Знакомство дошкольника с искусством
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Дуплик Екатерина Александровна

Предварительный просмотр:

          Знакомство детей дошкольного возраста с театральным искусством .                                                                                                                                                                    Значение театрализованных игр и постановок в эстетическом развитии ребенка.

Значение и место декораций в театрализованных постановках.

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является основой для эстетического развития, последующего систематического художественного образования.

Задачами театрального воспитания детей являются:

-гармоническое развитие природных способностей детей средствами всех искусств

-приобщение к театральной культуре в системе искусств, истории и литературы

-обучение навыкам грамотной сценической речи и сценической пластики, развитие коммуникабельности

-выявление и подготовка детей, наиболее способных к дальнейшему обучению в специальных театральных либо культурно – просветительных учебных заведениях

 Дети, получившие эстетическое воспитание, оказываются более развитыми, серьезными и восприимчмвыми к учебе, чем их сверстники, они более эмоционально приподняты.

 Повышение культурного уровня детей способствует созданию в семье благоприятной атмосферы.

Сложность сценического действия в том, что оно является таким же логическим и целеноправленным, как и в жизни, но протекает в условиях вымысла. Это доставляет большие трудности ребятам, которые не владеют навыками действия на сцене, мешает активно развивать свои творческие способности.

Благодаря специально подобранным упражнениям, близким по характеру детским играм, дети приобретают практические навыки и умения правдиво действовать в вымышленных условиях и тем самым подготавливают себя к работе над воплощением. Они важны не только для овладения исполнительскими умениями, но и для воспитания качеств творческой личности ( развитие фантазии, внимания ).

Занятия строятся на использовании театральной педагогики – технологии актерского мастерства, адаптированной для детей, - в ней увеличены игровые моменты.

В занятиях выделяется три основных направления:

1.Что такое театр.

2.Искусство выразительного чтения.

3.Мастерство актера – сценическое действие.

Техника речи, сценическое движение, этюды без слов и со словами, применение аудио – и видео записей, знакомство с театральной азбукой – вот неполный перечень задействованных приемов. В процессе подготовки каждый пробует себя в разных ролях, играет то, что ему хочется.

Театр в детских дошкольных учреждениях должен быть особенным, так как дети еще не имеют жизненного опыта, не понимают значения многих слов, не владеют ни голосом, ни телом.

Основная задача – показать лучшие образцы искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор. И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в котором играют дети, помогает ребенку узнать самого себя, заявить о себе, попробовать на что он способен, поверить в себя.

Театр – это еще целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство еще со многими удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы театра…

Значение театрализованных игр и постановок

в эстетическом развитии ребенка.

 Игра - один из главных элементов театрального искусства, и одна из ее форм - театрализованные игры.

Театрализованные игры как разновидность сюжетно – ролевых игр сохраняют типичные признаки , содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Он же является опорой для творчества педагога и детей. Каждая тема может быть разыграна в нескольких вариантах.

Театрализованные игры разыгрываются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого содержание стихотворения, рассказа, сказки. Сказка, c впечатляющим смешением героического и комедийного, романтики, сатиры и фантазии – важное составляющее, без которой трудно представить детский репертуар. В сказке образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно другое, и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми сказки “Репка”, ”Колобок”, “Теремок”, “Три медведя” и другие. Особенно интересны сказки, где действующие лица – звери. Роли зверей служат прекрасным поводом для освобождения, раскрепощения мышц. Нам легче представить себя зайкой, собачкой и т.д.

В представлениях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям.

 Важно правильно подобрать художественное произведение, чтобы оно заинтересовало детей, вызвало сильные чувства и переживания, имело занимательно – развивающийся сюжет. В нем должно быть несколько “сквозных” героев наряду с героями эпизодическими, активно участвующих в происходящих событиях. Необходимо и наличие диалогов.

Тематику готовых сценариев можно творчески использовать в театрализованных играх, чтобы у детей появилась возможность самостоятельно импровизировать на темы, взятые из жизни ( смешной случай, интересное событие, хороший поступок). Полезно найти разные варианты развития каждой темы, как бы в перспективе увидеть результаты своих дел, поступков и т. д.

При театрализованных играх дошкольники отвечают на вопросы, дают советы, перевоплащаются в тот или иной образ. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Театрализованные игры включают в себя игры – драматизации, которые основаны на соответствующих действиях исполнителя роли, который использует свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму. Участвуя в играх – драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Большой интерес детей к играм – драмотизациям объясняется тем, что их привлекает изображение людей, смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых.

Игра – драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Театрализованные игры всегда радуют, смешат детей, пользуются у них неизменной любовью, так как они видят окружающий мир через образы, краски, звуки.

 Импровизация – разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. Дети могут быть в недоумении, если им предложат разыграть ту или иную сценку. Им необходима подготовка – совместный выбор темы, обсуждение как ее изобразить, какие будут роли, характерные эпизоды.

Дальнейший шаг – пусть каждый участник изобразит ее по-своему. И еще более сложное задание – ребенок выбирает тему и сам ее разыгрывает. В следующий раз ребята сами задают друг другу темы.

Тематика и содержание театральных постановок имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это честность, отзывчивость, доброта, смелость.

Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной постановки оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в любимый образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты.

Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.

Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослыми достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Но многие темы, сюжеты, предполагают борьбу, противопоставление добра и зла путем эмоциональной характеристики положительных и негативных персонажей. Дети, на ряду с положительными героями, могут подражать и отрицательным, что бывает довольно часто.

Народные традиции – богатая основа формирования у подрастяющего поколения чувства уважения и поклонения нравственным устоям наших предков, природе, мирозданию. Немного сегодня семей, где сохранили память об обрядах, ритуалах, жизненном укладе русского народа. Принимая действенное участие в праздниках и театрализованных постановках, связанных с народными традициями, ребенок развивает свои художественно – творческие задатки, самостоятельность, самодеятельность, возвращает детей к истокам национальной культуры и естественному познанию духовной жизни народа.

Значение и место декораций в театрализованных постановках.

 Одновременно с работой над текстом идет изготовление декораций, бутафории, реквизита.

 Изготовление декораций – труд творческий, коллективный. Необходимо, чтобы оформление соответствовало содержанию спектакля и было выполнено художественно. По форме все предметы должны быть просты и выразительны, краски определенного тона, хорошо заметны детали.

