Познавательно-исследовательская деятельность в рамках тематической недели " Все профессии важны,все профессии нужны". Интегрированная НОД " Знакомство с профессией геолог".
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Иванова Любовь Александровна

Познавательно – исследовательская деятельность в рамках тематической недели «Все профессии важны, все профессии нужны»

Интегрированная НОД «Знакомство с профессией геолога»

Цель: формирование представлений о профессии геолога, развитие художественно-творческих способностей детей через использование нетрадиционной техники рисования, развивать

творческую фантазию.

 

Задачи:

Обучающие:

- Познакомить с профессией геолога на примере родителя одного из воспитанников группы.

- Расширить представления детей о полезных ископаемых на примере мела, минералов соли, применение их в жизни и деятельности людей; познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования;

 Развивающие:

 - Развивать внимание, память, мышление, умение рассуждать, делать умозаключение; развивать связную речь, используя символы и знаки  зарисовывать  пиктограммы; воспитать эмоционально-положительное отношение к рисованию, стремление к достижению результата.

Воспитывающие:

-Воспитывать самостоятельность, инициативность, аккуратность, умение работать в группе; развивать цветовосприятие, чувство композиции, изображение, умение делать выводы.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социально - коммуникативная», « Художественно-эстетическое».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Материал, предоставленный воспитателями: презентация «Профессия геолог», коллекция камней, компасы, кирка, карты.мяч, коробка ощущений, 2 карты-схемы с месторождением полезных ископаемых, контейнеры с морской и пищевой солью,  с мелом; пластмассовые прозрачные стаканчики, ложки, мелкие тарелки, лупы, тесемка голубого и зеленого цвета на каждого ребенка,бумага,2мольберта,вода, стаканчики, соль, краски ,клей, кисточки, салфетки, альбомный лист,разноцветный муз.шар.

                                                       

 

 

 

 

 

Ход деятельности:

Воспитатель 1 : Игр/упражнение «Назови профессию» (дети передают друг другу мяч, называя профессии. Правила – говорит только тот, у кого в руках мяч, профессии не повторять).

  -В прошлый раз Вы хотели узнать о профессии геолога. Сегодня Вам представилась такая возможность. У нас  почетный и важный гость. Она работает геологом. (Марья Ивановна приветствует детей. Говорит о том, что он с большим удовольствием расскажет о профессии геолога и ответит на все интересующие детей вопросы)

 Марья Ивановна: в детстве у меня была коллекция камней, я любила их рассматривать, изучала, а когда окончила школу, то поступила в институт на геолога. Геологи – это люди, которые ищут, изучают и  исследуют полезные ископаемые - это разные камни, минералы.

        (Показ презентации) Работа у геологов трудная, но очень интересная. Им приходится жить в палатках, готовить пищу на костре. Сейчас им, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но всё равно им приходится проходить сотни километров, взбираться на горные кручи с тяжёлыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки – кирки, чтобы отбивать куски горной породы; карта и компас для ориентировки на местности. Только геологи могут в любых погодных условиях провести исследование горных пород, при этом, не боясь подняться высоко в горы или спуститься на самое дно водоёма. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах – туда тоже спускаются геологи. Они должны быть сильными и смелыми. Геологи всегда работают в команде. Преодолевать препятствия и трудности легче в дружном и дисциплинированном коллективе. Есть ли у Вас вопросы? (дети задают вопросы)

Дети, я приготовила для Вас сюрприз – это коробка ощущений. Попробуйте отгадать, что в ней находится? Предлагаю по очереди запустить руки в коробку, ощупать камень и описать свои ощущения. Какой камень:

большой или маленький, шершавый или гладкий, твердый или мягкий, округлые края или острые. Достать его, определить цвет, а я назову  камень.

Игр./упражнение «Что изменилось» (Марья Ивановна называет камень, а дети определяют, какой он по счету. Затем меняет местами камни, а дети угадывают)

Это не просто коллекция камней, это полезные ископаемые. Почему их называют полезными? А Вы бы хотели стать настоящими геологами и отправиться  на поиски полезных ископаемых? Для этого надо разделиться на 2 команды. Каждой команде я даю карту. На карте отмечено месторождение полезных ископаемых, а каких , вы узнаете, когда найдете их. (Дети делятся на 2 команды и  отправляются на поиски полезных ископаемых).

