Перспективное планирование по экологическому воспитанию для детей 3-7 лет
календарно-тематическое планирование по окружающему миру на тему

Трифонова Елена Анатольевна

Перспективное планирование по экологическому воспитанию для детей 3-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnye_plany.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

I младшая группа

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь.

 "Фрукты" (яблоко, банан, виноград, груша)

 "Овощи" (помидор, огурец, морковь, лук)

Цель: Формировать элементарные представления о фруктах: различать их по цвету, величине, вкусу. Активизировать в речи слова, обозначающие названия фруктов. Развивать ощущения, восприятие.

(Д/и "Чудесный мешочек" или "Найди и назови", "Угадай на вкус").

Цель: Формировать элементарные представления об овощах: различать их по цвету, величине, вкусу, характеру поверхности. Активизировать в речи слова, обозначающие названия овощей. Развивать ощущения, восприятие.

(Д/и "Чудесный мешочек" или "Найди и назови", "Угадай на вкус").

Октябрь.

"Знакомство с явлениями осенней природы".

"Наблюдение за рыбкой".

Цель: Формировать элементарные представления о явлениях осенней природы: тучи на небе, идёт дождь, листья жёлтые и красные падают на землю. Формировать умение различать осенние листья по цвету; размеру. Активизировать в речи слова, обозначающие явления осенней природы. Развивать внимание, восприятие.

(Картинки с изображением осенних признаков, д/и "Найди лист такой, как покажу", "Тучи и ветер").

Цель: Формировать элементарные представления о внешнем виде рыбки (большая или маленькая; у рыбки есть глаза, рот, плавники, хвост), о некоторых повадках (живёт в воде, плавает, хватает корм ртом). Обогатить словарь детей за счёт сов, обозначающих признаки внешнего вида и действия. Воспитывать интерес к наблюдению.

(Игра малой подвижности "Рыбки плавают в воде")

Ноябрь.

"Дерево".

"Сравнение плодов и листьев яблони и рябины".

Цель: Формировать элементарные представления об основных частях дерева: ствол, ветви, листья, корни. Упражнять в различении листьев по цвету. Активизировать в речи слова, обозначающие части дерева. Развивать внимание, восприятие.

(Д/и "Покажи и назови", "Собери в корзинку такие же листочки", двигательная пауза "Ветер качает деревья").

Цель: Формировать умение различать листья и плоды яблони, рябины. Обогатить словарь: яблоня, рябина. Активизировать словарь: яблоки, ягоды, маленькие, большие. Развивать внимание, восприятие.

(Д/и "Найди лист такой, как покажу", "С какой ветки детки").

Декабрь.

"Знакомство с явлениями зимней природы".

"Дикие звери в зимнем лесу" (Заяц, лиса).

Цель: Формировать элементарные представления о явлениях зимней природы: идёт снег, на деревьях нет листьев, земля покрыта снегом; стало холодно - люди одели тёплую одежду). Развивать внимание, восприятие.

(Картинки с изображением зимний явлений природы, Д/и "Что бывает у Зимы": дети вместе с воспитателем из предложенных картинок выбирают те, на которых изображены зимние объекты или явления природы /цветок, лист, капля дождя, снежинки, обнажённое дерево и т. д./; игра малой подвижности "Заморожу").

Цель: Формировать элементарные представления об образе жизни зайца и лисы в зимнее время: зайцы поменяли окраску, стали белыми, как снег; лисы ищут зайцев по запаху, охотятся на них. Закрепить в речи слова, обозначающие названия животных, их признаки. Формировать умение слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом. Воспитывать познавательный интерес к объектам животного мира.

(фланелеграф, п/и "Зайка беленький сидит")

Январь.

"Посадка луковиц в ящики".

"Домашние животные" (Кошка).

Цель: Уточнить представления детей о внешнем виде луковицы (гладкая, круглая, жёлтая, есть верхушка, корешки) с помощью зрительно-осязательно- двигательных действий. Формировать умение наблюдать за процессом посадки лука: поместить в землю корешками вниз, крепко нажать, присыпать землёй, полить, поставить на солнце. Активизировать в речи слова: земля, луковица, корешки, верхушка. Воспитывать интерес к выращиванию растений.

(Наблюдение за процессом посадки, Д/и "Что мы делали сначала, что потом" с использованием схем, изображающих этапы посадки).

Цель: Закрепить представления о внешнем виде, повадках животного (умывается лапкой; спит, свернувшись клубочком; лазает по деревьям; царапается), о приносимой пользе (ловит мышей). Уточнить представления о том, что у кошки есть детёныши - котята. Активизировать в речи сова, обозначающие признаки и действия, а также название детёныша. Воспитывать интерес и бережное отношение к домашним питомцам.

(Д/и "Что умеет делать кошка: скажем и покажем", "Поможем маме кошке отыскать котят").

Февраль.

"Птицы" (Воробей).

