НОД по познанию "Путешествие по временам год"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Суетина Ольга Анатольевна

Закрепление знаний об особенностях каждого времени года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности: «Путешествие по временам года» в группе компенсирующей направленности

детей старшего дошкольного возраста

воспитатель: Суетина О.А.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность».


Цель: уточнение представлений детей о  простейших причинно-следственных связях.


Коррекционно – образовательные задачи:

  • упражнять в согласовании прилагательных с существительными;
  • активизировать словарный запас;
  • упражнять в изменении слов при помощи суффиксов;
  • обобщать знания детей о временах года;
  • закреплять умение детей определять характерные особенности разных времен года.

 Коррекционно – развивающие задачи:

  • развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе;
  • развивать умение обосновывать свой выбор;
  • развивать фонематическое восприятие;
  •  развивать образность речи;
  • развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание;
  • развивать эстетическое восприятие красоты природы.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь к природе;
  • воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Материалы: презентация «Путешествие по временам года»; аудио запись «Голоса природы»;набор цифр от 1 до 3(для жеребьевки);набор карточек о весне; набор картинок «Насекомые»;цветок ромашка; набор карточек «Правила  в природе».

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, магнитофон.

                                             Ход НОД

                                                                                                                                                            Воспитатель: Ребята, вы умеете отгадывать загадки? (Ответы детей.)

Я загадаю вам загадку:
Четыре сестрицы на свете живут

И всех их по - разному зовут

У каждой из них разноцветное платье

Попробуйте этих сестер, отгадайте!(Времена года)

Воспитатель: Дети, как  вы думаете можно  один день побывать во всех временах года?  (Ответы детей) Сегодня мы отправимся в путешествие по временам года. Отгадайте загадку, и вы узнаете, на чем мы поедем:

Черный дом по рельсам мчится,                                                                                                                          Только пар над ним клубится. (Паровоз)

Слайд «Паровоз»


Воспитатель: Правильно!

(Дети рассаживаются на  стульчики. Звучит аудиозапись «Голоса природы»)

Воспитатель:  Вот наша первая остановка. Название её спрятано в загадке:

Утром мы во двор идём,

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят… (Осень)

Слайд «Осень»

Воспитатель: Дети, назовите осенние месяцы.

тветы детей)

Воспитатель: Осень приготовила для вас задание, чтобы его выполнить, вам нужно разделиться на семейки.

(Дети с помощью  цифр делятся на 3 семейки)  

Воспитатель: Вот перед вами картинки вам нужно будет взять по одной:

1-й семейке нужно взять картинки с тем, что происходит осенью с животными и птицами;

2-й семейке нужно взять картинки с тем, что происходит в жизни людей;

3-й семейке нужно взять картинки с тем, что происходит в жизни растений и неживой природы.  

(Семейки  по очереди представляют  свой выбор, другие семейки проверяют его)

Воспитатель: Прислала нам осень свои плоды. Что можно из них сделать?

Слайд  « Какой сок?»

Воспитатель: Продолжим путешествие.

Прошла осень.

Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой.)

Слайд  «Зима»

Воспитатель: Дети, назовите зимние месяцы.

тветы детей)

Воспитатель: Хозяйка этой остановки предлагает  вам вспомнить,  какие птицы остаются зимовать, а какие улетают  в теплые края.

Подвижная игра «Зимующие и перелетные».

(Воспитатель называет перелетных птиц – дети машут руками, зимующих – приседают и хлопают в ладоши.)

Задание «Исправь ошибки»

У волка – лисята. Они живут в логове.

У медведя – зайчата. Они живут в берлоге.

У лисы – медвежата. Они живут в норе.

У ежа – бельчата. Они живут в норке.

У зайца - ежата. Они живут под кустом.

У белки – волчата. Они живут в дупле.

(Дети исправляют, и говорят правильно: - У волка – волчата, они живут в логове и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, дети! Садимся в поезд и отправляемся дальше!

Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки.

Сидят и чистят перышки.

Воспитатель: Что это за время года?

Дети: Весна.

Слайд «Весна»

Воспитатель: Дети, назовите весенние месяцы.

тветы детей)

Воспитатель: Это наша следующая остановка. Весной происходят чудеса, оживает природа, пробуждаются деревья, звери и насекомые от долгого непробудного сна, точно, как в сказке.

Слайд   «Четвертый лишний»

(Дети рассматривают карточки по темам:«Одежда», «Обувь», «Орудия труда», «Труд людей» -  определяют лишнюю картинку)

Игра «Закончи предложение»

Погода весной бывает (какая?)……

Солнце весной  (какое?)……

Сосульки весной (что делают?)…….

Перелетные птицы (что делают?)…….

Листочки весной (что делают?)…….

Воспитатель: Молодцы, дети! Садимся в поезд и отправляемся дальше!

Воспитатель:

Солнце печет, липа цветет,

Рожь колосится, золотая пшеница,

Кто скажет, кто знает

Когда это бывает? (Летом)

Слайд «Лето»

Воспитатель: Дети, назовите летние месяцы.

тветы детей)

Воспитатель: Летом много цветов. Очень красивая ромашка есть у меня.

Игра «Ромашка»

(Дети передают цветок друг другу и называют признаки лета.)

Воспитатель: Кто из обитателей лесов и лугов любит цветы. (Ответы детей)  Ребята, посмотрите внимательно на картинки насекомых. Лето просит  вас рассказать о том, какую пользу приносят некоторые насекомые.

(Дети совместно выполняют задание, объясняя свой выбор)

Воспитатель: Дети, подумайте, что произойдет, если исчезнут вредные насекомые?

тветы детей)

Воспитатель: Правильно. В природе все живое зависит друг от друга. Не станет одного – может исчезнуть другое, поэтому  человек  должен сохранять природу. На столе лежат карточки, которые помогут вам вспомнить правила поведения в природе. Рассмотрите картинки и скажите, какие действия мы можем производить, а какие нет и почему.

(Дети рассматривают картинки,  берут по одной.Ребята по очереди  рассказывают правила поведения в природе)

Воспитатель: Ребята, посмотрите какого цвета обратная сторона ваших карточек.

тветы детей)

Воспитатель: Дети, как вы думаете, почему карточки  двух цветов: зеленого и красного.

тветы детей)

Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. Мы были с вами на станции «Лето», следующая какая будет станция?тветы детей) Почему вы так решили? тветы детей)

Слайд «Осень»

Воспитатель: Вот мы и вернулись на первую станцию. На этом наше путешествие заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплекс занятий по формированию временных представлений и понятий "Путешествие во времени"

Цель комплекса: повысить уровень овладения представлениями и понятиями о времени с помощью применения метода моделирования. Комплекс занятий состоит из двух разделов, которые были  реа...

Консультация для воспитателей по теме: «Формирование представлений и знаний о времени у старших дошкольников. Календарь, как средство знакомства со временем».

Дать знания и представления о календаре;Раскрыть теоретические основы использования календаря в детском саду;Изучить методики знакомства детей с календарём....

Особенности представлений дошкольников о времени. Формирование представлений о временных понятиях.

Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени.Дети должны научится называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить на...

Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени

Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...

Проект обучения дошкольников определению времени по часам "Я знаю, сколько времени!"

Участниками проекта являются дети 6-7 лет, воспитатели группы, педагог-психолог, родители. Цель проекта:  научить  детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) ...

Презентация к методической разработке "Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста". Игра "Ракета времени"

В средней группе воспитатель закрепляет в активном словаре детей названия частей суток, углубляет и расширяет представления об этих отрезках времени, обращаетвнимание на последовательность их смены. В...