Игры по Тризу для детей дошкольного возраста.
картотека по окружающему миру (младшая, средняя группа) на тему

Цель данных игр : формирование у детей умения выявлять функции объекта, обучени составлять логическую цепочку действий, выявление надсистемных связей, развитие логического мышления, памяти, внимания, знакомство с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_sr_gr.docx42.4 КБ

Предварительный просмотр:

Почему вы мои друзья?

(игра для детей с 4-х лет, средняя группа)

Цель: обучение детей находить общие свойства, функции с объектом, развитие словарного запаса детей, фантазии, логического мышления, речи.

Правила игры:

Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого либо. Дети определяют, кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему.

Примечание: Игру можно сделать подвижной, дети могут подбегать, а не подходить. Дети, взявшие на себя образ объекта, могут показать его мимикой и жестами.

Ход игры:

В: Я - ковер - самолет. Мои друзья - это то, что умеет летать.

К воспитателю подходят дети, взявшие на себя образ самолета, птицы, комара, космической ракеты, листочка, перышка.

В: Самолет летает сам? Почему? Птица летает сама? Почему? А как летает перышко? Почему оно летит? Ведущий уточняет, исправляет, обращаясь ко всем детям.

В: Мои друзья - это то, что может говорить.

К ведущему подходят дети, взявшие образ человека, радио, книги, телевизора, робота, говорящей куклы…

Примечание: Ведущий может использовать игру при ориентировки в помещении, при формировании понятия обобщения и др.:

В: Мои друзья - это то, на чем можно сидеть в квартире.

К ведущему подходят дети, взявшие образ дивана, стула, ковра, мягкой игрушки, мяча.

В: Выберете слова, обозначающие название техники. Мои друзья - это то, что может перевозить грузы.

К ведущему подходят те дети, которые выбрали машину, трактор, поезд, корабль.

В: Мои друзья - это то, что умеет жужжать.

К ведущему подходят дети, взявшие образ пчелы, стрекозы, пылесоса, фена… и произносят в качестве упражнения : ж-ж-ж.

Вариантов игры много. Можно усложнять условия игры через объединение функции и надсистемы:

В: Мои друзья - это те, кто живет в лесу, и умеют быстро бегать.

Д: Лиса, волк.

В: Мои друзья - это то, что находиться дома и помогает в хозяйстве человеку.

Д: Пылесос, утюг, веник, комбайн, лошадь…

Примечание: Данную игру можно использовать и при отработке под- и над-системы, а также прошлого конкретного объекта.

В:  Я - телефон. Мои друзья - это, что может передавать информацию на расстоянии.

Д: Книга, почтальон, голуби с записками, компьютер.

В:  Я - цветок. Мои друзья - это те объекты, которые в прошлом были семечком.

Д: Огурец, подсолнух, тыква, дыня.

Чем был - чем стал

(игра для детей с 4-х лет, средняя группа)

Цель: формирование у детей  определения линии развития объекта, развитие логического мышления, речи.

Правила игры:

1-ый вариант: Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют…

2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.

Ход игры:

В: Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов.

Д: Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. А я видел стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы.

В: Что хорошего в стеклянном столе?

Д: Оно красивое, можно видеть, как под столом лежит кошка.

В: А что плохого в таком столе?

Д: Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди…

В: А что еще может быть из стекла?

Д: Есть стекла в очках, бывают стеклянные люстры, а в них стеклянные лампочки, в часах тоже есть стекло.

В: А вы слышали выражение: "У него стеклянное сердце." Про кого так можно сказать?

Д: Так можно сказать про злого, "колючего" человека. У Бабы-Яги злое сердце, оно у нее из острых осколков.

В: Назовите сказки, в которых есть герои со стеклянным сердцем!

Воспитатель обобщает ответы детей.

В: Телевизор.

Д: Он сделан из разных материалов. Корпус - из дерева или пластмассы, экран стеклянный, а внутри телевизора много железных деталей.

В: Было семечком, а стало?

Д: Стало ростком.

В: Было головастиком, а стало?

Д: Лягушонком.

В: Был дождь, а стал?

Д: Вода впиталась в землю, а часть воды испарилась. Жидкие человечки превратились в бегущих, стали незаметными и исчезли.

