Карточки с дидактическими играми по познавательному развитию детей дошкольного возраста (ТРИЗ)
картотека по математике

Поляничкина Юлия Юрьевна

Карточки с дидактическими играми по познавательному развитию детей дошкольного возраста (ТРИЗ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карточки с дидактическими играми по познавательному развитию детей дошкольного возраста (ТРИЗ)

Составитель: Поляничкина Ю.Ю., воспитатель высшей квалификационной категории

Карточка № 1

Игра  с картинками разных классификационных групп, расположенными в одномерном пространстве – вертикально (на планшете)

Название игры

«Да – нет»

Возраст

3,5 года

Цель

Развитие ориентировки в пространстве, введение понятия «выше - ниже» серединного объекта.

Правила игры

Найти загаданный объект, задавая вопросы по его поиску и не перечисляя названия объектов, а сужая поле поиска, отсекая часть пространства, то есть, используя правило: «Найди серединку, убери половинку». На вопросы можно отвечать словами: «Да» , «Нет», « И да и нет» (объект найден)

Оборудование

5 картинок с изображениями различных объектов: бабочка, машинка, карандаш,  апельсин, стол. Полоска бумаги для отсечения той части предметов, которые не попадают в суженное поле поиска.

Игровое действие

На планшете вертикально размещены 5 карточек с изображением различных объектов: бабочка, машинка, карандаш,  апельсин, стол.

Загадана картинка с изображением бабочки

БАБОЧКА

МАШИНКА

КАРАНДАШ

АПЕЛЬСИН

СТОЛ

Играющий задаёт вопросы:

- Это ниже карандаша? (Нет)

- Это ниже бабочки? (Нет)

- Это машинка? (Да)

Результат

Объект найден. Закреплены пространственные понятия «выше - ниже»

Карточка № 2

Игра на формирование классификационного навыка

у детей дошкольного возраста 

Название игры

«Раз, два, три – флажок подними!»

Возраст

5 лет

Цель

Объяснить ребенку разделение объектов окружающего мира на природные и рукотворные.

Правила игры

Разложить на столе карточки с изображением объектов окружающего мира на две части: объекты природного и рукотворного мира.

Оборудование

2 Набора картинок с изображениями различных объектов природного и рукотворного мира, 2 флажка

Игровое действие

Ведущий делит подгруппу детей на 2 команды и объясняет, что каждая команда должна разложить предложенные картинки на 2 группы: объекты, сделанные руками человека, они относятся к рукотворному миру и  объекты, созданные природой.

Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием и правильно обоснует свой выбор.

Результат

Картинки разделены на две части и дети дают обоснование данного деления.

Карточка № 3

Игра  с картинками разных классификационных групп, расположенными в одномерном пространстве – горизонтально (на столе)

Название игры

«Да – нет»

Возраст

3,5 года

Цель

Развитие ориентировки в пространстве, введение понятия «слева - справа» серединного объекта.

Правила игры

Найти загаданный объект, задавая вопросы по его поиску и не перечисляя названия объектов, а сужая поле поиска, отсекая часть пространства, то есть, используя правило: «Найди серединку, убери половинку». На вопросы можно отвечать словами: «Да» , «Нет», « И да и нет» (объект найден)

Оборудование

7 картинок с изображениями различных объектов: семь картинок: хомяк, помидор, змея, индюк, картофель, сапоги пирамидка; полоска бумаги для отсечения той части предметов, которые не попадают в суженное поле поиска.

Игровое действие

На планшете горизонтально размещены 7 карточек с изображением различных объектов: хомяк, помидор, змея, индюк, картофель, сапоги пирамидка.

Загадана картинка с изображением змеи

хомяк

помидор

змея

индюк

картофель

сапоги

пирамидка

Нам надо отгадать загаданную картинку  за наименьшее количество вопросов. Помня правило «найди серединку, убери половинку», начинаем спрашивать ведущего:

- Это слева от индюка? (Да)

- Это справа от помидора? (Да)

- Это змея? (Да)

Результат

Объект найден. Закреплены пространственные понятия «справа - слева»

Карточка № 4

Игра на формирование классификационного навыка

у детей дошкольного возраста

Название игры

Игра «Мир живой и неживой природы»

Возраст

3,5 года

Цель

Объяснить ребенку разделение объектов природного мира на представителей живой и неживой природы.

Правила игры

Разложить на столе картинки на две части: объекты живой и неживой природы.

Оборудование

Набор картинок с изображениями различных объектов природного мира, представителей живой и неживой природы.

Игровое действие

Ведущий объясняет, что все объекты природного  мира разные. Есть представители живой природы, они дышат, меняют положение в пространстве, питаются. (Дети называют их и кладут картинки с их изображениями вправо).  Есть объекты природного мира, созданные природой и не имеющие признаков представителей живой природы. (Дети называют их и кладут картинки с их изображениями влево.)

