Интегрированное занятие в младшей группе по экологии.
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Котенкова Наталья  Леонидовна

Ребята проводят  опыты с углем, узнают историю его происхождения, его значение в нашей  жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в младшей группе по экологии.

Цель:     Развитие     познавательной     активности     детей     методом     детского экспериментирования в процессе знакомства с камнями, углем.

Программное содержание:

1.Развивать интерес к камням. Закрепить умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый и др). Закрепить представление о том, что камни бывают речными и морскими, драгоценными,  что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог, а также делают украшения.

2.Познакомить со свойствами каменного угля и мела, с тем, как их добывают и        

используют. Закреплять умение обследовать предметы, называть их свойства и особенности. Поддерживать интерес к экспериментированию.

3.Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

4.Формирование речевой активности у детей, обогащение словаря.

                                         ХОД ЗАНЯТИЯ.

1 . ребята посмотрите к нам в гости  кто-то пришел. Кто это….

-. Фея экология.

- фея экология слышала, что мы с вами много знаем о природе, вот она решила с нами поиграть….

- А какая бывает природа (живая, неживая).

А какие признаки живого вы знаете ( все дышит, размножается, растет, двигается, питается…)

Игра – живое- неживое.

2. посылка.

- Как поверить, действительно ли посылка предназначена нам.

- по адресу….кто знает как наш детский сад называется…какая наша группа.

- значит посылка для нас.

- смотрите здесь написано….чтоб посылку вам открыть- вам надо отгадать загадку.  

В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий —
в ладошке лежать.
Тяжелый, большой -
одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?   Кто этот предмет по приметам узнал?

- 3. Голос….здравствуйте друзья….я профессор камень глыбовия…я очень рад…что вы сумели отгадать загадку…я слышал что вы начали изучать камни… ведь камни играют большую роль в нашей жизни. вот я вам и прислал своих маленьких друзей- различных камней   для изучения в лаборатории. Но сначала вы должны  их  узнать...

-1. из этих камней делают различные украшения: бусы, сережки, кольца, браслеты,

- драгоценные…

А где их добывают….в горах…..

Вот и драгоценные камни и  макет горы…давайте их туда положим…

2. Сейчас я включу музыку. Вы закроете глаза, будете внимательно ее слушать и представите картинку, которую вам подскажет музыка. (Деты слушают)

 Что вы услышал? А ты? Какие картинки пронеслись перед вашими глазами? (Ответы.) Давайте еще раз послушаем музыку. Слышите, как шумит море, как волны, набегая на берег, перекатывают камни с места на место, как они стучат друг о друга? Кто из вас был на море? Что вы там видели?  (картинка)

Дети. На берегу моря много камушков, море красивое...

Камень Глыбович прислал нам морских  камушков…. Посмотрите на камни и скажите: какой   они формы -  разные….

А по размеру-   большие и маленькие…

-  потрогайте камни руками- какая поверхность и …….есть гладкая…..есть шершавая….

- Возьмите камень в руку и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? Верно, нет. Почему? (Он твердый?)

- давайте вспомним,…если положим камень в воду, что с ним случиться…(утонет…почему…..тяжелый»….)

-  а какие камни- холодные или теплые…..но камень можно согреть….

4.  дыхательная  гимнастика.   (дети берут камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

- из-за того..что камни прочные, твердые, люди используют их в строительстве….зданий, дорог, мостов…из камней делают памятники, скульптуры.  (картинки)

5.   и я предлагаю вам сделать   мост из наших камушков…для феи экологии, чтобы она смогла прийти к горе с самоцветами…….

6.   физ-ка….(в поле выросли цветы)  

7. у нас в посылке еще остались камешки…что это а камень  мы узнаем….если отгадаем загадку….

 -  С виду неприглядный камень.

Он в земле лежит ластами.

Чтоб наверх его поднять,

Надо в шахте побывать.

Под землею огоньки –

Это в шахте горняки

Отбивают молотками

Этот, очень нужный, камень. (Уголь)

Камень глыбович прислал нам уголь, чтобы мы изучили его свойства в лаборатории, проделали с ним опыты

Уголь-   не просто камень, это камень который когда –то был растением….во послушайте про него  сказку……Сказка……

Вот так образовался уголь… Добыча каменного угля производится как на поверхности земли, так и глубоко под землей. Для его добычи под землей строят шахты - глубокие, темные колодцы.    (картинка)

Ребята слово шахта для вас новое, давайте повторим его несколько раз, все вместе, (дети повторяют вместе с воспитателем).

Закройте глаза. Вот так - темно, ничего не видно - и в шахтах. От стволов шахт по направлению к залежам каменного угля роют подземный коридор, там прокладывают рельсы, проводят освещение. Шахтеры добывают уголь с помощью отбойных молотков, потом его грузят в вагонетки и на них перевозят до ствола шахты.

Затем специальные машины поднимают уголь на поверхность земли. Там его грузят в вагоны и везут туда, где он нужен. Труд шахтеров очень тяжелый..