В: Было деревом, а стало… Чем может стать дерево?

Д: Домиком для белочки, сухим деревом, дровами, досками, мебелью, бумагой

По варианту №1.

В: Я называю вам вещество неживой природы - песок. Это было раньше песком, а стало…

Д: стало цементом, стеклом, посудой.

В: Было раньше тканью, а стало…

Д: Стало платьем, любой одеждой, занавесками, скатертью…

В: Это раньше было акварельными красками, а стало…

Д: Стало рисунком, картиной, кляксой, пятном…

Что может делать?

(игра для детей с 4-х лет, средняя группа)

Цель:  формирование умения выявлять функции объекта.

Правила игры: педагог называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры "Да-Нет" или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или, что делается с его помощью.

 Ход игры:

В: Что может слон?

Д: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.

В: Что может дождь?

Д: Растворить лед.

В: Когда и почему?

Д: Когда ярко светит солнце, тепло.

В: Что еще может лед?

Д: Лед может расколоться, треснуть.

В: А какие полезные функции у льда?

Д: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.

В: Что можно делать со льдом?

Д: Можно раскрашивать красками, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки.

Раньше - позже

(игра для детей с 4-х лет, средняя группа)

Цель: обучение детей составлять логическую цепочку действий, закрепление понятий "сегодня","завтра","вчера", развитие речи, памяти.

Правила игры:

Воспитатель: называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или, что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия). Для наглядности можно использовать ось времени, где будет видна пошаговая последовательность событий вперед или назад.

 Ход игры:

В: Я сшила платье. А что я сделала раньше? Покажите мне!

Д: Вы пошли в магазин, купили ткань (ребенок молча показывает действиями), взяли ножницы, раскроили ткань….

  При закреплении понятий "сегодня","завтра","вчера"…

В: Какой сегодня день недели?

Д: Вторник.

В: А какой день недели был вчера?

Д: Понедельник.

В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра?…

Цепочка

(игра для детей с 4-х лет, средняя группа)

Цель: обучение детей выделять признаки объектов, развитие мышления, речи детей.

Правила игры:

Ведущий показывает ребёнку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передаётся другому ребёнку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать , как можно больше признаков и не повториться.

Ход игры:

Ведущий показывает картинку с изображением очков, ребёнок, увидев картинку, говорит очки круглые и передаёт картинку следующему игроку. Следующий игрок говорит очки солнечные и передаёт следующему игроку  картинку т.д.

Волшебный светофор

(игра для детей с 4-х лет, средняя группа)

Цель: обучение детей умению выделять систему, подсистему и надсистему объекта, развитие логического мышления, внимания, речи.

Правила игры:

У "Волшебного светофора" красный цвет означает подсистему объекта, желтый - систему, зеленый - надсистему. Таким образом,  рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может после показа убираться.

Ход игры:

Воспитатель вывешивает предметную картинку машины .

В: Если я подниму кружочек красного цвета - вы мне скажите, из чего состоит машина. Если я подниму круг зеленого цвета - вы мне скажите, частью чего является машина. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите: для чего он; нарисуете в воздухе этот предмет, изобразите этот предмет.

Данная игра может использоваться при рассмотрении картины.

В: Если я подниму круг красного цвета - вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг - определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, транспорт, домашние животные).

Ознакомление с художественной литературой.

(используется на занятиях по пересказу, при анализе прочитанного произведения, заучивании стихотворения).

В: "Мойдодыр" Чуковского К.И.

Воспитатель поднимает желтый кружок.

Д: Мальчик - грязнуля - главный герой, он не умывался, а его вещи - самовар, утюги, сапоги, кочерга, щетки, мочалка, Мойдодыр - это герои рассказа.

Воспитатель поднимает зеленый кружок.

В: Что есть в нашем рассказе: какие совершаются действия и какими героями, какое настроение у героев при этом.

Д: От мальчика убегают разные вещи: одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня. Мальчик хотел напиться чаю, самовар убежал. Все кружилось и вертелось и помчалось колесом.

Воспитатель просит детей пересказывать близко к тексту.

Сказки из шкатулки

(игра для детей с 4-х лет, средняя группа)

Цель:  развитие речи, мышления, воображения, обогащение словарного запаса детей.

