Возрастные особенности детей в естественно-научном направлении
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Возрастные особенности детей в естественно-научном направлении на примере объединения "Знайка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Основное содержание27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые коллеги, я - Зыкова Наталья Викторовна. Сегодня я поделюсь с вами опытом работы по учёту возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе обучения на примере объединения «Знайка».

Объединение существует третий год имеет естественно-научную  направленность. В объединении  дети дошкольного возраста от 5 до 7 лет -1 год обучения  и младшего школьного возраста от 7 до 9 лет - 2 год обучения.  

СЛАЙД 2

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. В свое время И.М. Сеченов писал о прирождённом свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь. Это свойство И.П. Павлов назвал рефлексом «что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, устанавливает новые для себя связи между ними.

СЛАЙД 3

                  ВОСТРЕБОВАНА  ТВОРЧЕСКАЯ  ЛИЧНОСТЬ

  • способная к активному познанию окружающего;
  • проявляющая самостоятельность;
  • склонная к исследовательской активности.

В современном мире человеку необходимо не только владение знаниями, но и умение добывать их самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Наши дети очень пытливы и любознательны. С самого рождения ребёнок уже является первооткрывателем, но сам он не всегда может найти ответы на интересующие вопросы.  

СЛАЙД 4 -8

РОЛЬ ПЕДАГОГА  В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

                 

  • подготовка ребенка к исследовательской деятельности;
  • обучение умениям и навыкам исследовательского поиска.

        Процесс познания – творческий процесс и роль педагога – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Вот на этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику работы с детьми в нашем доме детского творчества №1 им. В Волошиной. Ребенок 5-6 лет, как губка впитывает всю познавательную информацию. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка идёт в этом возрасте.   Отдельно хочется сказать о кризисе 7 лет. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам.

Меняется и среда, ребёнок идёт в школу, и отношение ребенка к среде. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе. Происходит активное формирование самооценки. В 8-9 лет происходит настоящий сдвиг в интеллектуальном развитии младшего школьника. Происходит осознанность и произвольность всех психических процессов.

На своих занятиях я даю детям научную информацию об окружающем мире, дать ее стараюсь четко, доступным языком, с использованием наглядности.

А теперь я предлагаю рассмотреть возрастные особенности детей в практическом сравнении. Дети 5-6лет и дети 7-9лет.

СЛАЙД 9-13

                                                      ВНИМАНИЕ

  • приемы планирования деятельности;
  • игровые элементы;
  • смена формы деятельности.

Младших детей привлекает само собой, без усилий, все новое, яркое и неожиданное. Но произвольное внимание пока развито слабо. Детям сложно сосредоточиться на однообразной, сложной или непривлекательной деятельности.         Поэтому на занятиях я использую в работе различные элементы театрализации:

1. Куклы Знайка и Незнайка (ИСПОЛЬЗУЮ ВНАЧАЛЕ ЗАНЯТИЯ - СТАВЛЮ ПРОБЛЕМУ (что за камень?) И В КОНЦЕ- ПОДВОЖУ ИТОГИ). Использую в обоих группах.

2.Шляпка «Почемучка» для детей 5-6лет (очень любят задавать вопросы).

3.Шляпка «Расскажи–ка» для детей 7-9лет (сами любят рассказывать).

4.Использую костюмы  персонажей. « Повелительница Космоса». Занятие для старших детей «Луна спутник Земли».

СЛАЙД  14-19

                                                      ПАМЯТЬ

  • активизация процесса запоминания.

Память детей 5-6лет непроизвольна. На занятиях я использую яркие моменты, чтобы активизировать процесс запоминания.

1.При изучении темы «Воздух» с младшими детьми использую мыльные пузыри.

2. Со школьниками использую воздушные шары, гелихоптер.

СЛАЙД 19-22

                                                         МЫШЛЕНИЕ

  • Наглядно-действенное;
  • Наглядно-образное.

        Так как у младших детей объединения преобладает наглядно-действенное мышление, то при изучении темы «Вода» они многое делают своими руками. Знакомятся со свойствами воды (прозрачность, текучесть, окрашиваемость).

У старших детей мышление наглядно-образное, при изучении темы «Круговорот воды в природе» использую интернет ресурсы.

СЛАЙД 23-25

                                              ВОСПРИЯТИЕ

  • непроизвольное;
  • произвольное.

