Учебно- исследовательский проект "Все профессии нужны"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Горбунова Ольга Егоровна

Профессия – это специальность, которая дает человеку средства к существованию, на которые он может содержать себя, свою семью и свое жилище. Как появились профессии? Что такое профессиональная трудовая деятельность?     Что следует знать о профессиях?  Сколько существует профессий?  Как правильно выбрать профессию? Своим исследованием  мы хотим показать, как много профессий существует на земле, расширить представления детей о профессиях, воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий, понимать значимость профессий в жизни людей. Цель проекта: расширять и обобщать представление детей о профессиях, трудовых действиях. Развитие познавательного интереса к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-_issledovatelskiy_proekt_vse_professi_nuzhny_.docx805.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Исследовательский проект для детей 6-7 лет

 «Все профессии нужны»

        

Подготовила

воспитатель

Горбунова Ольга Егоровна

г. Покачи

Аннотация

Профессия – это специальность, которая дает человеку средства к существованию, на которые он может содержать себя, свою семью и свое жилище. Не любой человеческий труд может считаться профессиональным. Как появились профессии? Что такое профессиональная трудовая деятельность?     Что следует знать о профессиях?  Сколько существует профессий?  Какие профессии можно назвать исчезающими, а какие новые профессии появляются в наши дни? Как правильно выбрать профессию? Своим исследованием  мы хотим показать, как много профессий существует на земле, расширить представления детей о профессиях, воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий, понимать значимость профессий в жизни людей.

Цель проекта: Расширять и обобщать представление детей о профессиях, трудовых действиях. Развитие  к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

Задачи проекта:

- изучить литературу: книги, справочники, журналы, в которых рассказывается о профессиях;

- формировать реалистические представления о труде людей;

- углубить представления дошкольников о профессии;

- помочь понять детям, о важности, необходимости профессии;

- сделать самооценку, подвести итоги в виде презентации проекта.

Участники проекта: воспитатели группы,  дети подготовительной  группы,  родители  воспитанников.

Методы и приемы: В рамках исследования  были использованы следующие методы и приемы работы: изучение и анализ литературных источников,  интернет - ресурсов, наблюдение, экскурсии на рабочее место родителей, анкетирование, беседы с детьми на заданную тему  и интервью  с родителями.

Ожидаемые результаты:     В результате проведённых мероприятий будут достигнуты следующие результаты: дети познакомятся с историей возникновения профессии, расширят знания и представления о некоторых профессиях,  узнают о важности и необходимости каждой профессии, у детей возникнет желание задуматься о выборе будущей профессии. В ходе реализации проекта мы расширили представления детей о профессиях, содействовали развитию коммуникативной культуры детей, кругозора, мышления, внимания, наблюдательности, воспитывали уважительное отношение к людям труда и их профессиям.

План исследований

Проблема: У детей представления о профессиях ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но об этих знакомых профессиях дети знают  мало. Между тем, оказывается в современном мире существует огромное количество профессий. Мы решили узнать для чего нужна профессия, какие профессии бывают, сколько профессий на земле, какие профессии важные, а какие нет? Как правильно выбрать профессию?

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: профессия.

Гипотеза: человеку нужна профессия, где он сможет проявить себя, которая позволит ему получать деньги и удовольствие от своей работы.

1 этап - поисковый

Предполагаемые итоги реализации проекта:

1.        Знание детьми информации о профессиях.

2.        Понимание значения слова  «профессия».

3.        Умение самостоятельно организовывать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний о профессиях.

4.        Изготовление книги о профессиях.

5.        Рассказы детей о профессиях.

Сбор сведений

        Задать вопросы:

•        Что вы знаете о профессиях?

•        Что вы хотите знать о профессиях?

•        Что для этого надо сделать?

Разработка плана проекта

1.        Отобрать иллюстрации о профессиях;

2.        Найти литературу, рассказывающую о профессиях.

3.        Обратиться за помощью к родителям.

2 этап - аналитический

Разработка проекта

        Создать развивающую среду:

•        Внести в группу картины о профессиях.

•        Пополнить уголок книги следующими произведениями: Б. Алмазов «Матросская лента»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», «Почта»; С. Михалков «Дядя Степа», «Служу Советскому Союзу!»; Д. Родари «Чем пахнут ремесла?», «Какого  цвета ремесла?»; Б. Никольский «Как солдат стал солдатом».

•        Внести дидактические и настольные игры: «Кому что нужно для работы», «Построй свой город», «Ассоциации - профессии», «Лото - пазлы», «Знаем все профессии».

•        Изготовить альбом «Стихи о «профессиях».

