Конспект НОД "Если скажут слово "Родина"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Богданова Елена Сергеевна

Конспект разработан с целью формирования у детей средней группы представлений о народных символах России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_skazhut_slovo_rodina.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР – детский сад №172»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе.
Тема: «Если скажут слово «Родина»

Подготовила
воспитатель Богданова Е.С.

Цель: Формировать представления о народных символах России.
Задачи:
Приобщать детей к национально-культурным традициям. Воспитывать любовь и уважение к Родине, её истории и культуре.
Закрепить знания о неофициальных (народных) символах России: березе, балалайке, гармошке, деревянных ложках, матрешке.
Развивать познавательный интерес к русскому народному творчеству средствами музыкальной и художественной деятельности.

Предварительная работа: совершенствование представлений о неофициальных (народных) символах России, разучивание стихотворений, песен, хороводов, игр.

Материал: Матрешка, балалайка, деревянные ложки, гармошка детская, русские костюмы для каждого ребенка и воспитателя, костюм иностранки, макет березы, фотографии предметов, сделанных из березы, фото-слайды и карточки алгоритма последовательности изготовления матрешки, заготовки матрешек(силуэтов), декоративные украшения для аппликации, аудиозапись русских народных песен и мелодий.
                                                     
Ход непосредственной образовательной деятельности
Воспитатель и дети под музыку входят, взявшись за руки, становятся в полукруг.
Воспитатель: мы с вами сегодня такие нарядные, ведь  к нам пришли гости. А наряды-то  у нас не обычные, что же это за одежда на нас, как она называется?
Дети: русская народная одежда. Так одевались русские люди много лет назад.
Раздается стук в дверь, входит Иностранка.
Иностранка( с акцентом) : Здравствуйте! Я заблудилась. Где я оказалась?
Дети: Вы пришли в детский сад.
Иностранка: В детский сад? А в какой стране, я не пойму?
Дети: Наша страна называется Россия.
Иностранка: О! Я очень рада! А я приехала из Китая. Меня зовут Сун Ли, я бы хотела побольше узнать о России.
Воспитатель: Мы с удовольствием Вам расскажем о нашей стране, присаживайтесь рядом с гостями. Ребятки, с чего же мы начнем свой рассказ? Что мы чаще всего представляем, когда произносим слово «Россия»?
Дети: Березу
На интерактивной доске показывается фото березовой рощи, березки
Воспитатель: Береза – красавица русского леса , любимое дерево русского народа. Очень много стихов и песен сложено о ней. Кто нам расскажет о березке ?
Ребенок:
Белоствольная 
берёза – 
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою – в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся, погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.

Но березу русские люди любят не только за красоту. Давайте нашим гостям покажем и расскажем чем же так ценится береза на Руси
Дидактическая игра
На столе разложены фотографии различных предметов , сделанных из различных материалов. Дети должны выбрать и назвать те, которые говорят о пользе березы (береста, лапти,  деревянная мебель, деревянная посуда, корзина, березовый веник, березовый сок, подберезовики, березовые дрова). Эти фотографии помещают на магнитную доску.
 Воспитатель: А чем  береза отличается от других деревьев и за это она становится еще особеннее?
Дети: Берёза - единственное в мире дерево с белой корой.
Воспитатель:   Ни одно дерево не сравнится по красоте с берёзой. Люди в старину  даже отмечали праздник русской берёзы: украшали её, водили хороводы, пели песни. Как вы думаете, без чего невозможно настоящее русское гулянье?
Ну-ка, отгадайте:
1. Треугольная доска, а на ней три волоска,
   Три струны, а звук какой, с переливами, живой.
   Узнаю его в момент, самый русский инструмент (Балалайка)

2. В руки ты ее возьмешь, 
То растянешь, то сожмешь! 
Звонкая, нарядная, 
Русская, двухрядная. 
Заиграет, только тронь, 
Как  зовут её ? (Гармонь)
3. За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких... (ложках)
Дети отгадывают загадки , берут инструменты в руки и становятся полукругом.
Воспитатель: Я предлагаю и вам, красны девицы и добры молодцы, встать в хоровод и спеть нашей берёзке русскую народную песню. И гостью нашу мы приглашаем в наш хоровод.  А музыканты нам подыграют.
Хоровод «Во поле береза стояла».
Иностранка: Я многое узнала о берёзе. Еще я слышала, что у вас есть необычная деревянная кукла.
Воспитатель: Наверное, Буратино?
Дети: Нет, Матрешка!
Воспитатель: А чем Матрешка отличается от других кукол?
Дети: Потому что в одной матрешке помещается несколько других матрешек, поменьше.
Воспитатель : Покажи нам, Маша, матрешку, пожалуйста.
Ребенок берет куклу и говорит:
Я , матрешка – сувенир,
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская матрешка!
Мастер выточил меня
Из куска березы,
До чего ж румяная,
Щеки, словно розы!