Понадобится коробочка с 8-10 (картинками).

Правила игры.

Воспитатель предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же объектом.

Передай другому

(игра для детей с 4-х лет, средняя группа)

Цель: обогащение словарного запаса детей, развитие речи, памяти, внимания, мышления.

Правила игры.

На столе стопка перевёрнутых карточек. Ребёнок вынимает из этой стопки любую картинку, например «тапочки», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «тапочки красивые».  Картинка передаётся следующему игроку. Другой игрок  называет своё слово – сочетание и  передаёт другому игроку. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победителем становится обладатель наибольшего количества картинок.

Ход игры:

Ребёнок вынимает любую картинку, например «тапочки», и придумывает какое-нибудь словосочетание, «тапочки красивые» и передаёт следующему игроку. Следующий игрок говорит «тапочки тёплые» и передаёт следующему игроку и т.д.

Кто – кто здесь живет?

(игра для детей с 4-х лет, средняя группа)

Цель: формирование аналитического мышления, умения выделять общие признаки путём сравнения, закрепление у детей алгоритма системного мышления.

Правила игры:

Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок или воспитатель выполняет роль ведущего. Сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?".

Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня".

Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или по видовой принадлежности.

Например: нитки и ножницы. Похожи, так как принадлежат к одной надсистеме - предметам для шитья; могут находиться в квартире или на столе у закройщика. Похожести и различия могут быть по прошлому и будущему, по запаху, звуку, по форме, цвету, размеру, материалу.

Ход игры.

1 вариант:

Ведущий - ребенок выбрал машину.

Д: Тук-тук. Кто в теремке живет?

В: Это я, машина.

Д: А я стол. Пусти меня к себе жить?

В: Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.

Д: Я - стол, похож на тебя тем, что служу людям (удерживаю разные предметы на себе, посуду, а ты тоже служишь людям, так как перевозишь их или грузы. Ты железная, я тоже могу быть железным. Ты, машина, живешь в доме - гараже и я живу в доме (в комнате). У тебя, машина, 4 колеса, а у меня 4 ноги. За мной ухаживают - меня моют и тебя, машина, моют. Ты, машина, издаешь запах (бензина) и я, стол, издаю запах, когда на меня ставят еду или помоют меня порошком. Мы с тобой похожи по форме. У меня крышка квадратная, у тебя тоже крыша квадратная. Я, стол, тоже могу быть такого же размера как и машина. Ты сделана из твердых человечков и я тоже. Машина может ездить и я могу ездить, так как у меня могут быть колесики.

2 вариант:

В: Пущу, если скажешь, чем ты, стол отличаешься от меня - машины.

Д: Машина в прошлом была железом, а я стол в прошлом был деревянными досками. Моя главная функция - удерживать тарелки на столе, а машина нужна, чтобы перевозить грузы, людей. Я по цвету белый, а ты зеленая. Я на картинке здесь изображен маленьким столом, а ты большой машиной. У тебя, машина, ноги круглые, а у меня прямоугольные.

Живая природа и неживая природа.

Похожести у объектов живого мира.

Д: Тук - тук. Кто в теремочке живет?

В: Это я, снегирь. А ты кто?

Д: А я воробей. Пусти меня к себе!

В: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты, воробей, похож на меня, снегиря.

Д: И ты, и я - птицы. У нас одинаковое строение: Есть 2 крыла, есть 2 лапки, 1 голова, перья на теле, хвост и так далее; мы относимся к природному миру, к живой системе, к птицам. Мы живые, поэтому дышим, размножаемся, передвигаемся самостоятельно. Воробей, тоже как и снегирь, передвигается на 2-х лапках и летает. В прошлом воробей и снегирь были маленькими птенчиками, а в будущем у них будут свои детки-птенчики.

Различия у объектов живого мира.

Д: Тук - тук. Я воробей. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!

В: Это я - снегирь. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.

Д: Снегирь немного больше размером воробья. Снегирь перелетная птица. Воробей круглый год живет в городе рядом с человеком. У нас разный окрас (у снегиря грудка красная, а у воробья - серая). Разное питание (снегирь питается ягодами, поэтому и живет в парках и лесу, а воробей питается семечками).