Организовать непосредственную образовательную деятельность. 

•        Речевое развитие. Тема: «Профессии». Составление рассказов по картинам.

•        Социально- личностное развитие. Тема: «К кому можно обратиться, если ты потерялся на улице?».

•        Художественная литература. Чтение рассказа «Человек заболел»

•        Продуктивная деятельность (рисование) –  «Кем я буду?».

•         Конструирование из бумаги «Автомобиль».

        Совместная деятельность воспитателя с детьми:

•        Изготовление с детьми карточек для сюжетно ролевой игры  «Больница»;

•        Экскурсия в медицинский кабинет, на кухню, в прачечной, в библиотеке;

•        Наблюдение на прогулке за «скорой помощью»;

•        Чтение художественной литературы по теме проекта;

•        Беседа «На приеме у врача», «Как готовит повар?»;

•        Чтение стихов о профессиях.

        Самостоятельная деятельность детей:

•        Настольные и дидактические игры «Профессии», «Кем быть?»,  «Ассоциации», «Кому, что нужно для работы?», «Знаем все профессии»;

•        Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Кафе», «Кулинария», «Театр».

Взаимодействие с семьей:

•        Организовать встречу с мамой Тихомирова Георгия, для рассказа о профессии «работника банка»;

  • Совместные рисунки родителей и детей на тему «Профессия родителей»;
  • Сочинение коротких рассказов детей и родителей об их трудовой деятельности;
  • Выставка фотографий с места работы родителей;

•        Выставка детских рисунков «Кем я буду?».

3 этап – практический

Содержание

Непосредственно образовательная деятельность

  • Познавательная деятельность (речевое развитие). Составление рассказов по картинам. Тема: «Профессии».
  • Социально- личностное развитие.

Тема: «К кому можно  обратиться, если ты потерялся на улице?».

  • Художественная литература.

 Чтение рассказа «Человек заболел», «Кто главный в лесу?».

  • Рисование. Тема: «Кем я буду?».

Совместная деятельность с детьми, осуществляемая в ходе режимных моментов

  • Игровая деятельность: сюжетно ролевой игры: «Магазин», «Кафе», «Кулинария», «Больница», «Парикмахерская».
  •  Дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Профессии», «Знаю все профессии», «Лото- профессии».
  •  Экскурсия в магазин, в медицинский кабинет, к светофору, на кухню.
  • Чтение произведения В. Маяковского «Кем быть?»; С. Маршака «Почта», «Пожар», «Самолет летит» Винокуров.
  • Чтение стихов о профессиях, загадывание загадок.
  •  Рассказы детей из личного опыта « На приеме у врача».

Самостоятельная деятельность детей

  • Рассматривание картин,  иллюстраций: повар, учитель, врач, продавец, предметы и инструменты людей разных профессий.
  • Рисование людей и предметов, нужных для  работы.
  •  Раскрашивание раскрасок  по теме «Профессии».
  • Сюжетно ролевые игры.
  • Лепка предметов труда для повара.

Взаимодействие с семьей

  • Организация встречи с мамой  Тихомирова Георгия, Есир Зинаиды, Фомичева Владимира  для рассказа о профессии работника банка, повара, бухгалтера.

Участие  родителей.

  1. Поиск информации в интернете.
  2. Участие в анкетировании.
  3. Помощь в создании книги и презентации о профессиях.
  4. Беседы.

4 этап - презентация проекта

Изготовление книги.

1. Дети составляют небольшой рассказ о своей профессии по плану,  составленному  совместно с воспитателем:

1.Кто это?

2.Где работает?

3.Какую носят форму?

4.Что делает?

5. Что нужно для работы?

2.Готовят рисунки о профессиях.

5 этап - итоговый

1. Рефлексивная беседа: О каких профессиях  вы хотели бы узнать?  Что бы вы хотели узнать об этой профессии?

2. Встреча с родителями.

Описание работы

С помощью взрослых (воспитатели, родители) провели ознакомление со специальной литературой, материалами сети интернет (картинки,  мультимедийные презентации, информация). Было проведено анкетирование родителей на тему «Нравится ли Вам ваша профессия». Собрав информацию о профессиях родителей, стихи об их профессиях, сочинив рассказы, мы оформили книгу «В мире профессий». С помощью  своих рисунков красочно иллюстрировали ее. Каждый составил небольшой рассказ о своей профессии по плану,  составленному  совместно с воспитателем:

1.Кто это?

2.Где работает?

3.Какую носят форму?

4.Что делает?

5. Что нужно для работы?

