Родительское собрание «Основные направления работы на учебный год. Возрастные особенности детей 3–5 лет»
методическая разработка

Сергеева Луиза Петровна

Здесь размещен  конспект родительского  собрания  «Основные направления работы на учебный год. Возрастные особенности детей 3–5 лет». Основной целью родительского собрания является  расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx33.01 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание  «Основные направления работы на учебный год. Возрастные особенности детей 3–5 лет»

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.

Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 3-5 лет; познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год;

обновить анкетные данные семей воспитанников; научить родителей наблюдать за ребёнком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей.

План проведения:

  1. Вступительная часть.
  2. Презентация «Основные направления работы на новый учебный год. Особенности образовательного процесса в разновозрастной группе».
  3.  Педагогический всеобуч «Возрастные и индивидуальные особенности детей 3-5 лет».
  4. Анкетирование родителей.
  5.  Выборы нового состава родительского комитета.
  6. Разное.

Ход мероприятия

Подготовительный этап.

Подготовка статьи о возрастных и индивидуальных особенностях детей 4-5 лет; выписки из годового плана работы ДОУ на новый учебный год. Подготовка презентации.

Организационный этап.

Родители заходят, рассаживаются произвольно. Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу.

Вступительная часть.

Звучит торжественная музыка.

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной группе! Хотим поздравить вас с новым учебным годом. Детки ваши подросли за лето и перешли в среднюю группу детского сада. Наши дети выросли и стали на год взрослее. За этот год дети многому научились. Они подросли, окрепли, стали более самостоятельными. А еще они стали очень любознательными.

С принятием ФГОС, детский сад стал начальной ступенью образовательной системы России. Однако, это не означает, что детский сад должен научить ребенка читать и писать к моменту поступления в школу. Задача детского сада – развивать желание ребенка учиться, познавать новое. Воспитатель – не учитель, все знания ребенок приобретает играя. Поэтому, не удивляйтесь, когда на ваш вопрос: «Какое у тебя сегодня было занятие?» получите ответ: «Ни какого». Именно играя, мы и наблюдаем, и беседуем, и лепим, и трудимся.

Любые даже самые сложные знания мы стараемся преподнести ребенку в игре, где и побегать можно, и сказку услышать, и порассуждать.

Мы стараемся создать условия, чтобы каждый ребенок чувствовал себя эмоционально комфортно, психологически защищенно, чувствовал себя любимым и неповторимым. Мы прикладываем немало усилий, чтобы дети могли выбрать какой-то уголок групповой комнаты для игры. Конечно, без Вашей помощи, дорогие родители, нам не обойтись.

Дети так любят вас, гордятся вами, подражают во всем и мы разделяем их чувства.

Надеемся, что так же плодотворно, мы с вами продолжим наше путешествие по стране знаний, и таким же прекрасным коллективов подойдем к нашему конечному пункту – это к выпуску в школу.

Вначале, нашего собрания, хотим выразить благодарность родителям, которые активно принимали участие в жизни группы – наш родительский комитет. Спасибо вам большое за помощь. А также всем родителям, которые всегда приходили нам на помощь. С огромным удовольствием вручаем вам – благодарности, и надеемся, что остальные участники тоже будут участвовать в жизни группы.

  1. Презентация ««Основные направления работы на новый учебный год. Особенности образовательного процесса в разновозрастной группе»

Ознакомление родителей с целями и задачами ДОУ на новый учебный год.

Воспитатель: Наш сад работает по программе «От рождения до школы» под редакцией Васильевой.

В этом учебном году развитие детей будет также осуществляться при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, элементарной трудовой, двигательной, познавательно- исследовательской, изобразительной, конструктивной, музыкальной, восприятия художественной литературы и фольклора.

Организованная деятельность детей проводится по следующим образовательным областям:

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»,

«Физическое развитие».

Используем парциальные программы:

  • Васильева Л.Г. Программа  по этнохудожественному развитию детей 2-4 лет «Узоры чувашской земли», Чебоксары, 2016 г.
  • Программа социально-эмоционального развития дошкольников «Я, ты, мы» /О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина – Москва, 2005 г.
  • Программа Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

Ознакомление родителей с режимом дня, с расписанием ООД, с планом работы по взаимодействию с родителями.

  1. Педагогический всеобуч «Возрастные и индивидуальные особенности детей 3-5 лет»

         Воспитатель: Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности.

Возрастные особенности детей 3-4 лет.

      Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.

С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество.

     Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого.

       У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками. В играх возникают первые «творческие» объединения детей. В игре ребенок берет на себя определенные роли и подчиняет им свое поведение.

В этом проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения, обнаруживается стремление к освоению этого мира. Совместные игры детей начинают преобладать над индивидуальными играми и играми рядом. Открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

        Трехлетний ребенок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение.

       Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

       В возрасте 3 - 4 лет начинается четкое осознание ребенком кто он и какой он. Возраст трех лет характеризуется кризисом трех лет, потому как внутренний мир малыша полон противоречий.

