Познавательно-исследовательская деятельность в рамках тематической недели " Все профессии важны,все профессии нужны". Интегрированная НОД " Знакомство с профессией геолог".
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Познавательно – исследовательская деятельность в рамках тематической недели «Все профессии важны, все профессии нужны»
Интегрированная НОД «Знакомство с профессией геолога»
Цель: формирование представлений о профессии геолога, развитие художественно-творческих способностей детей через использование нетрадиционной техники рисования, развивать
творческую фантазию.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить с профессией геолога на примере родителя одного из воспитанников группы.
- Расширить представления детей о полезных ископаемых на примере мела, минералов соли, применение их в жизни и деятельности людей; познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования;
Развивающие:
- Развивать внимание, память, мышление, умение рассуждать, делать умозаключение; развивать связную речь, используя символы и знаки зарисовывать пиктограммы; воспитать эмоционально-положительное отношение к рисованию, стремление к достижению результата.
Воспитывающие:
-Воспитывать самостоятельность, инициативность, аккуратность, умение работать в группе; развивать цветовосприятие, чувство композиции, изображение, умение делать выводы.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социально - коммуникативная», « Художественно-эстетическое».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Материал, предоставленный воспитателями: презентация «Профессия геолог», коллекция камней, компасы, кирка, карты.мяч, коробка ощущений, 2 карты-схемы с месторождением полезных ископаемых, контейнеры с морской и пищевой солью, с мелом; пластмассовые прозрачные стаканчики, ложки, мелкие тарелки, лупы, тесемка голубого и зеленого цвета на каждого ребенка,бумага,2мольберта,вода, стаканчики, соль, краски ,клей, кисточки, салфетки, альбомный лист,разноцветный муз.шар.
Ход деятельности:
Воспитатель 1 : Игр/упражнение «Назови профессию» (дети передают друг другу мяч, называя профессии. Правила – говорит только тот, у кого в руках мяч, профессии не повторять).
-В прошлый раз Вы хотели узнать о профессии геолога. Сегодня Вам представилась такая возможность. У нас почетный и важный гость. Она работает геологом. (Марья Ивановна приветствует детей. Говорит о том, что он с большим удовольствием расскажет о профессии геолога и ответит на все интересующие детей вопросы)
Марья Ивановна: в детстве у меня была коллекция камней, я любила их рассматривать, изучала, а когда окончила школу, то поступила в институт на геолога. Геологи – это люди, которые ищут, изучают и исследуют полезные ископаемые - это разные камни, минералы.
(Показ презентации) Работа у геологов трудная, но очень интересная. Им приходится жить в палатках, готовить пищу на костре. Сейчас им, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но всё равно им приходится проходить сотни километров, взбираться на горные кручи с тяжёлыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки – кирки, чтобы отбивать куски горной породы; карта и компас для ориентировки на местности. Только геологи могут в любых погодных условиях провести исследование горных пород, при этом, не боясь подняться высоко в горы или спуститься на самое дно водоёма. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах – туда тоже спускаются геологи. Они должны быть сильными и смелыми. Геологи всегда работают в команде. Преодолевать препятствия и трудности легче в дружном и дисциплинированном коллективе. Есть ли у Вас вопросы? (дети задают вопросы)
Дети, я приготовила для Вас сюрприз – это коробка ощущений. Попробуйте отгадать, что в ней находится? Предлагаю по очереди запустить руки в коробку, ощупать камень и описать свои ощущения. Какой камень:
большой или маленький, шершавый или гладкий, твердый или мягкий, округлые края или острые. Достать его, определить цвет, а я назову камень.
Игр./упражнение «Что изменилось» (Марья Ивановна называет камень, а дети определяют, какой он по счету. Затем меняет местами камни, а дети угадывают)
Это не просто коллекция камней, это полезные ископаемые. Почему их называют полезными? А Вы бы хотели стать настоящими геологами и отправиться на поиски полезных ископаемых? Для этого надо разделиться на 2 команды. Каждой команде я даю карту. На карте отмечено месторождение полезных ископаемых, а каких , вы узнаете, когда найдете их. (Дети делятся на 2 команды и отправляются на поиски полезных ископаемых).
Физминутка «Мы геологами станем!»