 В некоторых коллективах при оформлении спектакля стремятся точно воспроизвести жизненную обстановку, дать ее в подробностях. Этого ни в коем случае не следует делать. Предпочтительнее лаконичное оформление. Нужное впечатление достигается одной двумя характерными предметами, определяющими место действия.

Правильный отбор правдивых выразительных деталей делает оформление компактным, лаконичным и помогает создавать жизненную обстановку на сцене. Их выбор дает простор ребячьей фантазии и воображению. Например, в спектакле “Теремок” два кустика, задник, изображающий лес и теремок. Такое несложное оформление доступно каждому коллективу.

Громоздкие декорации, костюмы, грим задерживают ритм композиции, тормозят, мешают непрерывному развертыванию сценического действия, вызывают неоправданные паузы, а это, в свою очередь, приводит к спаду внимания зрителей, расхолаживает их, снижает качество восприятия композиции.

В их назначении, форме, цвете и т. п. должны найти отражение особенности времени, быта, вкуса героев спектакля, а в самом их отборе – отношение детей к тому, чем живут люди, которых они играют.

Лаконичное, условное, но характерное оформление, правдивость деталей в костюмах, одним словом, все, что подчеркивает положение героев, эпоху, время, - повышает качество восприятия композиции зрителями, будит их ассоциативное мышление и воображение.

Декорации могут обойтись и без реальных предметов на сцене. Тогда условная среда существования героев организуется с помощью занавесей, ширм, объемных конструкций и т.п. Их форма, цвет, композиция должны быть подчинены художественным целям спектакля.

 В начале находится общее цветовое решение всего спектакля, а затем детально разрабатывается каждый эскиз. Работая над цветовым решением, нужно не забывать о том, что каждая пьеса решается по-разному. Если это комедия, то декорации в ней будут по цвету яркими, веселыми. Пьеса драматического плана по цвету может быть яркая, но содержательная, а лирическая пьеса будет совсем другая, чем комедия или драма.

Делая костюмы, нужно стремиться к тому, чтобы у каждого героя был свой основной цвет костюма, который помогал бы раскрытию его характера. В одинаковые костюмы одеваются персонажи, играющие войско, стражу, слуг и т. д.

В костюмах не следует допускать неоправданной простоты, которая будет утомлять зрителей, не нужны также всякие мелкие детали

( пуговки, бантики, складочки), их все равно не будет видно.

Костюм дополняет образ, но он не должен стеснять ребенка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отличительные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т. д.

Дети редко участвуют в подготовке атрибутов, декораций для спектакля. Чаще всего им предлагают готовые костюмы, что, безусловно, радует ребят, но вместе с тем сковывает их самостоятельность и творчество.

Атрибут – признак персонажа, который символизирует его типичные свойства. Например, характерную маску зверя, вырезанную из бумаги, шапочку, фартучек (элементы рабочей одежды), кокошник, венок, пояс (элементы национального убора) и т. д., которые ребенок надевает на себя. Создать же образ он должен сам – с помощью интонации, мимики, жестов, движений.

Музыка в спектакле занимает большое место. Не следует пренебрегать выразительными возможностями музыки и других, умеренно используемых звуковых эффектов. Дело не только в том, что музыка способна помочь юным актерам настроиться на нужный эмоциональный лад, частично восполнить в восприятии зрителей недостатки их игры. Она украшает спектакль, помогает более яркому и полному восприятию, создавая необходимое настроение.

Музыка в спектакле должна возникать не часто (за исключением особых его музыкальных жанров). Ее назначение – акцентировать важнейшие моменты действия и усиливать необходимое по ходу его развития настроение. Музыка может звучать непосредственно на сцене и предстать в качестве конкретного проявления быта героев спектакля (радио, магнитофон и т. п.), а может сопровождать спектакль, находясь как бы вне его, над ним, служить своеобразным авторским комментарием к действию.

 Технические средства являются второстепенным по отношению к слову, но они помогают глубже раскрывать содержание, усиливают эмоциональное воздействие слов на зрителей.

Деятельные по натуре, дети активнее и глубже усваивают содержание пьесы с выходом на сценическую площадку. С первого же выхода на площадку необходимо добиваться от юных “артистов” правдивого, целесообразного действия в общении с партнером, сообразуясь с собственным опытом поведения ребят в обстоятельствах, сходных с теми, которые раскрываются в пьесе.

 Важно расположение исполнителей на сцене. Когда ребята освоят текст и постепенно запомнят его, начинается работа над тем, как удобнее и выразительнее расположить исполнителей на сцене, то есть начинается работа над мизансценами. Она поможет дополнить недосказанное в тексте, помогает детям правдиво действовать в сценических условиях, ясно и убедительно передавать смысл происходящего события.

Поиск ярких деталей, раскрывающих идейно – тематическое содержание композиции, выбор декораций, костюмов развивают образное мышление ребят.

Заключение

 Театр объединяет в себе все виды искусства, что дает возможность говорить с детьми не только о его истории, но и о живописи, об архитектуре, истории костюма и декоративно – прикладного искусства.

Работа над спектаклем объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений, помогает перешагнуть через “я стесняюсь”, поверить в себя.

Творческое начало глубоко индивидуально и служит непосредственным выражением способностей детей, поэтому игра выступает как средство развития творчества, формирования способностей детей: сенсомоторных, интеллектуальных, речевых, проявляются общественные чувства ( дружбы, товарищества ).

Дети получают не только удовольствие от ритма движений, их согласованности, достигая результат, преодолевая трудности, проявляют эстетические эмоции, вызываемые красотой игровых движений, элементами художественного творчества, но и переживают горечь неудачи, поражения, неудовлетворенность достигнутыми результатами, обиду и т.п.

Композиция создается детьми в основном для зрителей – детей. Поэтому в зале царит особая атмосфера доверия ко всему, что происходит на сцене. Она объединяет исполнителей и зрителей в едином творческом порыве. Ассоциативный принцип построения композиции, активизирующий мышление, внимание, воображение, сознание того, что “авторами” текста являются их товарищи, - все это сплачивает аудиторию, вызывает яркий эмоциональный отклик у зрителей, усиливает художественное воздействие композиции. Об этом говорят отзывы зрителей – детей и наблюдение за их реакцией.

Но самое главное – это праздник, эмоциональный всплеск, восторг от участия в спектакле.

Использованная литература.