"Уход за фикусом".

Цель: Формировать элементарные представления о внешнем виде и повадках воробья (летает, прыгает, клюёт, чирикает). Обогатить представления детей об образе жизни птиц зимой (им голодно, холодно; их нужно кормить - сыпать зёрнышки, хлебные крошки в кормушки). Активизировать в речи слова: холодно, голодно, а также слова, обозначающие части тела и повадки птицы. Воспитывать внимательное отношение к птицам, желание помочь.

(Д/и "Покажи и назови", "Что умеет делать воробей: скажем и покажем").

Цель: Формировать элементарные представления о необходимости полива фикуса и очищении его листьев от пыли. Формировать умение наблюдать за процессом ухода за растением. Побуждать детей к совместным с воспитателем действиям по уходу за ним. Активизировать в речи слова: фикус, пыль, поливать, протирать. Воспитывать интерес к трудовым действиям.

(Д/и "Что мы делали сначала, что потом" с использованием схем, изображающих этапы ухода).

Март.

"Домашние животные" (Собака).

"Домашние животные" (Корова).

Цель: Формировать элементарные представления о внешнем виде, некоторых повадках животного (виляет хвостом, когда радуется; лает, когда сердится), о приносимой пользе (дом сторожит). Уточнить представления о том, что у собаки есть детёныши - щенята. Активизировать в речи слова, обозначающие признаки и действия. Воспитывать интерес и бережное отношение к домашним животным.

(Д/и "Назови правильно", "Что умеет делать собака: скажем и покажем", "Где мои детки?")

 Цель: Формировать элементарные представления о внешнем виде, некоторых повадках животного (долго и медленно жуёт, хвостом отгоняет мух, мычит), о приносимой пользе (даёт молоко). Закрепить представления об издаваемых животными звуках, а также о детёнышах животных. Активизировать в речи слова, обозначающие признаки и действия, а также названия детёнышей животных. Воспитывать познавательный интерес к объектам животного мира.

(Д/и "Покажи и назови", "Кто как кричит", "Отведи детёныша к маме").

Апрель.

"Домашние животные" (Коза).

"Птицы" (Голубь).

Цель: Формировать элементарные представления о внешнем виде, некоторых повадках животного (бадается, блеет), о приносимой пользе (даёт молоко, шарсть). Закрепить представления об издаваемых животными звуках, а также о детёнышах животных. Активизировать в речи слова, обозначающие признаки и действия, а также названия детёнышей животных. Воспитывать познавательный интерес к объектам животного мира.

(Д/и "Покажи и назови", "Угадай, кто кричит", "У какой мамы детёныш потерялся?").

Цель: Формировать элементарные представления о внешнем виде и повадках голубя (летает, клюёт, воркует). Активизировать в речи слова: обозначающие части тела и повадки птицы. Воспитывать интерес к птицам. Закрепить в речи названия птиц (воробей, голубь, курица, петух). Развивать восприятие.

(Д/и "Назови правильно", "Кого не стало", "Разрезные картинки").

Май.

"А у нас во дворе" (дерево, кустарник, трава, цветок).

Цель: Закрепить представления о частях дерева. Формировать умение узнавать и называть растения. Активизировать в речи слова: кустарник, дерево, трава, цветок, а также слова, обозначающие части дерева. Воспитывать бережное отношение к растениям.

(Д/и "Собери картинку" (части дерева), "Куда села бабочка?").

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   

II младшая группа

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь.

"Рассматривание фруктов. Д/и "Чудесный мешочек".

Рассматривание овощей. Д/и "Чудесный мешочек".

Цель: Формировать представления о фруктах (яблоко, груша, слива, абрикос, персик и др.): различать их по цвету, форме, величине, по вкусу).

Цель: Формировать представления об овощах (помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец, капуста и др.): различать их по форме, цвету, величине, по вкусу.

Октябрь.

"Части дерева". Д/и "Раз, два, три - дерево назови" (берёза, дуб, клён). Д/и "Собери дерево из частей"

"Что растёт в лесу?" (Лес - многоэтажный дом)

Цель: Формировать представления об основных частях дерева: ствол, ветви, листья, корни. Формировать представление о том, что дерево живое (растёт). Закрепить названия деревьев (2-3).

Цель: Формировать представление о многообразии лесных растений ( деревья, кусты, грибы, ягоды). Активизировать в речи названия некоторых из них.

Ноябрь.

Рассказ воспитателя "Кто живёт в лесу". Д/и "Отгадай мою загадку", д/и "Кто что любит"

"Как помочь растению"

Цель: Формировать элементарные представления о животных леса (лиса, заяц, медведь): чем питаются, внешний вид

Цель: Формировать представление о том, что растение - это живой организм и нуждается в уходе (растению для жизни нужна вода, без неё растение завянет, может погибнуть). Помочь в установлении связи между состоянием растения и его потребностью во влаге. Способствовать развитию умения поливать растения, используя для этого модель трудового процесса: ставить цель, выбирать предмет труда, выполнять трудовые действия в правильной последовательности, получать результат труда. Воспитывать желание действенно помочь растению.

