Методическая разработка "Песочные фантазии" (для детей 2-4 лет)
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Автамонова Анна Алексеевна

Знакомство со свойствами песка, создание благоприятных условий для легкой адаптации детей 2-4 лет в летний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_pesochnye_fantazii.docx650.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад – ясли комбинированного вида №1 «Солнышко»

«ЛУЧШАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

«Песочные фантазии»

 (арт-терапия, как одно из условий успешной адаптации детей в летний период)

                                                                          Подготовила:

                                                                          Автамонова Анна Алексеевна

                                                                          воспитатель

                                                                          МБДОУ №1 «Солнышко»https://walldeco.ua/img/gallery/2/thumbs/thumb_m_1472.jpg

г. Лермонтов

2016


Пояснительная записка

Одной из форм сказкотерапии является песочная терапия. Песочная терапия для детей является прекрасной возможностью для того, чтобы выразить и развить творческие способности, а также научиться справляться со своими эмоциями и переживаниями. Песочная терапия похожа на игру, а в игре ребенок преодолевает трудности, познает окружающий мир.

Игры с песком - одна из форм естественной активности ребёнка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Именно поэтому необходимо использовать песочницу для проведения коррекционных, развивающих и обучающих занятий.

Сказкотерапия - это, прежде всего, язык, на котором можно вести беседы с душой человека и передавать ему жизненно необходимые знания о том, как реализовать себя в мире. Еще сказкотерапию называют учением об общечеловеческих ценностях. Когда мы отправляемся в сказочную страну за новыми знаниями о себе и жизни, выносим из путешествия важнейший для себя опыт. Но бывает, что ничего сказочного не оказывается под рукой, тогда путешествие в сказочный мир происходит в песочнице. 

Цель: знакомство со свойствами песка, создание благоприятных условий для легкой адаптации детей в летний период.

Задачи:

  1. Способствовать формированию у детей познавательного интереса к живой природе (морским обитателям).
  2. Развивать мелкую моторику рук, творческие способности и тактильные ощущения.
  3. Расширить кругозор, закрепить знания о свойствах песка (проведение опытов).
  4. Создать атмосферу радости и удовольствия.

Оборудование: ведерко с сухим песком, песочница с влажным песком, фигурки морских животных, стакан воды, ракушки для украшения.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (поисковая деятельность, изучение свойств песка: мокрый, сухой, сыпучий), социально-коммуникативное развитие (сказкотерапия – о дружбе), художественно-эстетическое развитие (развитие воображения, продуктивная деятельность – лепка из мокрого песка, украшение скульптур), физическое (развитие мелкой моторики рук) и речевое развитие (активный словарь: краб, осьминог, скат, морские животные).

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте дети!

Сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие, где познакомимся с животными, которые живут в море. Поэтому они так и называются «морские». А каких морских животных вы знаете? (Ответы детей).

В море очень много воды, поэтому мы будем плыть. Арина умеет плавать: «Покажи, как ты это делаешь?». А Ваня умеет нырять (имитирует движение). И все вместе мы «поплывем» и будем нырять к морскому дну (воспитатель имитирует «плавание», продвигаются к песочнице). Молодцы! Вот мы и проплыли на морское дно. Вставайте вокруг. А я вам расскажу интересную сказку (воспитатель показывает животных-формы для песка и рассказывает о них сказку).

«Жила-была маленькая Черепаха. Она очень любила играть, но ей было грустно играть одной. И вдруг появился добрый Осьминог и веселая Рыбка. Они приплыли к Черепахе, и сказали: «Давай играть вместе!». Черепаха обрадовалась и с радостью ответила: «С удовольствием! А давайте поиграем в прятки!» И им было очень весело и интересно играть вместе!

Понравилась Вам сказка? (Ответы детей).

  1. Поисково-исследовательская деятельность.

Воспитатель: Вот сейчас и мы поиграем. На нашем морском дне от нас спрятались разные морские животные. Вы их найдите, только делать это нужно аккуратно, не просыпая песок. 

Какие фигурки вы нашли? Давайте вместе их назовем: осьминог, улитка, скат, краб, черепаха.

https://pp.vk.me/c626621/v626621832/22ddd/xMgL9GzhQ8M.jpg

  1. Пальчиковая гимнастика «Краб» (автор Железнова Е.С.)