1)В.И. Логинова “Дошкольная педагогика” Москва, “Просвещение”, 1988 г.

2)В.И. Ядешко “Дошкольная педагогика” Москва, “Просвещение”,

1978 г.

3)Е.Д. Селиванова “Театрально – литературные композиции в школе”

Москва, “Просвещение”, 1982 г.

4)Н.А. Кушаева “Основы эстетического воспитания”

Москва, “Просвещение”, 1986 г.

5)Л.В. Артемова “Театральные игры дошкольников”

Москва, “Просвещение”,1991 г.

6)Л. Царенко “От потешек к Пушкинскому балу”

Москва, “Линка-Пресс”, 1999 г.



Предварительный просмотр:

Ознакомления детей дошкольного возраста с разными жанрами живописи

Знакомя дошкольников с жанром натюрморта, нужно постараться вызвать у них эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картин. Для этого целесообразно рассказать им, что натюрморт – это изображение разных предметов. Доступными средствами детей следует подвести к пониманию единства содержания изображения и языка живописи.

На первом этапе следует научить старших дошкольников внимательно вглядываться в произведение искусства, видеть красоту, гармонию или контрастность изображенных художником предметов, плотность или хрупкость материалов, из которых они сделаны, спелость и сочность плодов, особенности их поверхности, разнообразные формы, связей предметов друг с другом и с окружающей средой.

На втором этапе следует обратить внимание на цвет как средство передачи художником настроения – состояния радости, грусти, печали, тревоги или загадочности, торжественности.

На третьем этапе можно поговорить с детьми о композиции натюрморта: расположение предметов в пространстве, выделение главного в изображении.

В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с более сложными натюрмортами, изображающими не только цветы, фрукты, овощи, но и предметы быта, орудия труда. Рассматривают также натюрморты смешанного характера – цветы и плоды, грибы и овощи.

Можно соблюсти следующие этапы работы с картиной. Сначала детям рассказывают о труде художника (что рисует художник). Затем проводится познавательная беседа о натюрморте как особом жанре живописи. Внимание детей следует особо обратить на некоторые средства выразительности живописного натюрморта:

- цвет, цветовые сочетания как способ ознакомления эмоционального воздействия;

- композиция как средство построения картины и выделения главного в ней;

- рисунок, передающий форму, характер предмета.

Предваряющая непосредственность рассматривание картин подготовительная работа должна быть направлена на обогащение эмоционального опыта детей, их знаний об объектах, которые они увидят на картине. Дети могут принимать участие в сборе овощей, фруктов, ягод, цветов, составлять из них натюрморты, играть в различные сенсорные и художественно-развивающие игры («Составь натюрморт из овощей», «Подбери краски, которые использовал художник в своей картине»). На прогулках, экскурсиях полезно использовать стихи и загадки об окружающих предметах.

Произведения живописи, написанные по мотивам сказок и былин, - это сюжетно тематические картины, в которых представлена взаимосвязь событий, художественных образов, где сюжетно-композиционный центр всегда выделен ярко, детально, подчеркнут либо величиной, цветом, либо построением изображения. Все средства выразительности живописи направлены на выражение главной идеи произведения.

Конечно, изобразить сказку или былину со всеми характерными для них особенностями в живописи сложно, однако художникам удается предать некоторые из них. Рассматривая с детьми репродукции на темы сказок, следует отмечать элементы фантастичности, сказочности. В картинах на былинный сюжет целесообразно обращать внимание на историческую достоверность изображения, а также отмечать имеющиеся элементы вымысла, преувеличения.

Ознакомление детей дошкольного возраста со сказочно-былинной живописью происходит по определенной схеме:

1. Предварительная работа: рассказывание детям сказки (былины), связанной с изучаемой картиной.

2. Проведение беседы, направленной на выяснение сути сказки (былины), характера ее главных героев, рассматривание иллюстраций к ней.

3. Проведение художественно-развивающих игр.

4. Основная работа по картине: рассматривание картины, словесное рисование по теме картины.

5. Анализ главного героя (героев): обратить внимание детей на позу героя, на положение рук, ног, головы, мимику лица.

6. Анализ цветовой гаммы картины.

7. Анализ деталей, изображенных на переднем плане.

8. Анализ заднего плана (фона) картины.

9. Целостный анализ содержания и средств выразительности картины.

Так, например, при восприятии картины В.М. Васнецова "Аленушка", следует вызывать у детей интерес к сказочной живописи и получать эмоциональный отклик на художественный образ и настроение Аленушки. Развивать эстетическое восприятие и видение, наблюдательность и воображение, образное мышление и способность получать удовольствие от художественной картины и мастерства художника, от умения общаться по поводу увиденного.

Через анализ содержания и средств выразительности подводить детей к пониманию замысла сюжетно-тематической картины (горе и отчаяние одинокой девочки перед грозящей ей злой судьбой). Рассматривать роль рисунка в передаче состояния героини - обратить внимание детей на позу Аленушки (она сидит, пригорюнившись), на положение рук, ног, головы, выражение отчаяния на лице. Цветовая гамма в изображении природы перекликается с цветовым колоритом в изображении Аленушки, тем самым как бы подчеркивается, что природа откликается на душевное состояние девочки, сочувствуя ей: гармония неярких, глубоких темно- и светло-зеленых, бурых, коричневых, серо-белых холодных с теплыми красно-коричневыми, каштановыми, розовыми, темно-бежевыми красками.

Построение картины - вертикально-прямоугольная композиция, где в центре крупным планом изображена главная героиня. Вокруг Аленушки - открытое пространство, за спиной - темно-зеленая стена леса, перед ней - темно-коричневая вода лесного озера, - все это усиливает ощущение опасности, одиночества, трагичности.

Сказочность сюжета подчеркивается некоторыми деталями, символизирующими надежду на лучшее. Так, верху картины чуть приоткрыто светлое пространство неба; ласточки, сидящие на ветке, - это вестники перемен и надежды.

Важно на примере данной картины дать детям представление о сказочной живописи, связанной с фольклором, средствах ее выразительности; формировать навыки последовательного рассматривания картины, умение высказывать свое мнение об увиденном, используя доказательные суждения, оценки; обогащать речь детей образными словами, выражениями: "сиротинушка горемычная», «тоска-печаль», «пригорюнилась" и другими. Развить полихудожественное восприятие и ведение художественного образа, созданного языком разных искусств: фольклора, графики, живописи.