Результат

Картинки разделены на две части и дети дают обоснование данного деления.

Карточка № 5

Игра «Да – нет» с объёмными игрушками разных классификационных групп, расположенными в удаляющемся от играющих ряду.

Название игры

«Да – нет»

Возраст

3,5 года

Цель

Развитие ориентировки в пространстве, введение понятия «ближе - дальше» серединного объекта.

Правила игры

Найти загаданный объект, задавая вопросы по его поиску и не перечисляя названия объектов, а сужая поле поиска, отсекая часть пространства, то есть, используя правило: «Найди серединку, убери половинку». На вопросы можно отвечать словами: «Да» , «Нет», « И да и нет» (объект найден)

Оборудование

Оборудование: платок, размером 50х50; 5 игрушек (машина –  пирамидка – погремушка – кукла -  мяч), которые  расположены слева направо  на уровне глаз ребенка на расстоянии его вытянутых в стороны  рук.

Игровое действие

Предлагается найти игрушку  и рассказать про нее стишок. Маленькие дети вначале ищут серединный объект (погремушку). Для этого ладошки ребенка должны касаться  крайних объектов ряда. Тогда серединный объект будет находится перед глазами малыша. Ребенок задает  вопрос:

машинка

пирамидка

погремушка

кукла

мяч

- На середине находится погремушка? – Да.

- Это про погремушку рассказываем стишок? – Нет.

- Эта игрушка дальше от погремушки? – Нет (платком закрываются погремушка, кукла, мяч, чтобы не отвлекать внимание детей).

- Это ближе пирамидки? – Да.

- Это машина? – Да.

Про нее нужно рассказать стишок.

Необходимо проговорить с детьми: сначала найти середину, закрыть половину, найти  игрушку.

Результат

Игрушка найдена, закреплено правило нахождения серединного и крайних объектов. Закреплены пространственные понятия «ближе - дальше»

Карточка № 6

Игра на формирование классификационного навыка

у детей дошкольного возраста

Название игры

Игра «Кто найдёт домик для цветка, птицы, белого гриба…» на закрепление понятия  «Мир живой природы (растения, животные, грибы)».

Возраст

3,5 года

Цель

Объяснить ребёнку разделение объектов живой природы на мир растений, мир животных, царство грибов, объяснять основания такого деления.

Правила игры

Разложить на столе картинки на три части: мир растений, царство грибов, мир животных.

Оборудование

Набор картинок с изображениями различных объектов  живой природы (растения, животные, грибы), 3 домика  с изображением каждого класса.

Игровое действие

Ведущий объясняет, что все объекты живой природы разные.  Есть мир растений, мир животных, и царство грибов. (Дети называют их и кладут картинки с их изображениями в соответствующий домик.

Результат

Картинки разделены на три части  и дети дают обоснование данного деления.

Карточка № 7

Игра «Да – нет» с картинками одной из классификационных групп.

Название игры

«Да – нет» «Найди загаданный гриб»

Возраст

4 - 5 лет

Цель

Развитие ориентировки в пространстве, поиск загаданной ведущим картинки гриба, с помощью наименьшего количества вопросов.

Правила игры

Играющие должны задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину объектов в ряду, для этого нужно найти серединный объект. На вопросы можно отвечать словами: «Да» , «Нет», «И да и нет» (объект найден)

Оборудование

11 картинок,  расположенных слева направо с изображением грибов: белый гриб – груздь - опята – лисички – сыроежки - шампиньон – подосиновик – масленок – подберезовик – волнушка - рыжик Полоска бумаги для отсечения той части предметов, которые не попадают в суженное поле поиска.

Игровое действие

Ведущий: Сколько картинок в ряду?
Дети: Одиннадцать;
Ведущий: Перечислите все грибочки слева – направо;
Дети: белый гриб – груздь - опята – лисички – сыроежки - шампиньон – подосиновик – масленок – подберезовик – волнушка – рыжик;
Ведущий: Найдите срединный объект, для этого отсчитайте 5 картинок справа и 5 картинок слева, та, которая останется – находится посередине, она – срединный объект;
Дети: Шампиньон;
Ведущий: Отлично! Теперь можете задавать мне вопрос;
Дети: Гриб который вы загадали находится справа от шампиньона?
Ведущий: Нет;

Ведущий закрывает все картинки, которые находятся справа, и предлагает детям снова найти середину. 
Ведущий: Давайте снова найдем среднюю картинку. Что для этого нужно сделать?
Дети: Посчитать. Посередине – опята; 
Ведущий: Молодцы! Кто может задать вопрос?
Дети: Гриб который вы загадали находиться слева от опят?
Ведущий: Да;
Дети: Вы загадали белый гриб?
Ведущий: ДА!