Мы геологами станем Да? Да! | Хлопок над головой |
Будут все гордиться нами Да? Да! | Хлопок над головой |
Что ждет нас впереди? Высокая гора | Показ руками |
Бурная река | Показ руками |
Её не обойдешь | Топают ногами |
Её не пролетишь | Крылья |
Надо напрямик: Мы все сможем, всё сумеем И своей достигнем цели Да? Да! | Хлопок над головой |
Отдохнули? |
(Дети возвращаются с полезными ископаемыми)
Марья Ивановна: Как прошла наша экспедиция? Что удалось найти? (ответы детей). После того, как геологи нашли полезные ископаемые, их отправляют в лабораторию для исследования. Вы готовы?
Воспитатель 2: Давайте вспомним правила безопасности в лаборатории при исследовании. Вспомним правила друзья!
В лаборатории как ведем себя?
Говорим по одному,
Не мешаем никому.
Если хочешь отвечать,
Руку нужно поднимать.
Марья Ивановна: Ваша задача — получить как можно больше новых сведений об этих полезных ископаемых. Если у Вас будут возникать вопросы, обращайтесь ко мне за помощью (дети расходятся по лабораториям ).
1 лаборатория – исследование мела.
Воспитатель 1: Что нам известно про мел?
(При исследовании мела каждый раз выходит один ребенок к мольберту и на листочке бумаги фломастером делать заметки — рисунки, значки,
символы).
Как появляется мел? (из скелетов и раковин морских животных)
Предлагаю провести опыты с мелом.
Опыт 1. Рассматривание мела под лупой.
Что вы можете рассказать про мел? (белый, твердый, пористый). Можно ли его сломать? Какой он? ( хрупкий.)
Опыт 2. Мел растворяется в воде? Как это можно проверить? Наблюдаем. Что произошло? (появились пузырьки воздуха) Почему появились пузырьки? Какой стала вода? (ответы детей)
Мел растворяется в воде или нет?
Опыт 3.Проведите мелом по дощечке. Что осталось? (след, полоска) Какой сделаем вывод? Где люди еще используют мел? (обращаемся за дополнительными подсказками к Марье Ивановне. Она дает пачку соды, тюбик зубной пасты, картинку со строительством дома. Дети делают вывод: мел добавляют в зубную пасту, в соду, используют в строительстве, им можно рисовать, писать).
2 лаборатория – исследование соли.
Воспитатель 2: Что нам известно про соль?
(При исследовании соли каждый раз выходит один ребенок к мольберту и на листочке бумаги фломастером делать заметки — рисунки, значки,
символы).
Откуда появилась соль? (Моря высыхали, мельчали, испарялись, оставляя на поверхности соль). На столе в контейнерах 2 вида соли. Чем они отличаются? (крупная и мелкая, пищевая и морская).
Предлагаю провести опыты с солью.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль?»
Возьмите ложечку и насыпьте в тарелочку мелкую пищевую соль. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок, рассыпчатая, белая). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль состоит из кристаллов)
Опыт №2 «Почему соль хрустит?»
Дети надавливают на соль сухой ложкой, Что Вы слышите? (хруст)
Вывод: Соль состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.
Опыт №3 «Соль растворяется в воде ?»
Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали наблюдать.
Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется.
Как люди используют соль? (Дополнительные подсказки : поделка из соленого теста, картинка гололед. Подвести детей к выводу: соль используют для приготовления пищи, можно делать поделки из солёного теста, полоскать горло, принимать солевые ванны, дышать парами соли в солевых комнатах, солью посыпают ледяные дороги во время гололеда)
Дети собираются в одну группу и с помощью зарисованных знаков и символов рассказывают о своих исследованиях полезных ископаемых. Марья Ивановна: « Чем похожи и чем отличается соль и мел? (ответы детей) Вы порадовали меня своими исследованиями. Новых вам открытий! Я желаю вам удачи!»
Воспитатели и дети благодарят Марью Ивановну за интересный рассказ о геологах, за помощь в исследовании.
Основная часть: рисование солью
-Ребята , вы узнали сегодня ,кто такие геологи, чем они занимаются , что такое полезные ископаемые,провели опыты с мелом и солью,узнали ,где используется соль. А сейчас мы с вами оправимся в волшебную творческую мастерскую,создавать шедевры.(звучит музыка,спецэффекты).
