадь».

В.– Верно, Красная площадь. А откуда это название?

Да, в старину слово «красное» значило красивое, главное. Какие ещё образные выражения, связанные с этим, словом вы знаете?

Дидактическое упражнение «Подбери образное выражение».

– Красная девица, красно солнышко, весна-красна, лето красное и т.д.

В. – А какие мероприятия проходят на Красной площади в наши дни?

      Ребёнок -  здесь проводятся демонстрации трудящихся. Проходят военные парады с участием военной техники, показывающей мощь нашей страны. В дни больших праздников в небо над Красной площадью взлетает салют, проходят народные гуляния.

                       Показ слайда «Московский Кремль».

В. – Что же это?

– Верно, это Кремль.

   Ребёнок - Ребята, слово «Кремль» очень древнее. Кремлем или детинцем на Руси называли укрепленную часть в центре города, другими словами крепость.

В старину времена бывали разные. Случалось, что на русские города нападали несметные вражеские силы. Вот тогда-то жители города и собрались под защиту своего кремля.

Первый Кремль был деревянным, построили его по приказу князя Юрия Долгорукова.

   Ребёнок - При следующем правителе – Дмитрии Донском Кремлю построили другие стены – каменные, толщиной в два-три метра. Кремль так поразил современников красотой своих белых стен, что с тех пор Москву стали называть белокаменной.

И только через сто лет построили новые стены, теперь уже из кирпича.

У Московского Кремля двадцать башен и все они разные, двух одинаковых нет. У каждой башни свое имя и своя история.

 В. – Ребята, а кто работает в Московском Кремле?

– Верно, здесь работает наше правительство и президент. Поэтому здесь развивается

государственный флаг России.

                             Показ слайда «Государственный флаг России».

В.– Что вы можете рассказать о флаге России?

   – Что означают цвета флага?

Ребёнок- Флаг России – трёхцветный (белая, синяя, красная полосы)

-Что означает белая полоса? (Белый цвет-цвет мира. Он говорит, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает).

-Что означает синяя полоса? (Синий цвет- это цвет неба, вера, и правда. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей).

-Что означает красная полоса? (Красный цвет-сила, огонь, отвага.

 Это кровь, пролитая за Родину).

В.– А что вы можете рассказать о гербе России?

          Показ слайда «Герб России».

Ребёнок – У каждой страны есть герб. Российскому гербу очень много лет.

На нём изображён двуглавый орёл.

Почему головы орла смотрят в разные стороны?

Русское государство очень большое и головы орла смотрят одна на запад, другая на восток. Двуглавый орёл означает, что государство хоть и большое, но единое.

На верху герба корона – это означает что страна живёт по своим законам.

В лапах орла, посох, ещё его называют скипетр. Посох означает, что раньше в России правил царь. В другой лапе орла – шар, ещё его называют держава – это значит могущество, сильное государство.

-Что означает корона? (закон)

-Что означает посох (скипетр)? (власть)

-Что означает держава? (могущество, сильное государство)

- В центре герба находится герб Москвы.

  Вы знаете, что у каждого города есть герб.

- Почему герб Москвы находится в середине герба? ( ответы детей)  (Москва –столица, главный город).

В.– Где можно увидеть герб страны?

– Верно, на важных государственных документах, на печатях, на паспорте граждан России, на российских монетах, на пограничных столбах.

В. -  Ещё у каждого государства есть гимн.

Гимн – это торжественная песня.  Её исполняют в самых торжественных случаях.

(Во время праздников, важных событий. Когда побеждают наши спортсмены на соревнованиях, то поднимается флаг и звучит гимн).

Мы с вами его сегодня исполним (звучит гимн в исполнении детей).

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах…

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!..

На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь,
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну – наш общий дом.
В. Степанов

– Как вы думаете, что же такое Родина?

Ребенок:

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.

Ребенок:

Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.

Ребенок:

Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.

За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.

– Русь, Земля Русская, Русь деревянная, белокаменная, Святая Русь.

… Такой большой старинный город,

Гордится им моя страна!

Всем городам он – голова,

Столица Родины – Москва.