Возрастные особенности 4-5 лет

        Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:

 Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

 Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

 Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности.

 Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

 «Что должен знать и уметь ребенок 3-5 лет»

Ребенок 3-4 лет

Ребенок 4-5 лет

Социально – коммуникативное развитие (ребенок должен)

Уметь принимать условную игровую ситуацию, адекватно действовать в ней (кормит куклу, лечит больного и т. д., объединять в смысловую цепочку знакомые игровые действия (покормили, переодели кукол, погуляли с ними и т. д.)

Знать элементарные нормы и правила поведения (можно поделиться игрушкой, пожалеть другого человека, нельзя драться, говорить плохие слова)

Уметь вступать в диалог со взрослыми и сверстниками

Осознавать свою гендерную принадлежность

Называть название города, в котором живёт

Быть способен к элементарному самообслуживанию (самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки)

Выполнять простейшие трудовые действия с помощью педагогов

Иметь элементарные представления о работе мамы, папы, других близких.

Уметь договариваться с детьми, во что играть, кто кем будет в игре;

Использовать «вежливые» слова;

Иметь представление о работе своих родителей;

Знать название своей Родины;

Знать название города, деревни, где живут, улицу;

Соблюдать элементарные правила организованного поведения в детском саду;

Соблюдать правила поведения на улице и в транспорте;

Знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора);

Соблюдать элементарные правила поведения в природе (способы  безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе);

Иметь представление о значимости труда взрослых;

Бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Познавательное развитие (ребенок должен):

Ребенок 3-4 лет

Ребенок 4-5 лет

Свободно ориентироваться в цвете предметов. Называть основные цвета.

Уметь образовывать группу из однородных предметов, различать понятия один и много, много и мало предметов.

Различать предметы контрастных размеров (большие и маленькие предметы, называть их размер).

Ориентироваться в предметах разной формы, узнавать шар и куб

Ориентироваться в окружающем пространстве группы, участка детского сада, в частях собственного тела

Иметь представления о человеке и о себе — внешних физических особенностях; эмоциональных состояниях; деятельности близких ребенку людей

Иметь представления о предметах, действиях с ними, их назначении: предметы домашнего обихода, игрушки, орудия труда.

Иметь представления о живой природе: растительный мир, животный мир: домашние животные и их детеныши, животные — обитатели леса, птицы

Иметь представления о явлениях природы: временах года, их особенностях, сезонных изменениях в природе, погодных явлениях и отношении к ним людей.

Считать в пределах 5 (количественный счет, отвечать на вопрос «сколько всего»;

Сравнивать 2 группы предметов, используя счет;

Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте;

Узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата;

Различать и называть части суток;

Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);

Знать правую и левую руку;

Знать и называть основные детали строительного материала (куб, брусок, пластины);

Учить анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме;

Уметь конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы;

Уметь вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину);

Определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань);

Знать предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт (автомашины, поезд, самолёт, пароход) ближайшего окружения;

Различать и называть части тела животного и человека;

Узнавать и называть 3-4 дерева, один кустарник, 3-4 травянистых растений;

Различать по вкусу, цвету, величине и форме 3-5 вида овощей и фруктов;

Знать 2-3 вида лесных ягод, грибов (съедобных и несъедобных);

Называть насекомых;

Иметь представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях;

Иметь представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям.

Художественно – эстетическое развитие (ребенок должен):

Ребенок 3-4 лет

Ребенок 4-5 лет

Знать, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать

Различать красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета

Уметь ритмично наносить мазки, штрихи, линии

Уметь отламывать от большого комка глины маленькие, уметь раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, сплющивать шар, столбик; соединять концы столбика в кольцо, плотно прижимая их друг к другу

Наклеивать готовые формы для создания аппликативного образа

Лепить несложные предметы; аккуратно пользуется глиной.

Правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине;

Изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием;

Создавать узоры на полосе, квадрате, круге,  ритмично располагая элементы;

Лепить предметы, состоящие из нескольких частей;

Использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания;

Владеть навыком рационального деление пластилина, использовать в работе стеку;

Правильно держать ножницы и действовать ими;

Резать по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал - из четырёхугольника, делать косые срезы;

Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей;

Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, розете, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.

Речевое развитие (ребенок должен):

Ребенок 3-4 лет

Ребенок 4-5 лет

Повторять за взрослым слова и строки знакомых стихов.

Способен отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций

Способен выражать свои ощущения в словесной форме.

Понимать и правильно использовать в речи слова, обозначающие предметы, их свойства, действия

Способен согласовывать существительные с местоимениями и глаголами, строить простые предложения из 2 - 4 слов

Владеть отчетливым произношением изолированных гласных и большинства согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных) звуков

Способен понимать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, с помощью взрослого рассказать об игрушке (картинке)

Сопровождать речью игровые и бытовые действия

Способен участвовать в драматизации отрывков знакомых сказок.