Вот мы и пришли. Вы сегодня говорили ,где можно использовать соль,давайте повторим,а еще из соли можно делать разные поделки и даже рисовать,хотите попробовать ?(да)
Чтобы от наших исследований осталась память, я предлагаю запечатлеть их в виде рисунков .Но рисовать мы будем необычным способом(нетрадиционным) солью необыкновенные минералы. Посмотрите, как они переливаются всеми цветами радуги .
Для работы нам понадобятся: белый картон, краски, соль, кисточка, клей ПВА, вода, салфетки.
-Берем белый картон, где у вас уже нарисован шаблон минералов .Потом берем клей и наносим толстым слоем на рисунок. Чем больше будет клея, тем лучше.
Стараемся это делать побыстрее, чтобы клей не успел высохнуть. Как только нанесли клей, берем баночку с солью и сыпем ее на рисунок. Сыпем толстым слоем, не жалеем. Теперь надо дать соли приклеиться, высохнуть клею 5 минут. Потом аккуратно наклоняем картон и стряхиваем не приклеивающуюся соль на тарелочку. Кладем на стол и приступаем к его окрашиванию.
Вы сами можете выбрать, каким цветом будет ваш минерал. Можно нанести на него разные цвета. Берем кисточку, краску и разводим краску водой, чтобы она была жидкая. Набираем краску и наносим на соль примакивая, не размазывая, иначе соль будет осыпаться.
Как только вы коснетесь соли кистью с краской, вы увидите, как краска сама будет плыть, растекаться. Рисовать нужно аккуратно, не торопясь. После окрашивания всего рисунка надо дать ему высохнуть, тогда он станет твердым и соль не будет осыпаться.
- Ребята, вам все понятно? А теперь напомните мне, что мы будем делать сначала, а что потом. (сначала наносим клей, сыпем соль, даем ей высохнуть, потом разукрашиваем соль красками).
- Все верно, можно приступать к работе. но, когда вы насыпьте соль, ждем всех. Нужно будет немного времени, чтобы соль обсохла и приклеилась к картону.
Дети приступают к работе, воспитатель помогает, кому нужно, направляет.Пока соль высыхает , немножко отдохнем.
Физминутка «Гора»
Стоит гора-старушка,
До небес макушка.
Ее ветер обдувает,
Ее дождик поливает.
Стоит гора, страдает, камешки теряет.
Каждый день и каждую ночь
Катятся камешки прочь.
Раскатились камешки и с той поры
Ничего не осталось от нашей горы.
Приступаем к окрашиванию
Заключительная часть, подведение итогов:
-Ребята, посмотрите, какие замечательные, красивые минералы у нас получились! Вам нравятся? (ответы детей)
- Скажите, как мы с вами делали их, с помощью чего? Что было необычного? (соль)Как называется этот необычный способ рисования?(нетрадиционный)
- Правильно, мы создавали минералы с помощью клея, соли и красок! Теперь вы уже умеете сами делать такие картины. Этим способом можно нарисовать много разных картин, какие только захотите. А минералы можно еще и выращивать дома,но об этом мы с вами поговорим в следующий раз.
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).
Краткосрочный проект с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры....
Тематическая неделя "Все профессии важны, все профессии нужны"
вторая младшая группа...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Все профессии важны, все профессии нужны»
Расширить представление детей о разнообразии профессий и конкретных трудовых действиях....
Конспект занятия в старшей группе Познавательно – исследовательская деятельность «Все профессии нужны, все профессии важны».
Познакомить детей с несколькими видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях профессии парикмахера, повара, в...
План на неделю " Все профессии важны, все профессии нужны" ср.гр.
Создание условий для расширения и обобщения иу детей представлений и профессиях людей....
Тема недели: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Цель: Расширение представлений о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитывать уважение к людям труда. Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителе...
Методическая разработка в номинации "Все профессии важны, все профессии нужны" по теме "Самые нужные профессии"
Методическая разработка по номинации "Все профессии важны, все профессии нужны" содержит теоретический и практический материал реализации занятия по теме "Самые важные профессии"....