Д: Тук-тук. Я камень. Кто в теремочке живет? Пустите меня жить к себе.

В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, камень отличаешься от меня, речки.

Д: Мы состоим из разных человечков. Камень - из твердых, а речка из жидких. Мы разные на ощупь: камень твердый, а вода проходит сквозь пальцы. Мы разные по форме. Речка принимает форму берегов. Речка издает звук - журчание, а камни звука не издают.

В игре "Теремок" могут принимать участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке. Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия. Картинки обязательно использовать только на первом этапе, затем дети могут "держать" объект в голове.

Игру можно посвящать только одной какой-то теме. Например, только животным или предметам посуды, мебели. Тогда перед игрой воспитатель сообщает об этом детям. Или если берутся картинки - подбирает соответствующие.

Сам "теремок", конечно же, условный. Это может быть просто угол в комнате, а могут- поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются.

В: Я город. А ты кто? Пущу тебя, если скажешь, чем мы с тобой похожи.

Д: Я деревня. Мы похожи с тобой, так как и в городе, и в деревне живут люди; есть детские сады и школы. Мы существуем для того, чтобы люди жили и работали вместе.

В: Заходи! А чем же мы с тобой отличаемся? (можно обратиться к следующему ребенку).

Д: Город больше деревни. Людей в деревне меньше живет, чем в городе. В городе есть большие заводы и фабрики, а в деревне люди разводят скот и убирают поля. В деревне маленькие, невысокие дома. В городе звуки другие, чем в деревне: машины, трамваи звенят, а в деревне коровы мычат и свиньи хрюкают. А еще в деревне пахнет сеном, молоком, а в городе бензином.

Примечание: В этом разделе в старших группах можно давать понятия отличия и сходства дня и ночи; различных профессий; учителя и ученика; мамы и дочки; водителя и пешехода. Тем самым у ребенка будут складываться, и закрепляться понятия об общественных отношениях.

Угадай по описанию

(игра для детей с 4-х лет, средняя группа)

Цель: обучение детей по описанию определять объект, развитие воображения, мышления, речи детей.

Правила игры:

Ведущий показывает картинку с изображённым объектом только одному из детей.

Ребёнок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чём идёт речь.

Ход игры:

Ведущий показывает одному из детей картинку огурца. Ребёнок начинает описывать его – это овощ, растёт в огороде, он продолговатой  формы, зелёного цвета и т.д. Дети по этому описанию догадываются, что это огурец.

Кто где живет ?

(игра для детей с 4-х лет, средняя группа)

Цель:  выявление над-системных связей, развитие речи, мышления.

Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира - это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. Дети называют среду обитания живых объектов.

Ход игры:

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!

Воспитатель: Где живет медведь?

Дети: В лесу, зоопарке.

Воспитатель: А еще?

Дети: В мультиках, в книжках.

Воспитатель: Где живет собака?

Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие.

Игра «Веревочка»

(игра для детей с 4-х лет, средняя группа)

Цель: обучение детей умению строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.

Правила игры: Ведущий предлагает стартовое слово. И задает детям вопрос о свойствах , действиях этого предмета. Ребенок должен правильно ответить на заданный педагогом вопрос.

Ход игры: 

 В.: Лягушка. Лягушка какая

Д.: Зеленая.

От этого слова вновь ставится вопрос.

В.: Зеленая кто (что)?

Д.: Трава.

В.: Трава что делает? (растет)

 В.: Растет что (кто)? (ребенок)

В.: Ребенок какой? (веселый)

В.: Веселый кто бывает? (клоун)

В.:  Клоун что делает? (смеется)

И т.д.

 

Кто какой?

игра для детей с 4-х лет, средняя группа)

Цель: закрепление у детей умения находить типичные свойства объекта.

Правила игры: Воспитатель называет 3-4 объекта с необычными свойствами и просит детей восстановить порядок, т.е подобрать каждому объекту типичное свойство.

Ход игры: тигр заострённый, карандаш полосатый, полка замёрзшая, стекло книжное)

Спасаем Колобка  

(игра для детей с 4-х лет, средняя группа)

Цель: развитие творческого воображения, фантазии, обучение умению детей наделять известных сказочных персонажей качествами,  которые им не присущи. Развитие нетрадиционного мышления.