Декабрь.

"Посадка лука в ящики"

"Домашние животные".Д/и Кто что любит", "Чей детёныш".

Цель: Уточнить представления о луковице (гладкая, круглая, жёлтая, есть верхушка и корешки; луковица будет расти). Формировать навыки посадки (поместить в землю, крепко нажать, присыпать землёй, полить). Активизировать словарь. Воспитывать интерес к выращиванию растений.

Цель: Формировать представление о домашних животных (корова, коза, свинья): Чем их кормят, как за ними ухаживают, какую пользу они приносят. Уточнить представления о взрослых животных и их детёнышах. Развивать воображение, умение входить в игровую ситуацию, сравнивать.

Январь.

"Путешествие по зимнему лесу". Д/и Кто чем питается зимой"

Цель: Продолжать формировать представления о лесе: образ жизни диких животных - заяц, медведь, белка ( о характере пищи животных, способах её добывания , об условиях жизни в зимнем лесу (холод, глубокий снег, недостаток пищи), о приспособлении зверей к трудной зимовке (изменение цвета). Развивать игровые умения (поддерживать воображаемую ситуацию, совершать игровые действия)

Февраль.

"Наблюдение за золотой рыбкой". Словесная игра "Что умеет делать рыбка?", Игра малой подвижности "Я - рыбка"

"Домашние животные". Д/и Кто что любит", д/и "Чей детёныш".

Цель: Формировать представление о внешнем виде рыбки (большая , золотая; у неё есть глаза, рот, плавники), о некоторых повадках (живёт в воде, плавает, хватает ртом корм; рыбка живая -сама ест, плавает). Способствовать накоплению эмоционально-положительного отношения к рыбке: радоваться при наблюдении за рыбкой, любоваться её красотой, стремиться сохранять её живой и здоровой. Упражнять в подборе слов, обозначающих действия. Побуждать создавать образ рыбки.

Цель: Закрепить представления детей об известных домашних животных - корове, козе, свинье. Уточнить и расширить представления детей о кошке и собаке как о домашних животных (живут вместе с человеком, собака охраняет дом и хозяина, кошка ловит мышей; человек любит своих помощников, заботится о них - кормит, ухаживает, ласкает).

Март.

"Птицы". Д/и "Кто это?", "Разрезные картинки".

"Весна в лесу". Д/и "Отгадай мою загадку", "Найди маму".

Цель: Формировать представления о птицах, их общих признаках (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Учить видеть особенности в их строении. Закрепить названия некоторых птиц в речи (воробей, ворона, голубь, цапля, сова). Воспитывать умение пытливо всматриваться в знакомые объекты.

Цель: Расширять конкретные представления о зверях и их детёнышах, помогать в узнавании и различении животных по признакам их внешнего вида, правильно называть взрослого животного и детёныша. Формировать представления детей об особенностях жизни леса весной: становится теплее, снег тает, от спячки просыпается ёж, из берлоги выходит бурый медведь, заяц и белка линяют - меняют шерсть; все звери выводят потомство. В весеннем лесу светло, красиво, пахнет молодой зеленью. Побуждать детей поддерживать воображаемую ситуацию.

Апрель.

"Наблюдение за золотой рыбкой" (повторение).

"Маленькие помощники". Д/и "Кто где живёт", П/и "Медведь и пчёлы".

Цель: Уточнить и закрепить представление о внешнем виде и повадках рыбки (тело покрыто чешуёй; плавники имеются на спинке, брюшке, на боках и хвосте; глазами рыбка смотрит, куда плыть, где корм; рыбка живёт в аквариуме, в него налита вода, без воды жить не может, в воде она ныряет, плавает; рыбка живая, о ней надо заботиться, кормить её). Обогащать словарь. Воспитывать бережное отношение к обитателям аквариума.

Цель: Расширить знания детей о насекомых: бабочке, муравье, червяке; месте их обитания, характерных особенностях. Активизировать в речи слова: улей, муравейник. Воспитывать бережное отношение к маленьким обитателям природы.

Май.

"Четыре времени года". Д/и "Когда это бывает", "Найди ошибку".

Цель: Помочь в различении времён года по характерным признакам. Воспитывать желание высказываться по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей 5-7 лет с ЗПР на год.

Полное собрание материала с подбором занятий,наблюдений,художественного слова,опытов....

Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей (с применением проектной деятельности) в подготовительной группе.

Исследования Н.Г. Лаврентьевой, С.Н. Николаевой, Н.П. Рыжовой, П.Г. Саморуковой, И.А. Хайдуровой, И.В. Цветкова и др. свидетельству­ют о том, в период дошкольного детства в процессе целена...

Перспективное планирование по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста

Перспективное планирование представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи ...