Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему «Зимующие птицы».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Першина Екатерина Александровна

 Конспект НОД  по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему «Зимующие птицы».

 

Задачи: уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строение. Формировать понятие «зимующие птицы». Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложение. Развивать мелкую моторику рук, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к природе, доброту, отзывчивость.

 

Оборудование: предметные картинки с изображением птиц - воробьи, синицы, снегири, вороны. Трафареты птиц, простые карандаши.

 

Ход:

Приветствие в кругу:

Собирайтесь дети в круг я твой друг, и ты мой друг, вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Дети присаживаются на стульчики.

 

-Ребята, придя сегодня в группу, я обнаружила конверт, на котором было написано: «Детский  туб. санаторий. Ребятам  средней группы». Письмо пришло из леса, но от кого – загадка. Давайте разгадаем загадку и узнаем, кто прислал  письмо.  «Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут ее…». (Сорока).  Правильно. А теперь  давайте откроем конверт и узнаем, что в нем:  «Дорогие ребята, я знаю много интересного обо всех жителях леса, и сегодня я хочу  попросить вас о помощи для некоторых моих друзей. Угадайте, кому необходима помощь.

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем,

Будем в небе голубом».

 

- Кто это? (птицы.) Давайте вспомним, каких мы птиц знаем. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект НОД  по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему «Зимующие птицы».

Задачи: уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строение. Формировать понятие «зимующие птицы». Активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложение. Развивать мелкую моторику рук, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к природе, доброту, отзывчивость.

Оборудование: предметные картинки с изображением птиц - воробьи, синицы, снегири, вороны. Трафареты птиц, простые карандаши.

Ход:

Приветствие в кругу:

Собирайтесь дети в круг я твой друг, и ты мой друг, вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Дети присаживаются на стульчики.

-Ребята, придя сегодня в группу, я обнаружила конверт, на котором было написано: «Детский  туб. санаторий. Ребятам  средней группы». Письмо пришло из леса, но от кого – загадка. Давайте разгадаем загадку и узнаем, кто прислал  письмо.  «Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут ее…». (Сорока).  Правильно. А теперь  давайте откроем конверт и узнаем, что в нем:  «Дорогие ребята, я знаю много интересного обо всех жителях леса, и сегодня я хочу  попросить вас о помощи для некоторых моих друзей. Угадайте, кому необходима помощь.

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем,

Будем в небе голубом».

- Кто это? (птицы.) Давайте вспомним, каких мы птиц знаем. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

-Попробуйте отгадать, о какой птице загадка.

1. Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой-

Все равно ты будешь мой! (дятел)

2. Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (сорока)

3. Эта птица сизокрылая

Любит семечки клевать

И тихонько ворковать. (голубь)

4. Чик-чирик!

К зернышку прыг!

Клюй, не робей!

Кто же это? (воробей)

5. Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это. (снегири) .

6.Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка, любит сало и пшеницу. Кто узнал ее? (синица)

7.Черная, как вар и кричит: Кар-кар! (ворона)

- Какие это птицы? (зимующие). 

- Почему они так называются? (Остаются с нами на зиму, не улетают в теплые края). 

- Правильно, одни птицы улетели в теплые края, другие наоборот прилетели зимовать к нам. Сейчас мы проверим, знаете ли вы зимующих птиц.

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

- Вспомните, какая бывает зима? (Холодная, суровая). Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме, как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье). А кто еще переодевается зимой в теплые зимние шубки? (Звери – зайцы, лисы, волки) И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они!

Наверное, вы часто видели, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? Оказывается, птицы не летают в мороз,  потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету. Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.

- Чего боятся птицы зимой? (голода)  А чем питаются птицы зимой? (семенами и плодами растений)

-Да. Зимой голод для птиц страшнее всего. Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом. Отчего греет печка? Оттого что в ней дрова горят. Так и у птиц. Пища их греет, как дрова греют печку. «Сытому, морозы не страшны» — так можно сказать о птицах. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом. Как ты думаешь, каким? (добывают еду) Да, поиск еды – главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с солнышком, и целый день ищут себе еду. А уж кто не нашел еды и остался голодным – пропадет ночью, замерзнет! Птицам тяжело найти корм под снегом. Поэтому они прилетают поближе к людям.

- А как вы думаете почему? (люди кормят птиц)

- Правильно, люди заботятся о них, подкармливают. Делают кормушки.

- А вы знаете, чем люди кормят птиц? (хлебными крошками, семечками)

- А какие птицы любят рябину поклевать? (снегири)

- А вот у синичек кроме семечек и крошек любимое лакомство – сало.

- Ребята, давайте посмотрим картинки и поговорим о птичках, изображенных на них.