Правила игры: Воспитатель показывает детям книгу "Колобок" и помогают вспомнить Колобку персонажей сказки, ее содержание и выясняют с помощью вопросов и кукол настольного театра "Колобок", что есть хорошо, а что плохо..  (выявление отрицательных и положительных свойств, разрешение противоречий).

Ход игры: 

- Дети, посмотрите внимательно, кто может сказать, как называется эта книга? Правильно, "Колобок". Я открою книгу, а вы позовите Колобка, может быть он придет к нам.

Дети зовут, появляется Колобок (настольный театр).

- Колобок, а почему ты такой грустный? Ребята, он грустный потому, что забыл, с кем встречался в своей сказке, с какими персонажами. Давайте поможем ему.

Дети перечисляют героев сказки, пересказывают ее содержание.

- Лиса очень хотела съесть Колобка. Это хорошо или плохо?

- Что хорошо (лиса наелась)?

- Что плохо (Колобка съели)?

 – Что можно   сделать,  чтобы Колобок не достался Лисе, как спасти? (накормить до встречи с Колобком)? Каким надо стать Колобку, чтобы Лиса не захотела его есть (несъедобным, грязным, чёрствым, ядовитым)?

Обговариваются все предложенные детьми варианты. Самые интересные разыгрываются детьми куклами настольного театра. Например: встретила Лиса Колобка, а он только что прокатился по грязи. Захочет ли съесть такого Колобка Лиса? Что она ему скажет («Фу, какой ты грязный, Колобок, тебя нельзя есть, вдруг, заболею, живот болеть будет»)?

Отгадай секрет

(игра для детей с 4-х лет, средняя группа)

Цель: обучение детей умению строить гипотезы.

Правила игры:  Воспитатель предлагает словосочетание: объект + необычный признак. Просит детей высказывать предложения, у какого объекта мог быть взят этот признак – мохнатость.

Ход игры :

В.: Мохнатая книга.

Д.: У медведя, собаки и т.д.

Маленькие человечки

(игра для детей с 4-х лет, средняя группа)

Цель: обучение различать твердые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов.

Правила игры: Ведущий предлагает вспомнить, кто такие маленькие человечки, как они изображаются и где они живут.

Человечки твердого тела –

Человечки жидкого тела –

Человечки газообразного тела –

Ведущий предлагает разделить природную среду двумя горизонтальными линиями и в верхнем секторе «поселить» все, что несет в себе человечков газа, в центре – жидкого тела, внизу – твердого тела. Ведущий называет природный объект, а дети определяют ему место.

Ход игры:

В.: Болотная лягушка.

Д.: Живая природа, живет и в воде и на суше.

В.: Древесная лягушка .

Д. : На дереве, хотя дышит воздухом.

В.: Чайка

Д.: Живая природа , живет в воздухе и на воде.

Узнай меня

(игра для детей с 4-х лет, средняя группа)

Цель: обучение детей умению описывать предмет, не называя его.

Правила игры: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.

Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.

Ход:

В.: Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным.  

Д.: Арбуз

В.: Я холодная, голубая  и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят.

Д.: Речка.

Красная шапочка

(игра для детей с 4-х лет, средняя группа)

Цель: развитие творческого воображения

Правила игры: Необходимы бумага и фломастеры. Детям напомнить эпизод из сказки, когда волк переодевается в бабушку, а Красная Шапочка удивляется.

Ведущий предлагает детям предмет, в который превратится бабушка (часы, стакан, душ, окно, сапог, гитара, свечка) и просит назвать свойства этого предмета. Затем ведущий рисует бабушку, ее части тела с предметом превращения и используя названные свойства.

Ход: 

 В.: Стакан

Д.: Прозрачный, пустой.

В.: Бабушка

Д.: Стакан, вместо туловища стакан, над ним голова в косынке, внизу и по бокам конечности.

Кто-то из детей – Красная Шапочка подходит к плакату и спрашивает:

« Бабушка, почему ты такая (называется одно из свойств) прозрачная?»

Остальные дети отвечают от имени бабушки:

« Чтобы видеть, сколько я съела».