Результат

Объект найден. Закреплены пространственные понятия «слева - справа». Закреплено понятие «царство грибов»

Карточка № 8

Игра на классификацию объектов по заданному признаку.

Название игры

«Хвосты и ноги – части животных».

Возраст

5 – 6 лет

Цель

Дать детям знания о том, что все объекты мира имеют некий набор общих признаков: цвет, форма, размер, материал, составляющие части)

Правила игры

Разложить картинки с изображением объектов животного мира на три группы (первая – животные, имеющие хвосты, вторая – имеющие ноги, третья – не имеющие ни того, ни другого).

Оборудование

Набора картинок с изображениями различных объектов животного мира

Игровое действие

Ведущий, что надо разложить предложенные картинки на 3 группы: первая – животные, имеющие хвосты; вторая – имеющие ноги; третья – не имеющие ни того, ни другого.

Дети классифицируют объекты животного мира  обосновывают свой выбор.

Результат

Картинки разделены на три части и дети дают обоснование данного деления.

Карточка № 9

Игра «Да – нет» с геометрическими формами (объемными или плоскостными) разного размера и цвета.

Название игры

«Да – нет»

Возраст

5 - 6 лет

Цель

Учить детей сужать поле поиска на горизонтальной плоскости. Использовать при этом  понятия «правая – левая», «дальня - ближняя»  части стола; центр,  угол, сторона стола и угадать геометрическую форму на столе

Правила игры

Найти загаданный объект, задавая вопросы по его поиску и не перечисляя названия объектов, а сужая поле поиска, отсекая часть плоскости стола

Оборудование

Стол, на котором расположены вразброс разные геометрические формы разного размера и цвета.

Игровое действие

Красный маленький круг

Красный большой овал

Розовый маленький овал

Синий большой квадрат

Коричневый маленький треугольник

Голубой большой прямоугольник

Оранжевый большой треугольник

Фиолетовый маленький прямоугольник

Зелёный большой круг

Отгадать геометрическую форму с помощью сужения поля поиска на плоскости (загадан розовый маленький овал, расположенный в правом дальнем углу).

Вопросы, на которые отвечают «да»:

  • Это геометрическая форма находится в дальней части стола?
  • Эта геометрическая форма  находится в правой  дальней части стола?
  • Эта геометрическая форма находится в дальнем правом углу?
  • Это розовый маленький овал?

Результат

Геометрическая форма найдена. Выявлено основное правило игры.

Карточка № 10

Игра на классификацию объектов рукотворного мира у детей дошкольного возраста

Название игры

«Да - нет» на тему: «Чем этот предмет помогает человеку?»

Возраст

5 лет

Цель

Объяснить ребенку разделение объектов рукотворного мира по назначению.

Правила игры

Разложить на столе карточки с изображением объектов рукотворного мира  на группы  по назначению.

Оборудование

Набор картинок с изображением 4-х классификационных групп (транспорт, посуда, обувь, здания)

Игровое действие

Воспитатель организует обсуждение по теме: «Чем этот предмет помогает человеку?». Дети обсуждают назначение каждого предложенного рукотворного предмета и определяют его принадлежность к каждой группе.

Загадан предмет мебели - стол

Вопросы:

Объект относится к рукотворному миру?

– Это относится к мебели?

– Это удерживает человека?

– Этот объект сделан из дерева?

– В нём есть прямоугольная форма?

– Этот предмет ниже девочки?

– Он находится в группе?

– У него есть части?

– У него одна часть больше остальных?

– Это стол? (Да)

Результат

Заданный объект рукотворного мира найден. Картинки разделены на четыре группы. Дети дают обоснование данного деления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние дидактической игры на познавательное развитие детей раннего возраста"

Из опыта работы по познавательному развитию детей раннего возраста...

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Применение интерактивных дидактических ирг в ДОУ делает этот метод универсальным....

Дидактические игры по познавательному развитию (старший дошкольный возраст)

Дидактические игры предназначены к использованию педагогом на  занятих по формированию элементарных математических представлений....

Использование ИКТ и дидактических игр в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Мир, в котором развивается современный ребёнок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому з...

Электронное пособие Роль дидактической игры в познавательном развитии детей раннего возраста

Роль дидактической игры в познавательном развитии детей раннего возраста...

«Игры на липучках» - дидактическое пособие для познавательного развития детей дошкольного возраста».

laquo;Игры на липучках» - дидактическое пособие для познавательного развития детей дошкольного возраста».Кривогина Мария Олеговна, воспитательГБОУ СОШ № 1 д/с «Умка», г. Нефте...

Консультация для молодых специалистов: «Игры на липучках» - дидактическое пособие для познавательного развития детей дошкольного возраста

Представляю вашему вниманию такой вид дидактических игр, как игры на липучках. Практика применения таких игр в мой педагогической работе с детьми показала высокий развивающий эффект. В своей работе пр...