Правильно произносить все звуки родного языка;

Использовать в речи существительные, обозначающие профессии;

Употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные;

Согласовывать слова в роде, числе, падеже;

Употреблять предложения с однородными членами;

Пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам;

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Читать наизусть небольшие стихотворения, потешки;

Воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя.

Физическое развитие (ребенок должен)

Ребенок 3-4 лет

Ребенок 4-5 лет

В 4 года ребёнок физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформирована соответствующая возрасту координация движений. Он проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям и подвижным играм. Дошкольник владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками самообслуживания умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой).

Ходить и бегать, согласуя движения рук и ног;

Прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед, прыгать в длину с места не менее 70 см;

Брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди;

Метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние не менее 5 метров, отбивать мяч о землю (пол) не меньше 5 раз подряд;

Лазать по лесенки - стремянке, гимнастической стене не пропуская реек, перелезая с одного пролёта на другой;

Ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелизать через бревно, лежащее на полу;

Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;

Кататься на двухколёсном велосипеде;

  1. Анкетирование родителей

Анкета семьи для составления социального

паспорта группы

Фамилия, имя, отчество ребенка:

  1. Дата рождения ребенка:
  2. Количество детей в семье:
  3. Сведения о маме:

а)        фамилия, имя, отчество:

       б) образование (высшее, среднее и др.):

в) место работы, должность, рабочий телефон:

 г)        увлечения и возможности по оказанию помощи в проведении групповых мероприятий:

             5.        Сведения о папе:

а) фамилия, имя, отчество:

       б) образование (высшее, среднее и др.):

в) место работы, должность, рабочий телефон:

г)увлечения и возможности по оказанию помощи в проведении групповых мероприятий:

6. Адрес, по которому проживает семья:

7.Количество членов семьи, проживающих по данному адресу:

 8.Жилищные условия:

9.Особые сведения о ребенке (физические недостатки: слух, зрение, нарушение деятельности   мочеполовой системы и т. д.):

10.Домашний телефон (другие контактные телефоны):

  1. Выборы нового состава родительского комитета

Уважаемые родители, для помощи в организации всех наших совместный мероприятий нам необходимо выбрать родительский комитет группы. (3 человека: председатель, культурно-массовый сектор, казначей.)

Выбор родительского комитета проходит путём подсчёта голосов и оглашения результатов. Проходит обсуждение персонального состава родительского комитета группы. Прямым голосованием родительский комитет группы утверждается.

В любой команде очень важны понимание, добрые отношения, взаимопомощь и взаимоуважение. Условиями гармоничных отношений детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу, взаимная терпимость.

Заключительная часть

Желаем вам успехов, интересных открытий, весёлых игр и настоящих друзей! Только вперёд!

6.Разное.

1. Вручение родителям памятки «Правила для родителей».

2. Распределение обязанностей каждого родителя на учебный год.

3. Обсуждение «Рабочие тетради для дошкольников».

Предполагаемое решение родительского собрания:

  1. Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи – созданию благоприятных условий для образования детей в сложившемся коллективе.
  2. Принять к сведению выступление воспитателя Сергеевой Л.П. «Возрастные особенности детей 3-5 лет», памяток «Что должен знать и уметь ребенок 3-5 лет», «Правила для родителей».
  3. Утвердить родительский комитет в составе:

Председатель родительского комитета:

Члены родительского комитета:

  1. Принять активное участие в реализации проекта «Осень – щедрая пора».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе №1 «ПОДСНЕЖНИК». «Подготовка к новому учебному году». «Возрастные особенности детей 5-6 лет»

План собрания:1. Вступительная часть. (приветствие родителей, игра «Клубочек», упражнение “Снежинка”). Поздравление родителей с началом учебного года.2.Выступление воспитателя ...

Презентация к родительскому собранию на тему:«Основные направления работы на учебный год. Возрастные особенности детей 3-5 лет»

В этой презентации представлены основные направления работы с детьми разновозрастной (младшей-средней) группы на 2019-2020 учебный год....

Родительское собрание в старшей логопедической группе «Подготовка к новому учебному году». «Возрастные особенности детей 5-6 лет»

Родительское собрание в старшей логопедической группе  в начале учебного года «Возрастные особенности детей 5-6 лет»...

Конспект родительского собрания в старшей группе «Подготовка к новому учебному году». Возрастные особенности детей 5-6 лет»

Родительское собрание в старшей группе «Подготовка к новому учебному году». Возрастные особенности детей 5-6 лет»Воспитатель: Лукьянова Е.П.Форма проведения: круглый стол.Участники: ...

Протокол родительского собрания «Подготовка к новому учебному году. Возрастные особенности детей 5-6 лет».

Протокол родительского собр. 27.08.19«Подготовка к новому учебному году. Возрастные особенности детей 5-6 лет»....