Авторский опыт работы по проведению НОД с приёмами мнемотехники и коммуникативно-игровой деятельности по теме «Весенние превращения»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Булыгина Елена Анатольевна

План занятия по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста основан на  позитивной мотивации и приёмах, активизирующих речемыслительную и сенсомоторную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_nod_vesna.docx87.08 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по проведению НОД с приёмами мнемотехники и коммуникативно-игровой деятельности по теме «Весна» в старшей группе

План НОД

.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Педагог загадывает загадку и беседует с детьми.

Солнце ярче светит. Дует теплый ветер.

Птицы с юга прилетели.

Звонко капают капели.

Вот и кончилась зима.

К нам опять пришла... (Весна.)

Как вы думаете, какое сейчас время года? (Весна.) После какого времени года наступает весна? (После зимы) Как называется первый месяц весны? (Март) Второй? (Апрель) Третий? (Май)  Запомни весенние месяцы по порядку:

Весна-красна! Ты к нам пришла

С теплыми лучами, с быстрыми ручьями.

Первым март пришел, белый снег сошел,

За ним апрель отворит окно и дверь.

А как май придет - все кругом расцветет

2.        Объявление темы.

Педагог : Ребята! Наконец к нам пришла долгожданная весна. Сегодня мы с вами будем отмечать ее рождение.

  1. Работа по картинно-графическому плану

Педагог беседует с детьми, дети последовательно заполняют графический план рисунками по теме беседы.

Наступила весна. Весной солнце появляется чаще, греет теплее. Небо весной КАКОЕ?  голубое, высокое, чистое. Облака на небе КАКИЕ? легкие, пушистые, перистые (как перышки). Появляются сосульки. Днем с них капает вода. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТО ЯВЛЕНИЕ В ПРИРОДЕ? (Капель.) Снег темнеет, тает, по улицам бегут ЧТО? (ручейки). Земля весной оттаивает. Она рыхлая, теплая, мягкая. Оттаявшая земля называется КАК? (проталина). Трава весной молодая, светло-зеленая, шелковистая. Деревья весной просыпаются. На деревьях появляются ЧТО? (почки, листочки). Почки зеленые, липкие, пахучие. Весной прилетают КТО? (птицы). Птицы весной ЧТО ДЕЛАЮТ? (поют, чирикают, щебечут, вьют гнезда, ищут корм). Распускаются первые весенние цветыю КАКИЕ? (мать- и –мачеха,  подснежник,  ландыш — в лесу, тюльпан, нарцисс — в саду). Люди рады весне. Они вешают на деревья домики для скворцов. КАК ОНИ НАЗЫВАЮТСЯ? ( Скворечники). Ранней весной отмечают праздник 8 Марта, праздник мам. КАКИЕ ЕЩЁ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРАЗДНИКИ ОТМЕЧАЮТ ВЕСНОЙ? (День космонавтики, День Победы)

Физкультминутка «Краски весны». Выполнение движений по тексту стихотворения.

Снова нет ручьям покоя — День и ночь журчат в кустах.

Бегут по кругу друг за другом.

Ходит солнце золотое

 В чистых-чистых небесах.

Спокойно идут друг за другом.

Льет лучи на лес и луг

Приседают — встают.

И на все цветы вокруг.

Б. Асаналис

«Цветок» над головой.

  1. Развитие лексико-грамматических категорий.

Педагог: Вы внимательно прослушали мой рассказ, а теперь попробуйте сказать, без чего не может быть весны. Для этого используйте картинки, которые находятся перед вами.

Дети:

Весна не может быть без яркого солнца.

Весна не может быть без луж.

Весна не может быть без ручейков.

Весна не может быть без грозы.

Весна не может быть без майских жуков.

Весна не может быть без проталин.

Весна не может быть без капели.

Весна не может быть без подснежников. И т.д.

Игра «Образуй новое слово». Подбор существительных к прилагательному и согласование их в роде.

Весна (что может быть весенним?) — весенний дождь, весеннее солнце, весенняя радуга. Март (что может быть мартовским?) — мартовский день, мартовская оттепель, мартовский праздник, мартовские лужи. Апрель — апрельские цветы, апрельское солнышко.

Май —(что может быть майским ?)  майские праздники, майский жук, майская гроза, майское солнышко.

Дождь — дождливый день, дождливое небо, дождливая погода.        ;

Гроза — грозовое небо, грозовая туча, грозово май.

Солнце — солнечные лучи, солнечный зайчик| солнечное небо, солнечная поляна.

Педагог: А теперь давайте посмотрим, чего бывает много весной. (Проводится по картинкам.)

Игра «Один — много». Согласование имен числительных и имен существительных. Одна что? (Лужа.) Если несколько, то как о них скажем? (Лужи.) А много чего? (Луж.) Ручей — ручьи — ручьев. Дерево — деревья — деревьев. Туча — тучи — туч. Проталина — проталины — проталин. Сосулька — сосульки — сосулек. Лужайка — лужайки — лужаек. Почка — почки — почек. Гроза — грозы — гроз. И т.д.

  1. Заключение

  1. Педагог демонстрирует детям сюжетную картину «Весна». На картине допущены неточности (кроме весенних примет нарисованы приметы других времен года). Проводится игра «Что перепутал художник?». Тот, кто найдёт неточность, рассказывает об этом.

(Весной нельзя купаться в речке. Вода холодная. Весной не опадают листья. Весной люди не собирают урожай. Весной не загорают. Весной  не лепят снеговиков. Весной не ходят в шубе и валенках.)

  1. Педагог предлагает детям оценить участие в образовательной деятельности так: Если ребёнок доволен тем, как он занимался, и занятие было полезным, пусть сожмет и разожмёт пальчики на ладошке, если не доволен и считает занятие скучным нарисует на ладошке пальчиком солнышко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми старшего возраста с общим недоразвитием речи с использованием приёмов мнемотехники и элементов ритмопластики и логоритмики. Тема: "У нас в гостях Федора»

Логопедические цели:    Неречевые:1. Развитие слухового восприятия и  динамического праксиса:   воспроизведение    ритмической структуры.2. Развитие ручной...

Конспект образовательной деятельности (художественно – эстетическое развитие) на тему «Весенние превращения» для детей старшей группы

Конспект образовательной деятельности в области художественно - эстетическое развитие для детей старшей группы....

Опыт работы по потенциалу современной образовательной технологии «Мнемотехника в воспитательно-образовательном процессе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста»

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи....

Календарно-тематическое планирование по теме "Весенние превращения"

Цель: Познакомить детей с изменениями в природе в весеннее время года. Способствовать формированию интересов к окружающему миру, получению реалистических представлений о жизни весной....

Методическая разработка по теме : "Весенние превращения".

Расширение предсталения детей о весенних изменениях в природе....

План-конспект организации и проведения занятия по продуктивным видам деятельности (Рисование) Тема: «Весенние цветы»

Цель: Формирование у детей эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельностиЗадачи:1.Образовательные: Закрепить знания детей о весенних явлениях в природе....