Ветер дует, задувает (Кисти прижаты друг к другу пальцы растопырены)

Пальмы в стороны качает (Качаем пальму на лево и на право)                

А под пальмой краб сидит (Ладони прижаты друг к другу)

И клешнями шевелит, (Пальцы сгибаем и шевелим ими)

Чайка над водой летает (Пальцы разведены)

И за рыбками ныряет, (Один большой палец кладем на другой, покачивая)

А под пальмой краб сидит (Ладони прижаты друг к другу)

И клешнями шевелит, (Пальцы сгибаем и шевелим ими)

Под водой на глубине (Ладони сомкнуты и округлены)

Крокодил лежит на дне, (Запястья соедены, открываем и закрываем)

А под пальмой краб сидит (Ладони прижаты друг к другу)

И клешнями шевелит (Пальцы сгибаем и шевелим ими).

4. Опытно – экспериментальный (показать свойства песка).

Материал: ведерко с водой, песочница с сухим песком.

Воспитатель: Дети, посмотрите, у нас в песочнице много песка какой он, давайте посмотрим и скажем (сухой, теплый, легкий). Если набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой, то сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки. Попробуйте из него сделать куличик (не получается).

Воспитатель: А почему не получается?

Дети: Потому что песок сухой. C:\Users\Администратор\Desktop\САД\CljlOctWgL4.jpg

Воспитатель: А вот у меня есть ведерко с водой, давайте польем песок, и посмотрим каким он станет.

Дети: Мокрый, тяжелый, холодный.

Воспитатель: А теперь попробуйте сделать пасочку. На этот раз у Вас получится.

Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки. Мокрый песок хорошо слипается и из него можно сделать любую форму.

  1. Продуктивная деятельность

Воспитатель: Дети, сейчас мы с вами вместе сделаем из песка морскую Черепаху и украсим ее ракушками.

Возьмем фигурку, которую нашли в песке, внимательно на нее посмотрим и сделаем такую же, но большую и красивую.

C:\Users\Администратор\Desktop\САД\M7UQ1ADSxSs.jpg

Воспитатель: Молодцы,  дети! У Вас получилась такая прекрасная Морская Черепаха.

Вы сегодня очень старались, лепили из песка увлеченно и с желанием. А теперь пора возвращаться домой.

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти помог!

До свиданья, песок.

До свиданья, дружок.

(Имитируют движения плавания, продвигаются к павильону.)

6. Рефлексия: Где мы сегодня побывали (на морском дне)? Кого там встретили (черепаху и т.д.)? Какой песок лепится (мокрый)?


Список литературы:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке». Практикум по песочной терапии.: Речь. С. 80 – 2015 г.

  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Основы сказкотерапии».: Речь. С. 130 – 2015 г.

  3. Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми».: СПб.: Речь. С. 160 – 2007 г.

  4. Фото из личного архива.

Интернет ресурс:

  1. http://www.m-w-m.ru/ 

  2. http://музыкасмамой.рф/ 

                                                                                           МБДОУ №1 «Солнышко»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник-фантазия для детей 2 мл. группы "Фантики-бабочки"

Сценарий праздника-фантазии для детей 2 мл. группы "Фантики-бабочки"...

Консультация "Развитие творчества, фантазии у детей"

ГОЛУБЕВА СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНАРазвитие творчества, фантазии у детейВ одном мгновеньи видеть вечность,Огромный мир – в зерне песка,В единой горсти – бесконечность,И небо – в чашечке цветка.Уильям БлейкФа...

Танцевально-игровое музыкальное занятие "Страна Фантазий" для детей старшей группы

Танцевально-игровое занятие с элементами импровизации. Развивает музыкально-творческие способности детей старшего дошкольного возраста. Побуждает к танцевальным и ритмо-пластическим импровизациям....

Эксперты рассказали, какие игрушки не развивают фантазию у детей

Статья о том какте игрушки блокируют развитие ребенка....

Программа кружка "Детская фантазия" для детей старшего дошкольного возраста

Цель программы:  Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием - и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности. Зада...