Консультация «Дидактические игры по познавательному развитию»
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Консультация  поможет педагогам  использовать дидактические игры для решения педагогических задач по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. В ней представлены методические рекомендации и подробное описание  игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация73 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовил:

Воспитатель-эколог

Процепко Т.М.

Консультация «Дидактические игры по познавательному развитию»

Игру как явление не оставили без внимания многие отечественные и западные педагоги и психологи. Использование игры для решения педагогических задач способствовало развитию как ее формы, так и содержания. Признавая влияние игры на развитие психических новообразований и на всестороннее развитие личности ребенка, те и другие подчеркивали, что возможность играть для детей
очень важна.

Специалисты отмечают, что игра в определенной мере является одним из способов познания окружающего мира, особенно тогда, когда дети используют игру как отражение действительности. Игра, как указывал профессор А. В. Запорожец, возникает не самопроизвольно, как продукт индивидуального творчества, а под влиянием и в результате усвоения социального опыта. Ребенок, как и взрослый человек, - существо общественное. Он живет и воспитывается в обществе своих родителей, сверстников, в окружении работников детского сада и т. д. Так постепенно формируется личность. Необходимо отметить, что окружающая среда, в которой развивается ребенок, не сводится только к природной сфере, она включает в себя и производственную сферу, и отношения между людьми. Ребенок узнает об окружающем мире посредством чувственного восприятия и через определенные источники информации (взрослые, старшие дети, сверстники, литература, искусство, СМИ и т.д.). Маленький ребенок является своего рода носителем определенных биофизических компонентов, которые, с одной стороны, делают его частью природы , а с другой - отличают его от других живых существ, находящихся в природе и социуме.

Следует отметить, что между тем, каков мир на самом деле, и тем, каким воспринимает его ребенок, существует некоторое различие. Правильно понять окружающую действительность (природную и социальную) ребенку в учебно- воспитательном процессе через определенные формы работы с ним поможет педагог. Впечатления, полученные детьми, создают не только базу для развития и формирования правильных представлений, но и являются определенной почвой для проведения совместных игр. В своей повседневной работе мы используем дидактическую игру как средство ознакомления и уточнения знаний о природной среде и шире - как средство ознакомления детей с социальным миром. Обеспечить правильное, безболезненное усвоение детьми общественного опыта помогут игры, подготовленные педагогом с учетом всех требований, предъявляемых к их проведению. В процесс е игры в смоделированных педагогом ситуациях ребенку
легче спланировать свою деятельность и усвоить норму поведения в окружающем мире.

Воспитывающий характер игры повышается в результате обогащения детей знаниями, то есть в процессе воспитательно-образовательной работы. М. Горький считал, что «воспитание ставит перед собой три цели: насыщение человека знаниями о нем самом и о мире, окружающем его; формирование характера и развитие воли; формирование и развитие способностей». Игра является своего рода
деятельностью, которая может решить данные задачи, ведь в игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. При этом происходит взаимодействие игровых и реальных взаимоотношений между детьми.

На современном этапе развития общества требуется новый тип личности, обладающей глубокими знаниями об окружающем мире, умеющей выбирать правильное поведение, здоровый образ жизни. Поведение каждого человека связано с объемом знаний, имеющихся у него. В воспитании подрастающего поколения (в данном случае детей дошкольного возраста) именно дидактическая игра оказывается наиболее эффективным средством для ознакомления, уточнения
и систематизации знаний об окружающем не только природном, но и социальном мире.

Планируя содержание дидактической игры по ознакомлению детей с социальной действительностью, педагог прежде всего должен создать условия, при которых будет происходить воздействие на интеллектуальное, нравственно-волевое развитие ребенка и формирование его эмоционально-положительного отношения к окружающему. Например, содержание дидактической игры «Поступи правильно»
направлено на формирование у ребенка представлений о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни. В основу этой игры легло стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Материалом для этой игры служит серия картинок, на которых изображены дети в различных бытовых ситуациях, соответствующих сюжетам стихотворения, то есть даны примеры как положительного, так и отрицательного поведения детей.
В ходе игры детям предлагается рассмотреть изображения, вынести оценку поступкам героев, отложить карточки, изображающие положительные поступки, в одну сторону, отрицательные - в другую. Выяснить, как бы поступили дети в подобных ситуациях. В этой игре выявляется способность детей оценить обстановку исходя из собственного опыта и определенных обществом правил и норм. В игровой форме развиваются начальные умения сочувствовать, сопереживать, прийти на помощь, то есть формируется жизненная позиция ребенка в социальной и бытовой среде. Осмысление ребенком событий, объяснение поступков героев из серии сюжетных картинок обогащают опыт дошкольника и формирует эмоционально-оценочное отношение к обществу, в котором он находится.