За несколько дней до занятия детям рассказывается сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"; проводится беседа, направленная на выяснение сути сказки, характера ее главных героев, рассматривание иллюстраций к ней. Проводятся художественно-развивающие игры: "Подбери краски к настроению изображенных героев", "Угадай настроение по лицу человека".

Помимо натюрморта, старших дошкольников знакомят с таким жанром живописи, как пейзаж.

Эстетически оценивая явления природы, ребенок вкладывает в эту оценку свое содержание, свой человеческий смысл, ассоциации, т.е. связывает восприятие внешних качеств, природы со своими переживаниями. Поэтому педагогическую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописным пейзажем следует начинать с организации первоначального чувственного познания, созерцания детьми эстетических свойств,   природы, наслаждения ими, переживания их красоты. Только после такой подготовки можно научиться видеть эти проявления в художественных картинах.

По пейзажной живописи хорошо провести несколько бесед, каждую посвятив изображению какого-то одного времени года.

Следует показывать не только репродукции с произведений живописи, но и картинки в книгах. Показывать надо каждую в отдельности, поставив на специальную подставку. Когда беседа по одной картине проведена, она заменяется второй. За одно занятие дети могут внимательно и с интересом рассмотреть 3-4 картины.

Желательно, чтобы рассматривание не только расширяло знания детей о различных событиях и явлениях жизни, знакомило их с произведениями искусства, но и во многих случаях было связано с собственной творческой работой детей. Связь эта может быть по содержанию - дети сами рисуют на темы сказок или различные цветы, предметы. Но особенно важно, что дети видят различные возможности изображения знакомых им событий, явлений природы, понимают, как красиво и разнообразно их можно нарисовать.

В групповой комнате, а иногда и в зале время от времени следует устраивать выставки репродукций с картин, иллюстраций в книгах. Сначала дети рассматривают выставку организованно под руководством воспитателя, а затем имеют возможность приходить самостоятельно и рассматривать те картины и скульптуры, которые больше понравились, заинтересовали их.

После примерно двухнедельного знакомства с такой выставкой детям предлагается тема для рисования, например, о каком-нибудь времени года. Интересно проходят занятия на темы: "Осень золотая", "Поздняя осень", "Снежная зима", "Ранняя весна", "Расцвели цветы на деревьях, кустах и в траве". Личные впечатления детей о природе в то или иное время года соединяются с впечатлениями, полученными от произведений искусства.

Исходя из возможностей детей 4-5 лет, их можно знакомить с пейзажами, в которых ярко представлены проявления природы, наблюдаемые детьми в жизни (осень, зима, весна, сельский, городской пейзаж), а также с некоторыми средствами выразительности живописного пейзажа.

Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) можно предложить пейзажи не только с ярко выраженными чертами сезона, но и изображающие природу в переходных сезонных состояниях (например: начало осени, золотая осень, поздняя осень), а также пейзажи, которые дети не наблюдали, но знания, о которых могут почерпнуть из других источников - литературы, кино. Можно познакомить детей с пейзажами, изображающими различные периоды суток, различные состояния погоды. Усложняется и ориентировка детей в выразительных средствах живописи - колорите, композиции, рисунке.

В 6-7 лет можно познакомить детей с такими видами пейзажа, как индустриальный, космический, сказочный, исторический, приобщить их к некоторым "секретам" использования художниками живописного языка пейзажа. Однако всегда следует исходить из возможностей детей, и задача педагога - определить эти возможности.

Помимо пейзажной живописи дети старшего дошкольного возраста приобщаются к искусству портрета. При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность почувствовать себя и крестьянским мальчиком, и неунывающим веселым солдатом, и озорной девчонкой.

Способность поставить себя на место другого, испытывать его радость, удивление или огорчение порождает чувство заинтересованности, сопричастности, ответственности, освобождает ребенка от замкнутости. Проживая "чужие жизни", ребенок учится сочувствовать и сопереживать. Познавая другого, дошкольник глубже познает и себя, опытом ощущений и отношений других людей может корректировать, уточнять свои эмоции и чувства, развивать умение понимать окружающих, проявляя доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткость и заботу.

Ознакомление 4-5 летних детей с портретом начинается со второй половины учебного года, после того как они освоят жанры натюрморта и пейзажа. Детей этого возраста знакомят с женским, мужским, детским портретом, с особенностями этого жанра, его отличиями от других видов живописи. Сначала дети рассматривают изображения лиц с ярко выраженной экспрессией (смеется, сердится), затем это может быть портрет, где, наряду с мимикой, выразительны жесты, позы человека.

Дети 5-6 лет знакомятся с костюмированным, семейным портретом, автопортретом. Здесь особое внимание обращается на понимание детьми эмоционального состояния человека, на единство мимики, жеста, позы, на роль среды в характеристике портрета.

В подготовительной группе 6-7 лет дети знакомятся с социальным портретом, характеризующим статус человека (царь, крестьянка, дворянка) и профессиональную деятельность (художник, писатель, врач); осваивают особенности таких типов портрета, как парадный, интимный, исторический.

Обращается внимание не только на эмоциональное состояние, характер изображенного, но и на одежду, подчеркивающую социальное положение человека, и среду, способствующую более глубокому раскрытию образа.

Каждое занятие по восприятию портретной живописи предусматривает привлечение произведений других искусств, способствует полихудожественному развитию детей, создает творческую атмосферу и помогает детям осознать собственные эмоции, усиливая их.

Портрет - сложный жанр живописи. Понимание его требует от детей определенного социального опыта, знаний как об эмоционально-нравственных проявлениях, взаимоотношениях человека с обществом и о выражении этого отношения в речи, в мимике, жестах - так и об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов. Поэтому требуется длительная работа с детьми, содержание которой будет включать два направления. Первое направление - это формирование представлений о человеке, его чувствах, эмоциях, нравственном отношении к явлениям жизни, внутреннем и внешнем проявлении этого отношения. Второе направление - постепенное формирование у детей понимания языка живописного образа портрета. Работа по первому направлению будет проходить на различных занятиях, в играх, в повседневной деятельности, по второму направлению - на специальных занятиях по ознакомлению с портретом и в художественной деятельности.