(Столица - главный город страны.) Как вы думаете, справедливо ли то, что какой-то один из городов называют главным? Все города хороши, но как в семье бывает кто-то, кого больше всех слушаются, так и в стране должен быть город, в котором принимаются важные для всей страны решения. Иначе была бы неразбериха. Но на главном городе и самая большая ответственность, от него ждут помощи и защиты.

 На красной площади в наши дни?

– здесь проводятся демонстрации трудящихся. Проходят военные парады с участием военной техники, показывающей мощь нашей страны. В дни больших праздников в небо над Красной площадью взлетает салют, проходят народные гуляния.

«Московский Кремль».

– Что же это?

-  слово «Кремль» очень древнее. Кремлем или детинцем на Руси называли укрепленную часть в центре города, другими словами крепость.

В старину времена бывали разные. Случалось, что на русские города нападали несметные вражеские силы. Вот тогда-то жители города и собрались под защиту своего кремля.

Первый Кремль был деревянным, построили его по приказу князя Юрия Долгорукова.

При следующем правителе – Дмитрии Донском Кремлю построили другие стены – каменные, толщиной в два-три метра. Кремль так поразил современников красотой своих белых стен, что с тех пор Москву стали называть белокаменной.

И только через сто лет построили новые стены, теперь уже из кирпича.

У Московского Кремля двадцать башен и все они разные, двух одинаковых нет. У каждой башни свое имя и своя история.

  «Государственный флаг России».

  • Белый – цвет мира и чистоты совести.
  • Синий – небо, верность и правда.
  • Красный – огонь и отвага.

Ребенок: «Флаг России»

Белый цвет – березка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.

Показ слайда «Герб России»

– А что вы можете рассказать о гербе России?

Ребенок: «Герб России»

У России величавой
На гербе орел двуглавый.
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.

– Герб России представляет собой темно – красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. На груди орла помещен герб Москвы. Это означает, что Москва – столица России. Это тоже темно – красный щит с изображением на нем всадника – Героя Победоносца в серебряных доспехах. Он поражает копьем черного змея.

– Где можно увидеть герб страны?

– Верно, на важных государственных документах, на печатях, на паспорте граждан России, на российских монетах, на пограничных столбах.

– Наша страна, ребята, великая, сильная и красивая. Но страна это не только леса, поля, реки о города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. В России живут люди разных национальностей: русские, армяне, украинцы, осетины, черкесы и др. Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Но все они живут в мире и дружбе.

– А какие пословицы о дружбе вы знаете?

(Дети называют пословицы, выученные ранее).

  • Друг за дружку держаться – ничего не бояться.
  • Человек без друзей, что дерево без корней.
  • Там где дружат – живут, не тужат.
    Начался разлад – и друзьям не рад.
  • Хорошая дружба крепче каменных стен.
  • Новых друзей наживай, а старых не забывай.
  • Доброе братство дороже богатства.
  • Нет друга – ищи, а нашел – береги.

  • Какие пословицы и поговорки вы знаете о великом городе Москве?

  • Москва — сердце России.
  • Говорят в Москве, а слушают по всей стране.
  • Москвой-столицей весь народ гордится.
  • Москва от глаз далека, да сердцу близка.
  • Москва не клином сошлась, околицы нет.
  • Москва не сразу строилась.
  • Кто в Москве не бывал, красоты не видал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Москва - столица России. Герб Москвы

Уточнение знаний детей о родном городе, закрепление знаний о понятии «столица».Знакомство детей с понятием "герб", с символикой московского герба....

Конспект занятия. Речевое развитие. «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»

Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечательностях Красной площади....

«Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»

laquo;Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»...

Открытое занятие Речевое развитие «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»

Старшая группа Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о Красной площади Москвы.Программное содержание:1.Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечате...

Конспект занятия по теме: «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»

Цель:  учить составлять короткий описательный рассказ о Красной площади Москвы.Программное содержание:Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечательностях Кр...

Конспект занятия по теме: «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»

Цель:  учить составлять короткий описательный рассказ о Красной площади Москвы.Программное содержание:Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечательностях Кр...