Неотъемлемую часть ознакомления с социумом составляют дидактические игры, содержание которых связано с профессиями людей. Вниманию детей можно представить, например, игру «Карта профессий», Материалом для нее служит большая картина, состоящая из скрепленных разноцветных листов с изображенными на них различными общественными учреждениями. На этой картине есть исходная позиция для играющих, от которой идет дорожка из кружков к тому или другому учреждению. Двигаясь по одной из таких дорожек, ребенок называет профессии людей, которые работают там,
куда ведет дорожка. Эта игра направлена на выявление общих представлений детей о том, где работают взрослые люди, на знание специальностей, на соотнесение места, специальности и вида деятельности (врач работает в больнице, поликлинике, он лечит людей, учитель работает в школе, он учит детей и т.д.). После такой игры
целесообразно ввести игры по ознакомлению с определенным видом профессии (строитель, почтальон, водитель и т.д.), которые дают более полное представление о труде и своеобразии профессий людей. В содержание этих игр включено и ознакомление детей с механизмами, помогающими труду людей (строителям, водителям, грузчикам, бригадам «Скорой помощи» и т.д.).

Эффективны игры, в которых детям предлагается побывать в роли людей той или иной профессии. Например, в дидактической игре «Составь сказку» дети становятся мультипликаторами: самостоятельно составляют по знакомому произведению «кадры» для диафильма. Материалом для этой игры служат импровизированная «лента диафильма», «кадры», заполненные и пустые, которые должны зарисовать сами дети, цветные карандаши. Возможности, заложенные в этой игре, не только помогают интеллектуальному развитию детей, развитию навыков изобразительной деятельности, но и формируют у детей умение трудиться сообща. Результатом совместного труда детей станет составление и зарисовка ими «ленты диафильма». С ее помощью можно провести работу по составлению творческих пересказов.

Структура и особенности данных игр определяют их большие потенциальные возможности. Уникальное соединение - замещение реальных объектов на образные и наличие дидактической задачи, свойственные игре, - дает возможность педагогу, с одной стороны, достичь в ходе игры познавательных целей, а с другой смоделировать различные (реальные и нереальные) ситуации, в которых дети
решают как игровые, так и познавательные задачи. Балансирование между реальным и образным, существующим и выдумкой, конечно, привлекает внимание и интерес детей. Образность содержания многих дидактических игр позволяет сравнить их со сказкой, но только игра позволяет детям быть активными, что очень важно именно для ребят дошкольного возраста. Действия в дидактической игре могут быть различны как в практическом, так и в умственном плане - начиная с действий, позволяющих развивать сенсорные процессы, и заканчивая сложными логическими умозаключениями. Игра органически вписывается во все разделы воспитательно-образовательной работы с детьми.

Для получения положительного результата, необходимо продумать содержание игр для каждого направления воспитательно-образовательной работы с детьми. Включать игру в ту или иную форму занятия можно неоднократно. При этом в содержание уже известных детям игр нужно вносить новые элементы. Использование конкретной игры диктуется не только заложенными в ней дидактическими задачами, содержанием, но и набором наглядного дидактического
материала. Желательно использовать широкий диапазон наглядных
материалов больших и малых форм, можно привлечь музыкальное
сопровождение, включить художественно-творческую деятельность детей.

Игры, предложенные вниманию детей, должны быть связаны
между собой в каждой из форм воспитательно-образовательной работы. Взаимосвязь дидактических игр довольно легко осуществить, если выполнить определенные требования к данным играм: от игры к игре должно происходить развитие мыслительной деятельности детей; каждая последующая игра должна по возможности продолжать последовательность действий, событий предыдущей; после каждой пройденной темы необходимо составить комплекс игр на отработку
полученных знаний, умений и навыков. Теперь проиллюстрируем, как выполняются эти требования, на примере нескольких дидактических игр.

СТРОИТЕЛЬ

Цель. Выявить уровень знаний детей о профессиях строителей, машинах,
помогающих строить дома, стройматериалах для постройки дома, процессе
постройки, закрепить знания порядкового счета (l-й, 2-й этаж и т.д.).
Формировать умение образовывать существительные с суффиксами
-щик-,
-чик- (крановщик, каменщик, водопроводчик
и т.д.).

Материал. Картины, изображающие блоки, панели домов, картинки с изо-
бражением машин, помогающих при строительстве домов, и т. д.

Задания

1. Отобрать из большого количества предложенных механизмов и материа-

лов необходимые для постройки «дома».

  1. Установить последовательность постройки «дома».
  2. Построить «дом».