В повседневной жизни воспитатель развивает у детей внимание, наблюдательность, видение эмоциональных проявлений товарищей (внешнее выражение состояний). Например, в группу вошла Наташа, она в нарядном платье, смеется, радостная. Воспитатель говорит детям: "Ах, какая Наташа сегодня веселая, радостная, она прямо вся светится! И платье у нее красивое!" Или обращает внимание нескольких детей на Сашу: "Посмотрите на Сашу, кто-то его обидел. Он сейчас заплачет! Поглядите на поникшие плечи и голову, а лицо, какое обиженное: брови уголками подняты, а кончики губ опущены. Давайте, скорее подойдем к нему, пожалеем его и утешем!"

Воспитатель постоянно обращает внимание ребят на эмоциональное состояние и взрослых. Кроме того, четко передает детям свои чувства, ярко проявляя их внешние - в интонациях, в мимике, жестах, позах, движениях. Следует учить детей понимать язык жестов, мимику. Хороший воспитатель зачастую вместо потока слов использует жест, мимику. Это приучает детей обращать внимание на реакцию взрослых, на их поступки, развивает внимательность и наблюдательность.

Так, вместо слова "нельзя" можно погрозить пальцем, покачать головой, развести руки: "Ну-и-ну!". "Помолчи!" - поднести палец к губам. Одобрительные жесты: поглаживание, аплодисменты.

Следует показать детям и другие жесты, рассказав, что они выражают (огорчение, обиду, испуг, задумчивость). Можно провести специальные занятия: «Когда нам весело, когда - грустно", "Что значит: испуганный, удивленный", "Угадай, что говорю я" (использование мимики и пантомимы). Цель таких занятий: поведение детей к пониманию эмоциональных состояний человека и их внешних выражений. При проведении музыкальных занятий или занятий по развитию речи следует обращать внимание на настроение, чувство, выраженное в музыкальных и литературных произведениях.

Хорошо использовать имитационно-образные игры, игры-драматизации, в которых дети упражняются в характерных жестах, позах, мимике. Например, показать, как идет хитрая лисичка, как прыгает испуганный зайчик, как вразвалочку пробирается через кусты мишка косолапый.

Здесь можно помочь: просмотр диафильмов, кинофильмов и иллюстраций к сказкам. Прочитав сказку, хорошо рассмотреть иллюстрации: как художник нарисовал злого волка, добрую совушку-сову. С этой же целью можно использовать и художественно-развивающие игры: "Кто смеется, кто плачет" или "Кому весело, кому грустно", "Убери лишнюю" (дети сравнивают ярко изображенные на карточках эмоциональные состояния людей и группируют их по общности).

В заключение хочется добавить, что, рассматривая с дошкольниками картины разных жанров, необходимо отмечать не только индивидуальные средства выразительности того или иного живописного произведения, но и общие черты, свойственные определенному жанру.

Следует обращать внимание детей на индивидуальную творческую манеру того или иного художника, особенности их почерка. Дети уже могут знать имена некоторых пейзажистов, портретистов, мастеров натюрморта и сказочно-былинного жанра и те произведения, которые они создали. Поэтому следует способствовать тому, чтобы дети высказывали свои суждения и отношение к увиденным репродукциям, давали им развернутую оценку, применяя образные слова и выражения, эмоционально-эстетические и доступные им искусствоведческие термины, использовали полученные знания в собственном творчестве.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по изобразительной деятельности с детьми

старшей группы

Волшебная гжель

Пояснительная записка:

 Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка.

 Ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

 Народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.

 Мною разработана серия занятий и игр, объединенных общим сюжетом «Волшебная гжель».

 В средней группе дети получают первоначальные представления о народном промысле Гжели, учатся видеть самобытность и красоту изделий. Рассматривают на выставке различные изделия народных промыслов, учатся находить среди них предметы – гжели.

 В старшей группе дети знакомятся с гжельской росписью, с историей возникновения народных промыслов Гжели.

 В подготовительной к школе группе детей учим различать гжель по особенностям росписи, цвета красок, знакомим с технологиями изготовления изделий, с преемственностью в работе мастеров прошлого и настоящего, приобщаем к посильному участию в создании образцов произведений декоративно-прикладного искусства.

 Так реализуется связь с другими видами деятельности: познавательной, игровой, продуктивной, художественно-речевой (театрализованные утренники, праздники и развлечения).

 Представленный конспект построен в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

 - принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

 - принцип непрерывности (занятие построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей)

 - принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

 - принцип психологической комфортности.

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Развитие основ детской художественной культуры через декоративно-прикладное творчество.

Задачи:

Образовательные:

 - Дать понятие декоративно-прикладного искусства.

 - Продолжить знакомить с народным промыслом Гжели:

 ü учить видеть самобытность и красоту изделий,

 ü учить выполнять узор из растительных элементов по краям каймы,   составлять узор на различных формах

 ü развивать чувство цвета, ритма.

Коррекционные:

 - Развитие мелкой моторики.

 - Развитие творческого воображения.

 - Развитие речевой активности.

 - Развитие внимания.

Воспитательные:

 - Воспитывать чувство прекрасного, умение ценить красоту окружающих предметов

 - Воспитывать самостоятельность, аккуратность, инициативность

 - Вызывать положительные эмоции, радость от своей работы.

 

Предварительная работа:

 - Знакомство с промыслом Гжели

 - Рассматривание книг, открыток, альбомов, посуды, игрушек, небольших скульптур.

 

Материал и оборудование:

 Гжельская керамика, иллюстрации с гжельскими скульптурами, части морфологической дорожки, относящейся к гжельской и другим промыслам, образцы элементов гжельской росписи. Игра «Собери посуду» (осколки гжельской разбитой посуды). Гуашь синяя, белая, палитра, кисти, салфетки, вода, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги.

 

1. Вводная часть.

В: Ребята, давайте поздороваемся, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие!

2. Основная часть «Волшебная гжель»:

В: Ребята, отгадайте загадку:

 Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?

 Видно издали пришла и цветами расцвела:

 Голубыми, синими, нежными, красивыми!

Ответы детей:Гжельская роспись

В: Рассказ детям о гжельском народном промысле.

В: Небесно-голубое чудо – волшебная гжель, так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Это посуда, игрушки, статуэтки, сувениры.

 Гжель – это поселок недалеко от Москвы, где гжельские мастера лепят из глины белого цвета посуда, разные предметы и расписывают их в ручную, используя голубой цвет в различных узорах. Узоры составляют из различных цветов, сеточек, бордюров, капелек, акцент на использование двух цветов:  белый фон и голубой или синий узор, и различные оттенки. Называли такие изделия – ГЖЕЛЬЮ.