- Как ты защитишься от волка?  (Выплесну на него содержимое живота или спрячу голову, руки и ноги в стакан, как в панцирь.)

Поезд

(игра для детей с 4-х лет, средняя группа)

Цель: развитие логического мышления, обучение детей умению устанавливать взаимосвязи между предметами.

Правила игры: : 10 картинок одинакового размера с разными предметами. Каждая картинка это вагончик.

Ход:

Ведущий: Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свою, и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики – картинки тоже будут скрепляться.

1 ребенок берет картинку и называет предмет на этой картинке (ложка). 

2 ребенок берет картинку , связанную по смыслу с первой картинкой и говорит почему . (Беру тарелку, т.к. ложка и тарелка – посуда).

Следующий ребенок берет вазу, т.к. ваза и тарелка сделаны из стекла.

Следующий ребенок берет поливальную машину, т.к. в вазе и поливальной машине бывает вода; и т.д.

Игру можно проводить многократно, меняя картинки.

Угадай - ка, что я загадала

(игра для детей с 4-х лет, средняя группа)

Цель: обучение детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов,  развитие фантазии, качества творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы,  помочь увидеть в окружающей действительности противоречия и обучение умению их формулировать.

Правила игры: Объект отгадать с помощью «Угадал - не угадал».

Дети должны определить, что умеет делать объект или, что делается с его помощью.

Ход игры:

 Воспитатель загадывает слово “Собака”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Дикое? Домашнее? Это кошка? Это собака?), воспитатель отвечает только “ угадал” или “не угадал”, пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: “Рубашка ”, “Самолет ”, “Ромашка ”, “Гриб”, “Рябина ”, “Вода”, “Солнце ” и т.д.

Красно – черные карточки

(игра для детей с 4-х лет, средняя группа)

Цель: обучение детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, развитие воображения, фантазии.

Правила игры: Воспитатель поднимает карточку с изображением красного домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные

качества.

Ход игры:

В.: Карандаш

Д.: Хорошо  ним можно рисовать. Плохо он быстро ломается.

Можно разбирать в качестве объектов: “Гусеница”, “Волк”, “Цветок”, “Стульчик”, “Таблетка”, “Конфетка”, “Мама”, “Птичка”, “Укол”, “Драка”, “Наказание” и т.д.

Перевертыши (проводится с мячом).

(игра для детей с 4-х лет, средняя группа)

Цель: развитие фантазии, качества творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, помочь увидеть в окружающей действительности противоречия и обучение умению их формулировать.

Правила игры: Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч.

Ход игры:

В.: Холодный

 Д.: Горячий

В.: Хороший

Д.: Плохой

В.: Строить

Д.: Разрушать

В.: Выход

Д.: Вход

Длинный поезд

(игра для детей с 4-х лет, средняя группа)

 Цель: обучение детей подбирать слова, объединенные смыслом, правильно согласовывать их между собой, развивать воображение.

Правила игры: Воспитатель предлагает детям составить длинный поезд из слов, каждое слово – вагончик. Вагончики, как и слова должны быть объединены между собой, значит каждое слово должно тянуть за собой следующее.  За каждое слово ставится вагончик, воспитатель отталкивается от последнего слова.

Ход игры:

 В.: Зима-снежная-холодная;

- А что бывает холодным?

Д.: Мороженое, лед, ветер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»

Картотека "Игры по технологии ТРИЗ  для детей дошкольного возраста»...

Картотека "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста".

Очень любим играть с детьми в игры по технологии ТРИЗ. Игры по технологии ТРИЗ развивают смекалку, логику, воображение; тренируют память и внимание....

Карточки с дидактическими играми по познавательному развитию детей дошкольного возраста (ТРИЗ)

Карточки с дидактическими играми по познавательному развитию детей дошкольного возраста (ТРИЗ)...

Картотека "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста"

КАРТОТЕКА «ИГРЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Картотека «Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»

Картотека «Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей. Игры ТРИЗ для детей дошкольного возраста.

Детское мышление еще не способно оперировать абстрактными категориями. Обучение дошколят и первоклассников даже таким простым мыслительным операциям, как сравнение или обобщение, требует особых форм з...

Картотека "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста"

Изучаем новую для нас технологию, играем и делимся с вами самым интересным...