В ходе этой игры педагог объясняет детям, что возведение дома-это сложный процесс. Обращает внимание детей на определенную последовательность работы строителей. Вначале архитектор определяет место для возведения здания. На этой площадке рабочие, инженеры роют котлован на определенную глубину, выравнивают его. Далее начинают возводить фундамент. Фундаменты бывают разные: ленточные, на сваях и т.д.- в зависимости от несущей способности грунта, на котором строится здание. Когда работы по возведению фундамента закончены, начинается работа по постройке самого здания, по этажам.

Гopoд

Цель. Закрепить знания детей о том, что такое город, какие здания,
учреждения, дома находятся в городе. Выяснить с детьми, как лучше спланировать строительство города по карте. Обратить внимание детей на экологию
города. Формировать умение с опорой на карту составлять макет города
из крупного «Строителя», умение оперировать предметами-заместителями.
Обратить внимание на красоту архитектурных сооружений в Москве.

Материал. Большая карта города, крупные карточки с изображением городских объектов и карточки с изображением деревьев, кустарников, фонтанов,
крупный «Строитель», цветные карандаши, клейкая лента, ножницы.

Задания

  1. Наметить центр и окраины города.
  2. Вывести вредные производства за черту города.
  3. По плану построить макет города из крупного «Строителя».

Эти игры закрепляют знания детей о строительстве домов в человеческом мире. Первая игра дает возможность детям реализовать знания, полученные на занятиях, в элементарной игровой деятельности. Особой сложности эта игра не представляет, но приучает - ребенка пользоваться знаниями, прислушиваться к мнению сверстников.

В следующей игре содержание и задачи усложняются, детям предоставляется полная самостоятельность в постройке макета города.

«Знаешь ли ты…»

(О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» (с.129)

Цель: обогащать словарный запас детей названиями животных, закреплять знание моделей, умение принимать участие в совместной игре.

Описание. Приготовляются фишки. В первом ряду – звери, во втором – птицы, в третьем – рыбы, в четвертом – насекомые.

Играющие поочередно называют сначала зверей, затем птиц и т.д. и выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.

«Все наоборот»

(Л.Л.Тимофеева «Реб. и окр. мир» (79)

Цель: самостоятельно находить информацию о спутниках ночи.

Педагог рассказывает о том, что день проходит, наступает ночь, все меняется. Внимательно слушая предложение, детям нужно правильно закончить его.

Днем светло, а ночью… (темно)

Днем на небе солнце, а ночью …(луна, звезды)

Курица хорошо видит днем, а сова …(ночью)

Сова охотится ночью, а орел…(днем)

Курица спит ночью, а филин…(днем)

Фея Ночь. Не случайно ночь люди выбрали для сна и отдыха. Ночью темно, ничего не видно. А вот ночные животные прекрасно ориентируются в темноте. Как вы думаете, как им это удается?

Педагог обсуждает с детьми, где искать ответ на вопрос феи Ночи (в книгах, интернете, наблюдениях, беседах со сведущим человеком, проверить информацию с помощью опытов).

(особенности ночных животных: у некоторых большие глаза, внутри глаз располагается «зеркальце» из мелких серебристых кристаллов. Все это позволяет «собирать свет по крупицам» и видеть в темноте. У ночных животных прекрасно развиты обоняние и слух. Так, о летучих мышах говорят, что они «видят» ушами, поскольку они ориентируются по звукам, отражающимся от различных предметов).

 «Кругосветное путешествие»

(Л.Ю.Павлова «Сборник д. игр по ознакомлению детей 4-7 лет  с окружающим миром» (с.54) (игра для детей 6-7 лет с повышенной мотивацией)

Цель. Познакомить детей с животным миром морей и океанов. Закреплять знания о материках и странах. Активизировать развитие речевого словаря, умения строить логически законченные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Совершенствовать навыки общения, умение совместно решать экологические задачи, строить алгоритмы действий и сообща прокладывать маршруты путешествия.

Материал. Имитационная физическая карта; корабль; стрелки для
прокладывания маршрута по карте; карточки с изображением кораллов, рыб, животных морей и океанов.

Задания

  1. Проложитъ маршрут кругосветного путешествия.
  2. Совершить путешествие, выполняя задания и зарисовывая живые объекты, встретившиеся на пути.

Правила

  1. Количество играющих 5-6 человек.
  2. Обсуждать и прокладывать маршрут по карте совместно.
  1. За правильно выполненное задание или красивую зарисовку ребенок получает «коралловую ветвь».

4. Побеждает тот, кто наберет больше всего наград.

Алгоритм проведения

1. Наиболее сложным и познавательным является кругосветное путешествие. Оно охватывает несколько занятий, в ходе которых дети
«путешествуют» вокруг всего земного шара. «На борт корабля» можно
взять и более слабых детей - для приобщения их к новым знаниям.