В: Кто расписывает такими узорами?

Дети: Гжельские мастера.

В: А где живут и работают такие мастера, вы помните?

Дети: в поселке Гжель.

В: Вспомните, из чего делают такую посуду?

Дети: Из глины

В: Правильно, но чтобы посуда стала прочной, ее обжигают в печи при высокой температуре. А как вы думаете, такая посуда может разбиться?

Дети: Может, если ее уронишь или сильно ударишь.

В: Верно. Вот и у меня есть посуда, которую я разбила и остались одни осколочки (показать «разбитую посуду»). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.

 Дети складывают разрезные картинки.

В: Как называется посуда, которую вы сложили?

Дети: Гжельская

В: Верно, гжельская. Хорошо, что не вся посуда разбилась. Посмотрите, какая красота у меня стоит на столе! (На столе посуда гжель, дети подходят и рассматривают)

 АЙ да посуда, что за диво, хороша и та, и та!

 Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

 Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, василёк!

 С синей сеточкой по краю, глаз не отведешь!

 Сотворили это чудо не за тридевять земель

 Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель!

 Край фарфорового чуда, а кругом него леса

 Синеглазая посуда, как весною небеса!

 Вазы, чайники и блюдца так и светят на столе!

 Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

 -Как можно охарактеризовать эту посуду?

Дети: Нарядная, красивая, праздничная.

В: Что делает эту посуду такой?

Дети: роспись

В: Да, бело-синяя роспись. Рассмотрим роспись поближе (обращаем внимание на характерные особенности)

 Какой цвет использовали мастера? Где расположен цветок? Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки у цветка? Обратите внимание на  кайму по краям посуды. А что ещё создают мастера?

Дети: ответы

В: Правильно, молодцы!

 Давайте, ребята, немножко отдохнем и сделаем зарядку!

Физкультминутка:

 Вот большой стеклянный чайник         - надуть живот, одна рука на поясе,

 Очень важный, как начальник               -другая согнута, как носик

 Вот фарфоровые чашки                        - приседать, одна рука на поясе

 Очень хрупкие бедняжки

 Вот фарфоровые блюдца                      - кружатся, рисуя руками круг

 Только стукни – разобьются

 Вот серебряные ложки                           - потянуться, руки сомкнуть над головой

 Вот пластмассовый поднос,

 он посуду вам принес                              - сделать большой круг.

В: А теперь давайте вспомним все приметы гжельской керамики, чтобы легко рассказать о ней, выложим морфологическую дорожку.

Морфологическая дорожка:

 1 карточка – белая глина

 2карточка – цвет росписи

 3карточка – элементы росписи

 4карточка – предметы промысла

 Из карточек, на которых изображены различные материалы, цвета, элементы узоров разных росписей, изделия промыслов, дети выбирают и выкладывают дорожку гжельского промысла.

 В: А сейчас я предлагаю поиграть вам, ребята, в подмастерьев и расписать посуду. Но для этого нам надо приготовить ваши пальчики.

 Сейчас мы с вами сделаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика:

 Раз, два, три, четыре – мы посуду перемыли!

 Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку!

 Мы посуду перемыли, только чашку мы разбили,

 Ковшик тоже развалился, нос у чайника отбился.

 Ложку мы чуть-чуть сломали,

 Так мы маме помогали!

 МОЛОДЦЫ!

 Посмотрите на краски, которые я вам приготовила, все ли необходимые цвета у вас есть?

 Д: нет голубой краски.

 В: Что мы будем делать? Конечно, смешаем  на палитре белую и синюю краски. Отмечаем, что роспись рисуется кистью прямо на заготовке, для этого кисть необходимо держать тремя пальцами перпендикулярно листу. Лист(заготовку) можно вращать для более удобного положения. Показать несколько приемов росписи (капелька, точка, извилистая волна, цвет). Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора.

 Дети самостоятельно работают. В процессе работы индивидуально оказывается помощь.

 

3. Заключительная часть. Итог занятия.

 В: Молодцы ребята! Вы очень старались, ваша посуда получилась очень    красивая, роспись, как у настоящих гжельских мастеров!

 Я предлагаю организовать выставку ваших замечательных работ, чтобы ими могли полюбоваться другие ребята и ваши родители!



Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по ИЗО в подготовительной к школе группе - Знакомство с натюрмортом

1.    Цели:

1.1.    вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения;

1.2.    желание внимательно рассматривать натюрморт, любоваться красотой предметов, необычностью их формы, цвета, сочетанием предметов, композиций;

1.3.    дать представления о том, какие предметы изображаются на натюр-морте;

1.4.    стимулировать эстетические оценки и суждения.

2.    Словарная работа: натюрморт, муляжи, овощи, фрукты, ягоды, цветы, картины, художники и т.д.

3.    Методическое обеспечение:

3.1.    картины: И. Левитан «Васильки»; И. Хруцкий «Натюрморт с грибами»; И. Петров-Водкин «Яблоко и вишня».

3.2.    запись мелодии «Сентиментальный вальс».

3.3.    муляжи овощей, фруктов, грибов, ягод и т.д.

3.4.    керамические вазы (разной формы и высоты).

3.5.    вазы «Гжель».

3.6.    цветная бумага, кисточки, клей.

4.    Предварительная работа:

Дидактические игры, чтение произведений об овощах, фруктах, грибах. Загадывание и отгадывание загадок. Рисование карандашами и красками на тему «Дары осени». Симметричное вырезывание различных ваз.

5.    Ход занятия:

В группе развешены натюрморты художников И. Левитана, И. Хруцкого,  И. Петрова-Водкина; натюрморты, сделанные из цветной бумаги руками детей и воспитателей.

(Дети под тихую музыку рассматривают картины).

 Дети, вам понравилась выставка?

 Какие картины понравились больше всего?

 Почему?

 Как вы думаете, о чем хотел рассказать нам художник в этой картине?

 Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эту картину?

 Какие краски использовал художник? Яркие, теплые или холодные?

 Мы с вами видели разные картины. На них изображены цветы, овощи, грибы, книги, краски, посуда и т.д. В жизни иногда замечаешь красоту предметов, а художники – очень внимательные люди. Их радует, удивляет нарядность предметов, их формы, необычность, цвета. Когда предмет изображен на полотне, он особенно красив. Когда художник составляет натюрморт, старается поставить главные предметы так, чтобы остальные их украшали, дополняли. Но художник рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создавали, украшали, выращивали. Сорванные цветы, фрукты, ягоды люди съедают, а нарисованные художником будут жить вечно, радовать нас.

