План-конспект открытого занятия "Живые семена"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Целью данной образовательной ситуации является - познакомить детей с разнообразием семян овощных культур. Дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращивании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Алёнушка» г. Мариинский Посад  Чувашской Республики

Конспект открытого занятия по познавательному развитию

(экология) в старшей группе «Петушок»

На тему: «Живые семена».

                                                                       Выполнила воспитатель:    

                                                                        Христолюбова Маргарита Юрьевна                                                                    

г. Мариинский Посад

2016 г.

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе.

Тема: «Живые семена».

Время занятия: 25 мин.

Возраст детей: 5-6 лет.

Кол-во детей: 15 чел.

Цель: 

  • Познакомить детей с разнообразием семян овощных культур. Дать представление о процессе подготовки семян к посеву, их проращивании.

Задачи:

Образовательная:

  • Продолжать знакомить детей с этапами роста и развития овощных культур: от семени до взрослого плодоносящего растения. Довести до сознания детей, что семена – это живые существа (в каждом семени живет растение). Знать, для того, чтобы семя проросло, ему необходимы определенные условия: земля, вода, тепло и свет.

Развивающая:

  • Развивать внимание, память, мышление, формировать умение анализировать.

Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к явлениям живой природы, желание выращивать семена, вести наблюдение за ними.

Предварительная работа:

  • рассматривание семян овощных культур; труд в уголке природы.

Словарная работа: семена, росток, плоды, грунт, почва, фильтр.

Оборудование:  кукла «Незнайка», коробка для семян, поднос, стеклянные баночки с прозрачными крышками для проращивания семян, фильтр, вода, семена перца, томатов, огурцов, арбуза, фасоли. Серии карточек (по 5 штук) с изображением стадий роста овощных культур (огурцов, томатов, тыквы, бобов). Шапочки: воробья, червячка, солнца, ветра, дождя.

Место проведения: группа.

Метод активации детей: словесный, наглядный, практический, игровой.

Ход занятия:

I часть: В каждом семени живет растение.

Дети стоят на ковре.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей).

Воспитатель: А теперь давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

(Игра на общение).

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнётся

Утро доброе начнётся. — ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: А сейчас ребята, давайте пройдём на свои места.

Дети садятся на свои места (за столы).

Воспитатель: Дети, сегодня мы познакомимся с очень интересными живыми существами. Они настолько маленькие, что мы порой их не замечаем. Только я их что, то не вижу. Где они?

(раздается громкий стук в дверь, появляется «Незнайка» с очень яркой коробкой, где находятся семена).

Воспитатель: Кто это ребята?

Дети: Да это Незнайка!

Воспитатель: Что же ты нам принес в своей красивой коробке?

Незнайка: Незнаю.

Воспитатель: Сам не знаешь? Ну, давай откроем коробку.

Воспитатель: Вот они маленькие, живые существа!!! Давай Незнайка покажем их ребятам. (Ставлю на  столы тарелки с семенами разных растений).Заранее подготовленные.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что это?

Дети: Семена.

Воспитатель: Ребята, давайте сначала рассмотрим семена. Обратите внимание, какие они разные (дети вместе с Незнайкой рассматривают семена, сравнивают их).

Воспитатель: Расскажите, какие они?

Дети: Разные, маленькие, желтенькие, темные, круглые, овальные, беленькие (воспитатель кладет на ладонь несколько семян).

Воспитатель: Как вы думаете, почему они не похожи?

Дети: Это семена разных растений.

Воспитатель: Правильно. Вот семена помидоров. Какие они? (слайд).

Дети: Они маленькие, темные, круглые, немного бархатистые.

Воспитатель: Вот семена перца (слайд).Какие они?

Дети: Они тоже круглые, но желтенькие и жесткие. А это семена…(слайд).

Дети: Огурцов.

Воспитатель: Какие они?

Дети: Овальные, почти белые, с острым кончиком.

Воспитатель: А это семена? … (слайд) (арбуза).  Молодцы! Догадались! Какие они?

Дети: Овальные, черненькие, беленькие в крапинку.

Воспитатель: А вот посмотрите (слайд). Это семена фасоли. Опишите их.

Дети: Крупные, белые, овальные.

Воспитатель: Да, дети, все семена разные, и все они живые!!! В каждом семени живет растение!!! Сейчас семена «спят». Это может продолжаться очень долго – целый год и даже больше. Но в каждом из них таится огромная «сила жизни». Если создать необходимые условия, эта сила поможет семени дать росток, растению вырасти, зацвести и принести плоды. Но прежде, чем посадить семя в землю, ему нужно прорасти.