У детей младшей группы восприятие непроизвольное. Ребенок различает и называет цвета, формы предметов, правильно соотносит их по величине, понимает их положение в пространстве, но не умеет анализировать части сложных фигур. При рассмотрении предметов дети выделяют яркие, бросающиеся в глаза свойства. Поэтому при изучении темы «Магниты» показываю не только сам магнит, но и действие магнитного поля. Это очень эффектно.  На протяжении всего обучения в начальной школе восприятие становится произвольным. При изучении той же темы я использую Интернет ресурсы «Магнитное поле Земли», «Северное сияние».

СЛАЙД 26-30

                                        ВООБРАЖЕНИЕ

  • Пальчиковый театр;
  • Теневой театр;
  • Элементы проектной деятельности.

        Воображение у детей этих возрастных групп хорошо развито, поэтому я использую в работе различные театры:          Для младших я беру пальчиковый театр (Тема «Ткань») развиваю мелкую моторику и речь детей, а для старших детей (Тема «Свет») делаем теневой театр. Куклы для театра дети изготавливают  сами, а вырезать  помогают родители. Развиваю актёрские навыки и умение работать в команде. Для развития воображения и творческих способностей детей использую в работе элементы проектной деятельности. Младшие дети рисуют проект «Роботы в быту», старшие «Роботы в производстве и промышленности». Все дети защищают свои проекты, рассказывают о них. Для чего нужен этот робот? Как он работает?

СЛАЙД 31-34

                                            РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

  • произведения К.И. Чуковского;
  • картины И.К. Айвазовского;
  • картины  Н. Сафронова.

1.Младшие дети учатся строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета.  Тема «Свойства глины» произведение «Федорино горе», тема «Человек» произведение «Мойдодыр». Тема  «Звук» произведение «Телефон» (У меня зазвонил телефон…)

2.Младшим школьникам я предлагаю рассмотреть картины Айвазовского (Тема «Вода») и Никоса Сафронова. Ведём беседу по картине о силе воды, о текучести, о жизненной силе воды.

СЛАЙД 35-41

                                     ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • живая природа;
  • ручной труд;
  • изобразительная деятельность.

 У детей старшего дошкольного возраста активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда. С детьми этого возраста  выращиваем лук в баночке с водой. Проводим наблюдения. Со старшей группой по этой же теме выращиваем горох и проводим различные опыты с выращенным материалом. Изучая тему свойства дерева с младшими детьми пользуюсь приемами изобразительной деятельности. При изучении темы «Вес» со школьниками предлагаю детям с помощью старших сделать ручные весы.

СЛАЙД 42-46

                                                   ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК

  • учет индивидуальных особенностей.

В нашем объединении много любознательных детей. Это их основное качество. Есть и одарённый ребёнок Волков Алёша. Он самостоятельно готовит опыты и показывает их детям и даже порой подаёт мне идеи для построения занятия. Алёша увлеченный экспериментальной деятельностью ребёнок, работать с ним интересно, но не так- то просто. Очень часто удачные опыты заканчиваются аплодисментами.

 «Подсолнухи… Так маленький ребёнок
  В простых явленьях видит чудо сказки…
  И радостно, что поутру, спросонок
  Всем улыбаются распахнутые глазки…


  Подсолнухи, как дети, к Солнцу тянут
  Свои лучисто-жёлтые головки.
  Заложено такое в них начало,
  Ведь скоро  сами  солнышками станут…»

 Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели и направления образовательной деятельности по ПДД с учетом возрастных особенностей детей.

Основные цели работы – подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении, сформировать у них соответствующие знания, умения и навыки, ответственность за свое повед...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Родительское собрание в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности. Тема: «Возрастные особенности детей 6-7 лет. Воспитатель: Мельникова Е.И.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности.Тема: «Возрастные особенности детей 6-7 лет. Воспитатель: Мельникова Е.И....

Презентация к родительскому собранию на тему:«Основные направления работы на учебный год. Возрастные особенности детей 3-5 лет»

В этой презентации представлены основные направления работы с детьми разновозрастной (младшей-средней) группы на 2019-2020 учебный год....

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...

Родительское собрание «Основные направления работы на учебный год. Возрастные особенности детей 3–5 лет»

Здесь размещен  конспект родительского  собрания  «Основные направления работы на учебный год. Возрастные особенности детей 3–5 лет». Основной целью родительского...