- Снегирь (показ иллюстрации) - первый вестник зимы, своё название получил от слова - снег. Среда обитания снегирей хвойные леса. Это малоподвижная птица, по земле прыгает короткими прыжками, ныряет и купается в снегу. Крылья птицы большие, поэтому полёт у снегиря плавный, волнообразный. Снегири очень красивые птицы, своим внешним видом украшают зимнюю природу. Словно красные яблоки висят на деревьях и кустах. Питаются снегири семенами шишек, ягодами рябины.

Побелело за окошком,

Всё в снегу, какая ширь.

Как румяная матрёшка - на крыльце живой снегирь.

Снегирей в окно увидишь:

Здравствуй, милый зимний гость!

На крыльцо скорее выйдешь

Дай им спелых зёрен горсть.

- А это что за птица на дереве сидит? (ворона) (показ иллюстрации) Правильно. Давайте рассмотрим её:

- Что можно сказать о размере вороны? (крупная, большая)

- Какие у неё крылья? (большие)

- А лапки? (сильные, цепкие)

- Что можно сказать об окраске их оперения? (ворона серобокая, чёрная головка, чёрный хвост и крылья)

- Как вороны передвигаются? (летают, прыгают, ходят)

- Как они кричат?

Вот под ёлкой запушённой

Скачут по двору вороны

Кар - кар - кар

Из-за корочки подрались

Во всю глотку разорались:

Кар - кар - кар!

- А вот и другие пернатые. Они хорошо вам знакомы.

- Вот воришки – воробьи (показ иллюстрации)

- Давайте их рассмотрим.

- Какие по размеру эти птицы?

- Какого цвета оперение у воробья?

- Какой клювик у воробья? (маленький, широкий)

- Как передвигаются эти птички? (летают, прыгают)

- Чем питаются воробьи? (зёрнышками, хлебными крошками, семечками, семенами)

 «Скачет, скачет воробей

Кличет маленьких детей-

Киньте крошку воробью-

Я вам песенку спою

Чик - чирик!»

- А вот синички – дружные сестрички. (показ иллюстрации)

- Давайте их рассмотрим.

- Какие по размеру эти птицы?

- Какого цвета оперение у синички?

- Какой клювик у синички? (маленький, но остренький)

- Как передвигаются эти птички? (летают, прыгают)

- Чем питаются синички? (зёрнышками, хлебными крошками, семечками, семенами, салом).

- А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

Ты с модницей этой

Конечно, знаком:

Вертушке на месте

Никак не сидится.

Всё хвастает, желтым своим сюртуком

И шапочкой желтой

Гордится синица.

- Ребята, как мы можем помочь птичкам зимой? (делаем кормушки и подкармливаем птиц)

- А сейчас давайте встанем на ноги и поиграем в игру  «Шустрая синица».

Скачет шустрая синица

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки -на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень!

- Молодцы, присаживайтесь.  Давайте поиграем в игру « Назови ласково».

Птица – птичка

Перо- … (перышко)

Крыло — … (крылышко)

Хвост — …(хвостик)

Клюв — …(клювик)

Синица — …(синичка)

Птенец — …(птенчик)

Воробей — …(воробышек)

Ворона — … (воронушка)

Голубь — … (голубок)

- Понравилось вам наше занятие?

- О каких птицах  мы сегодня говорили?

- Что нужно делать, чтобы птицам жилось зимой легче?

- А сейчас я предлагаю вам взять трафарет птички и обвести  её.  Раскрашивать  птичку мы будем  необычным способом  - штриховкой.  Рисовать полоски будем сверху вниз. Спрячем птичек от холода.

(Дети выполняют штриховку).

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.

Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов

Слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма. Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть, видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Разве можно забывать: улететь могли,

А остались зимовать  заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз к своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать  весну!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему "Посуда".

Конспект НОД  по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему «Посуда». Задачи:- систематизировать и обобщать знания детей о посуде, ее назначении, деталях и частях; матери...

Проект по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему: "В мире растений"

Проект по ознакомлению детей с окружающим миром: "В мире растений" (средняя группа)...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему: «Голубь- птица мира»

Бесда, просмотр слайдов "Символ мира", чтение стихотворений, из вырезанных из бумаги голубей создаем "мирное небо"...

Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему: «Где живет снежная баба?»

Программное содержание: Формировать у дошкольников представление о временах года: зиме. Побуждать детей называть основные приметы зимнего периода: идет снег, стало холодно, дети и взрослые надели...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе по теме «Зимующие птицы»

Конспект занятия по окружающему миру  в средней группе по теме «Зимующие птицы» разработан с целью закрепления представлений детей о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи неживо...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему: Зимующие птицы

Материал предназначен для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Будет полезен воспитателям детских садов, учителям начальных классов, так как прививает любовь к природе и воспитывает бережно...

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему «23 февраля»

Цель: продолжать рассказывать детям о дне защитника ОтечестваЗадачи:Образовательные:• ввести в активный словарь детей понятие «Родина» “Отечество”, «защитник»...