Игра. -давай-те представим что мы шахтеры….давайте закроем глаза и представим..что мы спускаемся в шахту….берем в руки молоток и долбим уголь….смотрите сколько мы добыли угля…каждому  хватит…давайте возьмем по каменному углю и пройдем в лабораторию..

8. лаборатория…

-  чтобы наши пальчики стали послушными, сделаем пальчиковую  гимнастику…

 Опыт.1. какого цвета уголь…а еще он моет быть бурым….блестящим и матовым…

Опыт.2. Воспитатель. Уголь твёрдый или мягкий? Давайте  попробуем  надавить на него или сжать в руке. Значит твердый…

Опыт.2. Воспитатель. Как вы думаете, каменный уголь прочный? (ответы детей выслушать). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдёт(ударяю по куску каменного угля молотком - он рассыпался на несколько мелких кусочков). -Какой вывод можно сделать?

Дети. - Каменный уголь твёрдый, но не такой прочный, как камень.

Опыт.3. Воспитатель. Посмотрите на свои руки, что можно сказать про уголь? Он пачкается. Положите уголь и вытрите руки салфеткой.

Опыт.4. Воспитатель. Возьмите лупу и рассмотрите его. Что вы видите (ответы детей).

Воспитатель- Уголь- бугристый как дерево…давайте скажем  это слово…

Опыт. 5- Воспитатель. Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду (предположения). - Давайте опустим его в стакан с водой. Что происходит (появляются пузырьки).  Во всех камнях есть воздух, в пористых его больше. При опускании в воду воздух вытесняется ею - появляются пузырьки. Уголь утонул.

Воспитатель. Почему?

Дети. Он тяжёлый .

Вывод:  Какой вывод мы можем сделать на основе проделанных опытов? Дети. Уголь чёрный, он твёрдый, но при ударе рассыпается на мелкие куски, он пачкается.  

Ребята фея экология   очень любит этот камень – ведь уголь- великий помошник человека. Она ласково называет его жар-камень. Он хорошо горит и дает много тепла.  Не найди человек этот камень пришлось бы вырубать на дрова все деревья. А без лесов страшно подумать… что произошло бы….это его аром рожден металл, который выплавляется на огромных печах на зводах. А из металла сделаны все машины и др.полезные вещи. . Из каменного угля получают краски и лаки и дае лекарственные вещества.  Вот такой интересный камень прислал нам Камень Глыбович…..Но фея экология предупредает…..Земные ресурсы не бесконечны, люди должны бережно относиться к тому, что им даёт природа.

- давайте скажем спасибо нашему угольку.....

9.   фея экология предлагает вспомнить о чем мы сегодня говорили…..и поиграть в игру Дидактическая игра: «Про что я говорю».

этот предмет добывают глубоко в земле, в шахте (уголь)

-эти камни в сережках и бусах у мамы (драгоценные камни)

-  их можно встретить на речке, дороге,….они твердые…разные…(камни)

- он черный (уголь)

10.   вот наша работа в лаборатории и закончилась…смотрите камень глыбович еще сюрприз нам приготовил……смотрите оказывается на камнях можно рисовать, лепить и сделать из них сувениры- талисманы. …давайте тоже попробуем…и сделаем себе камень- талисман…вылепим веселое лицо……

11. - ну вот какие мы молодцы….фея экология нами очень довольна…она приготовила нам сюрприз..  давайте закроем глаза….смотрите  у нас целая коллекция камней…и микроскоп   …..ну вот занятие наше подошло к концу. Вы молодцы…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в средней группе по экологии и рисованию «Какой бывает вода»

 Цель: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).Развивать любознательность, память, внимательность, усидчивость и аккуратность.Воспитывать бережное отношение к водным  ресур...

Интегрированное занятие в подготовительной группе по экологии "Вечно шуметь лесам"

На занятии  были использованы различные виды детской деятельности. Дети  читали стихи о лесе, рассказывали о значении леса в жизни людей и животных, о видах лесов в нашем районе, о правилах ...

Конспект интегрированного занятия в средней группе по экологии. «Лучок – золотой бочок » (посадка лука)

·       Учить  детей ставить перед собой цель. Закреплять умения подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой.·       З...

Конспект интегрированного занятия в средней группе по экологии и физическому развитию на тему: « Прогулка по весеннему лесу»

Задачи занятия:Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Закрепить правила поведения в лесу.  Продолжать развивать связную речь детей. Расширять представления детей ...

Интегрированное занятие в подготовительной группе по экологии «Юные экологи спешат на помощь».

- Закрепить знания, полученные в процессе НОД по развитию экологических представлений.-  Расширить представления детей о значимости воздуха, воды в жизни человека.- Учить работать в коллективе и ...

Интегрированное занятие в подготовительной группе по экологии "Юные экологи спешат на помощь"

Интегрированное занятие в подготовительной группе по экологии «Юные экологи спешат на помощь». Воспитатель: Сысоева Л.ВЦель: Развитие представлений детей о рациональном взаимодей...