Особое внимание уделялось тому, что «…все профессии нужны, все профессии важны,!». Каждый из нас побывал на рабочем месте мамы или папы. С помощью сделанных фотографий оформили фотовыставку «Мы- будущие профессионалы».

Во время экскурсий, мы с интересом наблюдали за работой людей разных профессий.

Вместе с воспитателями мы подготовили атрибуты для сюжетно- ролевых игр: больница, магазин, парикмахерская, школа, почта. Теперь эти атрибуты мы используем в играх.

Мы выучили стихи, загадки о профессиях, прочитали рассказы, сказки, стихи.

Мы узнали важность основных профессий, работая самостоятельно, в парах, в группах и коллективно, используя различные источники информации. В ходе проекта «Все профессии нужны» дети закрепили знания о том, что такое профессия, для чего человеку необходимо трудиться, работать. Как появились профессии? Что такое профессиональная трудовая деятельность? Что следует узнать о профессиях?  Сколько существует профессий?  Какие профессии можно назвать исчезающими и, какие новые профессии появляются в наши дни? Как правильно выбрать профессию?

Почти все дети стали логично, последовательно и чётко рассказывать об известных им уже профессиях. Теперь дошкольники подготовительной группы более ответственно относятся к выполнению поручений, дежурствам, хозяйственно - бытовому труду. Стараются оказать помощь окружающим, поддерживать порядок в группе. Дети стали бережнее относиться к одежде, игрушкам, окружающим предметам, мебели, так как у многих сформировалось ценностное отношение к собственному труду и труду взрослых.

        

Продукты проекта:

  • Книга о профессиях родителей «В мире профессий».
  • Выставка рисунков о профессиях родителей «Моя профессия».
  • Экскурсии в библиотеку, музей, медицинский кабинет, на прачку, магазин.
  • Выставка фотографий детей с родителям на работе «Мы- будущие профессионалы».
  • Подбор книг о профессиях.
  • Составление  рассказов о  профессиях (совместно с   родителями).
  • Чтение стихов о профессиях, загадывание загадок.
  • Красочные информационные буклеты.
  • Рисование. Тема: «Кем я буду?».
  • Лепка предметов труда для повара.

Список используемой литературы

  1. Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия с детьми старшего дошкольного возраста по                 разделу «Социальный мир».- Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/В.И.Логинова и др.,   под ред. Т.И.Бабаевой, З.И.Михайловой, Л.М.Гуревич: Изд.з-е, перераб.- Спб: Детство-Пресс, 2004.- 244с.
  3. Дыбина О.В. «Что было до…Игры- путешествия в прошлое предметов».-ТЦ «Сфера», 2004г.
  4. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. М., 2000.
  5. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду».-  Ярославль, 2002.
  6. Потапова Т.В. «Беседы с дошкольниками о профессиях».-М.: ТЦ Сфера,2003.
  7. Санкина Л.К. «Познание предметного мира».- Волгоград: Учитель, 2009.
  8. Материалы Интернет-ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская работа "Профессия моей мечты – стоматолог"

Учебно-исследовательская работа "Профессия моей мечты – стоматолог" на детской научно-познавательной конференции «Учёный гномик»....

Конспект занятия в старшей группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Все профессии нужны, все профессии важны».

Конспект занятия в старшей группев разделе «Познавательно – исследовательская деятельность»по теме «Все профессии нужны, все профессии важны»....

Творческо-исследовательский проект "Все профессии нужны - все профессии важны"

Актуальность проекта. Профессий много в мире есть,Их невозможно перечесть.Сегодня многие нужны,И актуальны, и важны:Спасатель, фермер, гувернер,Телеведущий и актер,Автомеханик, финансист,И менедж...

Все профессии важны, все профессии нужны «Профессия - строитель» (Учебное пособие для детей 5-7 лет)

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представ...

Исследовательский проект «Все профессии нужны-все профессии важны»

Актуальность: Выбор профессии очень сложный и значимый в жизни любого человека процесс, который однажды придётся сделать каждому из наших воспитанников, когда наступит время. И чем раньше мы начнём зн...

Конспект занятия в старшей группе Познавательно – исследовательская деятельность «Все профессии нужны, все профессии важны».

Познакомить детей с несколькими видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях профессии парикмахера, повара, в...

Познавательно-исследовательская деятельность в рамках тематической недели " Все профессии важны,все профессии нужны". Интегрированная НОД " Знакомство с профессией геолог".

Познавательно – исследовательская деятельность в рамках тематической недели «Все профессии важны, все профессии нужны»Интегрированная НОД «Знакомство с профессией геолога»...