 

 

Физминутка «Мы геологами станем!»

Мы геологами станем

Да? Да!

Хлопок над головой

Будут все гордиться нами

Да? Да!

Хлопок над головой

Что ждет нас впереди?

Высокая гора

Показ руками

Бурная река

Показ руками

Её не обойдешь

Топают ногами

Её не пролетишь

Крылья

Надо напрямик:

Мы все сможем, всё сумеем

И своей достигнем цели

Да? Да!

Хлопок над головой

Отдохнули?

 

 

(Дети возвращаются с полезными ископаемыми)

 Марья Ивановна: Как прошла наша экспедиция? Что удалось найти? (ответы детей). После того, как геологи нашли полезные ископаемые, их отправляют в лабораторию для исследования. Вы готовы?

Воспитатель 2:  Давайте вспомним правила безопасности в лаборатории при исследовании. Вспомним правила друзья!

В лаборатории как ведем себя?

Говорим по одному,

Не мешаем никому.

Если хочешь отвечать,

Руку нужно поднимать.

 Марья Ивановна: Ваша задача — получить как можно больше новых сведений об этих полезных ископаемых. Если у Вас будут возникать вопросы, обращайтесь ко мне за помощью (дети расходятся по  лабораториям ).

1 лаборатория – исследование мела.

Воспитатель 1: Что нам известно про мел?

(При исследовании мела каждый раз выходит один ребенок к мольберту и на  листочке бумаги фломастером  делать заметки — рисунки, значки,

символы).

Как появляется  мел?  (из скелетов и раковин морских животных)

Предлагаю  провести опыты с мелом.

Опыт 1. Рассматривание  мела под лупой.

Что вы можете рассказать про мел? (белый, твердый, пористый). Можно ли его сломать?  Какой  он?  ( хрупкий.)

Опыт 2. Мел растворяется в воде? Как это можно проверить? Наблюдаем. Что произошло? (появились пузырьки воздуха) Почему появились пузырьки? Какой стала вода? (ответы детей)

Мел растворяется в воде или нет? 

Опыт 3.Проведите мелом по дощечке. Что осталось? (след, полоска) Какой сделаем вывод? Где люди  еще используют мел? (обращаемся за дополнительными подсказками к Марье Ивановне. Она дает пачку соды, тюбик зубной пасты, картинку со строительством дома. Дети делают вывод: мел добавляют в зубную пасту, в соду, используют  в строительстве, им можно рисовать, писать).

2 лаборатория – исследование соли.

Воспитатель 2: Что нам известно про соль?

 (При исследовании соли каждый раз выходит один ребенок к мольберту и на  листочке бумаги фломастером  делать заметки — рисунки, значки,

символы).

Откуда появилась соль?  (Моря высыхали, мельчали, испарялись, оставляя на поверхности соль). На столе в контейнерах  2 вида соли. Чем они отличаются? (крупная и мелкая, пищевая и морская).

Предлагаю провести опыты с солью.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль?»

Возьмите ложечку и насыпьте в тарелочку мелкую пищевую соль. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок, рассыпчатая, белая). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из кристаллов)

Опыт №2 «Почему соль хрустит?»

Дети надавливают на соль сухой ложкой, Что Вы слышите? (хруст)

Вывод: Соль состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт №3 «Соль растворяется в воде ?»

Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.

Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется.

Как люди используют соль? (Дополнительные подсказки : поделка из соленого теста, картинка гололед. Подвести детей к выводу: соль используют  для приготовления пищи, можно делать поделки из солёного теста, полоскать горло, принимать солевые ванны, дышать парами соли в солевых комнатах,  солью посыпают ледяные дороги во время гололеда)

     Дети собираются в одну группу и с помощью зарисованных знаков и символов рассказывают о своих исследованиях  полезных ископаемых. Марья Ивановна: « Чем похожи и чем отличается соль и мел? (ответы детей) Вы порадовали меня своими исследованиями. Новых вам открытий! Я желаю вам удачи!»

Воспитатели и дети благодарят Марью Ивановну за интересный рассказ о геологах, за помощь в исследовании.