 Картины, на которых изображены цветы, ягоды, фрукты, овощи, предметы быта называются натюрмортом.

Натюрморт

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или пруд в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу –

Знай, что это – натюрморт.

У нас в группе есть много красивых предметов быта (вазы, чашки, стаканы, конфетницы и т.д.). Так же много красивых ягод, фруктов, овощей (муляжи).

 Отгадайте загадки, которые я вам загадаю. Эти предметы могут быть использованы для создания композиции натюрморт.

 Красная девица сидит в темнице, а посажена на улице (морковь).

 Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, вкусный и сырой, кто же я такой? (огурец).

 Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).

 Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем – гладко, а откусишь – сладко (яблоко).

 На сучках висят шары, посинели от жары (сливы).

Воспитатель предлагает детям из тех предметов, которые есть в группе   (вазы, предметы быта, фрукты, овощи, муляжи ягод), составить натюрморт и рассказать о нем.

Ребенок: Я взяла вазу, в неё поставила красивые астры, справа положила огурец и помидор, а слева сливу и лимон. Мне очень понравился натюрморт.

Ребёнок: Я составил натюрморт. Я взял красивую вазу с фруктами, справа положил веточку рябины. Слева кувшин с морсом.

Воспитатель: Ребята, давайте все вместе попробуем создать свой натюрморт. Сделаем большую коллективную работу. Каждый из вас выберет элементы натюрморта отдельно, а затем соединим их вместе. Но вначале пофантазируем на фланелеграфе.

Если кто-нибудь из вас захочет вырезать что-то своё для нашего натюрморта, пожалуйста. Всё необходимое имеется.

После этого дети приступают к работе с бумагой. Все вместе делают коллективную работу, согласовывают свои действия с действиями других детей. После работы придумывают название натюрморту.

Дети работают под музыку.

6.    Итог занятия:

Занятия в рамках этого жанра позволяют детям познакомиться с направлением изобразительной живописи натюрморт, знакомят детей с известными работами мастеров натюрморта.

Предлагаю детям под музыку полюбоваться красотой предметов, сочетанию их, почувствовать гамму.



Предварительный просмотр:

«Знакомство с портретной живописью»

  «Знакомство с портретной живописью»

Тема: «Знакомство старших дошкольников с портретной живописью»

Задачи:

Обучающие:

Формировать умение у детей рисовать портрет, передавая в рисунке особенности лица, правильно располагая его части. Закрепить знания детей о жанре портрета.

Развивающие:

Развивать умения и навыки рисовать портрет, рисовать на всем листе, используя различные художественные материалы (карандаш, акварельные краски).

Воспитательные:

Воспитывать интерес к рисованию.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное».

Предварительная работа: Рассматривание портретов, натюрмортов, пейзажей, просмотр презентации «Картинная галерея», рисование простым карандашом, дидактическая игра «Назови и покажи части головы».

Материалы и оборудование: Доска, репродукция портрета, пейзажа, натюрморта, письмо, литы А4, простой карандаш, акварельные краски, ластик, кисточки, стаканчик с водой, салфетка (на каждого ребёнка).

Ход ОД:

Дети стоят полукругом возле доски.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем и подарим им свои улыбки.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Сегодня придя в детский сад, я обнаружила письмо. На нём написано детский сад «Радуга», старшая группа, значит это письмо для нас. Тут сказано, чтобы узнать от кого оно нужно отгадать загадку:

«Карандаш, палитра, кисть,

И бумаги белый лист.

Есть еще мольберт-треножник,

Потому, что я …» (художник)

Воспитатель: Молодцы, правильно! Это письмо от художника Краскина. А как вы думаете, ребята, где можно увидеть картины художников? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. На выставках, в музеях, картинных галереях. Туда можно прийти и полюбоваться на них. Вы же тоже немного художники, потому что много рисуете. Ребята, художник Краскин пишет в письме, что у него возникла проблема. У него скоро состоится выставка картин. А картин портретного жанра у него очень мало и он просит нас помочь ему. Ребята, поможем художнику?

Дети: Да.

2. Основная часть.

Воспитатель: Для того, чтобы помочь художнику Краскину вспомните, пожалуйста, какие вы знаете жанры живописи? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Это пейзаж, портрет и натюрморт.

Воспитатель вывешивает на доску эти картины.

Воспитатель: А о каком из этих жанров говорится в стихотворении - загадке?

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в каске верхолаз.

Может, грустный или смелый,

Может, добрый или злой.

В нарисованной картине

Самый главный он герой.

Может, папа или мама,

Может, дедушка и я.

Нарисована в картине.

Может, вся моя семья.

Догадаться тут несложно,

Неуверенности нет,

Что красивая картина

Называется. (портрет)

Воспитатель: А вы хотите стать художниками и научиться рисовать портрет? (ответы детей)

Воспитатель: Для этого давайте немного отдохнём и пройдём в нашу мастерскую.

3. Физминутка «Превращение»

Раз - поднялись, потянулись,

Два – друг другу улыбнулись.

Наклоняемся вперёд.

Кто до пола достаёт?

Три – прогнули наши спинки,

Поглядели величаво

И налево и направо.

На четыре - руки шире,

Головою покивали,

Пять - руками помахали.

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

Надо плечи нам размять,

Раз - два - три - четыре - пять.

От души мы потянулись

И на место вновь вернулись.

Будем вместе рисовать

Мастерством всех удивлять.