2. Педагог говорит:

- Мы отправляемся в научное кругосветное путешествие. Наша команда должна быть дружной, умной, смелой, активной. Только такие качества помогут нам преодолеть все трудности путешествия, мы с вами встретимся, познакомимся с удивительными животными и растениями морей и океанов.

3. Педагог совместно с детьми определяет маршрут кругосветного путешествия. На имитационной физической карте при помощи стрелок прокладывает маршрут будушего путешествия таким образом, чтобы он проходил по морям и океанам.

Примерный маршрут: Санкт- Петербург- Балтийское море - Северное море - пролив Ла- Манш - Атлантический океан - восточное побережье Южной Америки - пролив Дрейка - Тихий океан - Тасманово море - южное побережье Австралии - Индийский океан - южное побережье Африки - западное побережье Африки - Канарские, Азорские острова - Исландия - Норвежское море - Баренцево море - Мурманск.

4. Педагог говорит:

- На корабле мы отправляемся в путь. Там нам встретятся задания.

Примерные задания:

а) Определите, о ком идет речь:

- Эти умные и сообразительные животные легко поддаются дрессировке: играют в баскетбол, прыгают сквозь обручи, спасают людей во время кораблекрушения. (Дельфины.)

- Самый крупный из зубастых китов. (Кашалот.)

-Любит ворчать, обожает тишину и низкие температуры. (Тюлень.)

- Самый большой северный тюлень, любит жить в больших стадах. (Сивуч.)

- В песчаных ямках они откладывают яйца, а потом убегают в море. (Морские черепахи.)

- Самый умный и теплолюбивый тюлень, он любит жаркую погоду американских берегов Калифорнии, обожает выступать в цирке. (Морской лев.)

б) Узнайте по описанию:

- Родственник садовой улитки, только без раковины, много ног, ходит на них как на ходулях. Умеет выстреливать «дымовую завесу». (Осьминог.)

-«Цветы» подводного царства, яркие обитатели глубин, создают гигантские морские королевства. (Кораллы.)

- Самые большие рыбы. Они бывают усатые и зубастые. Детенышей выкармливают молоком. Могут прожить до ста лет. (Кит.)

- Ее боятся моряки. С ней лучше не связываться. Стоит судну потерпеть аварию, в воде немедленно показываются ее зловещий, косой, похожий на нож плавник. (Ахула.)

- С неба звездочка упала, поползла и убежала. (Морская звезда.)
5. По пути следования детям встречаются следующие живые объекты (для обсуждения и зарисовки):

-крачки, шилоклювка, сельдь, камбала (Северное море, побережье Европы);          

-скумбрия, устрицы, минтай, краб (пролив Ла-Манш);

- коралловые рифы, омары, суповая черепаха, акулы, птица фрегат, фламинго, креветки, темные дельфины, морской лев, южный кит (Атлантический океан);

- магеллановы пингвины, морские котики (восточное побережье Южной Америки);

- дельфины, кашалоты, акулы (Тихий океан);

- морские звезды, тюлень, сивуч, морская черепаха, осьминог (Тасманово море);

- морской слон, летающие рыбы, акула-молот, морские звезды, белая акула, сейвал (кит), кашалот, дельфин (Индийский океан);
-лангуст, золотоволосый пингвин, манта, ламинария-морская капуста (южное побережье Африки);

-анчоусы, хек, сардины и Т.Д. (Атлантический океан, западное побережье Африки);

-лосось, тупики (птица), треска, гренландский кит (Норвежское море);

-белый медведь, тюлени, белощекая казарка (Баренцево море).
6. В конце игры подводится итог.

Использованная литература:

  1. Л.Л.Тимофеева «Ребенок и окружающий мир» Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011 (79)
  2. Л.Ю.Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет  с окружающим миром» Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2013г. (с.54)
  3. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012 (с.129)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по познавательному развитию

Дидактические игры по познавательному развитию...

"Дидактическая игра по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста"

В конспекте дана классификация дидактических игр, структура и технология дидактических игр. А также представлена игра для детей старшего дошкольного возраста "Логический экран"....

Призентация дидактической игры по познавательному развитию "В гости к Мишке"

Дидактическую игру "В гости к Мишке" можно использовать,,как на заняти, так и виндивидуальной работе с детьми на форимирование знаний об окружающим мире и закреплении колличественного счета....

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Познавательное развитие". Дидактические игры по познавательному развитию "Бережливые растения"

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Познавательное развитие". Дидактические игры по познавательному развитию

   Дидактическая игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных опер...

Интерактивная дидактическая игра по познавательному развитию для детей 4-7 лет "Дидактические игры"

Участие информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — одно из новых и актуальных направлений в отечественной дошкол...