Основная часть: рисование солью

-Ребята , вы узнали сегодня  ,кто такие геологи, чем они занимаются , что такое полезные ископаемые,провели опыты  с мелом и солью,узнали ,где  используется  соль. А сейчас  мы  с вами  оправимся  в  волшебную  творческую мастерскую,создавать шедевры.(звучит музыка,спецэффекты).

Вот мы и пришли.  Вы сегодня говорили ,где   можно использовать соль,давайте  повторим,а еще из соли можно делать разные поделки и даже рисовать,хотите попробовать ?(да)

Чтобы   от наших исследований  осталась память, я предлагаю запечатлеть их в виде рисунков .Но рисовать мы  будем  необычным способом(нетрадиционным) солью необыкновенные  минералы. Посмотрите, как они переливаются  всеми цветами радуги .

Для работы нам понадобятся: белый картон, краски, соль, кисточка, клей ПВА, вода, салфетки.

-Берем белый картон, где у вас уже нарисован шаблон  минералов  .Потом берем клей и наносим толстым слоем на рисунок. Чем больше будет клея, тем лучше.

Стараемся это делать побыстрее, чтобы клей не успел высохнуть. Как только нанесли клей, берем баночку с солью и сыпем ее на рисунок. Сыпем толстым слоем, не жалеем. Теперь надо дать соли приклеиться, высохнуть клею 5 минут. Потом аккуратно наклоняем картон и стряхиваем не приклеивающуюся соль на тарелочку. Кладем  на стол и приступаем к его окрашиванию.

Вы сами можете выбрать, каким цветом будет ваш минерал. Можно нанести на него разные цвета. Берем кисточку, краску и разводим краску водой, чтобы она была жидкая. Набираем краску и наносим на соль примакивая, не размазывая, иначе соль будет осыпаться.

Как только вы коснетесь соли кистью с краской, вы увидите, как краска сама будет плыть, растекаться. Рисовать нужно  аккуратно, не торопясь. После окрашивания всего рисунка надо дать ему высохнуть, тогда он станет твердым и соль не будет осыпаться.

- Ребята, вам все понятно? А теперь напомните мне, что мы будем делать сначала, а что потом. (сначала наносим клей, сыпем соль, даем ей высохнуть, потом разукрашиваем соль красками).

- Все верно, можно приступать к работе. но, когда вы насыпьте соль, ждем всех. Нужно будет немного времени, чтобы соль обсохла и приклеилась к картону.

Дети приступают к работе, воспитатель помогает, кому нужно, направляет.Пока  соль высыхает , немножко отдохнем.

Физминутка  «Гора»      

Стоит гора-старушка,

До небес макушка.

Ее ветер обдувает,

Ее дождик поливает.

Стоит гора, страдает, камешки теряет.

Каждый день и каждую ночь

Катятся камешки прочь.

Раскатились камешки и с той поры

Ничего не осталось от нашей горы.

Приступаем к окрашиванию

 Заключительная часть, подведение итогов:

-Ребята, посмотрите, какие замечательные, красивые минералы у нас получились! Вам нравятся? (ответы детей)

- Скажите, как мы с вами делали их, с помощью чего? Что было необычного? (соль)Как называется  этот необычный способ  рисования?(нетрадиционный)

- Правильно, мы создавали минералы с помощью клея, соли и красок! Теперь вы уже умеете сами делать такие картины. Этим способом можно нарисовать много разных картин, какие только захотите. А минералы можно еще и выращивать дома,но об этом мы  с вами поговорим в  следующий раз.

Спасибо!

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Все профессии важны, все профессии нужны»

Расширить представление детей о разнообразии профессий и конкретных трудовых действиях....

Конспект занятия в старшей группе Познавательно – исследовательская деятельность «Все профессии нужны, все профессии важны».

Познакомить детей с несколькими видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях профессии парикмахера, повара, в...

План на неделю " Все профессии важны, все профессии нужны" ср.гр.

Создание условий для расширения и обобщения иу детей представлений и профессиях людей....

Тема недели: «Все профессии важны, все профессии нужны»

Цель: Расширение представлений  о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитывать уважение к людям труда. Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителе...

Методическая разработка в номинации "Все профессии важны, все профессии нужны" по теме "Самые нужные профессии"

Методическая разработка по номинации "Все профессии важны, все профессии нужны" содержит теоретический и практический материал реализации занятия по теме "Самые важные профессии"....