Воспитатель: Сейчас я вас научу. Давайте рассмотрим портрет, чтобы глаза, нос, рот на лице вы изобразили на нужных местах. Голова у человека в форме овала. Обвожу пальцем голову на портрете, и вы ребята нарисуйте в воздухе овал. Сейчас я сделаю набросок простым карандашом, а вы посмотрите. Не нужно слишком сильно нажимать на карандаш, чтобы линии были тонкими, и их можно было подправить ластиком. Ребята, положите руку на лоб, видите, что глаза у человека расположены ниже лба, на середине лица. Глаза овальные с острыми уголками (рисую глаза). Расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза. Внутри глаза цветной кружок (он может быть коричневый, зелёный, голубой) и маленький черный зрачок. Над глазами находятся брови, они как две дуги. Обведите свои брови пальчиком. Нос расположен между глазами, начинается от бровей, заканчивается посередине от глаз до конца лица. От кончика носа до конца лица посередине находятся губы. Дети, посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа отличается по форме от нижней? На верхней губе как бы две волны, а на нижней одна (рисую губы). По сторонам рисуем уши, они начинаются на уровне глаз, заканчиваются на уровне кончика носа. Вот лицо мы нарисовали, теперь нужно раскрасить красками глаза, рот, брови и нарисовать причёску. А для этого вы должны определиться, кого вы изображаете на портрете маму или папу. Пока мы будем готовить пальчики к работе, вы подумаете, чей портрет вы будите рисовать.

4. Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик лег в кровать.

Этот пальчик прикорнул

Этот пальчик уж уснул.

Встали, пальчики, ура!

Рисовать уже пора

Воспитатель: Пальчики мы размяли, потрогайте ещё все части своего лица, где находятся глаза, брови, рот, нос, уши и приступайте к работе.

Воспитатель в процессе работы оказывает помощь детям, которые в ней нуждаются.

Воспитатель: Ребята вы сегодня молодцы, постарались и посмотрите, какие получились портреты. Теперь художнику Краскину их хватит на целую картинную галерею.

5. Рефлексия.

- Что мы сегодня рисовали?

- Кому мы помогли?

- Вам понравилось помогать?



Предварительный просмотр:

Программное содержание: учить детей понимать основную мысль произведений художников и средства её выражения; развивать умение видеть красивое в природе и радоваться этому; развивать эстетическое восприятие изобразительного искусства; воспитывать любовь и внимательное отношение к природе.

Предварительная работа: наблюдение зимней природы, чтение стихотворений, рассказов о зиме, оформление выставки иллюстраций и фотографий зимнего пейзажа, просмотр диапозитивов о зиме, слушание музыки.

Ход занятия

В. Ребята, отгадайте загадку.

Если видишь: на картине нарисована река

Или ель, иль белый иней,

Иль седые облака.

Или снежная равнина,

Или поле, иль шалаш, —

Обязательно картина называется… (Пейзаж).

Да, ребята, пейзаж — это картина, на которой изображена природа. В этих картинах мы можем увидеть луг, на котором никогда не вянут цветы, осенние деревья, с чьих веток никогда не облетят листья, и вечернюю зарю, которая не погаснет даже через сто лет!

Сейчас мы побываем на выставке зимнего пейзажа. Некоторые картины мы с вами уже рассматривали. Но чтобы понять картину, её нужно рассматривать много раз и каждый раз находить в ней что-то новое.

Как называется эта картина? («Первый снег».) Кто её написал? (Художник А. А. Пластов.) Как художник показал, что это первый снег? (Ответы детей.) Обратите внимание на ворону, которая расхаживает по двору. Для чего она понадобилась художнику? Если я прикрою её рукой, а потом опять открою её, то станет понятно, что эта ворона, как клякса, большое чёрное пятно на только что выпавшем белом снегу. От этого снег кажется ещё более белым и ярким.

А сейчас попытайтесь представить и расскажите, каким был день накануне написания этой картины.

О чем вы вспоминаете, глядя на картину? (Ответы детей.)

Ребята, вы хотели бы погулять в такой солнечный день по опушке леса? Сейчас мы отправимся гулять по лесу! Идём, идём, кругом кусты, все в снегу. Снег поскрипывает под ногами. Что вы видите вокруг себя? А ты? А ты? (Ответы детей.)

Прислушаемся. Что вы слышите в этом лесу?

Как показал художник, что день солнечный? Ведь солнышка на картине не видно! Лес на этой картине спит или он живой, проснувшийся?

Что на картине самое главное, и почему вы так решили? (Снег.) Потому что он на переднем плане. Художник использовал много красок для снега. Поэтому он на картине самый красивый.

Какие стихи вспоминаются вам, когда вы смотрите на эту картину? (2—3 ребёнка читают отрывки наизусть.)

Какими ласковыми словами можно назвать зиму на этой картине? Как бы вы назвали эту картину?

Зима — очень красивое время года! Поэты пишут о ней стихи, художники — картины, а композиторы — музыку. Вот как рассказал нам про зиму композитор П. И. Чайковский. Послушаем его произведение «Времена года». Что вы себе представляете под эту музыку? Снежинки кружатся в зимней карусели.

Дети произвольно танцуют.

В. На нашей выставке есть и новые картины.

Расскажите об этой картине. Где стоял художник? Что особенного он увидел в этой зимней природе? О чем хотел нам рассказать? Какое настроение вызывает у вас этот пейзаж? Какие краски использовал художник для своей картины? Какого цвета его снег и почему он именно такой?

Мы уже знаем, что художники не просто пишут картины: снег, небо, деревья. Они хотят поделиться с нами тем, что их удивляет, что им нравится. Посмотрите на картину К. Юона «Мартовское солнце»! Что художник увидел на деревенской улице? Найдите на картине солнечные пятна!

Вы рассмотрели несколько картин разных художников. Что объединяет эти картины? Чем отличаются эти картины? Одинаковое ли солнце на картинах?

Какая картина вам больше всего нравится? Почему?

В каждой картине художник увидел разную природу и постарался её передать с разным настроением. Но самое главное, что все картины написаны с большой любовью к родной природе. Художники как бы говорят: «Как прекрасна наша земля! Любите и берегите её!» Что вы им ответите?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Знакомство дошкольников с искусством"

«Художественно-эстетическое воспитание» включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и ручной труд...

Статья "Знакомство дошкольников с искусством"

«Художественно-эстетическое воспитание» включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и ручной труд...

Статья "Знакомство дошкольников с искусством"

«Художественно-эстетическое воспитание» включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и ручной труд...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Знакомство дошкольников с искусством (портретом)»

Цель: знакомство детей с одним из жанров живописи (портретом); закреплять знания о профессии «художник»; формировать у детей положительный эмоциональный отклик к произведениям изобразительного искусст...

Дидактическое пособие"Знакомство дошкольников с искусством"

Послушайте мой рассказ об удивительном человеке, всемирно известном художнике Викторе Михайловиче Васнецове. Он жил и рисовал свои чудесные картины более 100 лет назад.Для нас вами, уважаемые ребята, ...