Воспитатель: А почему матрешка такая тяжелая?
Дети: Потому что матрешка не одна, в ней спрятались её сестрички.
Воспитатель: Давайте попросим нашу матрешку показать своих сестричек! Скажем вместе: «Матрешка, матрешка, откройся немножко»
Матрёшка открывается и достаётся матрёшка поменьше.
Воспитатель: Сравните матрешек. По форме они одинаковые или разные?
Дети. Матрешки похожи (овальные).
Воспитатель: А по размеру матрешки одинаковые или разные?
Дети: Матрешки одна выше другой?
Воспитатель: Давайте возьмем меньшую и скажем: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!».
Воспитатель достает третью самую маленькую матрешку.
Воспитатель. Поставим матрешек рядом. Сравните последнюю матрешку с первыми. Какая она, эта матрешка?
Дети: Последняя матрешка самая маленькая.
Воспитатель. Правильно! Марина, покажи нам самую высокую матрешку, Оля – среднюю, а Миша самую низкую. Посчитайте, сколько их.
Дети считают и отвечают по очереди – 3 матрешки.
Иностранка: Интересно, а как делают матрешку?
Воспитатель: Сделать матрешку не просто.
Из чего делают матрешку?
Дети:  Матрешек делают из дерева
Воспитатель: Из какого дерева?
Дети: Матрешек делают из березы, из елки, из липы.
Давайте покажем и расскажем нашей гостье как делают русскую матрешку
(работают по алгоритму «Последовательность изготовления матрешки»)
Воспитатель: Что сначала делает мастер?
Дети: Мастер вначале работы подбирает брусок дерева.
Воспитатель: Дальше вытачивает заготовку на токарном станке, чтобы не было ни сучка, ни трещинки. Затем ее делает разъемной. А что дальше?
Дети:  Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Затем расписывает матрешку.
Воспитатель: Что делает, когда расписал матрешку?
Дети: Чтобы матрешка была прочная, ее покрывают лаком.
Воспитатель: Вот и готова наша веселая Матрешка.
Иностранка: Какая интересная  игрушка!
Воспитатель: Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира. Ребятки, а давайте и мы с вами смастерим матрешку для нашей гостьи.
Иностранка: Как же и мне хочется такой сувенир привезти на свою родину. Но где же мне взять матрешку?
Воспитатель: Наши детки могут помочь! У них умелые и трудолюбивые ручки. Поможем, ребята?
Дети: Да.
Воспитатель: Я приглашаю наших юных мастеров и Вас, гостья, в нашу мастерскую.
Художественное творчество: украшение силуэтных  «матрешек», изготовленных нетрадиционным методом – работа с мокрой бумагой.
Воспитатель: Пока наши сувениры подсохнут, матрешка приглашает вас немного поиграть. Мы будем передавать матрешку по кругу и говорить такие слова:
«Ну-ка, русская матрешка, поиграй с нами немножко:  
В чьих окажешься руках, с тем пустись в веселый пляс!»
Иностранка: Мне очень нравится ваш детский сад и ваша страна. Но мне пора домой.
Воспитатель и дети дарят сувениры и прощаются с гостьей.





 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия « Если хочешь быть здоров!»

Цель:   применение здоровьесберегающиих  технологий и игровых приёмов в воспитательно – образовательном процессе. Задачи: •    Приобщить дошкольников к здоровому обра...

Конспект занятия "Если хочешь быть здоров!"

Конспект занятия "Если хочешь быть здоров!"...

Конспект занятия "Если хочешь быть здоровым, закаляйся"

Конспект "Если хочешь быть здоровым". Воспитывать желание быть здоровым. Способствовать физическому развитию детей....

Конспект занятия: " «Если солнышка не будет, что будет?»

«Если солнышка не будет, что будет?»...

Занятие по патриотическому воспитанию в средней группе «Если скажут слово Родина»

Цель: Обобщать и систематизировать знания детей о родном городе, о подвигах геровев в годы ВОВ; понять героическое прошлое нашей Родины через подвиги героев-земляков; воспитывать чувство потреатизма, ...

Музыкально-литературная гостиная «Если скажут слово Родина»

Цель: Воспитание нравственно- патриотических чувств к Родине, формирование у детей предпосылок любви к своей стране, чувства гордости за нее....

Музыкально-литературная гостиная «Если скажут слово Родина»

Музыкально-литературная гостиная «Если скажут слово Родина»Цель: Воспитание нравственно- патриотических чувств к Родине, формирование у детей предпосылок любви к своей стране, чувства...