Воспитатель: А какие условия нужны семенам для того, чтобы они проросли, и могли развиваться дальше?

Дети: Земля, вода, тепло и свет.

II часть: Дидактическая игра «Из семени выросло растение»

Воспитатель: Правильно ребята. А вот каким будет растение и какие этапы в своем развитии оно пройдет, мы узнаем в ходе игры. Давайте для Незнайки покажем, как же из простого маленького семени может вырасти растение.

(воспитатель раскладывает на столе вперемешку картинки с изображением разных фаз роста растений. Каждый ребенок получает одно семя какой-либо овощной культуры. Дети подбирают карточки, которые имеют наклейку с таким же семенем. У каждого ребенка должно быть 5 карточек. Дети внимательно рассматривают свои карточки и раскладывают их по порядку, т.е. по фазам роста растения, при этом рассказывают воспитателю о выполнении задания)

Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас мы отдохнем и поиграем в игру «Семена».

III часть: Физкультурная минутка «Семена»

Выбираются водящие «Воробей» и «Червячок». Остальные дети – «Созревшие семена».

Воспитатель:

Ветер подул

В нашем саду

Через поле, через сад

Семена летят, летят.

Дети – «Семена» перебегают к противоположной стене, водящие их ловят. Игра продолжается 2 раза.

Дети: Садяться на свои места.

IV часть: «Разбудим семена».

Воспитатель: К сожалению, ребята, мы не можем посадить семена в открытый грунт – землю, потому что за окном хозяйничает холодная осень.    Но мы можем вырастить растения сами.

   Для этого нам нужно «разбудить» семена. Чтобы они «проснулись», поместим их в «волшебные баночки». На дно каждой баночки нужно положить  круглый, влажный  фильтр (показ действий). Укладываем семена, чтобы они «проснулись». Закроем баночку. А теперь мы с вами будем наблюдать за ними.

Дети: Выполняют задание, помещая семена в свои баночки, как это делает воспитатель.

Воспитатель: Молодцы! Пока семена обживаются в баночках, мы поиграем в игру «Солнце, ветер, дождь»

Игра «Солнце, ветер, дождь»

Выбираются водящие «Ветер», «Солнце», «Дождь», остальные дети «Семена». (Журнал «Ребенок в детском саду» №1 2005г)

Воспитатель: Вот как хорошо выросли наши семена! Что же помогло семенам прорасти?

Дети: Земля, ветер, солнце, дождь.

V часть: «Семена проснулись»

Воспитатель: А сейчас, ребята, посмотрим на наши «волшебные баночки». Что же с ними произошло?

Дети: Крышки баночек запотели.

Воспитатель: Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что наши семена проснулись, они дышат, они живые!!!

Воспитатель: Конечно, семена живые! Значит мы все сделали с вами правильно. Оставим семена в волшебных баночках и будем наблюдать за ними каждый день и отмечать их изменения в уголке природы.

Анализ: Вот и подошло к концу наше занятие. Молодцы сегодня все ребята. Все старались, правильно отвечали на вопросы, выполняли задания… Умнички!

Итог: Давайте вспомним, а чем же мы сегодня занимались?

(будили семена).  Что нового мы узнали? (семена живые, они дышат).

А теперь задание на дом: посадите любые семена у себя дома для сравнения. Как будут изменяться семена в детском саду, а как дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект итогового открытого занятия "Мои друзья", I-ая младшая группа

"Мастер-класс" показала педагогам нашего города, занятия проводились в первой младшей группе....

План - конспект НОД Тема "Моя семья"

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной....

План - конспект игровой ситуации "Моя семья"

Конспект занятия по социально - личностному воспитанию...

План-конспект занятия по теме "Семья"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе по теме "Моя семья" Цель: Способствовать формированию у детей среднего дошкольного возраста представления о семье и нравс...

План-конспект родительского собрания "Современная семья"

Подготовила: воспитательМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30города Железногорска Курской области Грачева Светлана Егоровна...

План - конспект индивидуального открытого занятия с ребёнком с ОВЗ по теме: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

План - конспект индивидуального открытого занятия с ребёнком с ОВЗпо теме: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»Цель: познакомить с домашними животными. Задачи:   Коррекционно-образовате...

план-конспект музыкального занятия "Цветик семи цветик"

План-конспект музыкального занятия "Цветик семицветик" проводит музыкальный руководитель.Музыкальный репертуар выбирается музыкальным  руководителем с учетом возрастных особенност...